Файл: Тема предмет экономической теории и.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 392

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Практические задания …………………………………………. 14

Практические задания …………………………………………. 39

Практические задания …………………………………………. 58

Практические задания …………………………………………. 73

Практические задания …………………………………………... 88

Практические задания ………………………………………….. 99

Практические задания …………………………………………. 112

Практические задания …………………………………………. 123

Практические задания

Равновесие (Equilibrium) – состояние рынка, в котором ни у продавцов, ни у покупателей нет стимулов к его нарушению.

Основные предположения, выдвигаемые в результате анализа функций взаимосвязи полезностей от уровня потребления:

– потребитель располагает ограниченным доходом (I), который весь расходует;

– потребитель рационален, т. е. стремится максимизировать полезность;

– цены благ (P) заданы и не зависят от количеств (Q), потребляемых отдельным потребителем;

– блага бесконечно делимы.

Законы Госсена

I закон Госсена:

I закон Госсена позволяет дать следующее определение:

II закон Госсена (условие равновесия потребителя в количественной теории полезности)

Для потребителя, находящегося в состоянии равновесия, отношение предельной полезности двух благ равно соотношению их цен:

При изменении в одинаковой пропорции дохода и цен на все товары потребительский выбор не изменится, так как не изменится условие бюджетного ограничения

К особенностям потребительского выбора можно отнести

– эффект присоединения к большинству;

– эффект сноба;

– эффект Веблена.

Тест

Практические задания

где Q – количество блага.

Г еометрическая интерпретация зависимости предельности продукта от объёмов применения остальных ресурсов:

где  – угол, образованный касательной к графику ТP и осью F;

Тест

Практические задания

Тест

Практические задания

Тест

Практические задания


Таблица 4


Признаки

сравнения

Традиционная экономика

Командная экономика

Рыночная экономика

Смешанная экономика

Форма собственности













Способ организации деятельности













Методы мотивации людей к труду













Роль государства в экономике













Примеры















11. На рис. 2 представлена схема кругооборота продукции, доходов и расходов экономики закрытого типа.

Расставьте подписи над стрелками данной схемы и проанализируйте движение товарных и денежных потоков.


Рис. 2. Схема кругооборота продукции
Примеры решения задач
Задача 1

Промышленное предприятие с двумя структурными подразделениями может производить только товары народного потребления или только промышленные товары. Годовой выпуск производимой продукции в условных единицах по подразделениям представлен в табл. 5.

Таблица 5





Товары народного

потребления

Промышленные

товары

Подразделение 1

10000

8500

Подразделение 2

11000

8000


Постройте общую кривую производственных возможностей экономики промышленного предприятия.

Как изменится кривая производственных возможностей, если вследствие интенсификации производственных технологий на 10 % увеличится выпуск товаров народного потребления у первого подразделения и на 5% увеличится выпуск промышленных товаров у второго подразделения?


Решение

Свойство ограниченности (редкости) ресурсов при применении их в одном производстве исключает возможность их использования в другом, поэтому приходится определять, какие именно блага производить и какие для этого есть производственные возможности. Экономическая модель "кривая производственных возможностей" позволяет отразить возможности по производству двух различных экономических благ.

Для построения общей кривой производственных возможностей промышленного предприятия необходимо построить аналогичные кривые производственных возможностей для двух подразделений предприятия.

Используя данные таблицы о выпуске продукции по подразделениям, построим указанные линии.

Рис. 3. Кривая производственных возможностей подразделений
При построении общей кривой производственных возможностей предприятия необходимо исходить из совокупного выпуска продукции двумя подразделениями, а также точки на плоскости, отражающей максимально возможный выпуск одного из видов благ у каждого из подразделений. Для рассматриваемой ситуации этой точкой будет производство 11000 товаров народного потребления подразделением 2 и 8500 промышленных товаров подразделением 1.



Рис. 4. Кривая производственных возможностей предприятия
Аналогичным образом строится общая кривая производственных возможностей с учетом интенсификации производственных технологий.



Рис. 5. Кривая производственных возможностей предприятия с учётом

интенсификации производственных технологий

Задача 2

Промышленное предприятие производит или товары народного потребления, или промышленные товары. Производственные возможности экономики предприятия отражены в табл. 6.

Таблица 6


Товары народного потребления

12800

9500

6200

3500

0

Промышленные товары

0

1500

2900

4600

7100


Определите альтернативные издержки производства:



1) одного дополнительного промышленного товара;

2) одного дополнительного товара народного потребления.
Решение
Альтернативными издержками является та стоимость экономических благ, от которых пришлось отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу другого экономического блага.

Рассчитаем альтернативные издержки в табличной форме (табл. 7).
Таблица 7


Товары

народного потребления

Промышленные

товары

Альтернативные

издержки производства промышленного товара

Альтернативные

издержки производства товара народного потребления

12800

0





9800

1500





6200

2700





2400

4600





0

7000





Задания для самостоятельной работы
Напишите реферат по теме:

 Трактовки предмета экономической теории различными школами экономистов.

 Функции экономической теории, их развитие и изменение рейтинга.

 Экономические теории Древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет, Рим).

 Развитие отечественной политической экономии.

 Экономический эксперимент и экономические реформы.

ТЕМА 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Теоретические основы для подготовки

к практическому занятию
Экономические и социальные условия формирования и становления рынка. Эволю­ция теоретических взглядов на формирование рынка. Элементы, функции и роль рынка в общественном производстве. Негативные и позитивные элементы рыноч­ных связей и отношений.

Структура рынка, виды рынков и их классификация по экономическому назна­чению, товарным группам, пространственному признаку, степени ограничения конкуренции, видам субъектов рыночных отношений. Инфраструктура рынка. Биржа, банк, торговля, коммерция как элементы инфра­структуры рынка; их виды, содержание деятельности и роль в рыночной экономике.

Модели рыночной экономики. Использование мирового опыта функционирования рынка в экономической жизни России.

Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.

Спрос как неотъемлемый элемент рынка. Закон спроса, кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эластичность спроса по цене и доходу. Перекрестная эластичность. Коэффициент эластичности. Рыночный спрос.

Предложение – элемент рынка. Закон предложения, кривая предложения, эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения. Факторы, влияющие на предложение. График и кривые предложения.

Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена как необходимое условие возникновения рыночного равновесия. Затоваривание и дефицит как свидетельство нарушения рыночного равновесия.

Конкуренция как элемент рынка. Свободная, или совершенная, конкуренция, её достоинства и недостатки. Механизм равновесия рынка в условиях совершенной конкуренции.

Монополистическая, или несовершенная, конкуренция. Возникновение монополий – причина перехода от свободной конкуренции к монополистической. Монополии, созданные государством. Естественные монополии.

Виды конкуренции в условиях монополистического производства: монопсония, олигополия, олигопсония.

Формы конкуренции в условиях монополистического производства: научно-техническое соперничество, промышленно-производ­ственное соперничество, торговое соперничество. Монопольная цена. Антимонопольное законодательство.
Основные понятия, необходимые для изучения темы
Спрос (Demand) показывает, какое количество товара готовы приобрести покупатели в данный момент времени по каждой возможной цене при прочих равных условиях.


Объём (величина) спроса (Quantity Demanded) показывает, какое количество товара готовы приобрести покупатели в данный момент времени по данной цене при прочих равных условиях.

Функция спроса связывает множество факторов:

QD = F (P, I, Z, W, PS, PC, N, …)

где QD – объём спроса;

P – цена товара (Price);

I – доход потребителя (Income);

Z – факторы, формирующие предпочтения покупателей (вкусы, мода, реклама, сезон и др.);

W – ожидания потребителей по поводу цены данного товара в будущем (Waitings);

PS – цены товаров, являющихся субститутами данного товара (Substitutes (лат.) – замена), взаимозаменяемых товаров, характеризующихся тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого;

PC – цены товаров, являющихся комплементами данного товара (Complements), то есть товарами, которые могут быть использованы совместно с другими товарами (например, компьютеры и принтеры), при этом рост цен на один дополняющий товар ведет к уменьшению спроса на другой товар.

N – число потребителей данного товара (Number of consumers).

I, Z, W, PS, PC, N – неценовые факторы спроса.

Графически зависимость объёма спроса от цены QD(P) при прочих равных условиях выражается в виде кривой спроса (рис. 6).

Закон спроса предполагает, что изменение цены товара (при прочих равных условиях) вызывает изменение объёма спроса (но не спроса!), например рост цены товара приводит к уменьшению объёма спроса на данный товар.

Закон спроса позволяет объяснить ряд следующих экономических явлений:

эффект дохода: рост цены товара снижение покупательной способности потребителя сокращение покупок данного товара;

эффект замещения: рост цены товара стремление потребителей к замещению данного товара другими, относительно более дешевыми сокращение покупок данного товара.

Изменения неценовых факторов I, Z