Файл: Философия и методология научного познания план лекции.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

План лекции:

План лекции:

1. Специфика науки и её место в системе культуры

2. Структура и уровни научного знания

ПРИЗНАКИ НАУКИ КАК ЗНАНИЯ:

ПРИЗНАКИ НАУКИ КАК ЗНАНИЯ:

1.Является систематизированным знанием;

2.Научные утверждения есть логически организованная система.

3.Научное знание является общественным достоянием, оно объективировано в материальной форме в виде знаков, фиксировано в языке естественном и искусственном.

4.Наука как знание является теоретическим знанием, она представляет собою систему или системы теорий.

5. Научные теории непосредственно или опосредованно служат практике и опираются на прочный фундамент фактов, установленных в производственной, социально исторической или научной практике.

6. Будучи системой теорий, наука способна объяснять многочисленные явления и связи в настоящем и предсказывать ход развития в будущем.

КЛАССИФИКАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ: «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ» И «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВРЕМЕННÓЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПО ФАЗАМ:

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р. Мертон фиксирует девять типов амбивалентностей научного этоса.

1). Ученый должен как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями.

2). Ученый должен быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию.

3) быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной моде;

4) стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других;

5) защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;

6) прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество;

7) всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено;

8) воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много времени и внимания;

9) учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него.

Р (Proprietary) - на науку распространяется право собственности, патента взамен всеобщего владения научным знанием;

L,A (Local, Authoritarism) - исследовательская работа решает локальные конкретные задачи, которые определяются авторитарным начальством и более не выбирается учеными автономно;

C (Commissioned) - научно-исследовательская работа делается на заказ, а не ради «чистой науки»;

Е (Expert Work) - научная работа осуществляется ограниченным кругом экспертов, а не всем компетентным в данной теме научным сообществом.

Системы антинорм были предложены и другими авторами, например Р. Богуславом, И. Митроффом, С. Фуллером. Эти системы антинорм подробно анализируются и являются предметом научных дискуссий.

НОРМЫ НАУЧНОЙ ЭТИКИ

Дисциплинарная матрица включает в себя такие науки, как: физика, химия, биология, социология, история и т. д.

Развитие этой матрицы происходит на основе двух взаимосвязанных тенденций: дифференциации и интеграции наук.

Функции науки как социального института:

Тенденции осмысления науки:

Тенденции осмысления науки:

– внимание к взаимоотношению «наука и общество»;

– ответственность за судьбу развития науки и современной культуры;

– толерантность в отношении к инакомыслию как стилю современного рационального познания и философствования;

– стремление к достижению договоренности на основе междисциплинарного диалога, обращения к языку, учитывая неполноту взаимных интерпретации и перевода дисциплинарных дискурсов;

– установки на междисциплинарность, предполагающую, что полнота ответа на вопрос «что значит знать?» зависит от доверительности совместного коммуникативного усилия;

– внимание к проблеме этоса современной науки.

Научное знание характеризуется:

Цели:

Цели:

Эмпирический уровень: добыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности.

Теоретический уровень: провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой.

Основные критерии, по которым различают эти уровни:

1) характер предмета исследования;

2) тип применяемых средств исследования;

3) особенности метода.

Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но её видение, её представление в знаниях будут даваться по-разному.

Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними.

На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде.

Эмпирическое и теоретическое имеет дело с разными срезами одной и той же действительности.

Основные методы ЭУ:

Основные методы ЭУ:

1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которого она выдвигается.

2. Принципиальная проверяемостьгипотезы.

3. Приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений.

4. Максимально возможная принципиальная простота гипотезы.

Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания).

1. Результат теоретического исследования – теория, концепция или какие-либо теоретические построения – конструкции должны отвечать следующим критериям для любых отраслей научного знания:

1. предметностью; 2. полнотой; 3. непротиворечивостью;

4. интерпретируемостью; 5. проверяемостью; 6. достоверностью.

2. Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования:

1. Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в данной научной области).

2. Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что исследователь хочет оценить.

3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением.

4. Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса.

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ:

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ:

а) Анализ и синтез

Анализ - это приём мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития.

Синтез - прямо противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое.

Некоторые виды абстракций:

Под индукцией понимается движение мысли от частного к общему. Индуктивные умозаключения делятся на следующие основные группы: полная индукция и неполная индукция.

ИМ - история изучаемого объекта воспроизводится во всей своей многогранности, с учётом всех зигзагов и случайностей.

Например, в медицине создаётся история болезни и собирается анамнез (совокупность сведений) при обследовании больного для того, чтобы картина была целостной.

Этот метод имеет универсальное применение, т.к. позволяет получить представление об эмпирической истории объекта изучения.

Логический метод - это воспроизведение в мышлении сложного развивающегося (или развившегося) объекта в форме исторической теории.

Задача логического метода противоположна историческому методу. Он - тот же исторический, только взятый как бы в "чистом виде", т.е. очищенный от случайностей.

Логически воспроизведённая история, но освобождённая от всего случайного, несущественного. В ней сохраняется только то, что закономерно, необходимо.

а) Наблюдение - целенаправленное и организованное восприятие объекта. Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств.

К структурным компонентам наблюдения относятся: сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения и средства наблюдения - установки, приборы и измерительные инструменты.

б) Сравнение — метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.

Достоинства эксперимента:

I) возможно изучение того или другого объекта в чистом виде;

2) он позволяет изучать объекты в искусственно создаваемых условиях (сверхнизкие или сверхвысокие температуры и т.д.);

3) основным достоинством эксперимента является его повторяемость.

а) Восхождение от абстрактного к конкретному

в) Аксиматический метод

г) Гипотетико-дедуктивный метод

Критикует метод верификации, так как он строится на убеждение, что знание может быть абсолютно истинным.

Рост знания достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания.

Основным критерием научной рациональности является не доказуемость, а его опровергаемость.

Научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений.

Научная революция — это смена научным сообществом объясняющих парадигм.

Сравнивать следует не теории, а научно-исследовательские программы, каждая из которых содержит несколько теорий.

Абсолютная модели рациональности нет

Наука представляет собой по сути анархистское предприятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок.

(Пол Фейерабенд. «Против метода. Очерк анархистской теории познания»).

1) исследуется особый объект - социальная действительность. Познающему субъекту приходится постоянно сталкиваться со сложным миром субъективной реальности.

2) человек познает и свою собственную деятельность, воплощенную в различных формах культуры.

3) в познании социальной действительности нельзя не учитывать многообразие различных ситуаций общественной жизни людей.

4) социальное познание ориентировано на человека, группу людей, историческую ситуацию, которые всегда индивидуальны, особенны и уникальны.

5) Аксиологический компонент. (интересы и потребности людей, ценностные ориентациями). Обществознание обязательно учитывать ценностные ориентации людей.

  • Классическая концепция истины в социальных науках утверждала принцип объективности и следовала формуле отражения общества как объекта познания в сознании познающего субъекта: О — S.
  • В рамках классического понимания истина — одна, а заблуждений много. Монополия на истину — в значительной мере продукт убеждения в ее единственности и следующих за этим притязаний на владение ею.
  • Неклассическая концепция истины вынуждена признать присутствие субъекта познания в таком объекте познания, как общество, и перейти от формулы О — S к формуле O/S — S.
  • Неклассическое знание, ярко проявляясь в квантовой физике или гуманитарных науках, соседствует с классическими представлениями в других. Тенденция к появлению новых постнеклассических парадигм обнаруживается в различных науках в неодинаковой мере. Так, в социологии влияние этих парадигм обнаруживается в направлениях, применяющих «гибкие», «мягкие» методы — в этнометодологии, феноменологии, в постмодернистских подходах.
  • Постнеклассическая трактовка истины признает уже не только наличие субъекта в социальной реальности, но и его практическую роль, в том числе в социальном конструировании самой этой реальности, усложняя процесс получения истины до 0/S/P — S, где О — объект, S-практический или познающий субъект и Р — практика.
  • При этом субъектом познания в таких концепциях чаще всего выступает общество, являясь вместе с тем объектом познания.
  • Объективность знания во всех трех моделях научности и рациональности — классической, неклассической и постнеклассической — достигается стремлением субъекта познания к адекватному воспроизведению изучаемой реальности, сколь бы сложной она ни была.



Классическая наука

Постклассическая наука

1.

Вынесение субъекта за рамки объекта.

Признание субъектности знания и познания.

2.

Установка на рациональность.

Учет внерациональных способов познания.

3.

Господство динамических закономерностей.

Учет роли и значения вероятностно-статистических закономерностей.

4.

Объект изучения – макромир.

Объект изучения - микро-, макро- и мегамир.

5.

Ведущий метод познания – эксперимент.

Моделирование (в том числе математическое).

6.

Безусловная наглядность.

Условная наглядность.

7.

Четкая грань между естественными и гуманитарными науками.

Стирание этой грани.

8.

Отчетливая дисциплинарность. Преобладание дифференциации наук.

Дифференциация и интеграция (теория систем, синергетика, структурный метод).


СПАСИБО!