ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 427
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Практические задания …………………………………………. 14
Практические задания …………………………………………. 39
Практические задания …………………………………………. 58
Практические задания …………………………………………. 73
Практические задания …………………………………………... 88
Практические задания ………………………………………….. 99
Практические задания …………………………………………. 112
Практические задания …………………………………………. 123
– потребитель располагает ограниченным доходом (I), который весь расходует;
– потребитель рационален, т. е. стремится максимизировать полезность;
– цены благ (P) заданы и не зависят от количеств (Q), потребляемых отдельным потребителем;
I закон Госсена позволяет дать следующее определение:
II закон Госсена (условие равновесия потребителя в количественной теории полезности)
К особенностям потребительского выбора можно отнести
– эффект присоединения к большинству;
где – угол, образованный касательной к графику ТP и осью F;
10. Функционирование фирмы в прошлом году характеризовалось следующими показателями: постоянные издержки – 15 млн ден. ед.; прибыль – 5 млн ден. ед. В текущем году из-за спада в экономике страны ожидается сокращение объёма выручки фирмы на 10% (за счёт сокращения объёма производства). Желая уменьшить негативное воздействие рыночной конъюнктуры на прибыль, руководство фирмы предприняло необходимые меры по сокращению в текущем году постоянных издержек на 20%. Определите, какой будет в этих условиях динамика изменения объёма прибыли (в процентах).
Примеры решения задач
Задача 1
Имеются следующие данные о деятельности условного предприятия за год: выручка от реализации продукции – 200 000 ден. ед., заработная плата производственного персонала – 17 000 ден. ед., заработная плата административно-управленческого персонала – 10 000 ден. ед., невостребованное жалованье руководителя предприятия – 5 000 ден. ед., стоимость сырья и материалов – 43 000 ден. ед., амортизация оборудования – 15 000 ден. ед., арендная плата – 8 000 ден. ед., альтернативные затраты капитала – 10 000 ден. ед. Рассчитайте бухгалтерскую и экономическую прибыль предприятия.
Решение
В общем случае прибыль определяется как разность между полученным доходом и издержками фирмы. При этом следует иметь в виду, что издержки могут быть явными и неявными (вменёнными, альтернативными). Как известно, явными являются все издержки предприятия на оплату использованных факторов производства. По условию задания к ним относятся заработная плата производственного и административно-управленческого персонала, материальные затраты, амортизационные отчисления и арендная плата.
Неявными называются издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы (предпринимателя). В данном случае к ним относятся невостребованное руководителем жалованье и величина капитала, который мог быть вложен в другое дело.
Экономическая прибыль ЭП определяется как разница между доходом и всеми (явными и альтернативными) издержками:
ЭП = 150 000 – 17 000 – 10 000 – 5 000 – 43 000 – 15 000 –
– 10 000 – 8 000 = 42 000 (ден. ед.).
Бухгалтерская прибыль БП представляет собой разность между доходом и явными издержками:
БП = 150 000 – 17 000 – 10 000 – 43 000 – 15 000 –
– 8 000 = 57 000 (ден. ед.).
Таким образом, бухгалтерская прибыль всегда превышает экономическую прибыль на величину альтернативных издержек. Однако с экономической точки зрения показатель экономической прибыли даёт более точную оценку результативности деятельности предприятия.
Задача 2
В таблице приведены данные об издержках фирмы и объёмах продаж продукции. Определите величину общих, предельных, средних, средних постоянных и средних переменных издержек. Результаты расчётов занесите в табл. 32.
Таблица 32
Q | TC | TFC | TVC | MC | AFC | AVC | ATC |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
0 | | 100 | 0 | | | | |
10 | | | 110 | | | | |
20 | | | 160 | | | | |
30 | | | 220 | | | | |
40 | | | 290 | | | | |
50 | | | 370 | | | | |
60 | | | 460 | | | | |
70 | | | 560 | | | | |
80 | | | 670 | | | | |
90 | | | 790 | | | | |
Решение
Постоянные издержки не изменяются в связи с увеличением или уменьшением объёма выпуска продукции. При любом объёме производства их величина неизменна (в краткосрочном периоде). Исходя из этого, можно заполнить графу 3 табл. 33.
В свою очередь, переменные издержки зависят от динамики объёма выпуска. Общие (совокупные, валовые) издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек. Суммируя величину постоянных и переменных издержек для каждого варианта объёма производства (графы 3 и 4), можно рассчитать величину общих затрат и заполнить графу 2 табл. 33.
Предельные издержки связаны с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, они определяются по формуле
.
При этом для нулевого объёма выпуска в графе 5 табл. 33 следует поставить прочерк, так как невозможно определить ΔQ. Как показывают расчёты, предельные издержки сначала уменьшаются до 5 ден. ед. при объёме выпуска 20 шт., затем снова возрастают.
Средние издержки (общие, постоянные, переменные) рассчитываются на единицу продукции по формулам
; ; .
Поделив соответствующие общие издержки на объём выпуска, можно заполнить графы 6 – 8 табл. 33. Следует учесть, что при отсутствии производства в графах 6 – 8 нужно поставить прочерк. Графу 8 можно также заполнить путём суммирования значений граф 6 и 7.
Таблица 33
Q | TC | TFC | TVC | MC | AFC | AVC | ATC |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
0 | 100 | 100 | 0 | – | – | – | – |
10 | 210 | 100 | 110 | 11 | 10 | 11 | 21 |
20 | 260 | 100 | 160 | 5 | 5 | 8 | 13 |
30 | 320 | 100 | 220 | 6 | 3,33 | 7,33 | 10,66 |
40 | 390 | 100 | 290 | 7 | 2,5 | 7,25 | 9,75 |
50 | 470 | 100 | 370 | 8 | 2 | 7,4 | 9,4 |
60 | 560 | 100 | 460 | 9 | 1,67 | 7,67 | 9,34 |
70 | 660 | 100 | 560 | 10 | 1,43 | 8 | 9,43 |
80 | 770 | 100 | 670 | 11 | 1,25 | 8,38 | 9,63 |
90 | 890 | 100 | 790 | 12 | 1,11 | 8,78 | 9,89 |
Задание для самостоятельной работы
Темы рефератов
Роль предельных издержек в формировании стратегии фирмы.
Бухгалтерский и экономический подходы к определению издержек.
Тенденции динамики издержек.
Сравнительный анализ издержек различных отраслей промышленности.
Экономическая прибыль и её роль в эффективном функционировании фирмы.
ТЕМА 6. РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Теоретические основы для подготовки
к практическому занятию
Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы. Предложение в краткосрочном периоде. Максимизации прибыли конкурентной фирмы. Оптимизация производства на уровне самоокупаемости. Оптимизация производства в случае несения убытков. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы.
Предложение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Кривая долгосрочного предложения совершенно конкурентной фирмы.
Отраслевое предложение. Предложение отрасли в долгосрочном периоде. Отрасль с постоянными издержками. Отрасль с растущими издержками. Отрасль со снижающими издержками. Эффективность конкурентных рынков. Рациональное распределение ресурсов. Эффективное использование ресурсов.
Конкуренция как элемент рынка.
Свободная конкуренция, её достоинства и недостатки.
Монополистическая конкуренция. Возникновение монополий – причина перехода от свободной конкуренции к монополистической. Монополии, созданные государством. Естественные монополии.
Виды конкуренции в условиях монополистического производства: монопсония, олигополия, дуополия. Монопольная цена. Антимонопольное законодательство.
Тест
1. Полиполия – это синоним:
а) олигополии;
б) монополистической конкуренции;
в) чистой конкуренции;
г) монопсонии.
2. Ценовая конкуренция отсутствует:
а) на рынке чистой конкуренции;
б) на рынке чистой монополии;
в) на олигополистическом рынке;
г) присутствует на всех типах рынков.
3. Какая черта отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции?
а) имеются серьёзные препятствия для вступления в рынок монополистической конкуренции;
б) конкурирующие фирмы продают дифференцированные товары;
в) конкурирующие фирмы продают уникальные товары;
г) оценка издержек.
4. Что означает понятие "однородность продукции":
а) на рынке действует только один продавец;
б) товары, предлагаемые на рынке, идентичны по своим свойствам;
в) отсутствуют возможности дифференциации продукции;
г) вся продукция сертифицирована.
5. Прайстейкерами называются:
а) фирмы – участники рынка чистой конкуренции;