Файл: Учебнометодическое пособие для студентов бакалавриата по направлениям Экономика, Менеджмент иТорговое дело.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие себестоимости железнодорожных перевозок
1.2 Факторы, влияющие на себестоимость перевозок
1.3 Эксплуатационные расходы и их классификация
1.4 Методы планирования эксплуатационных расходов
2. Методы расчета себестоимости по предоставлению услуг инфраструктурыв конкретных условиях.
2.1 Метод непосредственного расчета по статьям номенклатуры расходов.
2.2 Метод единичных расходных ставок.
2.3. Метод укрупненных расходных ставок.
2.4. Метод коэффициентов влияния.
2.5. Метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости.
2.6. Метод удельных весов расходов.
4.1. Влияние изменения объема железнодорожных перевозок на себестоимость и эксплуатационные расходы
4.2.1. Оценка методом единичных расходных ставок.
4.2.2. Оценка методом коэффициентов влияния
Рекомендации по формату и содержанию презентации курсовой работы
* Значение км 0,5 применяется при простых локомотивах с поездами, значение 0,6 - при простых одиночных локомотивах.
Таблица 4 - Нормы расхода электроэнергии и топлива
Наименование | Усл. | Величины показателей по вариантам | |||||
показателя | обознач. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Первая цифра варианта | |||||||
Норма расхода электроэнергии (топлива) на передвижение вагонов, кВт-ч (кг) на 10 тыс. ткм брутто | аэ(т)в | 102 | 39,7 | 92 | 38,0 | 95 | 40,0 |
Норма расхода электроэнергии (топлива) на 100 км линейного пробега локомотива, кВт-ч (кг) | аэ(т)л | 900 | 400 | 870 | 430 | 850 | 450 |
Норма расхода электроэнергии (топлива) на 1 час простоя локомотива, кВт-ч (кг) | аэ(т)пр | 105 | 45,6 | 125 | 50,4 | 110 | 46,5 |
Норма расхода электроэнергии (топлива) на 100 км одиночного пробега локомотива, кВт-ч (кг) | а’э(т)л | 235 | 65,1 | 263 | 64,3 | 208 | 62,1 |
Коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в линиях электропередач | кпот.* | 1,15 | - | 1,15 | - | 1,15 | - |
* Коэффициент кпот. используется только для электрической тяги.
Таблица 5 - Изменение объема перевозок и качественных показателей использования подвижного состава.
Наименование | Усл. | Величины показателей по вариантам | |||||
показателя | обознач. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Первая цифра варианта | |||||||
Изменение, %: - динамической нагрузки груженого вагона; | ргр | -5 | +4 | -3 | +3 | -2 | +2 |
- массы поезда брутто; | Qбр | +3 | -4 | +5 | -2 | +4 | -3 |
- участковой скорости поезда; | Vуч | +5 | -2 | +4 | -3 | +3 | -4 |
Вторая цифра варианта | |||||||
- порожнего пробега вагонов; | грпор | -2 | +3 | -5 | +4 | -3 | +5 |
- одиночного следования локомотивов | од | +5 | -3 | +3 | -4 | +4 | -5 |
Третья цифра варианта | |||||||
Годовой объем работы, млрд. ткм нетто | PLн | 95 | 85 | 105 | 75 | 110 | 80 |
Изменение объема работы, % | PLн | -7 | +3 | -5 | +4 | -6 | +5 |
Удельный вес зависящих расходов, % | %Езав | 45 | 42 | 44 | 43 | 45 | 43 |
Все расчеты выполняются для грузового движения для перспективного варианта анализа при стабильной пропускной способности. Вид тяги, серия локомотива и основные объемные и качественные показатели работы железной дороги выбираются из табл. 1 - 5 согласно варианту, заданному руководителем курсовой работы.
Основные затраты компании оператора приведены в таблице 6.
Таблица 6 – Основные затраты компании оператора
Показатели | Значение показателей по вагонам | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
(3) Стоимость капитального ремонта, тыс. руб. | 250 | 245 | 240 | 235 | 230 | 225 |
(2) Стоимость деповского ремонта, тыс. руб. | 90 | 85 | 80 | 75 | 70 | 65 |
(1) Стоимость текущего отцепочного ремонта, тыс. руб./ед. | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 |
(3) Стоимость вагона, тыс. руб. | 1 500 | 1 450 | 1 400 | 1 350 | 1 300 | 1 250 |
(2) Дополнительно учитываемые затраты на вагон | | | | | | |
Прямые переменные затраты на вагон, руб./день | 300 | 290 | 280 | 270 | 260 | 250 |
(1) Прямые постоянные затраты на вагон, руб./день | 50 | 45 | 40 | 35 | 30 | 25 |
(3) Косвенные затраты на вагон, руб./день | 90 | 85 | 80 | 75 | 70 | 65 |
(2) Количество вагонов, ед | 403 | 512 | 682 | 639 | 715 | 783 |
(1) Плата за предоставление услуг инфраструктуры | 7,15 | 7,13 | 7,12 | 7,16 | 7,20 | 7,18 |
Общие для всех вариантов | ||||||
Межремонтный период до капитального ремонта, лет | 16 | |||||
Межремонтный период до деповского ремонта, лет | 4 | |||||
Частота поступлений платформ в текущий отцепочный ремонт, ед. в год | 0,5 | |||||
Срок службы, лет | 32 | |||||
Норма прибыли оператора, % | 30 | |||||
Норма прибыли инфраструктуры, % | 10 | |||||
Объем тонно-километровой работы оператора, т-км | 1000 |
1. Себестоимость и эксплуатационные расходы
железнодорожных перевозок
1.1 Понятие себестоимости железнодорожных перевозок
Себестоимость является важнейшим обобщающим показателем, характеризующим экономическую сторону деятельности предприятия. В нем отражается качество всей работы – состояние технической оснащенности, степень использования основных средств, повышение производительности труда, внедрение новых прогрессивных технологий, уровень применяемых нормативов затрат всех видов ресурсов, кадровая политика, качество управленческого труда и многие другие характеристики и показатели работы предприятия.
Себестоимость перевозок — величина эксплуатационных расходов, приходящаяся на единицу транспортной продукции.
Продукция транспорта – перевозки – измеряется тонно-километрами и пассажиро-километрами, а в среднем – приведенными тонно-километрами.
Себестоимость грузовых перевозок определяется делением эксплуатационных расходов грузовых перевозок на тонно-километры.
Себестоимость пассажирских перевозок определяется делением эксплуатационных расходов пассажирских перевозок на пассажиро-километры.
Себестоимость приведенной продукции определяют делением эксплуатационных расходов на сумму тонно-километров и пассажиро-километров (приведенные тонно-километры). При этом условно принимается, что себестоимость одного пассажиро-километра равна себестоимости тонно-километра. Однако себестоимость этих видов перевозок неодинакова. В настоящее время себестоимость пассажирских перевозок на сети железных дорог в три с лишним раза выше себестоимости грузовых перевозок.
Снижение себестоимости перевозок на 1% дает ежегодную экономию порядка 2,0 млрд. руб.
Себестоимость приведенной продукции на железнодорожном транспорте в 2021 году составляла 551,05 коп/10 ткм. Как уже отмечалось, себестоимость пассажиро-километра значительно выше себестоимости тонно-километра. В 2021 году себестоимость 10 пассажиро-километров в среднем по сети железных дорог равнялась 1653,77 коп, а себестоимость 10 тонно-км – 592,63коп.
Себестоимость перевозок также рассчитывается в части зависящих и условно-постоянных расходов. При изменении объема
перевозок себестоимость изменяется в обратной зависимости.
1.2 Факторы, влияющие на себестоимость перевозок
Реализация структурной реформы позволила создать новую систему железнодорожного транспорта. В настоящее время сформирован диверсифицированный Холдинг «РЖД», представляющий собой совокупность организаций осуществляющих перевозочную деятельность.
Раздельный учет ведется по видам деятельности представленным в таблице 6.
Таблица 7 – Статьи затрат в разрезе хозяйств ОФО «РЖД»
Вид расходов | Вид деятельности | Хозяйство | Вид тяги | Статьи |
Специфические (прямые производственные) расходы | грузовые перевозки | Хозяйство коммерческой работы | - | 1001-1013, 1017, 1021, 1028, 1052, 1053, 1075, 1084, 1086-1088, 1099, 1199 |
Вагонное хозяйство | - | 1031-1034, 1040-1042, 1044-1046 | ||
Иностранные железные дороги | - | 1060-1063 | ||
предоставление услуг инфраструктуры | Пассажирское хозяйство | | 2003-2008, 2020-2021, 2057, 2059 | |
Хозяйство коммерческой работы в сфере грузовых перевозок | | 2010-2012, 2017 | ||
Вагонное хозяйство | | 2061-2062 | ||
Хозяйство перевозок | | 2027-2042, 2044-2045 | ||
Локомотивное хозяйство | | 2051-2052 | ||
Хозяйство пути | | 2101, 2103-2120, 2122-2135, 2138, 2140-2142, 2144-2147, 2151, 2160,2165, 2998-2999 | ||
Хозяйство гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения | | 2214-2021, 2223-2225, 2227-2233 | ||
Хозяйство автоматики и телемеханики | | 2301-2309, 2311-2312, 2314-2315, 2318-2319, 2321-2322 | ||
Хозяйство связи | | 2401-2425, 2431-2432 | ||
Хозяйство корпоративной информатизации | | 2569, 2582-2583, 2587-2589, 2591-2599 | ||
Хозяйство электрификации и электроснабжения | | 2511-2512, 2515, 2519-2520, 2522, 2524, 2526-2528, 2530, 2532, 2534-2536, 2540-2542, 2544-2546, 2548-2550, 2552, 2554, 2556, 2558, 2566, 2568, 2570-2572, 2574, 2576, 2578, 2580-2581 | ||
Хозяйство инфраструктуры прочих владельцев | | 2701-2703 | ||
Промышленные предприятия | | 2611-2612 | ||
Прочие подразделения | | 2601-2603, 2616-2618, 2621-2622 | ||
Без детализации по хозяйствам | | 2537-2539 | ||
предоставление услуг локомотивной тяги | Локомотивное хозяйство | Электровозы | 3101-3105, 3107-3119, 3123-3125, 3128-3134, 3140-3153, 3157-3159, 3163 | |
Электропоезда | 3201-3210, 3212-3213, 3215-3216, 3218- 3221, 3224, 3226-3230, 3232, 3234, 3236-3239 | |||
Тепловозы | 3233, 3301-3305, 3307-3319, 3323-3326, 3328-3334, 3336-3344, 3349-3351, 3353, 3359, 3363 | |||
Дизель-поезда и автомотрисы | 3401-3408, 3410-3411, 3413-3414, 3418-3421, 3423-3424, 3426-3428, 3430-3434, 3436-3437 | |||
Паровозы | 3501-3505, 3507 | |||
Рельсовые автобусы | 3601-3606, 3610, 3612-3614, 3618-3621, 3624, 3626-3628, 3630 | |||
Скоростные поезда | 3008-3009, ЗОЮ (3010), ЗОН (3011), 3013-3016, 3019-3036, 3047-3049 | |||
Газотурбовозы | - | |||
Без детализации по типу подвижного состава | 3790-3799 | |||
пассажирские перевозки в дальнем следовании | Пассажирское хозяйство | | 4001-4006, 4008, 4011-4026, 4028-4029, 4031-4033, 4036-4037, 4040-4041, 4044, 4050, 4115, 4118, 4121-4125, 4133, 4136, 4139-4141, 4198-4199, 4218, 4994, 4999 | |
Иностранные железные дороги | | 4035 | ||
пассажирские перевозки в пригородном сообщении | Пассажирское хозяйство | | 5001-5006, 5018-5021, 5023, 5028-5033, 5035-5037, 5040-5043, 5045, 5133, 5136, 5139-5140, 5199, 5555 | |
ремонт железнодорожного подвижного состава | Пассажирское хозяйство | Пассажирские и багажные вагоны | 6011, 6601-6612, 6614-6631, 6635-6638, 6645-6660, 6693 | |
Хозяйство коммерческой работы в сфере грузовых перевозок | Контейнеры | 6005, 6051, 6053-6055, 6058 | ||
Локомотивное хозяйство | Электровозы | 6006, 6101-6103, 6105-6107,6109-6122, 6125-6132, 6140-6145, 6178-6187, 6678-6679, 6937 | ||
Электропоезда | 6009, 6201-6207, 6210-6212, 6224, 6240-6241, 6274-6277, 6284-6187, 6935 | |||
Тепловозы | 6007, 6301-6322, 6325-6332, 6340-6345, 6375-6390, 6680-6681, 6938 | |||
Дизель-поезда и автомотрисы | 6010, 6401-6407, 6410-6413, 6440-6441, 6474-6477, 6484-6487, 6936 | |||
Паровозы | 6501-6503, 6928 | |||
Рельсовые автобусы | 6012, 6701-6707, 6714-6717, 6740-6741, 6784-6787, 6930 | |||
Скоростные поезда | 6071-6074, 6076-6079, 6081-6084, 6086-6091 | |||
Газотурбовозы | - | |||
Без детализации по типу подвижного состава | 6015-6016, 6018-6019, 6027-6028 | |||
Вагонное хозяйство | Грузовые вагоны | 6001-6004, 6008, 6013-6014, 6021-6022, 6040-6050, 6059, 6075, 6250-6252, 6254-6256, 6932 | ||
Промышленные предприятия | Пассажирские и багажные вагоны | 6639-6643 | ||
Контейнеры | 6056-6057 | |||
Электровозы | 6150-6155, 6160-6161 | |||
Электропоезда | 6220-6221, 6260-6261 | |||
Тепловозы | 6350-6355,6360-6361 | |||
Дизель-поезда и автомотрисы | 6420-6421, 6460-6461 | |||
Паровозы | 6510 | |||
Грузовые вагоны | 6060-6063 | |||
Рельсовые автобусы | 6511-6512, 6760-6761 | |||
Скоростные поезда | 6080,6085 | |||
Без детализации по типу подвижного состава | 6805-6806 | |||
Без детализации по хозяйствам | - | 6632-6634, 6644 | ||
Хозяйство пути | - | 6020 | ||
строительство объектов инфраструктуры | Строительно-монтажные подразделения | - | 7000, 7005, 7010, 7020, 7025 | |
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | Научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения | | 7500, 7504, 7508 | |
предоставление услуг социальной сферы | Хозяйство гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения | | 8000-8001, 8008, 8012, 8016, 8020, 8024, 8028, 8036-8037, 8040, 8044, 8048, 8052, 8056, 8060, 8064-8073, 8076, 8081-8092, 8485, 8994 | |
Прочие подразделения | | 8100, 8200, 8203, 8210, 8212,8220, 8223,8230, 8232, 8240, 8243, 8290, 8991, 8995, 8997, 8999, | ||
прочие виды деятельности | Пассажирское хозяйство | | 9000-9004, 9016, 9019-9022, 9029, 9095-9096, 9098-9099 | |
Хозяйство коммерческой работы в сфере грузовых перевозок | | 9053, 9055-9057, 9059, 9063-9064, 9100, 9110, 9250, 9269-9271, 9296, 9298-9299, 9947, 9997 | ||
Хозяйство перевозок | | 9355-9356, 9358-9358 | ||
Локомотивное хозяйство | | 9409, 9411-9413, 9415-9416, 9418-9419, 9909, 9911-9913, 9973, 9976-9977, 9979, 9984-9987 | ||
Вагонное хозяйство | | 9454-9456, 9458-9459, 9466-9467, 9469, 9489, 9981 | ||
Хозяйство пути | | 9120-9122, 9303-9305, 9464, 9468, 9474-9475, 9528-9529, 9931, 9980 | ||
Хозяйство гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения | | 9546-9548, 9942, 9991 | ||
Хозяйство автоматики и телемеханики | | 9562, 9586, 9588, 9599 | ||
Хозяйство связи | | 9551-9553, 9560-9561, 9567-9569, 9598, 9600, 9604-9609, 9636, 9638-9639, 9650, 9922, 9941, 9990 | ||
Хозяйство корпоративной информатизации | | 9676, 9680-9689 | ||
Хозяйство электрификации и электроснабжения | | 9640-9643, 9645-9649, 9651-9656, 9659, 9670-9674, 9678-9679 | ||
Управления железных дорог | | 9746, 9748-9749 | ||
Подразделения материально-технического снабжения | | 9776, 9778-9779 | ||
Подразделения торговли и общественного питания | | 9785-9786, 9796, 9798-9799 | ||
Промышленные предприятия | | 9800, 9878-9879, 9886, | ||
Научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения | | 9888-9889 | ||
Строительно-монтажные подразделения | | 9023, 9028, 9890-9894, 9919 | ||
Строительно-монтажные подразделения | | 9023, 9028, 9890-9894, 9919 | ||
Проектно-изыскательские подразделения | | 9920, 9929 | ||
Центральный аппарат ОАО "РЖД" | | 9949 | ||
Прочие подразделения | | 9847, 9876, 9918, 9923, 9944, 9950-9953, 9957-9959, 9993 | ||
Без детализации по хозяйствам | | 9006, 9030-9036, 9038, 9045-9046, 9048-9049, 9880-9885, 9895-9896, 9925-9927, 9939-9940, 9943, 9945-9946, 9954-9956, 9960, 9969-9970, 9978, 9988-9989, 9992, 9998, 9999 | ||
Общепроизводственные расходы | - | - | - | 0757-0766, 0768, 0770, 0772, 0774-0778 |
Общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата управления | - | - | - | 0784-0789, 0791-0798, 0800-0813, 0815-0816, 0819-0821, 0823, 0829, 0835, 0837 |
Расходы по содержанию аппарата управления | - | - | - | 0830-0831, 0833-0834, 0836, 0838-0839 |
Коммерческие расходы | - | - | - | 0824-0828 |
Прочие расходы | - | - | - | 0866, 0870, 0872, 0874, 0875-0876, 0878, 0880, 0882-0884, 0886, 0888, 0890-0896, 0898, 0900, 0902-0912, 0914, 0916-0921, 0929-0931, 0933-0945, 0948-0949, 0951-0977, 0980-0982, 0985-0987, 0993-0995, 0998-0999 |
Текущий налог на прибыль и расходы по уплате штрафных санкций | - | - | - | 0991, 0996-0997 |