Файл: С. А. Рассадина, О. Н. Бондарева.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

46 далеко, по ту сторону поверхности. И если ты знаешь, что зеркало посредством очертаний, тени и света заставляет вещи казаться тебе объемными и отделенными друг от друга, и если у тебя есть среди твоих красок, теней и светов более сильные, чем краски, тени и света зеркала, то, конечно, если ты умеешь хорошо скомпоновать их друг с другом, твоя картина будет тоже казаться природной вещью, види- мой в большое зеркало.
2. Какой же я холоп и негодяй!
Не страшно ль, что актер проезжий этот
В фантазии, для сочиненных чувств,
Так подчинил мечте свое сознанье,
Что сходит кровь со щек его, глаза
Туманят слезы, замирает голос
И облик каждой складкой говорит.
Чем он живет! А для чего в итоге?
Из-за Гекубы!
24
Что он Гекубе? Что ему Гекуба?
А он рыдает. Что б он натворил,
Будь у него такой же повод к мести,
Как у меня? Он сцену б утопил
В потоке слез, и оглушил бы речью,
И свел бы виноватого с ума…
…Ну и осел я, нечего сказать!
Я сын отца убитого. Мне небо
Сказало: встань и отомсти. А я,
Я изощряюсь в жалких восклицаньях
И сквернословьем душу отвожу…
Задание 5.3
Сопоставьте фрагменты из трудов основоположников евро- пейского естествознания. Как изменилось представление о задачах и методах науки при переходе от средних веков к новому времени?
24
Гекуба – троянская царица; актер прочел монолог, в котором описывалось отчаяние
Гекубы после разорения Трои греками.

47
Какие общеизвестные научные достижения можно назвать в ка- честве примеров, подтверждающих плодотворность изложенных в этих цитатах философских принципов?
1. Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встречаются. Отметим, что мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно посредством опыта или дедукции. Касательно обсуждаемых предметов следует отыскивать не то, что думают о них другие или что предполагаем мы сами, но то, что мы можем ясно и несомненно наблюдать или достоверным обра- зом вывести, ибо никак иначе знание не приобретается.
Рене Декарт
«Правила для руководства ума»(1627)
2. Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте. Должно из многообразного опыта извле- кать открытие истинных причин и аксиом. Правильно же открытые аксиомы вооружают практику и влекут за собой многочисленные ряды практических приложений. Практические изобретения суть как бы свидетели истинности философии.
Фрэнсис Бэкон
«Новый Органон»
25
(1620)
3. Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объ- яснения наблюдаемых природных явлений. Природа ничего не делает напрасно; ведь природа проста и не роскошествует излишними при- чинами. Одни и те же явления мы должны объяснять однообразно.
Например, дыхание человека и животного; падение камней в Европе и в Америке; свет от огня в кухне и свет от Солнца; отражение света на Земле и на планетах. Поскольку мы узнаем о свойствах тел только
25
Органон – название работы Аристотеля, посвященной проблемам научного знания; назвав работу «Новый Органон», Бэкон тем самым хотел показать, что видит свою задачу в переосмыслении научных принципов, выступая от имени сообщества уче- ных нового времени, заявивших о себе в XVI-XVII вв.


48 посредством экспериментов, свойства тел, устойчиво проявляющиеся во всех наших опытах, мы должны считать универсальными.
Исаак Ньютон
«Математические начала натуральной философии» (1687)
Задание 5.4
Одна из самых заметных фигур эпохи Просвещения – Бенджа- мин Франклин. В историю науки он вошел как изобретатель громоот- вода, в политическую историю – как один из создателей Декларации независимости США. Среди прочего перу Франклина принадлежит собрание наставлений под заглавием «Советы молодому купцу».
В этом произведении как нельзя более отчетливо запечатлелась си- стема ценностей нарождавшейся деловой, прагматичной культуры.
Какова основная мысль приведенного эпизода из «Советов»?
В чем, по мнению Франклина, заключается конечная цель стремлений каждого человека, и какими принципами следует руководствоваться на пути к ней? Жизненные идеалы какого сословия получили отраже- ние в рассуждениях Франклина?
Какие жизненные стратегии культура пыталась противопоста- вить системе ценностей, проповедуемой Франклином?
Помни, что время – деньги; тот, кто мог бы зарабатывать еже- дневно по десять шиллингов
26
, и тем не менее полдня гуляет или лен- тяйничает дома, должен – если он расходует на себя всего только шесть пенсов – учесть не только этот расход, но считать, что он ис- тратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов…
Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны по- рождать новые деньги… Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают шесть, а если эти последние пустить в оборот, будет семь шиллингов три пенса и так далее, пока не получится сто фунтов… Тот, кто изво- дит одну монету в пять шиллингов, убивает все, что она могла бы произвести, целые колонны фунтов!
26
Шиллинг содержит 12 пенсов, а 20 шиллингов составляют фунт.

49
Тот, кто бесплодно растрачивает время стоимостью пять шил- лингов, теряет пять шиллингов и мог бы с тем же успехом бросить их в море. Тот, кто потерял пять шиллингов, утратил не только эту сумму, но и всю прибыль, которая могла быть получена, если вло- жить эти деньги в дело, – что к тому времени, когда молодой человек состарится, могло бы обратиться в значительную сумму.
Задание 5.5
Перед вами ряд часто цитируемых высказываний, которые лако- нично резюмируют развитие научной и политической мысли в Новое время. Вспомните, кому они принадлежат и с какими культурно- историческими реалиями соотносятся. Какой смысл имели эти выска- зывания в культурном контексте своей эпохи?
1. Пусть каждый возделывает свой сад.
2. Пороки частных лиц – блага для общества.
3. Война всех против всех.
4. Свобода, равенство, братство!
5. Время – деньги.
6. В начале было Дело!
7. Природа говорит на языке треугольников.
8. Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша Задание.
9. Знание – сила.
10. Время, вперед!
11. Государство – это я!
12. Цель оправдывает средства.
13. Человечество становится мощной геологической силой.
Заполните, учитывая хронологию, табл.2.
Таблица 2
Высказывание
Автор
Век
Значение в культурно-историческом контексте эпохи


50

Ключ к заданию
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – английский философ и естествоис- пытатель. По мнению Бэкона, наука должна приносить практическую пользу, а основной задачей научной деятельности является установ- ление власти человека над природой.
В.И.Вернадский (1863-1945) – естествоиспытатель, основопо- ложник комплекса современных наук о Земле: геохимии, биогеохи- мии, радиологии, гидрогеологии и др. В центре его внимания было учение об эволюции биосферы в ноосферу, в ходе которой мысль че- ловека становится мощным фактором развития планеты.
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) – французский писа- тель и философ эпохи Просвещения. Главным прозаическим произ- ведением Вольтера является философская повесть «Кандид, или
Оптимизм», в которой автор проводит мысль о том, что каждому человеку по силам, невзирая на трудности, внести свой вклад в дело цивилизации.
Галилео Галилей (1564-1642) – один из основателей современ- ного естествознания, в частности, предложил математическое описа- ние законов механики.
Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) – немецкий писатель, фило- соф, естествоиспытатель и государственный деятель. Главное литера- турное произведение – философская трагедия «Фауст», воплотившая представления Гете о смысле жизни, который тот находил в созида- тельной деятельности на благо человечества.
Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ. Основным предметом его внимания были вопросы государства и права; считал, что в силу эгоизма, присущего каждому индивиду, тотальная вражда является естественным и неизбежным состоянием человечества в целом.
Людовик XIV (1638-1715) – французский король. При нем во
Франции достигла апогея абсолютная монархия (форма правления, при которой важнейшие политические решения определяются едино- личной волей монарха).

51
Никколо Макиавелли (1469-1527) – секретарь флорентийской республики и политический мыслитель; считал причиной бедствий
Италии ее раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть, поэтому для упрочения государства полагал допустимыми любые средства.
Бернард Мандевиль (1670-1733) – английский писатель. В фило- софской сатире «Басня о пчелах» изображает общественное благо как результат столкновения и взаимодействия множества частных ин- тересов.
В.В.Маяковский (1893-1930) – поэт, принявший русскую рево- люцию и воплотивший в своем творчестве идеал патетической устремленности к будущему, характерный для первых десятилетий советской власти.
И.В.Мичурин (1855-1935) – биолог и селекционер, занимавшийся выведением плодово-ягодных культур; в предисловии к изданию своих научных трудов высказал идею изменения природы и ее при- способления к потребностям человека.
Бенджамин Франклин (1706-1790) – американский естествоис- пытатель, просветитель и государственный деятель, один из авторов
Декларации независимости США.


52
6. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В КУЛЬТУРЕ XX-XXI вв.
СОВРЕМЕННАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР.
ОСНОВЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Задание 6.1
В ХХ в. «центр тяжести» западной цивилизации переносится в Северную Америку. Американский философ Джордж Сантаяна по- лагал, что стремительное развитие бывших английских колоний было обусловлено особенностями менталитета переселявшихся туда пер- вопроходцев. Эту точку зрения он изложил в своей книге «Характер и мировоззрение американцев».
Что говорит Сантаяна о природе и истоках уверенного опти- мизма, присущего американской нации? Сохранят ли его рассужде- ния силу по отношению к истории освоения пространств России?
Каковы были отличия в обстоятельствах и способах колонизации?
Какую роль играл в том и в другом случае культурный фактор? Как это отразилось на облике сложившихся цивилизаций?
Открытие Америки произвело своеобразный отбор в рядах евро- пейцев. Все американские колонисты, за исключением негров, были добровольными переселенцами. Дома остались счастливчики, домо- седы и лентяи; всех прочих погнал за горизонт зов диких предков, либо неудовлетворенность собственной жизнью. Соответственно, американец – это самый большой любитель приключений из всех ев- ропейцев или потомок любителя приключений. Радикализм у него в крови – пусть не интеллектуальный, но социальный. То, что суще- ствовало когда-то в прошлом, особенно в далеком прошлом, пред- ставляется ему не только не имеющим никакой силы, но и неумест- ным, второстепенным, утратившим силу. Размышления о прошлом кажутся ему пустой тратой времени. В то же время он необычайно устремлен в будущее; когда он желает решительно порекомендовать вам какую-то точку зрения или какой-то образ действия, то не нахо- дит ничего убедительней утверждения, что скоро к этому придут все.
В этом ожидании скорого наступления того, что кажется ему благом,

53 а также в одобрении того, наступления чего он вскоре ожидает, заключена суть его оптимизма. Подобная уверенность для первопро- ходца просто необходима.
Задание 6.2
В книге Р.Линтона «Не-американец» нарисован портрет типич- ного представителя современной цивилизации, привыкшего пользо- ваться достижениями других культур, не отдавая себе в этом отчета.
С какими еще заимствованиями из культур других народов мы стал- киваемся в повседневной жизни? Как сочетаются в нашем обыденном опыте признаки глобализации и тенденция к сохранению самобытно- сти российской культуры? Как проявляются в культуре России мно- гочисленные этнические составляющие?
Типичный американец просыпается в кровати, сделанной по об- разцу, который пришел к нам с Ближнего Востока и был видоизменен в Северной Европе. Он сбрасывает одеяло из хлопка, сделанного в Индии, или льна, выращенного на Ближнем Востоке, или шелка, технология производства которого была открыта в Древнем Китае.
Наш американец обувается в мокасины, изобретенные индейцами, он снимает пижаму, придуманную в Индии, и умывается мылом, впер- вые сваренным в древней Галлии. Он надевает одежду, детали кото- рой произошли от кожаных одеяний кочевников азиатских степей, обувает туфли, сделанные из кожи по технологии, изобретенной в Древнем Египте, повязывает вокруг шеи полоску яркой ткани, ко- торая представляет собой реликт шарфа, модного в XVII в. у хорва- тов. На голову он надевает шляпу из фетра, пришедшего из азиатских степей. Перед тем, как направиться завтракать в кафе, он смотрит в окно, сделанное из стекла, изобретенного в Египте, и если идет дождь, то надевает калоши из каучука, открытого центрально-амери- канскими индейцами, и берет зонтик, придуманный жителями Юго-
Восточной Азии. В кафе он сталкивается с целой серией заимствова- ний… После завтрака он, наверное, захочет последовать обычаю аме- риканских индейцев, и пока наш герой курит, он читает новости дня,


54 напечатанные по оформительским канонам древних семитов на мате- риале, изобретенном в Китае, и по технологии, изобретенной В Гер- мании. Смакуя информацию о бедах, постигших другие страны, он будет благодарить древнееврейское божество на индоевропейском языке, что он – стопроцентный американец.
Задание 6.3
Книга французского философа и социолога Жана Бодрийяра
«Система вещей» была написана в 1968 г., когда термин «общество потребления» еще только входил в научный обиход. Бодрийяр был одним из первых, кто заговорил о ключевой роли рекламы в жизни современного общества, и ему удалось описать психологические и культурные механизмы вовлечения человека в сферу потребления настолько образно и точно, что «Система вещей» до сих пор остается одной из главных работ по данной тематике.
Несколько фрагментов книги Ж.Бодрийяра предлагаются ва- шему вниманию. Согласны ли вы с негативной оценкой общества по- требления, отстаиваемой Бодрийяром? Какие доводы «за» и «против» его позиции можно привести? Приходится ли нам сегодня сталки- ваться с ситуациями, о которых идет речь в книге?
Какие образы используются в современной рекламе для того, чтобы произвести эффект, описанный Бодрийяром?
В нашей городской цивилизации все быстрее сменяют друг друга новые поколения изделий... Технологический уровень пред- ставляет собой абстракцию: в повседневном быту мы практически не отдаем себе отчета в том, какова технологическая реальность наших вещей… каждый из предметов нашего быта ускользает от технологи- ческой структурности в сферу вторичных значений, от технологиче- ской системы в систему культуры. Возьмем для примера кофемолку: в ней структурно существенное – это электромотор, энергия, получа- емая с электростанции, законы выработки и преобразования энергии; уже менее объективна, так как связана с потребностями того или иного человека, функция помола кофе; и уж совсем несущественно то, что она зеленая и квадратная.

55
Один и тот же функциональный предмет может конкретизиро- ваться в различных формах. А вещи промышленного производства тем и отличаются от ремесленных изделий, что несущественные черты определяются здесь не персональными вкусами заказчика и ис- полнителя, а всецело систематизируются современным производ- ством, которое через эти второстепенные черты посредством моды осуществляет свои собственные цели.
На протяжении долгих веков новые поколения сменялись в об- становке одних и тех же вещей, которые их переживали, а ныне в пре- делах жизни одного индивида все быстрее сменяют друг друга поко- ления вещей. Современный потребитель непроизвольно принимает как должное то бесконечное принуждение, которому он подверга- ется, – обязанность покупать, чтобы общество продолжало произво- дить, а сам он мог работать дальше, дабы было чем заплатить за куп- ленное.
Решающее воздействие на покупателя оказывает не информация о достоинствах товара и не призывы к приобретению покупки. Инди- вид чувствителен к скрытым мотивам защищенности и дара, к той за- ботливости, с которой его убеждают и уговаривают, к неуловимым знакам того, что есть некто, кто берется информировать его о его соб- ственных желаниях, предвосхищая их и рационально оправдывая в его собственных глазах. Таким образом, он «верит» рекламе не больше, чем ребенок верит в Деда Мороза. И это не мешает ему во- влекаться в смоделированную ситуацию.
1   2   3   4   5   6