Файл: Учебнометодическое пособие для студентов бакалавриата по направлениям Экономика, Менеджмент иТорговое дело.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие себестоимости железнодорожных перевозок
1.2 Факторы, влияющие на себестоимость перевозок
1.3 Эксплуатационные расходы и их классификация
1.4 Методы планирования эксплуатационных расходов
2. Методы расчета себестоимости по предоставлению услуг инфраструктурыв конкретных условиях.
2.1 Метод непосредственного расчета по статьям номенклатуры расходов.
2.2 Метод единичных расходных ставок.
2.3. Метод укрупненных расходных ставок.
2.4. Метод коэффициентов влияния.
2.5. Метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости.
2.6. Метод удельных весов расходов.
4.1. Влияние изменения объема железнодорожных перевозок на себестоимость и эксплуатационные расходы
4.2.1. Оценка методом единичных расходных ставок.
4.2.2. Оценка методом коэффициентов влияния
Рекомендации по формату и содержанию презентации курсовой работы
Себестоимость перевозок зависит от множества факторов, причем на некоторые факторы работники железнодорожного транспорта могут повлиять, а на другие – нет, или лишь в ограниченной степени, так как они отражают объективные условия работы.
К объективным факторам относятся: объем работы, структура перевозок по родам грузов и видам сообщений, дальность перевозок и неравномерность их как по времени, так и по направлениям, природно-климатические условия, рыночная конъюнктура и др.
Факторы, зависящие от самого железнодорожного транспорта, можно разделить на две группы:
-
факторы, непосредственно зависящие от качества работы (степень использования грузоподъемности и грузовместимости вагонов, силы тяги локомотивов; скорость движения поездов и процент порожнего пробега вагонов; экономичность использования всех видов ресурсов и др.); -
факторы, не изменяющиеся в текущем периоде (структура парка локомотивов, структура парка вагонов, техническая оснащенность линий и т. п.).
В связи с тем, что для разных условий перевозок значение факторов, влияющих на себестоимость, сильно различается, большое значение имеет определение себестоимости перевозок по родам грузов, по типам вагонов, по направлениям перевозок, по видам сообщения и по операциям перевозочного процесса.
1.3 Эксплуатационные расходы и их классификация
Эксплуатационные расходы железнодорожного транспорта — это явные издержки, связанные с осуществлением железнодорожных перевозок.
В состав эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта входят расходы на потребленные средства производства и на оплату труда работников.
Средства производства слагаются из двух составных частей:
Первая часть – это оборотные средства предприятия. К ним относятся материальные затраты на ремонт, эксплуатацию, топливо, смазку и т.д. Они используются однократно, единовременно и полностью переносят свою стоимость на продукцию. При этом топливо и электроэнергия входят в продукт не материально, а только по своей стоимости. Кроме того, в оборотные средства входят фонды обращения – денежные потоки, необходимые для закупки сырья, топлива, выдачи заработной платы.
Вторая часть средств производства – средства труда: сооружения, здания, средства СЦБ и связи, подвижной состав, рабочие машины и др. Это основные фонды предприятия. Они потребляются в процессе производства постепенно и переносят, изнашиваясь, свою стоимость на продукцию по частям. Ежегодные доли основных средств, стоимость которых переносится на продукцию, определяют размеры издержек в виде амортизационных отчислений от стоимости основных средств. Стоимость этих средств в единице продукции зависит от срока службы отдельных видов основных фондов, их производительности, интенсивности использования и величины объема перевозок.
Для реализации раздельного учета доходов и расходов ОАО «РЖД» разработана Номенклатура доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД». Эффективное управление затратами базируется на Классификаторе расходов, в соответствии с которым эксплуатационные расходы учитываются раздельно по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
В зависимости от отношения к производственному процессу расходы по обычным видам деятельности предприятий железнодорожного транспорта делятся на непосредственно вызываемые этим процессом (основные), общехозяйственные, т. е. расходы по обслуживанию производства и управлению.
В свою очередь расходы, непосредственно вызванные процессом производства, подразделяются на специфические (основные производственные) и общепроизводственные.
Эксплуатационные расходы железных дорог группируются по следующим признакам:
-
по видам деятельности; -
по укрупненным видам работ; -
по статьям Номенклатуры (Классификатор расходов); -
по хозяйствам железных дорог (отраслевой признак); -
по способу учета; -
по связи с производственным процессом; -
по элементам затрат; -
по зависимости расходов от объема перевозок.
Для планирования и учета по конкретным видам деятельности, определения тарифов за услуги расходы классифицируются по следующим основным видам деятельности:
-
грузовые перевозки; -
содержание и эксплуатация инфраструктуры; -
предоставление услуг локомотивной тяги; -
пассажирские перевозки в дальнем сообщении; -
пассажирские перевозки в пригородном сообщении; -
ремонт подвижного состава. -
строительство объектов инфраструктуры; -
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; -
предоставление услуг социальной сферы; -
прочие виды деятельности.
Для осуществления группировки по видам деятельности статьи Номенклатуры предварительно объединяют в группы – укрупненные виды работ (УВР). Особенностью УВР является то, что при определении «полных» расходов основного вида деятельности они могут объединяться с частью других УВР. Так, укрупненные виды работ «Грузовые перевозки», «Пассажирские перевозки в дальнем следовании», «Пассажирские перевозки в пригородном сообщении» непосредственно относятся на соответствующие виды деятельности; укрупненные виды работ «Содержание инфраструктуры», «Локомотивная тяга», «Ремонт подвижного состава» являются распределяемыми между видами деятельности, т. е. каждый УВР определенными долями входит в несколько видов деятельности.
Важнейшее значение в процессе управления расходами имеет их классификация по отраслевым хозяйствам. Удельный вес расходов отдельных хозяйств в общей сумме эксплуатационных расходов не одинаков. Наиболее высокий удельный вес занимают расходы локомотивного, вагонного и хозяйства пути.
Все основные специфические расходы относятся к одному из следующих отраслевых хозяйств:
-
Пассажирское хозяйство; -
Хозяйство коммерческой работы в сфере грузовых перевозок; -
Хозяйство перевозок; -
Локомотивное хозяйство; -
Вагонное хозяйство; -
Хозяйство пути; -
Хозяйство гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения; -
Хозяйство автоматики и телемеханики; -
Хозяйство связи; -
Хозяйство корпоративной информатизации; -
Хозяйство электрификации и электроснабжения; -
Работы и услуги иностранных железных дорог;
Специфические расходы в зависимости от порядка их отнесения на виды деятельности (группировка по способу учета) можно разделить на прямые и косвенные. Прямые расходы полностью относятся на конкретный вид деятельности, а косвенные подлежат распределению между двумя или более видами деятельности пропорционально определенному измерителю.
Существенной особенностью структуры затрат предприятий железнодорожного транспорта является высокая доля основных специфических косвенных затрат, что связано с сетевым характером перевозочной услуги и необходимостью распределения на себестоимость перевозки части затрат на содержание инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Для планирования и учета по технологическим операциям по статьям Номенклатуры классифицируются расходы, связанные с одной технологической операцией или группой смежных технологических операций.
Также расходы железнодорожного транспорта по связи с производственным процессом делятся на 2 группы: основные производственные - связанные с производством, и общехозяйственные - связанные с обслуживанием, управлением и обеспечением этого производства. Основные расходы подразделяются на основные специфические для определенного вида деятельности и общепроизводственные, а общехозяйственные расходы состоят из двух групп: общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата управления и расходы по содержанию аппарата управления.
Общепроизводственные расходы имеют производственный характер, но не являются специфическими для хозяйств. Данная группа расходов представляет собой в традиционной для промышленности классификации также «Общепроизводственные расходы».
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы по отношению к видам деятельности также являются косвенными расходами.
Кроме расходов на материальные затраты и амортизационные отчисления в эксплуатационные расходы входит фонд оплаты труда, включающий заработную плату, которая непосредственно выплачивается работникам эксплуатационного контингента железнодорожного транспорта, и начисления на нее – в виде страховых взносов – 30% от ФОТ:
- в фонд социального страхования (2,9%);
- федеральный фонд обязательного медицинского страхования (5,1%);
- в пенсионный фонд (22%).
Таким образом, эксплуатационные расходы железных дорог состоят из заработной платы, начислений на нее, расходов на материальные ресурсы (входящие в состав оборотных фондов), амортизационных отчислений и прочих расходов.
Также эксплуатационные расходы, делятся на условно-постоянные (не зависящие от изменения объема перевозок до определенного его уровня) и переменные (зависящие от объема перевозок).
Транспортные расходы и себестоимость перевозок подразделяются по видам операций – на начально-конечную и движенческую.
К расходам на начально-конечную операцию относят все расходы, связанные с подготовкой подвижного состава к перевозке, его отправлением в пункте отправления и прибытием в пункте назначения.
К расходам на движенческую операцию относят все расходы, связанные с перемещением грузов и пассажиров от станции отправления до станции назначения.
В зависимости от субъектов транспортного рынка расходы железнодорожного транспорта состоят из расходов инфраструктуры, расходы экспедиторов и др. (рис. 1)
Рисунок 1 - Схема формирования расходов транспортного рынка с учетом интересов всех участников перевозочного процесса.