Файл: С. А. Рассадина, О. Н. Бондарева.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38
Задание 4.3
Эта легенда родилась в Сирии около V в. н.э. и ей суждено было обрести великое будущее в литературах Средневековья, от Франции до Руси. Вашему вниманию предлагается византийская версия XI в.
Каким духовным потребностям эпохи отвечала эта легенда?
Какие евангельские мотивы встречаются в тексте?
Что является в глазах Алексия истинным и что – ложным благом?
Соответствует ли жизненный путь христианского святого Алек- сия идеалам и ценностям других религий?
Ж и т и е и д е я н и я ч е л о в е к а Б о ж и я А л е к с и я
Во время оно в городе Риме у благонравных и богобоязненных родителей по благочестивой их молитве о ниспослании наследника родился сын, нареченный при крещении Алексием. Когда он достиг надлежащего для учения возраста, ему преподали грамоту, и добро- нравное чадо в краткое время усвоило азы знания, а затем грамматику и церковные книги, постигло философию и риторику, став премуд- рым. Когда же Алексий возмужал, заботливые родители выбрали ему в жены девушку царского рода, превосходившую всех красотой и бо- гатством. Обвенчали молодых с честными иереями в святом храме и, проводив их в свадебный покой, весь день провели в веселии.
Алексий же, войдя в покой с дарами для супруги своей, сказал ей: «Прими это, и Господь да будет между мною и тобой, пока на то воля Его». Той же ночью, взяв долю от богатств своих, покинул он дом и, придя к пристани, взошел на корабль и отплыл на восток. При- быв в Сирию и сойдя на землю, вознес Алексий молитву в таких сло- вах: «Господь Бог, сотворивший небо, землю и море, спаси меня от суетной жизни сей и удостой меня вкусить благ Твоих со всеми угод- никами Твоими, ибо ты милостив, Спаситель, и мы славим Тебя во веки веков». И войдя в город, Алексий продал все, что у него было, и роздал деньги бедным. Облекшись в нищенское рубище, сел он про- сить подаяние у храма Пресвятой Богородицы, соблюдал строжайший

39 пост и еще более строгое бдение. Съедал Алексий две унции хлеба, а две унции воды были ему питьем, и всю неделю он жил в воздержа- нии, а ночи проводил, бодрствуя.
Родные в Риме, скорбя об исчезновении Алексия, отправили ра- бов во все стороны света на поиски его. Прибыли рабы и в тот город, где жил Алексий, и увидели его, но, не узнав, подали милостыню, как простому нищему. Алексий тогда восславил Бога и сказал: «Благо- дарю Тебя, Господи Боже, что удостоил меня ради Твоего святого имени принять подаяние от рабов моих». И все рабы вернулись в Рим и сказали господину, что нигде не нашли сына его.
Семнадцать лет провел Алексий при храме Пресвятой Богоро- дицы. И молва о жизни человека Божия прошла по всей земле. Когда
Алексий понял, что святость его открылась всем, он бежал морем из того города и вновь оказался в Риме. Выйдя на берег, Алексий сказал:
«Никому более я не буду обузой, но приду в дом отца моего, ибо до- машние меня не узнают». Встретив отца своего в городе, обратился
Алексий к нему с такими словами: «Раб Божий, окажи милость захо- жему нищему и дай угол в доме твоем, чтобы питаться мне крохами, падающими от стола рабов твоих, и Бог благословит дни твои и да- рует Царствие Небесное». И отвели Алексию закут в сенях, и еще семнадцать лет жил он, не узнанный в отчем доме, терпя насмешки, побои и обиды от рабов.
Когда же Богу было угодно взять доверенное им Алексию сокро- вище, тот попросил раба принести писчие принадлежности и записал всю жизнь свою и сокровенное, знаемое лишь отцом и матерью, чтобы узнали они, кто это, и увидели, что это сын их Алексий. И вот в воскресенье во время литургии от престола изошел невидимый глас:
«Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме». И по тому ука- занию отправились к дому отца Алексия, где и нашли его. Но Алек- сий уж разрешился от бренной плоти. Тогда прочитали они, что напи- сал человек Божий перед смертью своей. И безмерна была скорбь близких его, когда узнали они, что жил Алексий, не узнанный подле них столько лет. Стал стекаться народ, чтобы поклониться честным останкам его. Страдавшие от тяжких недугов, взглянув на святого, исцелялись: немые заговорили, слепцы прозрели, одержимые нечи- стым духом стали здоровы, прославляя Отца и Сына со Святым Духом.


40
Задание 4.4
Любая религия включает в себя не только учение о духовном опыте общения с Богом, но и моральные заповеди, нормы поведения по отношению к другим людям. Во многих религиях основополагаю- щие заповеди схожи, ведь в их основе лежит «золотое правило» этики: всегда поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. И все же можно найти немаловажные отличия.
Перед вами два текста на тему щедрости. Первую историю рас- сказал в своей книге под названием «Луг духовный» христианский писатель Иоанн Мосх, живший в VI-VII вв. в Византии. Вторую ис- торию мы находим в собрании притч суфийского писателя Х-XI в.
Мухаммеда аль-Газáли.
Каковы отличия в трактовке такой общечеловеческой доброде- тели как щедрость? Что можно сказать на этом основании о своеоб- разии ислама и христианства в целом?
1. Некогда жила одна христианка, а муж ее был язычником. Было у них пятьдесят милиарисиев
18
. Однажды муж говорит своей жене так: «Отдадим наши деньги в рост, чтобы получить хоть малую при- быль». Жена говорит ему в ответ: «Если хочешь отдать их в рост, от- дай христианскому Богу». Муж спрашивает ее: «А где этот христиан- ский Бог, чтобы нам дать ему взаймы?» Она отвечает мужу: «Я тебе
Его покажу, и ты не только не потеряешь деньги, но Он удвоит сумму, которую получил». Женщина, взяв мужа, ведет его в святую церковь и показывает ему на нищих с такими словами: «Если ты отдашь им, то это христианский Бог возьмет деньги, все они – Его люди». Тогда муж этой женщины с радостью отдает нищим свои пятьдесят милиа- рисиев и возвращается домой.
Через три месяца, когда у них вышли деньги, муж говорит жене:
«Христианский Бог не считает нужным отдать нам хоть часть своего долга, а мы в нужде». Жена в ответ ему: «Ступай туда, где ты давал деньги, и Бог с превеликой готовностью вернет их тебе». Муж бегом побежал в святую церковь, но, обойдя всю ее, не увидел никого, кто
18
Милиарисий – византийская серебряная монета.

41 мог бы вернуть ему деньги, кроме тех же самых нищих. Лишь на мраморном полу валялся один милиарисий. Вернулся человек к жене и говорит ей: «Вот я сходил в вашу церковь и не увидел христиан- ского Бога, и Он мне ничего не вернул».
Со своей скромной находкой отправился муж на базар и купил хлеба, вина и рыбы на еду. Вот жена берется чистить рыбу и, разрезав, находит во внутренностях пречудный камень. Камень был очень кра- сив с виду, но ни она, ни муж ее не знали ему цены. Решил муж по- пробовать продать этот камушек хоть за малые деньги. Пошел к юве- лиру. Тот спрашивает: «Сколько ты просишь?» Человек молчит, не зная, что ответить. Ювелир предлагает сначала десять, потом два- дцать, потом пятьдесят милиарисиев, а человек все молчит. Так до- шли до трехсот. Наконец владелец камня согласился и, получив от ювелира деньги, радостный вернулся домой. Жена же его, подивив- шись доброте человеколюбца Бога, сказала супругу: «Вот сколь благ, великодушен и богат христианский Бог. Знай теперь – нет другого
Бога, кроме Него, ни на земле, ни на Небесах».
2. Три праведных человека из Медины отправились паломни- ками в Мекку. В дороге они потеряли свою поклажу и были измучены голодом и жаждой.
Вдруг они увидели одинокую палатку и в ней старую женщину.
Они спросили: «Есть ли у тебя, чем утолить жажду». «Да», – ответила она. Они спешились и вошли под убогий кров, где оказалась лишь одна овечка. Старуха сказала им: «Подоите ее и смешайте молоко с водой». Так они и сделали. Затем они спросили ее: «Есть ли у тебя еда?» Она ответила: «Нет ничего, кроме этой овцы. Пусть кто-нибудь из вас зарежет ее, я приготовлю вам пищу, и вы насытитесь». Тогда один из них зарезал овцу, освежевал ее, а старуха приготовила им еду.
Они насытились и побыли у нее, пока не остыли, а затем продолжили свой путь.
Вскоре пришел муж этой женщины, и узнав о происшедшем, в гневе воскликнул: «Горе тебе! Ты режешь овцу для людей, которых не знаешь!» Так сказал он, а вскоре нужда привела их в Медину, где они поселились, добывая на пропитание тем, что собирали навоз и продавали его.
Однажды, когда старуха проходила по какой-то из мединских улиц, ее узнал один из путников и послал за ней слугу. «Неужели,


42 матушка, ты меня не узнаешь?» «Нет», – отвечала она. «Я был твоим гостем тогда-то и тогда-то». Он приказал купить ей в подарок тысячу овец и дал ей тысячу динаров
19
, а затем отправил со своим слугой к двум другим путникам. «Сколько тебе дал мой брат?» – спросил вто- рой товарищ. «Тысячу овец и тысячу динаров». Он приказал одарить ее также и отправил к третьему. «Сколько тебе дали мои спутники?» – спросил тот. Она ответила: «Две тысячи овец и две тысячи динаров».
Тогда он приказал дать две тысячи овец и две тысячи динаров, сказав при этом: «Если бы ты пришла ко мне первому, я бы уж заставил их раскошелиться».
Так старуха вернулась к мужу владелицей овечьего стада и че- тырех тысяч динаров.
Задание 4.5
Задачи религиозного искусства существенно отличаются от за- дач искусства светского, преобладающего в культуре Нового вре- мени. Проанализируйте приводимые отрывки и покажите на их при- мере, в чем именно состоит отличие между религиозной и светской трактовкой искусства.
Какие художественные реалии могут послужить иллюстрациями к цитируемым концепциям?
1. Видимый образ познается физическим зрением, а внутренний – внутренним разумом. Кто лишен внутреннего разума, не ощущает его присутствия в себе, тот глух к его проявлениям, а у кого внутренний разум преобладает над физическими чувствами, любовь того к внут- реннему смыслу предмета сильнее, чем к его очертаниям. Как велика разница между тем, кто любуется резным узорочьем на стене, насла- ждаясь красотой его внешней формы, и тем, кто любит кого-либо из пророков за его внутреннюю красоту!
Мухаммед аль-Газали
20 19
Динар – золотая монета арабских стран.
20
Мухаммед аль-Газали (1058-1111) – суфийский шейх и писатель; высказывание из
«Книги о любви, радости и довольстве».

43 2. Если бы мы делали изображение невидимого Бога, то действи- тельно погрешали бы, потому что невозможно, чтоб было изображено бестелесное, невидимое и неописуемое. И если бы нами созданное мы считали бы богами и служили как богам, то воистину поступали бы нечестиво. Но мы не делаем ничего из этого. Ибо, после того как Бог, по неизреченной своей благости, воплотился и явился на земле во плоти, и обращался между людьми, и воспринял природу нашу, и цвет, и образ плоти, мы, делая Его изображение, не погрешаем. Ибо сильно желаем увидеть Его образ; потому что, как говорит боже- ственный Апостол, «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно». Изображение же и есть «тусклое стекло». Ясно, что нельзя тебе изображать невидимого Бога, а когда увидишь бестелес- ного ради тебя вочеловечившимся, тогда делай изображение человече- ского его вида. Начертывай неизреченное его снисхождение, рождение от Девы, крещение в Иордане, преображение на Фаворе
21
, страдания
Его и чудеса, свидетельствовавшие божественную Его природу; все живописуй: и словом, и красками, и в книгах, и на досках.
Иоанн Дамаскин
22 3. Простое обучение письму, давшее мне возможность понимать написанное, было, конечно, лучше тех уроков, на которых меня за- ставляли заучивать блуждания какого-то Энея, забывая о своих соб- ственных, плакать над умершей Дидоной в то время, когда я, несчаст- ный, умирал среди этих занятий для Тебя, Господи, Жизнь моя. Что может быть жалостнее жалкого, который оплакивает Дидону, умер- шую от любви к Энею, и не оплакивает себя, умирающего потому, что нет в нем любви к Тебе, Господи. …И эти глупости считаются более почтенным и высоким образованием, чем обучение письму!
Особенно хвалили того, кто сумел выпукло и похоже изобразить гнев и печаль в соответствии с достоинством вымышленного лица. Разве все это не дым и не ветер? Славословия Тебе, Господи, славословия из Пи- сания Твоего должны были служить опорой побегам сердца моего!
Св. Августин
23 21
По преданию, воскресший Христос впервые явился взору своих учеников на горе
Фавор, в память об этом церковью установлен праздник Преображения Господня.
22
Иоанн Дамаскин (ок.675-753) – христианский богослов; фрагмент трактата «Три слова в защиту иконопочитания».
23
Августин Аврелий (Августин Блаженный) (354-430); фрагмент «Исповеди».


44
1   2   3   4   5   6

5. НОВОЕ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ, НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII в.,
ИДЕЯ ПРОГРЕССА В КУЛЬТУРЕ ЕВРОПЫ
И РОССИИ XVIII – НАЧАЛА XX вв.
Задание 5.1
Перед вами два отрывка из философских произведений, олице- творяющих собою судьбу европейской гуманистической мысли в Но- вое время. Автором одного текста является итальянский гуманист
Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). Это фрагмент его
«Речи о достоинстве человека». Другой текст принадлежит перу французского ученого и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и взят из сборника его размышлений, который так и называется «Мысли», а именно из раздела, озаглавленного «Человек, его низость и величие».
Какие высказывания позволяют нам установить, кем и когда были написаны эти тексты? Какие исторические эпохи отразились в цитируемых произведениях? Каковы отличия в трактовке предна- значения человека с позиций ренессансного гуманизма и с позиций трагического гуманизма следующих веков?
Какие художественные произведения можно привести в каче- стве иллюстрации к изложению гуманистических идеалов Возрожде- ния? В каких художественных произведениях запечатлелись духов- ные искания XVI-XVII вв.?
1. Я ставлю тебя в центре мира, – говорит Творец Адаму, – чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, ко- торый ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразум- ные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные… Звери при рождении получают из материн- ской утробы все то, чем будут владеть потом… Высшие духи либо сразу, либо чуть позже становятся тем, чем будут в вечном бессмер- тии. В рождающихся людей Отец вложил семена и зародыши разно- родной жизни.

45 2. Вот к чему приводят нас естественные познания: если они не истинны, то совсем нет истины в человеке; если же, напротив, они истинны, то он находит в них великий повод к смирению… Пусть че- ловек рассмотрит всю природу в ее высоком и полном величии; пусть перенесет свой взор с низших окружающих предметов к тому блестя- щему предмету, который вечно освещает Вселенную. Земля пока- жется ему тогда точкой в сравнении с необъятным кругом, который описывает великое светило. А ведь этот круг, в свою очередь, очень мелкая точка на фоне пути, который описывают в небесном простран- стве звезды… Пусть, придя в себя, человек посмотрит, что представ- ляет он в сравнении со всем бытием, и представит себя как бы за- блудившимся в этом далеком уголке природы. Пусть в этой келье – я разумею Вселенную нашу – он научится ценить землю, царства, го- рода и себя самого в своем истинном значении. Что такое человек в бесконечном?
Задание 5.2
Назовите авторов приведенных высказываний. Как эти цитаты отражают изменения в художественной культуре, произошедшие в эпоху Ренессанса?
1. Если ты хочешь видеть, соответствует ли твоя картина вся в целом предмету, срисованному с натуры, то возьми зеркало, отрази в нем реальный предмет и сравни со своей картиной; рассмотри как следует согласуются ли друг с другом то и другое подобие предмета.
И прежде всего потому следует брать зеркало себе в учителя – именно плоское зеркало – что на его поверхности вещи подобны картине во многих отношениях: ты видишь, что картина, исполненная на плос- кости, показывает предметы так, что вещи кажутся выпуклыми, и зер- кало на плоскости делает то же самое; картина – это всего лишь только поверхность, и зеркало – то же самое; картина неосязаема, по- скольку то, что кажется округлым, нельзя охватить руками, – то же и в зеркале; зеркало и картина показывают образы предметов, окру- женные тенью и светом; и то и другое показывает вещи как бы очень