Файл: С. А. Рассадина, О. Н. Бондарева.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
Н.Я.Данилевский (1822-1885) – российский публицист и социо- лог, разделял взгляды славянофилов. В сочинении «Россия и Европа»
(1869) выдвинул идею обособленных «культурно-исторических ти- пов» (локальных цивилизаций), каждый из которых должен, подобно живому организму, пройти через периоды становления, расцвета и угасания. Своеобразие культурно-исторических типов Данилевский видел в характерном для каждого из них сочетании доминирующих видов деятельности. Особые надежды возлагал на «славянский» куль- турно-исторический тип, поскольку считал его «четырехосновным».
О.Шпенглер (1880-1936) – немецкий математик, историк и фило- соф. Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организ- мов», проходящих определенный жизненный цикл и выражающих
«душу» разных народов. Ключ к пониманию своеобразия культуры –
«первосимвол», хранящийся в ее «душе» и воплощаемый во всех зна- чимых культурных формах. Когда творческий потенциал культуры иссякает, она в преддверии своей гибели перерождается в «цивили- зацию», в которой господствует голый техницизм, лишенный духов- ного содержания. Главное произведение О.Шпенглера – «Закат
Европы» (1918-1922).
А.Дж.Тойнби (1889-1975) – английский историк и социолог, ди- пломат и общественный деятель. В культурологическом исследова- нии «Постижение истории» (1934-1961) обобщил факты из прошлого более чем двадцати разнообразных культур и выдвинул теорию кру- говорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии роста, развития, надлома и разложения. Развитию цивилизаций, по мнению Тойнби, способ- ствуют неблагоприятные обстоятельства, природные или историче- ские. Именно они становятся стимулом для активизации потенциала
«творческой элиты», которая затем увлекает за собой «инертное большинство» – так в ответ на внешний вызов рождается новый тип культуры.

13

2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
МИФОЛОГИЯ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Задание 2.1
В задании приведены отрывки из научных трудов и произведе- ний художественной литературы, в которых описываются верования и обычаи архаических народов. Определите, какой мировоззренче- ский принцип отражен в каждом из примеров. На основании каких признаков вы сделали свое заключение?
1. Для того, чтобы увидеть духов, – рассказывают виннебаго
1
, – дедушка Джобенангивинксга постился почти до смерти. Первый раз он постился четыре ночи и тогда ему с ревом и грохотом явились Ноч- ные Духи. Они предстали перед ним и сказали: «Человек, ты измучил себя жаждой, поэтому мы готовы благословить тебя. Это говорим мы,
Ночные духи». Они пообещали даровать ему долгую жизнь и удачу на войне. Но вот он взглянул на них и увидел, что это всего лишь ма- ленькие птички, подшутившие над ним.
2. Малгаши
2 связывают все недуги с действием злых духов, по- этому в случае болезни они обращаются к колдуну, и тот лечит их посредством так называемой фадидры. Фадидрой может быть любой предмет: травинка, кусок дерева, овца, тыква, вода, которой больной полощет себе рот и т.д. Когда жрец перечислит над этим талисманом всех злых духов, которые могли вызвать данную болезнь, он поручает фадидре взять их прочь навсегда, и она выбрасывается долой, а вме- сте с нею и болезнь.
3. В местности Ивопатака, – рассказывают аранда
3
, – некогда жило множество людей-воронов, которых они называют нгапа. Нгапа питались съедобными корнями растения манна латьиа. Однажды вождь племени людей-воронов полетел на запад и достиг местности
1
Виннебаго – индейский народ в Северной Америке, живет на территории штатов
Висконсин и Небраска.
2
Малгаши (мальгаши, малагасийцы) – исконное население Мадагаскара.
3
Аранда живут в Австралии.

14
Мулати, где жили люди-латьиа. Латьиа дали ворону большое ко- рыто корней, но на следующий день, когда они закопали оставшиеся коренья в землю и ушли за новым запасом, человек-ворон выкопал коренья и улетел вместе со всеми припасами. Люди из Мулати, решив отомстить за кражу, объявили войну людям из Ивопатаки. Человек- ворон бросился бежать, но люди-латьиа забросали его палицами, и он упал. И вот все люди-вороны и люди-латиа вошли в пещеру и превра- тились в чуринги
4 4. Чингачгук заговорил на делаварском
5
языке. Жесты его были выразительны и энергичны. Один раз он высоко поднял руку и затем, опуская ее, откинул этим движением складки своего легкого плаща; он приложил палец к груди, как будто желая подтвердить этим же- стом значение своих слов. Глаза Дункана следили за жестом индейца, и он увидел на смуглой груди вождя прекрасно, хотя и бледно, нари- сованное синей краской изображение змееподобной черепахи. Следо- пыт отвернулся от своего краснокожего друга и сказал Дункану: «Те- перь нам известно то, что по воле небес может принести нам добро или зло. Наш друг Чингачгук – сагамор делаваров и великий вождь черепах!»
5. Мужчины клана эму
6
полагают, что способствуют размноже- нию этой птицы тем, что рисуют на земле ее священное изображение, в особенности тех частей ее тела, которые считаются наиболее лако- мыми кусками. Мужчины рассаживаются вокруг рисунка и поют.
Кроме того, танцоры в головных уборах, по виду напоминающих ма- ленькую голову и длинную шею эму, показывают, подражая повад- кам птицы, как она стоит и вертит головой, оглядываясь по сторонам.
6. Мужчины племени юинов
7
собирают юношей этого народа и торжественной процессией в сопровождении шума трещоток отправ-
4
Чуринга – священный предмет у народов Австралии. Чуринга символизирует собой первопредка или душу самого человека – его сакральный облик. Внешне чуринга представляет собой плоский камень или дощечку, на которую нанесены абстрактные символические узоры.
5
Делавары – индейский народ в Северной Америке, живет на территории штатов
Оклахома, Канзас и в районе Великих озер.
6
Такой клан существует в Австралии.
7
Юины – одно из племен, населявших Австралию.


15 ляются к горе. По дороге на каждой остановке исполняются магиче- ские танцы. Все время пути юноши должны смотреть только себе под ноги, когда же им приказывают поднять глаза, они видят перед собой мужчин в масках и вырезанное из дерева изображение божества Да- рамулуна высотой в три человеческих роста. Некоторое время спустя юношам велят закрыть глаза, главный колдун, исполняя ритуальный танец, приближается к каждому новичку, хватает его за голову и с помощью долота и молотка выбивает ему передний резец. Обычно молодые люди выдерживают это испытание с полным безразличием.
Затем юношам открывают великую тайну: Дарамулун видит с неба все, что делают люди. Это он заботится о человеке после смерти. Это он основал весь обряд и обучил ему людей. Это он дал людям законы, по которым они живут. Потом следуют танцы и пантомимы, пред- ставляющие события, произошедшие в начале времен на заре мира.
7. Мадагаскарским воинам запрещается есть некоторые виды пищи из опасения, что это может вызвать опасные последствия. Они, например, не могут пробовать мясо дикобраза, так как существует риск, что это животное с его склонностью при виде опасности свора- чиваться в клубок, передаст свой робкий нрав тем, кто вкусит его мясо. Ни один воин не должен также есть колено быка, чтобы не стать, подобно быку, слабым в коленях и неспособным участвовать в походах. Воину также нельзя есть мясо погибшего в схватке петуха или любого животного, убитого копьем, иначе сам воин рискует пасть на поле битвы.
8. Батаки
8
разделены на кланы. Одному клану запрещено есть мясо тигра, другому – мясо обезьяны, третьему – мясо крокодила, чет- вертому – мясо собаки, пятому – мясо голубя, шестому – мясо белого буйвола, седьмому – саранчу. В качестве причины воздержания от мяса того или иного животного члены клана приводят то обстоятель- ство, что они ведут свой род от животных этого вида и после смерти их души могут переселиться в этих животных; либо утверждают, что они или их предки в долгу перед этими животными. В некоторых слу- чаях клан носит имя животного.
8
Батаки – народ, живущий на острове Суматра. В наши дни этот остров принадлежит
Индонезии.

16 9. На островах Тонга
9
бытует верование, что если кто-то после прикосновения к священной особе вождя или к принадлежащей во- ждю вещи дотронется руками до своей пищи, то распухнет и умрет: святость вождя, подобно сильному яду, заражает руки подданного и, перейдя на него через пищу, оказывается смертоносной. Простолю- дин, подвергшийся такой опасности, может очиститься, прикоснув- шись к подошве вождя ладонью и тыльной стороной обеих рук, затем руки споласкиваются водой. После этого человек может брать пищу руками, не боясь заболеть. Если же ему захочется поесть до соверше- ния обряда очищения, неосторожный подданный должен найти того, кто накормит его, либо опуститься на колени и, как животное, брать пищу ртом.
10. Когда манделинг
10
прорубает в лесу просеку и оказывается перед необходимостью повалить преграждающее ему путь высокое дерево, он не пускает в ход топор, пока не произнесет следующую фразу: «Дух дерева, не обижайся, что я подрубаю твое жилище. Де- лаю я это не по собственному желанию, а по приказу инспектора».
Манделинг выходит на середину делянки, наклоняется и делает вид, будто поднял листок бумаги. Развернув воображаемый листок, он громким голосом якобы читает письмо голландского правительства, в котором ему строго-настрого предписывается приступить к рас- чистке делянки. После этого манделинг говорит: «Вы слышите меня, духи. Я должен начать расчистку сейчас же, а не то меня повесят».
11. Когда жители архипелага Фиджи
11
– а происходило это до- вольно часто – живьем закапывали человека в землю, то с наступле- нием сумерек они обычно с помощью бамбуковых палок, раковин и других предметов устраивали сильнейший шум, чтобы отпугнуть душу погребенного и воспрепятствовать ей вернуться в свой дом.
А чтобы сделать этот дом непривлекательным для души, фиджийцы
9
Острова Тонга (острова Дружбы) находятся в юго-западной части Тихого океана и входят в состав Полинезии. Населены полинезийским народом – тонгианцами.
В наше время на этих островах существует королевство Тонга.
10
Манделинги – народность в Индонезии (острова Суматра, Ява).
11
Архипелаг Фиджи находится в юго-западной части Тихого океана, на нем распо- ложено государство Фиджи. Население островов смешанное: помимо собственно фи- джийцев там живут индийцы, китайцы и др.


17 разбирали его крышу и покрывали дом всяким хламом – различными вещами, которые считали отталкивающими для души. Точно так же американские индейцы вечером того дня, когда они насмерть заму- чили пленника, бегали по деревне с ужасными воплями и колотили палками по утвари, стенам и крышам домов, чтобы не дать душе жертвы поселиться среди них и отомстить за мучения.
12. У айнов
12
есть миф о женщине, которая родила сына от мед- ведя, и многие айны, живущие в горах, гордятся тем, что ведут свой род от медведя. Таких людей считают «потомками медведя», и они с гордостью говорят о себе: «Что до меня, то я дитя бога гор. Мой род восходит к богу, который правит в горах». Айны, хотя и убивают мед- ведя при первой возможности, совершают разделку туши с соблюде- нием особых церемоний, стараясь умиротворить божество: тем са- мым свидетельствуют медведю свое почтение, отвешивая поклоны и одаривая его ритуальными фигурками-инау. Черепа убитых медведей висят на почетных местах, их именуют «божественными храните- лями», «дорогими божествами» и совершают в их честь возлияния пивом из проса.

Ключ к заданию
Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность влиять на судьбу человека: лечить болезни, оберегать от житейских невзгод, по- могать в делах.
Анимизм – вера в души, духов, вера в одушевленность всех явле- ний окружающего мира.
Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между человече- скими группами (родами) с одной стороны и природным миром с дру- гой. Тотем – животное, растение или иной природный объект – вос- принимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом, а также каждого ин- дивида в отдельности.
12
Айны – народ, живущий на острове Хоккайдо в Японии.

18
Табу – ритуальный запрет, налагаемый на какое-либо действие.
Магия – действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или чело- века. Магическое мышление основывается на двух принципах. Пер- вый из них – «закон подобия» – гласит: подобное производит подоб- ное, или следствие похоже на свою причину; следовательно, можно обеспечить себе желаемый результат путем его имитации. Магиче- ские действия, основанные на законе подобия, называют имитатив- ной или гомеопатической магией. Второй принцип – «закон кон- такта» – гласит: вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, после прекращения прямого контакта продолжают взаимо- действовать на расстоянии; следовательно, воздействуя на один из этих предметов, можно повлиять и на другой. Магические действия, основанные на законе контакта, называются контагиозной магией.
Мана – сверхъестественная сила, присущая некоторым людям, животным, предметам, духам.
Инициация – обряд посвящения. Чаще всего инициация прово- дится в связи с переводом юношей и девушек в класс взрослых людей.
Миф – изложение сакральной истории. Миф повествует о собы- тии, которое произошло во времена «начала всех начал» и стало мо- делью для подражания при любом сколько-нибудь значительном про- явлении человеческой активности.
Задание 2.2
В мифологии народа запечатлевается его жизненный мир. Про- анализируйте с этой точки зрения приведенные мифы. Какими наро- дами они были созданы? Какие культурные ценности и исторические реалии получили в них отражение? Каким может быть прочтение этих мифов в психологическом, повседневном, космологическом и духовно-символическом плане?
У каких народов известны типологически родственные мифоло- гические сюжеты?
Какие мифологические мотивы из этих преданий встречаются в других культурах?


19
 М и ф о б О с и р и с е
Земное царство бога Ра, населенное людьми, со временем уна- следовал его правнук Осирис, бог живой природы. Осирис дал людям законы, отучил их от людоедства и научил сеять злаки, сажать вино- градники. Именно благодаря Осирису египтяне умеют строить пло- тины и оросительные каналы, необходимые в сезон всходов, когда свирепствует зной и мелеет Нил. Так египетский народ был избавлен от угрозы голода, люди научились выпекать хлеб, делать вино и пиво.
Кроме того, Осирис научил жителей Египта добывать и обрабатывать медь и золото. В годы правления Осириса египтяне познакомились с математикой, астрономией, строительным делом, медициной и другими науками. Богиня Исида, сестра и супруга Осириса, научила людей совершать религиозные обряды, творить чудодейственные заклинания и делать амулеты, спасающие от бед. Бог Тот, сподвиж- ник царя Осириса, дал людям письменность. Для Египта наступил золотой век!
Младший брат Осириса Сет, олицетворение пустыни и смерти, задумал погубить благого бога. По одной версии мифа, Сет однажды на пиру преподнес Осирису роскошный саркофаг. Когда Осирис ре- шил опробовать подарок и лег на дно ящика, заговорщики захлоп- нули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. По другой версии, Сет зарезал Осириса крестьянским серпом и разбросал его тело по всему Египту.
13
Исида разыскала куски тела и сложила их во- едино. Прежде чем предать супруга земле, Исида зачала от мертвого
Осириса. Так был рожден солнечный бог Гор. Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом и одолел его, а затем отстоял перед судом богов право считаться полноправным наследником своего отца. За- тем Гор оживил Осириса. Однако воскресший Осирис предпочел остаться в царстве мертвых, где ему отныне и вовеки веков принад- лежит роль верховного судьи. Выслушав рассказ умершего о земной жизни, Осирис, следуя закону справедливости, вознаграждает добро- детельных и карает грешников.
13
Этот вариант мифа объяснял, почему в каждом номе Египта была своя священная гробница Осириса.

20
Сложность мифа об Осирисе ощущалась самими египтянами, так славившими этого бога: «О, Осирис! Ты умеешь становиться юным, когда тебе угодно! Боги и люди питаются от тебя! Но ты еще и царь преисподней!»

М и ф о б И н д р е
Индра – бог, наиболее часто упоминаемый в Ведах. Он олице- творяет собой стихию грозы. Светло-русый, в отличие от темных сы- нов юга, мчится он на своей колеснице, которую несут по воздуху блестящие кони; вооруженный громовой палицей, мечет он молнии во все стороны. Небо и земля повинуются его воле: он простирается своим телом над ними обоими, землю он покрывает одним пальцем ноги, а в сжатом кулаке держит Индра весь мир. По отношению к человеку Индра дружелюбен, щедр и всегда готов прийти на по- мощь. Индра приносит процветание, урожай, богатство, скот и муж- скую силу.
Сам Индра – великий воин, преисполненный яростной силы, в битве он предстает непобедимым богатырем и страшным сокрушите- лем врагов. Своей воинской мощью он заметно выделяется среди небожителей. Едва Индра родился на свет, как сразу же взял в руки оружие и явился перед божественными соплеменниками в своих си- яющих золотом доспехах, спеша доказать всем свое превосходство в силе.
Врагами Индры являются все демоны, вредящие богам и притес- няющие людей. Многие, многие века длилась битва богов с их про- тивниками, асурами, и всегда Индра, возглавлявший божественное воинство, побеждал соперников. Одним из главных поединков Ин- дры был бой с демоном Вритрой – змееподобным чудовищем, кото- рое, по одной версии мифа, лишило мир солнца, а по другой – сте- регло небесные воды, держа их взаперти, отчего на земле установи- лась страшная засуха. И вот, стоя высоко в воздухе, метнул Индра свое копье в Вритру. Тот же, окутавшись туманом, внезапно бросился на грозного бога, но Индра острым оружием одолел врага. Борьба их так страшна, что небо и земля дрожат, а боги в страхе бегут, когда