ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 422
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Практические задания …………………………………………. 14
Практические задания …………………………………………. 39
Практические задания …………………………………………. 58
Практические задания …………………………………………. 73
Практические задания …………………………………………... 88
Практические задания ………………………………………….. 99
Практические задания …………………………………………. 112
Практические задания …………………………………………. 123
– потребитель располагает ограниченным доходом (I), который весь расходует;
– потребитель рационален, т. е. стремится максимизировать полезность;
– цены благ (P) заданы и не зависят от количеств (Q), потребляемых отдельным потребителем;
I закон Госсена позволяет дать следующее определение:
II закон Госсена (условие равновесия потребителя в количественной теории полезности)
К особенностям потребительского выбора можно отнести
– эффект присоединения к большинству;
где – угол, образованный касательной к графику ТP и осью F;
Рис. 6. Графическая интерпретация Рис. 7. Влияние изменения неценовых
закона спроса факторов на изменение спроса
Нормальные товары – товары, спрос на которые растёт с ростом дохода потребителя.
Инфериорные товары (некачественные, низшей категории) – товары, спрос на которые падает с ростом дохода потребителя.
Если X и Y – товары-субституты, то рост цены товара Y вызывает увеличение спроса на товар X.
Если X и Y – товары-комплементы, то рост цены товара Y вызывает уменьшение спроса на товар X.
Индивидуальный спрос – спрос одного потребителя на данный товар.
Рыночный спрос – спрос всех потребителей на рынке на данный товар.
Объём рыночного спроса при каждой цене равен сумме объёмов индивидуального спроса каждого потребителя на данный товар:
.
Графическая интерпретация формирования кривой рыночного спроса сложением кривых индивидуального спроса по горизонтали представлена на рис. 8.
Рис. 8. Формирование рыночного спроса
Предложение (Supply) показывает, какое количество товара производители готовы предоставить на рынок в данный момент времени по каждой возможной цене при прочих равных условиях.
Объём (величина) предложения (Quantity supplied) показывает, какое количество товара производители готовы предоставить на рынок в данный момент времени по данной цене при прочих равных условиях.
Функция предложения связывает множество факторов:
QS = F (P, K, T, PR, PX, N, …)
QS – объём предложения;
P – цена товара (Price);
K – тип используемой технологии (Kind
of Technology);
T – налоги (Taxes) и дотации (Subsidies);
PR – цены ресурсов (Prices of resources);
PX – цены других товаров, производимых из тех же ресурсов;
N – число производителей данного товара (Number of producers).
K, T, PR, PX, N – неценовые факторы предложения.
Графически зависимость объёма предложения от цены QS(P) при прочих равных условиях выражается в виде кривой предложения (рис. 9).
Закон предложения предполагает, что изменение цены товара (при прочих равных условиях) вызывает изменение объёма предложения (но не предложения!), например рост цены товара приводит к увеличению объема предложения данного товара.
Изменения неценовых факторов K, T, PR, PX, N вызывают изменение предложения. При этом графически происходит сдвиг всей кривой спроса (рис. 10).
Рис. 9. Графическая интерпретация Рис. 10. Влияние изменения неценовых
закона предложения факторов на изменение предложения
Рыночное предложение – это суммарное предложение данного блага на рынке. Иначе говоря, объём рыночного предложения при каждой цене равен сумме объёмов предложения каждой фирмы :
.
Г
Рис. 11. Формирование
рыночного предложения
рафическая интерпретация формирования кривой рыночного предложения сложением кривых предложения отдельных фирм по горизонтали представлена на рис. 11.
Виды эластичности
Эластичность спроса по цене (Price elasticity)
= = ;
,
где P – цена товара; Q – количество товара.
Факторы эластичности спроса по цене:
– наличие товаров-заменителей;
– размер дохода потребителя;
– удельный вес товара в бюджете потребителя;
– степень информированности потребителей о ценах;
– степень необходимости товара;
– степень необходимости товара;
– степень насыщения рынка;
– широта определения товара
Эластичность спроса по доходу (Income elasticity)
= = ,
где Q – количество товара; I – доход потребителя.
Перекрестная эластичность спроса (Cross elasticity)
= =
= .
Эластичность предложения по цене (Price elasticity of supply)
– точечная (point elasticity)
– дуговая (arc elasticity)
=
Факторы эластичности предложения:
– фактор времени;
– наличие запасов и возможность хранения товара;
– особенности технологии производства товара;
– возможность замещения ресурсов.
Равновесие спроса и предложения
Равновесие (Equilibrium) – состояние рынка, в котором ни у продавцов, ни у покупателей нет стимулов к его нарушению.
В состоянии равновесия (рис. 12)
QS = QD = QE – равновесный объём;
P(QE) = PE – равновесная цена.
Рис. 12.
Примеры влияние изменений спроса и предложения на параметры их равновесия представлены на рис. 13 – 15.
Ценаи объём продаж увеличились | Цена увеличилась, объём продаж уменьшился |
Рис. 13. Влияние увеличения спроса на равновесие | Рис. 14. Влияние уменьшения предложения на равновесие |
Ц ена увеличилась, объём продаж мог увеличиться, уменьшиться или остаться неизменным в зависимости от соотношения сдвигов кривых спроса и предложения.
Рис 15. Влияние увеличения спроса и уменьшения предложения на равновесие
Тест 1
1. Рынок товара находится в равновесном состоянии, если:
а) спрос на товар равен его предложению;
б) дефицит товара равен объёму его предложения;
в) предложение товара соответствует потребности в нём;
г) выполняются все приведённые выше условия.
2. Величина предложения товара – это:
а) количество данного товара на складах всех предприятий;
б) сумма денежных средств, которую хотят получить за свой товар производители;
в) количество товара, которое производители готовы продать по данной цене;
г) количество товара, которое потребители хотят купить по данной цене.
3. Кривая предложения для конкретного товара смещается вправо, если:
а) повышаются налоги на товар;
б) увеличивается число производителей товара;
в) увеличиваются цены на ресурсы, из которых изготавливается товар;
г) возрастают цены на взаимозаменяемые товары.
4. Совершенствование технологии вызывает:
а) сдвиг кривой спроса вправо;
б) сдвиг кривой спроса влево;
в) сдвиг кривой предложения вправо;
г) сдвиг кривой предложения влево.
5. Какие причины могут привести к сдвигу кривой предложения товара вправо?
а) рост заработной платы в отрасли, производящей данный товар;
б) повышений субсидий фирмам, выпускающим данный товар;
в) расширение спроса на данный товар;
г) сокращение количества фирм, производящих товар.
6. Рост цен на материалы, необходимые для производства конкретного товара, вызовет:
а) сдвиг кривой спроса на товар вправо;
б) сдвиг кривой предложения влево;
в) сдвиг кривой предложения право;
г) движение по кривой предложения.
7. Кривая спроса смещается вправо, если:
а) доходы семьи падают;
б) цена на дополняющий товар повышается;
в) цена на товар-заменитель повышается;
г) число покупателей уменьшается.
8. Смещение кривой спроса на товар вправо может быть вызвано:
а) увеличением дотаций потребителям;
б) ростом объёмов производства товара;
в) снижением цены товара-заменителя;
г) увеличением налога на доходы физических лиц.
9. Поясните, что выражает закон спроса:
а) обратную зависимость между ценой и величиной спроса;
б) ситуацию на рынке, когда увеличивается спрос на товар;
в) спрос на определённый товар не может быть больше предложения этого товара;
г) чем больше спрос на товар, тем труднее его реализовать.
10. Величина спроса на товар – это:
а) количество денег, которое все покупатели готовы заплатить за товар;
б) количество товара, которое удовлетворяет потребности покупателей;
в) количество товара, которое производители хотят и имеют возможность продать по данной цене;
г) количество товара, которое потребители готовы приобрести по данной цене.
11. Определите, какой термин отражает способность и желание людей платить за товары и услуги:
а) потребность;
б) спрос;
в) необходимость;
г) желание.
12. Какую зависимость отражает закон спроса?
а) прямую зависимость количества покупаемого товара от его цены;
б) обратную зависимость между количеством покупаемого товара и его ценой;
в) прямую зависимость цены от качества товара;
г) обратную зависимость объёма предлагаемого товара от его цены.
13. Изменение объёма спроса на отдельный товар произойдёт:
а) под воздействием потребительских вкусов;
б) при улучшении качества товара;
в) при изменении цены данного товара;
г) при изменении цен на взаимодополняющие товары.
14. Кривая спроса на товар Х сместиться вправо и вверх в результате:
а) уменьшения числа покупателей;
б) перехода на товар-субститут;
в) повышения таможенных барьеров;
г) увеличения доходов потребителей.
15. Чем можно объяснить сдвиг кривой предложения на товар Х влево вверх?
а) внедрением новых технологий;
б) увеличением цен на исходные ресурсы;
в) введением дотаций для товаропроизводителей;
г) увеличением числа производителей.
16. Избыток товара на рынке образуется после введения правительством:
а) фиксированной цены пола;
б) фиксированной цены потолка;
в) налогов;
г) повышения учётной ставки.
17. Колебания спроса на конкретный товар обусловливаются изменениями:
а) цен на ресурсы, из которых товар изготавливается;
б) вкусов и предпочтений потребителей;
в) доходов потребителей;
г) цен на другие товары.
18. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
а) спрос равен предложению;
б) цена равна издержкам плюс прибыль;
в) уровень технологий меняется постепенно;
г) объём предложения равен объёму спроса.
19. Рыночный спрос на конкретный товар не испытывает влияния:
а) цен на взаимозаменяемые товары;
б) доходов покупателей данного товара;
в) уровня технологии его изготовления;
г) количества покупателей товара.
20. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара только по более низкой цене лучше всего объясняет:
а) эффект замещения;
б) закон убывающей предельной полезности;
в) эффект дохода;
г) закон предложения.
Тест 2
1. Эластичность спроса по цене определяется:
а) величиной колебаний объёма продаж в зависимости от колебания цены;
б) зависимостью цены продукта от величины спроса;
в) величиной изменения спроса по отношению к изменению цены;
г) колебанием цен конкурентов.
2. В каких случаях снижение цены может привести к увеличению объёма реализации?
а) появился новый конкурент;
б) снизились издержки производства;
в) спрос на продукт обладает высокой ценовой эластичностью;
г) спрос на продукт обладает низкой ценовой эластичностью.
3. Спрос на товар является эластичным, если:
а) при уменьшении цены на 1% спрос возрастает более чем на 1%;