Файл: Центр занятости населения правовые основы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 517

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 12130 рублей - в первые три месяца периода безработицы, 5000 рублей - в следующие три месяца периода безработицы;

для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 12130 рублей.

Компенсация безработному будет перечисляться до момента нахождения подходящей вакансии и трудоустройства его на новую работу. Однако, общий срок выплаты не превышает одного года в суммарном исчислении на протяжении полутора лет (кроме некоторых особых случаев). Региональные власти имеют право на утверждение более продолжительных сроков выплаты или на увеличение периода выплат при соблюдении каких- либо условий. Тогда деньги на пособие выделяются из регионального бюджета.34

Период начисления компенсации увеличивается сверх одного года на две недели за каждый год осуществления трудовой деятельности, превышающий требуемый страховой стаж, лицам с трудовых стажем, достаточным для назначения пенсии по возрасту.

В такой ситуации срок произведения выплат не может оказаться больше двух лет в суммарном исчислении на протяжении трех лет.

Данной категории лиц Центр занятости может предложить досрочный выход на пенсию, если:

  1. до назначения пенсии осталось не более 24 месяцев;

  2. не было перерыва в работе продолжительностью более одного

года на протяжении последних пяти лет;

  1. человек согласен на досрочную пенсию.

В соответствии со ст.35 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.12.2020) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.35Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в период выплаты пособия по безработице. Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.


Заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе осуществления социальных выплат (на любом этапе), действия (бездействие) должностных лиц и решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги работниками и должностными лицами, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, путем обращения в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа по почте, через многофункциональный центр, с использованием сети «Интернет», официальных сайтов органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также при личном приеме заявителя.36

Таким образом, 12 месяцев - это общая сумма календарных месяцев, в течение которых гражданин может получать максимальный размер пособия. Безработные граждане, не нашедшие работу по истечении двенадцати месяцев, могут претендовать на еще двенадцать месяцев выплаты пособия.

Однако, его размер будет уменьшен до минимально возможного - около восьмисот рублей. Кроме того, пособие выплачивается только тогда, когда гражданин регулярно является в центр занятости населения и отмечается как безработный, а также посещает вакансии, на которые его отправляет центр занятости в соответствии с его квалификацией.

В случаях, если безработный не посещает два раза в месяц центр занятости, пропустил по неуважительной причине очередную явку в центр занятости, а также если он игнорирует предложения (вакансии), которые предоставляет ему центр занятости, то он может быть лишен пособия по безработице и снят с учета как безработный по причине его фактической незаинтересованности в поиске работы.

Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть), работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы).

Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.-е. формирует общую политику занятости, осуществляет нормативно-правовое обеспечение трудовых отношений и отношений занятости. Работодатели осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и в организациях через формирование спроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда.



Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения, решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного.

Таким образом, ЦЗН реализует одно и главных направлений государственной молодежной политики - профессиональная ориентация, трудоустройство и занятость молодежи.37

ЦЗН принимают граждан, регистрируют в целях оказания содействия в трудоустройстве, признания безработными, профессионального обучения, назначения и выплаты пособий по безработице, стипендий в период обучения. проводят мероприятия по активной политике занятости, специальные программы: общественные работы, содействие трудоустройству особо нуждающейся категории граждан, создание дополнительных рабочих мест по временной занятости безработных и несовершеннолетних граждан в каникулярное время и т.д.38

ЦНЗ также занимаются выполнением программ социальной адаптации граждан, ищущих работу и безработных. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний - одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью.

Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству. Активная позиция государства в деле обеспечения занятости молодежи заключается в региональных программах по созданию рабочих мест для молодежи. Вот главный инструмент для эффективного трудоустройства молодых специалистов.

Ежегодно ЦЗН в весеннее - осенний период (в мае и сентябре), проводит «молодёжные» ярмарки вакансий и учебных рабочих мест. На ярмарках вакансий выпускники учебных заведений имеют возможность встретиться с работодателями по вопросу трудоустройства, получить информацию о ситуации на рынке труда, воспользоваться услугами автоматизированного банка вакансий. Посетители ярмарок могли проконсультироваться у специалистов Департамента социальной защиты.39

Также ЦЗН занимается организацией временного трудоустройства несовершеннолетней молодёжи в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Оказание материальной поддержки несовершеннолетним гражданам осуществляется из средств Областного бюджета, средств работодателей, средств местного бюджета.

На государственном уровне ежегодно проводится программа «Первое рабочее место» Данная программа предполагает взаимодействие с работодателями для того, чтобы предприятие само могло формировать свой кадровый резерв.


Существенными преимуществами для молодежи от реализации данной программы является то, что молодой человек получает практический опыт, а также может зарекомендовать себя как высококлассный специалист по полученной профессии, что в дальнейшем может послужить для трудоустройства молодого специалиста.40

Подводя итоги, необходимо отметить, что молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, контроль и помощь которой являются вопросами государственной политики.

Государство должно занять самую активную позицию в сфере трудоустройства молодёжи - разработать комплекс мер по закреплению молодых рабочих кадров, особенно в трудонедостаточных сегментах экономики. При этом важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось в основном с помощью экономических и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур, а не административных мер. Службе занятости в решении этих вопросов принадлежит центральная роль.41

Политика правительства на рынке труда на протяжении периода 1995­2019 гг. эволюционирует в направлении осознания этого обстоятельства, свидетельство тому - изменения законодательства о рынке труда. Это дает основания для прогноза благоприятного развития ситуации в вопросе трудоустройства.42

При этом, безработица среди молодых девушек в России выше, чем тот же показатель по молодым людям. Такая дискриминация вызвана потребностью работодателей в сотрудниках, готовых делать карьеру, редко брать отпуск и больничные листы. Статистические исследования показали, что заработная плата для девушек несколько меньше, чем оплата труда мужчин на той же позиции. Прием на работу различными отраслями экономики осуществляется неравномерно.

На трудоустройство влияет наличие высшего образования.

На сегодняшний день основная проблема работодателей связана с адаптацией молодёжи к текущему производственному процессу. В России отсутствуют структуры, ориентированные на решение вопросов в сфере молодёжной политики. На сегодняшний день показатель безработицы среди молодежи в России достиг 14%, что во много раз превышает соответствующий показатель по другим возрастным группам.

Правительство страны разрабатывает методы преодоления этой ситуации, которые включают в себя:

  1. Изменение налогового законодательства в части создания льгот для некоммерческих организаций, осуществляющих работу с молодежью.

  2. Введение системы квотирования рабочих мест для молодых специалистов.

  3. Обеспечение занятости выпускников, вернувшихся из армии.

  4. Разработку механизмов льготного кредитования молодых семей.

  5. Совершенствование системы подготовки управленческих кадров по делам молодежи.

  6. Разработку социальной поддержки молодёжи

  7. Поддержку патриотическому и нравственному воспитанию.


Проблема трудоустройства молодёжи является одной из ведущих как в России, так и во всем мире. Решение этой задачи позволит использовать энергию, высокую работоспособность и быструю обучаемость молодых кадров для экономического роста и развития.

Отсутствие рабочих мест для молодежи приводит к дестабилизации экономики, социальным волнениям, неравномерности развития различных отраслей народного хозяйства, оттоку специалистов в страны с более развитой экономикой, способные предложить рабочие места.

Вопрос безработицы молодежи остается одним из самых острых на сегодняшний день.

Выводы по первой главе

В настоящее время перед российским обществом достаточно остро стоит проблема безработицы трудоспособного населения, решить которую, по определению, невозможно. Однако на нее можно повлиять посредством эффективных мер социальной политики, проводимой государством в отношении защиты различных категорий граждан от безработицы. Политика занятости ставится в один ряд с бюджетной, налоговой и других областей социальной политики (образования, здравоохранения и т.д.).

Безработицу как сложное экономическое явление невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное, но и позитивное значение. Безработица обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд в связи с вводом в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами нельзя обеспечить только за счет естественного прироста экономически активного населения. Многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении квалификации и т.д. и решить эту проблему в целом ряде случаев можно только с отрывом от производства. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан.

Таким образом, социальные гарантии в сфере занятости населения представляют собой совокупность предусмотренных законодательством социально-экономических прав и правомочий (возможностей) по реализации конституционного права на защиту от безработицы, которые в данный период государство, общество могут обеспечить гражданам при потере ими работы и безработице.