ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 417
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Практические задания …………………………………………. 14
Практические задания …………………………………………. 39
Практические задания …………………………………………. 58
Практические задания …………………………………………. 73
Практические задания …………………………………………... 88
Практические задания ………………………………………….. 99
Практические задания …………………………………………. 112
Практические задания …………………………………………. 123
– потребитель располагает ограниченным доходом (I), который весь расходует;
– потребитель рационален, т. е. стремится максимизировать полезность;
– цены благ (P) заданы и не зависят от количеств (Q), потребляемых отдельным потребителем;
I закон Госсена позволяет дать следующее определение:
II закон Госсена (условие равновесия потребителя в количественной теории полезности)
К особенностям потребительского выбора можно отнести
– эффект присоединения к большинству;
где – угол, образованный касательной к графику ТP и осью F;
Задача 2
Пусть производственная функция задана уравнением
Q = 2K + 3L.
Постройте изокванту, соответствующую объёму производства в размере 180 ед. Определите предельную норму технического замещения.
Решение
Графически каждый способ производства может быть представлен точкой, координаты которой характеризуют минимально необходимые для производства данного объёма выпуска количества ресурсов K и L, а производительная функция – линией равного выпуска или изоквантой.
То есть, изокванта – это множество комбинаций производственных ресурсов K и L.
Исходя из условий задачи, необходимо построить изокванту, которую можно записать уравнением 2K + 3L = 180.
Наклон изокванты характеризует предельную норму технического замещения (MRTS) одного ресурса другим.
Определим MRTS по условию данной задачи.
= = 1,5
Предельная норма технического замещения капитала трудом составляет 1,5.
Рис. 29. Изокванта
Задания для самостоятельной работы
Напишите реферат по теме:
Малый бизнес: характерные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России.
Истоки предпринимательства и его развитие в России в 19-м – начале 20-го века.
Бизнес-план как основа успеха в деятельности фирмы.
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии
Деловая стратегия фирмы и её эволюция.
Необходимость и сущность страхования предпринимательского риска.
ТЕМА 5. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА
Теоретические основы для подготовки
к практическому занятию
Определение издержек производства.
Классификация издержек в современной экономический литературе: постоянные и переменные издержки; валовые или общие; средние издержки (средние общие, средние постоянные, средние переменные); альтернативные (издержки упущенных возможностей), бухгалтерские; внешние и внутренние (явные и неявные), нормальная прибыль, безвозвратные издержки; предельные издержки.
Особенности динамики постоянных, переменных и средних издержек при росте объемов производства. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде. Кривые издержек.
Изокоста. Условие оптимизации издержек. Траектория развития. Сравнение предельных издержек с предельным продуктом и предельным доходом при определении стратегии развития фирмы.
Отраслевая и региональная дифференциация издержек производства и их динамика.
Основные понятия, необходимые для изучения темы
Постоянные издержки (FC) – издержки производства, объемы которых неизменны;
– существуют даже при нулевом объёме выпуска;
– не зависят от объёма выпуска фирмы
Переменные издержки (VC) – издержки производства, объёмы которых изменяются;
– не существуют при нулевом объёме выпуска;
– увеличиваются с ростом объёма выпуска фирмы
Средние издержки (ATC) – представляют величину совокупных издержек, приходящихся на единицу выпускаемой продукции.
Предельные затраты – прирост общих затрат в результате производства дополнительной единицы продукции Marginal Cost, MC.
Для дискретно заданной функции TC(Q):
.
Для непрерывной и дифференцируемой функции TC(Q):
.
Средние и предельные затраты связаны между собой следующим образом: если при некотором объёме выпуска Q
MC > AC [AVC], то AC [AVC] возрастают с увеличением объёма выпуска;
MС < AС [AVC], то AС[AVC] убывают с увеличением объёма выпуска;
MC = AC [AVC], то AC [AVC] минимальны (кривая AC [AVC] пересекает кривую MC в точке своего минимума).
Выручка и прибыль фирмы
Общаявыручка, TR (Total Revenue)
TR(Q) = P(Q) Q
Средняя выручка, AR (Average Revenue) – выручка на единицу продукции в среднем
Предельная выручка, MR (Marginal Revenue) – прирост общей выручки в результате продажи дополнительной единицы продукции.
– для дискретно заданной функции TR(Q);
– для непрерывной и дифференцируемой функции TR(Q).
=
= Q + P(Q).
< 0 Q MR(Q) < P(Q) Q > 0.
Для любого положительного объёма выпуска предельная выручка меньше цены товара. Для продажи большего объёма продукции фирма должна снижать цену, следовательно, получая дополнительную выручку от увеличения объёма продаж, фирма несёт потери из-за снижения цены на единицы товара, ранее продаваемые по более высокой цене.
Прибыль фирмы, (Profit) – разница между общей выручкой фирмы и общими затратами
(Q) = TR(Q) – TС(Q).
Условие максимизации прибыли
Задача максимизации прибыли – определение объёма выпуска Q*, при котором фирма получает максимальную прибыль. Q*–оптимальный объём выпуска.
(Q) = [TR(Q) – TС(Q)] max.
Условие экстремума функции (Q): = 0.
= – = MR(Q) – MС(Q) = 0.
Предполагается, что функция (Q) имеет единственный экстремум – максимум. Тогда условие максимизации прибыли I порядка (необходимое условие):
MR = MС.
Для максимизации прибыли фирме необходимо выбрать такой объём выпуска, при котором предельная выручка равна предельным издержкам.
Eсли при некотором объёме выпуска Q
MR(Q) > MC(Q) – для получения большей прибыли фирме следует увеличить объём выпуска;
MR(Q) < MC(Q) – для получения большей прибыли фирме следует уменьшить объём выпуска;
MR(Q) = MC(Q) – объём выпуска фирмы оптимален (Q = Q*), т. е. соответствует максимальной прибыли
Бухгалтерский и экономический подходы к вычислению издержек и прибыли
Явные издержки (бухгалтерские, внешние) TCявн – расходы фирмы на оплату ресурсов, получаемых от внешних поставщиков и другие фактические выплаты (расходы на сырье, заработную плату, аренду помещений, проценты по кредитам, амортизационные отчисления и т. д.).
Неявные издержки (внутренние) TCнеявн – альтернативная стоимость ресурсов, принадлежащих самому предпринимателю (возможная заработная плата предпринимателя при работе по найму, проценты по вкладам на вложенную в деятельность фирмы сумму собственных средств и т.д.).
Экономические издержки – сумма явных и неявных издержек.
TCэк = TCявн+ TCнеявн.
Бухгалтерская прибыль – разница между общей выручкой фирмы TR и общими бухгалтерскими издержками TCбухг
бухг = TR – TCбухг
.
Экономическая прибыль – разница между общей выручкой фирмы TR и общими экономическими издержками TCэк
эк = TR – TCэк.
Таким образом,
эк = бухг – TCнеявн.
При эк > 0 – деятельность фирмы экономически выгодна (приносит предпринимателю большую выгоду, чем использование собственных средств и способностей альтернативными способами):
бухг > TCнеявн.
При эк < 0 – деятельность фирмы экономически невыгодна (приносит предпринимателю меньшую выгоду, чем использование собственных средств и способностей альтернативными способами):
бухг < TCнеявн.
При эк = 0 – предпринимателю безразлично – продолжать деятельность в данной фирме или получать доход от альтернативных способов использования ресурсов и способностей):
бухг = TCнеявн.
Размер бухгалтерской прибыли, при котором экономическая прибыль фирмы равна нулю, нормальная прибыль.
Тест
1. Чем определяются неявные затраты?
а) затратами, изменяющимися при изменении объёмов производства;
б) стоимостью ресурсов, принадлежащих собственнику, включая нормальную прибыль как отдачу на предпринимательский талант;
в) бухгалтерскими издержками;
г) затратами, не изменяющимися при изменении объёмов производства.
2. К прямым издержкам относятся:
а) заработная плата администрации предприятия;
б) амортизация основных средств общепроизводственного назначения;
в) затраты сырья и материалов на производство продукции;
г) командировочные расходы специалистов отдела сбыта.
3. Сдельная заработная плата рабочих цеха относится:
а) к комплексным издержкам;
б) постоянным издержкам;
в) предельным издержкам;
г) переменным издержкам.
4. Отрицательный эффект масштаба проявляется:
а) в падении прибыли предприятия при неэластичном спросе;
б) снижении затрат на производство и реализацию продукции;
в) росте средних издержек при увеличении объёмов производства;
г) удвоении издержек производства при удвоении объёма выпуска.