Файл: С. А. Рассадина, О. Н. Бондарева.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 небо освещается молниями Индры. Победа Индры приносит миру об- легчение. Имя Вритры означало «препятствие», «задержку» – для до- ждя и плодородия во время засухи.
Индра обладает как добродетелями, так и слабостями воина: он храбр, справедлив и милостив, но вместе с тем груб, вспыльчив, сви- реп, невоздержан в пище и питье, склонен к чувственности и не все- гда чтит святость брака. Тем не менее о нем говорят: «Единственный бог, делающий добро людям». Желая воздать хвалу воину, люди от- зываются о нем: «Храбр, как Индра», – и верят, что доблестный воин, встретивший смерть на поле битвы, получает высшую награду – ока- зывается на небесах во владениях Индры.

М и ф о б А ф и н е и П о с е й д о н е
Когда-то за право покровительствовать Аттике спорили Посей- дон и Афина.
Посейдон – владыка моря. Это грозный и самовольный бог, про- гневать которого весьма опасно, ведь одним ударом ладони он может разнести корабль в мелкие щепки или в ярости заставит море метать корабли из стороны в сторону, не давая кормчим держаться курса. На что способен разгневанный Посейдон, показывает история с Одис- сеем, которого Посейдон, вопреки воле всех прочих богов, обрек на долгие годы скитаний среди морской пустыни, вдали от родной земли. Обычно Посейдона представляли несущимся по морю на ко- леснице, запряженной длинногривыми конями: морская темно-синяя бурливая волна и есть сам Посейдон, которого поэты именуют «сине- кудрым».
Афина почиталась как богиня мудрости и справедливой войны.
Она сыграла не последнюю роль в борьбе с восставшими против бо- гов титанами и гигантами. Как воплощение справедливости Афина выступает во многих мифах, когда помогает законным правителям вернуть власть, защищает общественный порядок. В поэмах Гомера ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешатель- ства Афины. Однако ее любимец Одиссей – это смелый, но вместе с тем рассудительный и расчетливый герой. Ведь Афина – не только

22 воительница, она олицетворяет еще и государственную мудрость, по- этому ее называют «градодержицей». И наконец, Афина покрови- тельствует ремеслам: помогает гончарам, ткачам, корабельщикам и другим мастерам, поэтому ее также называют «работницей».
И вот Посейдон и Афина вступают в спор из-за того, кто из них будет считаться покровителем Аттики, центром которой были
Афины. Посейдон ударил своим трезубцем, и из скалы забил источ- ник. Афина ударила копьем, символизировавшим ее благую силу, и из земли выросло оливковое дерево. Боги решили, что дар Афины по- лезнее, и присудили ей победу.
В древности этот колодец с соленой водой можно было увидеть в храме Эрехтея в афинском Акрополе, а эту оливу – в храме Афины- градодержицы.
1   2   3   4   5   6

Задание 2.3
Культура Древней Месопотамии, жестоко потерпев от сменяв- ших друг друга разноплеменных завоевателей, оказалась утрачена в своей самобытности. Однако многое из того, что было создано жите- лями Шумера и Вавилонии, осталось жить в преданиях других наро- дов. Немалое влияние оказала цивилизация Междуречья на ход мысли древнееврейских мудрецов – создателей Библии. Став частью
«книги книг», древние предания, хотя и в измененной форме, вошли в золотой фонд мировой культуры. Когда шумерские и вавилонские тексты стали известны ученым, те с интересом обнаружили в них про- образы библейских преданий.
Самым показательным примером такого рода заимствования яв- ляется легенда о всемирном потопе. Как свидетельствуют историки, родилась она именно в Месопотамии, где обильно и непредсказуемо разливавшиеся реки нередко приносили гибель и разрушение. Древ- нейшее предание о великом потопе было записано шумерами. Един- ственным праведником, избежавшим божественного гнева, по этой легенде был Зиусудра, царь города Шуруппака. Поскольку шумер- ский текст сохранился лишь фрагментарно, мы приводим вавилон- ский вариант предания о потопе, где в качестве главного героя высту- пает благочестивый Атрахасис.

23
Сравните вавилонский и библейский вариант предания о всемир- ном потопе. Каковы отличия в трактовке причин катастрофы? Ка- кими мотивами руководствуются вавилонские божества и библей- ский бог? За какие заслуги избегает гибели праведник?
В а в и л о н с к и й т е к с т
Много веков прошло с тех пор, как боги сотворили человека.
Стало много людей на Земле, и начали люди шумом своим сильно богам досаждать. И разгневался Энлиль
14
, глава богов, на людское племя, решил его поуменьшить. Сперва напустили боги на людей чуму. Стал мор уничтожать человеческий род, и вскорости вымерли бы все, но Атрахасис, мудрейший из мудрых, воззвал к справедливому богу Энки
15
: «Мы знаем, что боги – создатели наши. Чем прогневали мы небо?» И дал Энки Атрахасису совет собрать народ и принести бо- гам жертву. «Наказали вас боги за то, что мало их чтите. Хлебы прине- сите в жертву! И смилостивятся боги», – так сказал Энки. По его совету люди принесли богатые жертвы, и боги уняли чуму.
Много веков прошло с тех пор, и снова на земле расплодились люди, снова стало шумно. Вновь разгневался Энлиль, и по его воле боги наслали на землю страшную засуху. Погибли у людей все по- севы, семь лет не было у людей урожая, тяжко страдали люди от жажды. И начался среди людей мор, дошло до того, что стали есть они дочерей и сыновей своих. А Атрахасис все молился и совершал жертвоприношения, чтобы унять напасть, поразившую род человече- ский. И услышал его бог Энки, повелел принести жертвы небесным богам. Устыдились боги и отверзли небеса, дождь пролился, ожила природа.
Разгневался Энлиль, что Энки все время облегчает людское бремя. Задумал он уничтожить человечество потопом, и, собрав совет богов, потребовал Энлиль, чтобы в этом деле помог ему Энки. Но тот
14
Энлиль – бог воздуха и земли, верховный владыка всего, что находится между не- бом и мировым океаном, на поверхности которого плавает Земля.
15
Энки – одно из верховных божеств, владыка мировых пресных вод, бог мудрости и хранитель человеческих судеб.


24 лишь рассмеялся: «Для чего же это я стану уничтожать людей пото- пом? Пусть сам Энлиль и свершит злое дело! Пусть Нинурта, бог войны, сын Энлиля, идет и ломает плотины людей, если хочет извести их потопом!» Сам же Энки явился Атрахасису и открыл ему злое намерение богов. Так сказал Энки человеку: «Разрушь свой дом, ко- рабль выстрой! Забудь о богатстве, мудрый, пришло время спасать свою душу! Построй огромный корабль со снаряжением прочным, да так, чтобы накрывала его крыша. Надежно просмоли его густою смо- лою. Потом введи в него родню свою и работников, всех тварей с со- бой возьми, семян не позабудь, а после, как сам войдешь, дверь за- крой надежно и засмоли ее». И начертил бог Энки на земле чертеж того ковчега, а Атрахасис, созвав людей, приступил к постройке и все исполнил в точности, как повелел ему бог.
Страшный потоп разразился, ураган разбушевался. Всех людей на земле потоп уничтожил, самих богов содрогнуться заставил. Семь дней бушевала стихия. Изнемогали боги, не получая жертвоприноше- ний, пересохли их губы, жаждали боги пива. Возроптали боги против
Энлиля, который в гневе безрассудно решил извести человеческий род. Семь дней бушевал потоп, губя все живое, семеро суток носился корабль Атрахасиса по волнам, покуда не успокоилось море. И вот обнажился берег, причалил к нему ковчег, вышли на свет люди. Сразу же решил Атрахасис устроить богам воскурение, и почуяли боги сла- достный запах и слетелись на него. Пристыдили боги Энлиля, чуть было не погубившего все людское племя. Но Энлиль в гневе не хотел уступать, не мог он простить Энки, что тот ослушался его приказа и пощадил хоть кого-то из людей. Тогда боги создали демонов, при- ставленных следить за тем, чтобы людей много не рождалось, чтобы никогда впредь человечество не навлекло на себя гнев Энлиля.
Б и б л е й с к и й т е к с т
Когда люди стали умножаться на земле, и родились у них до- чери, тогда сыны Божии, увидев их красоту, брали их в жены, какую кто избрал. Но росло на земле и развращение людское, и увидев это,

25
Господь сказал, воскорбев и раскаявшись в том, что сделал человека:
«Истреблю с лица земли человеков, и скотов, и птиц, и гадов».
Но жил один праведный человек Ной, и захотел Господь спасти его от Своего гнева. И сказал Ною: «Сделай себе ковчег и осмоли его смолой внутри и снаружи. Я наведу на землю потоп, а ты с семьей спасешься. Введи в ковчег и животных от всякой плоти по паре, и птиц, и гадов».
Так Ной и сделал. И начался на земле потоп, продолжавшийся сорок дней, и ковчег стал плавать по воде в то время, как водой по- крылись даже все высокие горы, и лишилась жизни всякая плоть, дви- жущаяся по земле и летающая в небе.
А ковчег в седьмом месяце плавания, в семнадцатый день, оста- новился на горах Араратских, и вода постепенно стала убывать. И ко- гда иссякла вода, открыл Ной кровлю ковчега и осмотрелся. И сказал
Бог Ною: «Выйди из ковчега со своими родными и выведи всех жи- вотных и птиц».
И, выйдя, устроил Ной жертвенник Богу, взял для этого чистых зверей и птиц на сожжение. И Бог благословил старца и семью его, сказав: «Плодитесь и размножайтесь! Да страшатся вас все звери и птицы. А кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется ру- кой человека, ибо человек создан по образу Божию. А знамением за- вета между Мною и вами будет радуга в небе».


26
3. АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ:
АНТИЧНЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА,
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АНТИЧНОСТИ
Задание 3.1
В задании приведены цитаты из произведений греческих поэтов, а также известные высказывания великих сынов Эллады. Греки были первым народом, у которого сложилась традиция почитания лично- стей, вошедших в историю. Греки стали записывать и передавать из поколения в поколение факты из жизни выдающихся современников и цитировать их суждения наряду с классическими произведениями.
Используя предложенные фрагменты, охарактеризуйте систему ценностей античной культуры.
1. На Крите рассказывали, что Минос, сын Зевса, был мудрый и справедливый царь, давший людям первые законы. В Афинах расска- зывали, что Минос был жестокий угнетатель, бравший с Афин дань живыми людьми в жертву чудовищу Минотавру. Греки помнили рас- сказы критян, но охотнее пересказывали афинские предания. «Вот как опасно враждовать с городом, где есть хорошие поэты и ораторы!» – замечает по этому поводу древнегреческий историк Плутарх, автор
«Сравнительных жизнеописаний выдающихся греков и римлян».
2. В трагедии «Антигона», созданной афинским драматургом
Софоклом, говорится:
Много в природе дивных сил, но сильнее человека – нет.
Он под вьюги мятежный вой
Смело за море держит путь…
Из году в год в бороздах его пажити,
Под ним плуг мул усердный тянет…
И речь, и воздушную мысль,
И жизни общественной дух
Себе он привил…
3. Залевк и Харонд, создавшие законы для греческих городов на
Сицилии, постановили: кто захочет внести в закон какое бы то ни было изменение, тот должен явиться в народное собрание с петлей на

27 шее и сделать свое предложение. Если его отвергнут – он должен тут же на месте удавиться. Если при разбирательстве какого-нибудь дела одна сторона будет толковать закон так, а другая иначе, то оба споря- щих должны явиться в суд с веревками на шее, и чье толкование будет отвергнуто, тот должен на месте удавиться.
4. Греческий поэт Алкей, гражданин города Митилена и актив- ный участник политической борьбы, сложил такие стихи:
Мы потерялись в сшибке морских валов!
То справа грянет в борт перекатный вал,
То слева, а меж тем и этим
Мечется черное наше судно –
И мы без сил страдаем под бурею…
Он же в другой раз написал:
Волна под вихрем опережающим
Встает и нам без счету вычерпывать
Захлестывающую воду…
Не поддавайтесь оцепенению!
Когда невзгода настала насущная
Перед глазами, – всякий помни,
Быть пред бедой настоящим мужем…
Нам ненавистно самовластье,
Мы не хотим над собой тирана.
5. Протагору, самому старшему из софистов, приписывают такое высказывание: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».
6. Поэт и философ Ксенофан говорит в своих стихах:
Для эфиопа все боги, как сам он, черны и курносы,
А для фракийца они, как он сам, синеоки и русы.
Если бы руки имели быки, или львы, или кони,
То и они бы придали богам свой собственный облик:
Бык быку, конь коню написал бы подобного бога.
7. Афина и Посейдон спорили, кому из них быть покровителем
Аттики, и Афина победила. Раздосадованный Посейдон проклял афи- нян: «Пусть они теперь на своих собраниях принимают только наиглу- пейшие решения!». Афина, однако, заступилась за своих подопечных:
«Но пусть эти решения всякий раз оборачиваются им на пользу».


28 8. Когда великого Демосфена спросили, какая из основных ча- стей красноречия главная, он ответил: «Произнесение». А во-вто- рых? – «Произнесение». А в-третьих? – «Тоже произнесение».
9. Знаменитый оратор Демосфен накануне выступления в народ- ном собрании обычно всю ночь не смыкал глаз, тщательно готовя речь. По этому поводу один из его соперников, Пифей, смеялся: «Ис- кусство твое, Демосфен, отдает чадом светильника!»
10. Греки признавались: «Мы восхищаемся статуями Фидия и
Поликлета, но если бы нам самим предложили стать Фидием или По- ликлетом, мы бы с отвращением отказались».
11. «Ремесла, – утверждал философ Ксенофонт, – справедливо не уважаются, так как они истощают тело тех, кто ими занимается.
Они принуждают иногда проводить жизнь в сидячем положении, в полумраке, а иногда возле огня. А когда тело ослаблено, то и душа быстро теряет свою энергию». Аристотель не советовал молодым лю- дям заниматься ремеслами, предостерегая их: «Ремесла не оставляют времени для забот о государстве, они мешают уму свободно разви- ваться и совершенствоваться».
12. Наставник Ахилла говорит герою:
Юный ты был неискусен в войне, человечеству тяжкой,
В сонмах советных неопытен, где прославляются мужи.
С тем он

отец Ахилла

меня и послал, да тебя всему научу я:
Был бы в речах ты вития
16
и делатель дел знаменитый.
13. Наградой победителю в Олимпии был только оливковый ве- нок, а в Дельфах – лавровый. Но эта награда означала, что носитель ее – любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. В честь него воздвигались статуи, устраивались праздники, слагались песни.
Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх – немейских, истмийских, пифийских, олимпийских. Знаменитый борец Диагор сам был таким четырехкрат- ным победителем и увидел победителями своих сыновей, а когда и его внуки одержали победу в Олимпии, ликованию народа не было предела и кто-то воскликнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти».
16
Вития – мастер красноречия, оратор.

29

Ключ к заданию
Полисная демократия.Греческая демократия имела прямой ха- рактер: в решении важных политических и экономических вопросов принимали непосредственное участие все граждане города-государ- ства (полиса), каждый из них обязан был присутствовать в народном собрании и мог подать свой голос «за» или «против». Например, в
Афинах для того, чтобы заседание народного собрания считалось со- стоявшимся, должно было собраться не менее 6000 человек. В граж- данскую общину (демос) входили все свободные мужчины полиса, однако гражданами не считались ни женщины, ни рабы, ни уроженцы других городов (метеки).
Классическое рабство. Античное рабство принято называть
«классическим» в отличие от «патриархального рабства», преобла- давшего в странах Древнего Востока. В системе патриархального раб- ства статус раба почти не отличается от статуса младшего члена се- мьи рядовых тружеников; в системе классического рабства раб рас- сматривается как «говорящее орудие», соответственно, за ним заве- домо не признаются человеческие права и интересы, присущие сво- бодным людям.
Калокагатия. Понятие состоит их греческих слов kalós (краси- вый) и agathós (добрый); так называют сложившийся в эпоху антич- ности идеал гармоничного сочетания внешних (физических) и внут- ренних (духовных) достоинств человека.
Агональность. Античная, в первую очередь греческая, культура характеризуется духом соперничества, состязательности. Греки раз- личали два понятия: pόlemos (война, вражда, нацеленная на уничто- жение противника) и agόn (борьба, состязание, в ходе которого выяс- нится сильнейший). Агональный импульс получил выражение во всех аспектах греческой культуры, включая конкуренцию ремеслен- ников, соперничество политических деятелей, состязания поэтов, ху- дожников, трагиков, спортивные игры и др.
Античный гуманизм. В эпоху Античности сложился идеал чело- века. По соседству с типичными земледельческими культурами Во- стока, отличавшимися религиозным мировоззрением и иерархиче- ским социальным устройством, возникла цивилизация нового типа, характеризующаяся демифологизацией сознания и прославлением