Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 241

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суммативное оценивание за раздел «Я и закон»





Изучаемые художественные

произведения

Ч. Айтматов. «Плаха» (фрагмент самосуда Бостона).

Виды речевой деятельности

Слушание

Говорение

Цель обучения

9.1.4.1 Определять основную мысль текста, учитывая структуру текста

9.2.5.1 Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы;

Критерий оценивания

Обучающийся:

  • Раскрывает содержание текста для определения основной мысли

  • Высказывает точку зрения, формулируя пути решения проблемы

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Навыки высокого порядка

Время выполнения

20 минут

Задания

Прослушайте текст и выполните задание.

Транскрипт

Рецензия на роман Ч. Т. Айтматова «Плаха» http://www.litra.ru/composition/get/coid/00099001184864085966

Создавая образы Базарбая и Кандалова, писатель сознательно пренебрегает описанием их внутреннего мира. Для него они только воплощение распада, духовного скотства, а отсюда зла. Базарбай пьяница, подлец, ненавидящий целый мир, завидующий всем. Он беспредельно озлоблен. Привыкший к безнаказанности, он становится самим собой, жалким и трусливым, когда волки преследуют его. Много внимания уделяет автор раскрытию причин трагедии Бостона. В этом образе Айтматовым олицетворена та естественная человечность, которой нет в Базарбае. Бостон попадает в роковое стечение обстоятельств. Он совершает три убийства — сына, Акбары и Базарбая. Из них только одно сознательное. В ужасе молит Бостон вернуть ему сына, похищенного Акбарой. Не видя иного выхода, чабан стреляет в бегущую волчицу, убивая тем же выстрелом своего сына. В этих сценах проявляет себя трагическая неотвратимость ответственности за зло. Начало этой катастрофы было в саванне, где скрепленным авторитетными печатями планом были одним махом нарушены законы естественного течения жизни и равновесия во взаимоотношениях человека с природой. Нарушения закона природы как трагедию ощущает в романе один лишь Бостон.

Айтматов много раз подчеркивает, что все проблемы, которые встают перед нами изо дня в день и которые имеют деловое, практическое значение, перерастают в проблему нарушенных естественных контактов человека и природы, что одинаково катастрофично и для природы, и для человека. Решение задач такого масштаба потребовало особенного художественного решения образов Бостона и Базарбая. Базарбай потерян для общества. У Бостона судьба другая. Он в большой степени жертва обстоятельств. Совершая самосуд, Бостон в гневе казнит Базарбая.

Выход ли это? Ведь совершено убийство. Бостон сам себя ведет на “плаху”, выполняя в отношении себя веление совести.

1. Ответьте кратко на вопросы по прослушанному тексту:

а) Каких героев романа Ч. Айтматова «Плаха» автор текста относит к

«отрицательным»?







в) Сколько убийств совершает Бостон?



с) По мнению автора текста, какие убийства оправданы?




  1. Определите основную мысль текста.




  1. Примите участие в дискуссии на тему « Почему подростки совершают преступления?» В качестве аргументов используйте свой читательский опыт.

Для дискуссии подготовьте ответы на вопросы:

  • Причины преступности несовершеннолетних: как решить проблему?

  • Как положительный пример родителей/взрослых способствует становлению личности ребенка?

Критерий оценивания

Дескриптор

Балл

Обучающийся

Раскрывает содержание текста для определения основной мысли

- выделяет отрицательных героев;

3

- определяет основную мысль

текста;

1

Высказывает точку зрения, формулируя пути решения проблемы

- дает развернутые ответы на

вопросы;

2

- приводит убедительные

аргументы;

1

- предлагает пути решения

проблемы;

1

- демонстрирует грамотную речь.

1

Всего




9


Рубрика для предоставления информации родителям

по итогам суммативного оценивания за раздел «Я и закон» Ф.И.О. обучающегося

Критерий оценивания

Уровни учебных достижений обучающихся

Низкий

Средний

Высокий

Раскрывает содержание текста для определения основной мысли

Затрудняется в определении основной мысли текста, затрудняется ответить на вопросы

Допускает ошибки в определении основной мысли текста, дает неполные ответы

Правильно отвечает на вопросы, определяет основную мысль текста

Высказывает точку зрения, формулируя пути решения проблемы

Затрудняется ответить на вопросы, не приводит аргументы, задает вопрос низкого порядка, допускает грубые речевые ошибки

Допускает ошибки в ответе на вопросы, приводит слабые аргументы, затрудняется сформулировать пути решения проблемы, допускает негрубые ошибки

Грамотно отвечает на вопросы, приводит убедительные аргументы, предлагает пути решения проблемы, демонстрирует грамотную речь