Файл: Учебнометодическое пособие для студентов бакалавриата по направлениям Экономика, Менеджмент иТорговое дело.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Понятие себестоимости железнодорожных перевозок

1.2 Факторы, влияющие на себестоимость перевозок

1.3 Эксплуатационные расходы и их классификация

1.4 Методы планирования эксплуатационных расходов

Фонд оплаты труда

2. Методы расчета себестоимости по предоставлению услуг инфраструктурыв конкретных условиях.

2.1 Метод непосредственного расчета по статьям номенклатуры расходов.

2.2 Метод единичных расходных ставок.

2.3. Метод укрупненных расходных ставок.

2.4. Метод коэффициентов влияния.

2.5. Метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости.

2.6. Метод удельных весов расходов.

4.1. Влияние изменения объема железнодорожных перевозок на себестоимость и эксплуатационные расходы

4.2. Влияние изменения качественных показателей использования подвижного состава на себестоимость перевозок

4.2.1. Оценка методом единичных расходных ставок.

4.2.2. Оценка методом коэффициентов влияния

Рекомендации по формату и содержанию презентации курсовой работы

1.4 Методы планирования эксплуатационных расходов


Обеспечение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности - важнейшая задача в сфере управления расходами, решаемых в ходе структурной реформы.

Методология раздельного учета определяется «Порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД» (далее – Порядок ведения раздельного учета), утвержденным приказом Минтранса России от 23 октября 2018 г. N 373.

В соответствии с Программой структурной реформы и Постановлению Правительства РФ № 871 от 29 декабря 2004 г. «О формировании отчетности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по видам деятельности» в ОАО «РЖД» раздельный учет доходов, расходов финансовых результатов ведется по следующим видам деятельности:

  1. Грузовые перевозки;

  2. Предоставление услуг инфраструктуры;

  3. Предоставление услуг локомотивной тяги;

  4. Пассажирские перевозки в дальнем следовании;

  5. Пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

  6. Ремонт подвижного состава;

  7. Строительство объектов инфраструктуры;

  8. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

  9. Предоставление услуг социальной сферы;

  10. Прочие виды деятельности.

Распределение расходов ОАО «РЖД» и калькулирование полной фактической себестоимости по видам деятельности проходит в несколько этапов в процессе заполнения и консолидации форм управленческой отчетности 7-у-предприятие и 7-у-отчетная (в соответствии с методологией Порядка ведения раздельного учета)

Система внутрифирменной управленческой отчетности о расходах по видам деятельности ОАО «РЖД» 7-у является частью системы управленческого учета доходов, расходов и финансовых результатов ОАО «РЖД» по видам деятельности, укрупненным видам работ и тарифным составляющим.

Затраты на производство всех подразделений подразделяются по элементам затрат предусматриваются по следующим элементам:

  • затраты на оплату труда;

  • отчисления на социальные нужды;

  • материальные затраты, в том числе:

    • материалы,

    • топливо,

    • электроэнергия,

    • прочие материальные затраты;


  • амортизация основных фондов;

  • прочие затраты.

Состав затрат по каждому элементу указан в Номенклатуре [4].

Особенности железнодорожного транспорта и его продукции определяют специфику структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат:

1) отсутствие расходов на сырье и вследствие этого низкий удельный вес расходов на материалы, которые расходуются только на содержание в исправном состоянии технических средств и реализацию ими эксплуатационных функций;

2) более высокий, чем в промышленности, удельный вес фонда оплаты труда вследствие отсутствия сырьевой составляющей в себестоимости перевозок;

3) высокая стоимость постоянных устройств, что увеличивает удельный вес амортизационных отчислений.

Фонд оплаты труда


По элементу «затраты на оплату труда» отражаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Потребность в рабочей силе (и заработной плате) – явочный контингент – рассчитывают 3-мя способами:

1) по объему работы и производительности труда (плановой норме выработки на 1 рабочего с учетом роста производительности труда);

2) исходя из объема работы, нормы затрат труда на единицу соответствующего измерителя (трудоемкости единицы работы) и нормы годового рабочего времени 1 рабочего. Этим способом определяется численность локомотивных бригад, рабочих по ТР локомотивов, проводников вагонов и т.д. Нормы затрат труда указываются в приказах и законодательных документах. Они могут корректироваться на основе совершенствования производственных процессов на дороге и ее предприятиях;

3) часть контингента определяют исходя из количества объектов обслуживания и потребного для каждого их них числа рабочих согласно требованиям технологического процесса - нормы обслуживания (осмотрщики вагонов, рабочие по текущему ремонту пути и его охране, весовщики и др.);

Часть контингента (административно-управленческий, конторский персонал отделений, линейных предприятий) рассчитывают на основе штатных расписаний и количества предприятий.



После расчета потребного (нормативного) штата определяют ФОТ умножением контингента по отдельным профессиям работников на их заработную плату, в которую включают основную и дополнительную заработную плату.

Расходы на топливо и электроэнергию


Расходы на топливо и электроэнергию, как и на материалы, рассчитывают следующими методами:

1) по объему работы, нормам на единицу соответствующего измерителя и цене единицы соответствующего ресурса. Этим способом определяют расходы топлива и электроэнергии на тягу поездов, материалы и другие расходы. Это основной способ расчета.

2) по потребному контингенту отдельных групп работников и нормам на одного работника (расходы по спецодежде, суточные, командировочные и др.).

  1. по числу линейных предприятий и нормам затрат на каждое из них (общехозяйственные расходы).

  2. по количеству оборудования, устройств и нормам затрат на каждую единицу (расходы на текущее содержание пути, отопление, освещение зданий и др.);

  3. по статьям расходов, по которым не представляется возможным воспользоваться изложенными основными расчетно-нормативными способами, для определения суммы расходов на материалы и прочие затраты используют отчетные данные прошлых лет (за минусом непроизводительных затрат), которые корректируют применительно к планируемому периоду.

Большое значение имеет установление обоснованных прогрессивных норм. При нормировании топливно-энергетических затрат необходимо учитывать ресурсосберегающие технологии, прогрессивные методы обследования локомотивов и вождения поездов, предусматривать повышение квалификации локомотивных бригад, улучшение эксплуатационных и качественных показателей использования подвижного состава.

Амортизационные отчисления


В процессе работы основные фонды претерпевают физический и моральный износ. Физический износ определяется временем работы технических средств, интенсивностью их загрузки, характером нагрузок, конструктивными особенностями и параметрами и другими факторами. Моральный износ зависит от степени конструктивного экономического старения устройств в результате появления новых более совершенных и экономически эффективных основных средств.

Для возобновления полностью изношенных технических средств за время их срока службы должны быть накоплены денежные средства. Источником их образования являются годовые амортизационные отчисления, включаемые в эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок. Таким образом, принимается, что износ зависит непосредственно от времени работы, техника равномерно изнашивается, т.е. на каждый год величина отчислений устанавливается одинаковой.


Амортизационные отчисления планируются не по фактическим затратам, а расчетным путем. Годовые амортизационные отчисления зависят от первоначальной (балансовой) стоимости - Цб, срока службы - Т, от величины остаточной (ликвидной) стоимости оборудования - Цл, расходов по реализации - Ер. Фактическая величина амортизационных отчислений:

Отношение годовых АО к полной стоимости основных средств (в %) называют нормой амортизации, qам :

Если остаточная стоимость оборудования отсутствует, то

Нормы амортизации устанавливают по всем видам технических средств транспорта и пересматриваются при изменении экономически обоснованных сроков службы и существенного изменения цен на технические средства, т.е. в периоды переоценки основных фондов.



На предприятиях железнодорожного транспорта начисление амортизации осуществляется только указанным выше способом. Однако существует еще ряд способов начисления амортизации, которые могут применяться с целью получения определенных результатов, например, ускорения или замедления амортизации основных фондов.

С целью налогового учета российским законодательством предусмотрено использование линейного и нелинейного метода начисления амортизации.

Линейный метод начисления амортизации применяется к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам со сроком службы свыше 20 лет. К остальным основным средствам может применяться любой из указанных методов.

При применении нелинейного метода сумма начисленной амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта и нормы амортизации, определенной для данного объекта. На железнодорожном транспорте в соответствии с НК РФ применятся линейный метод начисления.

2. Методы расчета себестоимости по предоставлению услуг инфраструктуры
в конкретных условиях.


Для решения многих практических вопросов работы железнодорожного транспорта необходимы данные о величинах себестоимости перевозок грузов и пассажиров в конкретных условиях: на отдельных направлениях и участках железных дорог; в грузовом и порожнем направлениях; в разных категориях поездов и типах вагонов; по отдельным родам грузов; при неодинаковой дальности перевозок; различной технической вооруженности и т.д.

Отечественными инженерами и учеными-экономистами разработаны специальные расчетные методы, позволяющие определять себестоимость для конкретных условий перевозок. Эти методы основаны на выявлении зависимости расходов железных дорог от различных измерителей и показателей работы или времени, затрачиваемого на выполнение отдельных операций производственного процесса.

Основными методами расчета себестоимости перевозок являются:

  • метод расчета расходов по отдельным статьям номенклатуры затрат;

  • метод расходных ставок;

  • метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости перевозок;

  • метод удельных весов расходов;

  • метод коэффициентов влияния.

2.1 Метод непосредственного расчета по статьям
номенклатуры расходов.


Метод расчета себестоимости перевозок по отдельным статьям номенклатуры расходов заключается в следующем:

  • поочередно рассматриваются все статьи основных специфических расходов, связанные с конкретными перевозками, и для каждой из них устанавливается измеритель, по величине которого следует рассчитывать расходы, приходящиеся на эти перевозки;

  • определяются величины выбранных измерителей, приходящиеся на объем рассматриваемых перевозок;

  • делением расходов каждой статьи, взятых по данным дороги, на величину соответствующего измерителя, также взятого по дорожным данным, определяются расходы каждой статьи на единицу соответствующего измерителя в среднем по дороге. При этом полученные величины расходов могут корректироваться в зависимости от конкретных условий перевозок;

  • умножением расходов каждой статьи по дорожным данным, приходящихся на единицу измерителя, на величину измерителя для конкретных перевозок, и сложением полученных результатов по всем статьям получают величину основных специфических расходов, связанных с рассматриваемыми перевозками;

  • к полученной величине расходов прибавляют в соответствующей доле общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Если при оценке эффективности тех или иных мероприятий изменяется объем перевозок, то общехозяйственные расходы по содержанию аппарата управления, приходящиеся на единицу перевозок, изменяются обратно пропорционально объему перевозок.