Файл: С. А. Рассадина, О. Н. Бондарева.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30 творческих сил самого человека, а также повышенным вниманием к вопросам общественного устройства и воспитания личности. Наибо- лее значимые следствия античного гуманизма – расцвет искусств, стремившихся запечатлевать человеческие образы, и развитие наук, подчиненных целям человека.
Задание 3.2
Несколько известных сочинений греческих авторов носят назва- ние «Пир» и написаны в форме ученой застольной беседы. Какие темы обсуждали греки в дружеском кругу, можно представить себе по сочинению философа и писателя Плутарха. В своей книге «За- стольные беседы» он собрал образчики рассуждений, которыми греки тешили свой ум в то время.
Вот некоторые из вопросов, обсуждавшихся на пирах, на кото- рых бывал Плутарх. Предположите, какие версии могли выдвигать собеседники?
• Уместно ли на пиру рассуждать о философии?
• Почему голод от питья слабеет, а жажда от еды усиливается?
• Почему существует правило: «пять чаш – да, три чаши – да, че- тыре чаши – нет»?
• Холоднее или горячее женская природа, чем мужская?
• Почему нам приятно смотреть на актеров, изображающих гнев и страдание, но неприятно на тех, кто действительно испытывает эти чувства?
• Почему древесина инжирового дерева горька, а плоды сладки?
• Почему ночью звуки слышнее, чем днем?
• Четное число звезд на небе или нечетное?
• Что появилось раньше, курица или яйцо?
Задание 3.3
Прочтите отрывок из «Поэтики» Аристотеля, в котором гово- рится об искусстве трагедии.

31
Какие выразительные свойства искусства открылись грекам с появлением трагедии?
Можно ли привести примеры произведений других жанров, ко- торые отвечали бы требованиям, предъявляемым к трагедии в этом отрывке?
Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем; подражание при помощи речи, в каждой из своих частей разумно украшенной; посредством действия, а не рассказа; совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов. Что касается характеров, то есть четыре пункта, которые надо иметь в виду: первый и самый важный – чтобы они были благородны. Действующее лицо будет иметь характер, если в речи или в действии обнаружит какое-либо направление воли, каково бы оно ни было, но этот характер будет благородным, если обнаружит благородное направление воли… Второй пункт – чтобы характеры были подходящими… Третий пункт – чтобы характер был правдопо- добен, это нечто отличное от того, чтобы создать характер нрав- ственно благородный и подходящий. Четвертый же пункт – чтобы он был последователен… Из этого ясно, что и развязка фабулы должна вытекать из самой фабулы… Ничего противного смыслу не должно быть в ходе событий… А так как трагедия есть изображение людей лучших, то должно подражать хорошим портретистам: они делая изображение какого-либо лица и делая портреты похожими, в то же время изображают людей более красивыми. Так и поэт, изображая сердитых, легкомысленных или имеющих другие подобные черты ха- рактера, должен представлять людей благородными; пример суро- вого характера представили в Ахилле Агафон
17
и Гомер.
17
Агафон – известный афинский трагик V в. до н.э., друг Сократа.


32
4. РЕЛИГИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ:
ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
НАСЛЕДИЕ
Задание 4.1
Приведенные фрагменты в большинстве своем взяты из класси- ческих восточных текстов, посвященных мировоззренческим вопро- сам. Проанализируйте эти цитаты. Какие религиозно-философские системы в них отражены? Какие понятия, образы, суждения позво- лили вам установить историко-культурную принадлежность текстов?
1. Толпа любит идти по торной дорожке: никогда она не при- знает правой сводню, даже если та говорит мудро, но брахман всегда будет прав для толпы, будь он даже убийцей коровы.
2. Прежде чем в основание дома будет положен первый камень, астролог определяет исходную точку закладки фундамента, которая находится прямо над змеем, поддерживающим мир. Акт закладки фундамента воспроизводит космогонию, поскольку забить сваю в го- лову змея, значит повторить первый подвиг Индры, победившего дра- кона.
3. Царь страдал от проказы, и духовный наставник поведал ему, что причина болезни – проклятие богов: царь навлек на себя их гнев во время охоты. Теперь, чтобы избавиться от болезни, он должен был возвести храм в честь Шивы, прославляющий величие этого бога. Так был построен гигантский храм Брихадешвар.
4. Благородный муж трижды испытывает трепет: он трепещет перед повелением неба, с трепетом относится к великим людям и тре- пещет перед словом людей высшей мудрости. Малый человек, не зная
Повелений Неба, перед ними не трепещет, непочтительно ведет себя с великими людьми и пренебрегает словом людей высшей мудрости.
5. Редко бывает, чтобы человек, полный сыновней почтительно- сти и послушания старшим, любил бы досаждать правителю. И не бы- вает вовсе, чтобы тот, кто не любит досаждать правителю, был склонен к мятежу. Благородный муж заботится о корне, сыновняя почтитель- ность и послушание старшим – не в них ли коренится человечность?

33 6. Друзья приятны, когда в них нуждаешься. Приятно удоволь- ствие, если оно взаимно. Приятно материнство в этом мире; отцов- ство также приятно; приятно отшельничество в этом мире; также приятно брахманство. Добродетель приятна до самой старости; при- ятна стойкая вера; приятно достижение мудрости; приятно воздер- жание от зла.
7. Бывает, что на человека нахлынут плотские вожделения. При- вязанные к удовольствиям, ищущие счастья, такие люди, поистине, подвержены рождению и старости. Мудрые говорят: крепки эти путы, тянущие вниз, коварные, из которых трудно освободиться. Раз- рубив их, люди странствуют по миру, отказавшись от страстей и удо- вольствий, без желаний.
8. Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, все- гда бодрствуют. И днем, и ночью их мысль устремлена к дхамме.
И днем, и ночью их ум радуется размышлению; и днем, и ночью их ум радуется ненасилию.
9. Дома младшие почтительны к родителям, а на стороне по- слушны старшим, осторожны и правдивы, полны любви ко всем, но близки с теми, в ком есть человечность. Если при этом остаются силы, то стремятся обрести ученость.
10. Круговорот бытия – это оковы, а освобождение означает сво- боду от оков. Причины круговорота бытия – омрачение и скверны.
Если корни скверны устранены, то мрачные деяния, доставшиеся от прошлого, утрачивают силу, тем самым устраняются причины круго- ворота бытия. Это и есть нирвана.
11. Среди земных существ нет ни одного столь одухотворенного, как человек. Самое меньшее из того, что он может сделать, – это заставить служить себе все сущее; самое большое, что он может сде- лать – это продлить свою жизнь. Тот, кто знает высшее снадобье про- дления жизни, может, принимая это снадобье, достичь состояния бес- смертия.
12. Если править с помощью закона, улаживать наказывая, то народ остережется и не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность.


34 13. Вот благородная истина страдания: рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страда- ние, разлука с приятным, столкновение с неприятным есть страдание, недостижение желания есть страдание. Вот благородная истина про- исхождения страдания: страдание проистекает из жажды бытия, из стремления к счастью. Вот благородная истина прекращения страда- ния: оно прекращается, когда угасает жажда бытия, ее следует уни- чтожить, отрешиться от нее. Вот благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания: это благородный восьмеричный путь…
14. У Чен-цзы в своей жизни полностью следовал четырем сезо- нам, небо и земля в их постоянстве служили ему мерилом. У Чен-цзы существовал, слив воедино свою жизнь и превращения сил инь-ян.
Познав бессмертие инь-ян, У Чен-цзы таким же вечным стал, и все познавшие Путь мужи таковы.
15. Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.

1   2   3   4   5   6

Ключ к заданию
Индуизм – совокупность традиционных верований Индии. В ин- дуизме сохраняются представления о неизбежности закона сансары
(закона реинкарнации) и о значении кармы (суммы всех поступков, совершенных человеком), от которой зависит характер следующего перерождения. Характерной чертой индуизма является разнообразие религиозных представлений и обычаев. Индуистский пантеон также не отличается систематичностью; возглавляет перечень бесчислен- ных индуистских божеств триада богов: Брахма – бог-создатель,
Шива – бог-разрушитель и Вишну – бог-хранитель, имеющий множе- ство аватар (воплощений).
Буддизм – старейшая из мировых религий, возникшая в Индии и впоследствии получившая распространение в Центральной и Юго-
Восточной Азии, а также во всем мире. Согласно учению Будды, че- ловеческая жизнь во всех ее проявлениях исполнена страданий, един- ственный способ избежать которых заключается в отказе от стремле- ния к наслаждению, в постепенном угасании всех чувств и желаний.

35
Идеалом для буддизма является состояние абсолютного покоя, назы- ваемое нирваной.
Конфуцианство – традиционная религиозно-философская си- стема Китая. В основе конфуцианского учения о разумном устрой- стве общества лежат представления о необходимости почтительного отношения к старшим (сяо), о важности соблюдения установленных традицией норм поведения (ли). Идеальный человек в представлении
Конфуция – так называемый «благородный муж» (цзюньцзы), глав- ным достоинством которого является «гуманность» (жэнь), понимае- мая как радение о благе народа.
Даосизм – традиционная религиозно-философская система Ки- тая. Основу даосского учения составляют представления о вечной гармонии двух начал (инь и ян), характеризующей путь (дао) всего мироздания. Согласно даосскому учению, высшая мудрость человече- ской жизни заключается в гармоничном сосуществовании с природой.
Задание 4.2
Определите, о каких конфуцианских понятиях идет речь в при- веденных фрагментах. Какая роль отводится им в учении Конфуция?
Есть ли аналоги этим понятиям в нашей культуре? В других куль- турах?
1. Князь спросил Конфуция о том, в чем заключается управление государством. Конфуций ответил: «Да будет государем государь, слуга – слугой, отцом – отец и сыном – сын».
2. Князь спросил: «Как привести народ к покорности?»
Конфуций ответил: «Если возвысить и поставить честных над бесчестными, то народ придет к покорности. Если возвышать бес- честных, ставя их над честными, то народ не покорится».
3. Ученик спросил о том, что такое человечность.
Учитель ответил: «Это когда ведут себя на людях так, словно вы- шли встретить важную персону; руководят народом так, словно со- вершают жертвенный обряд; не делают другим того, чего не хотят себе; не вызывают ропота в стране, не вызывают ропота в семействе».


36 4. Учитель сказал: «Благородный муж видит в справедливости неприкрашенную суть. Ритуалы используются, чтобы воплотить ее в поступках, смиренность, чтобы дать ей проявиться, а искренность, чтобы достичь в ней совершенства. Благородный муж именно такой!»
5. Ученик спросил: «Благородный муж ценит смелость?»
Учитель ответил: «
Благородный муж больше всего ценит справедливость. Когда благородный муж смел, но несправед- лив, он вызывает смуту; когда малый человек смел, но неспра- ведлив, он становится разбойником».
6. Учитель сказал: «Легко служить, когда правит благородный муж, но угодить ему непросто. Ему не угодить, если угождать, не сле- дуя пути. Когда же он руководит людьми, то исходит из талантов каж- дого».
Трудно служить, когда правит малый человек, но угодить ему легко. Ему можно угодить, если даже угождать, не следуя пути. Когда же он руководит людьми, то крайне к ним взыскателен.
7. Когда Учитель стал склонять одного из своих учеников посту- пить на государственную службу, тот ответил: «Я в этом не могу еще довериться себе».
Учитель был доволен.
8. Ученик спросил о том, что значит быть благородным мужем.
Учитель ответил: «Это значит совершенствовать себя с благогове- нием. – И это все? – Совершенствовать себя, чтобы тем самым обес- печить благоденствие других. – И это все? – Совершенствовать себя, чтобы тем самым обеспечить благоденствие народа».
9. Учитель сказал: «Благородный муж способствует тому, чтобы в человеке побеждало все, что есть в нем самого хорошего, а не пло- хое. Малый человек способствует обратному».
10. «Что значит пять достоинств благородного мужа», – спросил один из учеников Конфуция.
Учитель ответил: «Благородный муж, оказывая милость, не несет расходов; не вызывает злобы у людей, когда заставляет их трудиться; его желания несовместимы с жадностью; он полон вели- чавости, но чужд высокомерия; он грозен, но в нем нет свирепости».
«Что значит «оказывая милость, не нести расходов»? – спросил
Цзычжан.

37
Учитель ответил: «Благоволить народу, используя все то, что приносит ему выгоду, – это ли не милость, не требующая расходов?
Если для людей, которых заставили трудиться, выбирать посильный труд, то у кого из них возникнет злоба? Когда стремятся к человечно- сти и добиваются ее, откуда может взяться жадность? Благородный муж не смеет проявить пренебрежение, имеет ли он дело с великим или малым, – это ли не величавость без высокомерия? Благородный муж носит надлежащим образом шапку и платье, его взор полон до- стоинства, он так внушителен, что люди, глядя на него, испытывают трепет, – он ли не грозен без свирепости?».
«Что значит четыре недостатка, которых не должно быть у бла- городного мужа»,– спросил Цзычжан.
Учитель ответил: «Казнить тех, кого не наставляли, значит быть жестоким; требовать исполнения, не предупредив заранее, значит проявлять насилие; медлить с приказом и при этом добиваться сроч- ности, значит наносить ущерб; и в любом случае скупиться, оделяя чем-либо людей, значит поступать казенно».

Ключ к заданию
Сяо – принцип почтительного отношения к старшим по возрасту или по занимаемому положению.
Ли – ритуальные и этикетные нормы поведения.
Чжэн – искренность, верность.
Вэнь – культура, образованность, эрудиция.
Жэнь – гуманность, человечность, проявляющаяся в заботе о нуждах народа.
Цзюнь-цзы – «благородный муж», означает человека высокой нравственности, главным достоинством «благородного мужа» явля- ется гуманность (жэнь).
Сяо-жэнь – «низкий муж», не достигший нравственного совер- шенства «благородного мужа».