Файл: 1. Теоретические аспекты исследования развития мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из природного материла. Засушенные листья – замечательный материал для художественного комбинирования. Различные формы листьев сами подскажут нам, что из них можно сотворить. Кленовый лист напоминает ежика и осьминога, лист дуба – хвост рыбы, лист тополя или березы – голову лисы, медведя, собачки, кошечки и т.п. Можно предоставить великолепную возможность детям подбирать, прикладывать, составлять и экспериментировать с листьями.

Аппликация из ткани. На занятиях в кружках широко используются кусочки ткани. Из них вырезают понравившиеся цветы и листья. Затем на бумажное основание наклеивают вырезанные из цветной бумаги корзину или вазу. Цветы и листья из ткани компонуют в букеты и приклеивают, создавая необходимую композицию.

Нетрадиционные техники аппликации:

- помимо бумаги используются природные и бросовые материалы;

-бумага используется нестандартным способом (скручивание, сворачивание, обрывание и т.д.);

-нетрадиционные техники аппликации не ограничивают себя в возможностях.

Мозаика аппликацией получается из маленьких кусочков цветной бумаги, которые можно нарезать ножницами или заготовить способом обрывания. Бумажной мозаикой выполняют как контурные, так и сплошные изображения. 

Аппликация из салфеток – это оптимальный вид аппликации для работы с детьми дошкольного возраста и первоклашками. Это и легкость, и безопасность в исполнении, так как не потребуются ножницы. Это может быть аппликация из жгутиков и комочков, что как раз и тренирует координацию движений кончиков пальцев.

Аппликация из шариков бумаги. Предлагаемый вид работы интересен и необычен. Для этого вида работы лучше подойдет тонкая цветная бумага, так как она легче будет скатываться в комочки Цветные комочки надо приклеивать на клей ПВА плотно друг к другу, чтобы между ними не оставалось пустого места. При аккуратном выполнении работы будут объемными и красивыми. 

 Аппликация из шариков фольги – это один из видов работы с бросовым материалом. Во всех шоколадных конфетах есть вкладыши из фольги, которые легко свернуть в шарики. Работы смотрятся объёмными и красивыми. Фольга хорошо крепится на клей ПВА.

Аппликация (мозаика) из гороха. Для выполнения данного вида работ необходимо отобрать половинки недробленого гороха. Горох можно приклеивать как на клей ПВА, так и на пластилин. После приклеивания гороха работу необходимо положить под пресс до полного высыхания. Работу можно раскрашивать гуашью, красками. [20,134]


Обрывная аппликация - это вид аппликации, элементы которой не вырезаются из бумаги ножницами, а отрываются из бумаги. В качестве фона нужно взять более плотную бумагу, а лучше - картон. Техника эта довольно сложная, но в тоже время и увлекательная. Этот способ хорош для передачи фактуры образа. Например, пушистое облачко на небе или цыплёнок на лужайке, кудрявая овечка в поле или осенняя крона дерева. Обрывная аппликация помогает развитию мелкой моторики, внимания, аккуратности, творческого мышления и терпения.

Техника аппликации из нитей очень интересная, увлекательная, доступная людям разного возраста. Техника рисования нитками называется ниткографией. Рисовать нитками так же, как и рисовать фломастером, только линию нужно приклеивать к основе. Нитки – прекрасный материал для аппликаций. С ними можно придумать много всего интересного. При выполнении таких аппликаций ребенку прививается не только чувство прекрасного, но и усидчивость, внимательность, а также желание творить и радовать окружающих.

Аппликация из ладошек. Дети с удовольствием обрисовывают свои ручки, ножки и создают аппликации своими руками. Им интересно делать аппликацию при помощи своей ладошки. Используя технику обрисовывания ладошек, можно сделать разные аппликации. Нет предела фантазии – будет это ёжик, рак или огромный цветок. Всё зависит от настроения и полёта ваших мыслей.

Аппликация из ваты и ватных дисков – прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации - снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

Айрис-фолдинг появился в Голландии. Эту технику называют также "радужным складыванием". Её принцип заключается в следующем: необходимый фрагмент рисунка вырезается по контуру. С обратной стороны

на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответствии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной вами схемой. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги. Выбор материала почти неограничен. В этой работе можно использовать старые журналы, упаковочную бумагу, осенние листья, цветную бумагу, ткань, ленты и другие материалы. В процессе выполнения композиции в технике айрис-фолдинг, происходит самовыражение детей без слов,

развитие моторики рук, мастерства. А также работа в технике «радужное складывание» развивает внимание, воображение, пространственное мышление, самостоятельность, воспитывает аккуратность и точность. [7, 141]

Все вышеперечисленные техники способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию. Помимо развития мелкой моторики, дети, постоянно занимающиеся аппликацией, развивают следующие навыки: аккуратность, настойчивость, сосредоточенность, выдержку, самостоятельность.

Таким образом, аппликация является одним из видов художественной деятельности, которая доступна для детей младшего школьного возраста. Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей, выполняется в различных видах и техниках, разнообразие которых необъятно. При правильно подобранных техниках, соответствующих возрасту детей, их индивидуальным особенностям, условиях их реализации, регулярные занятия аппликацией будут способствовать развитию мелкой моторики младших школьников.


II. Экспериментальная работа по исследованию развития мелкой моторики младших школьников на основе занятий аппликацией
2.1. Исходная диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста


Изучение исследования психологов и педагогов, привело к решению выявить уровень развития мелкой моторики учащихся младшего школьного возраста на основе занятий аппликацией.

Экспериментальное исследование, направленное на развитие мелкой моторики младших школьников на основе занятий аппликацией, проводилось на базе МОАУ «СОШ № 17 г.Новотроицка» по методу экспериментальной и контрольной групп. В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса. 7-8 лет, в количестве 23 человек.

Были использованы следующие методы:

- наблюдение;

- эксперимент;

- беседа;

- анализ условий для развития мелкой моторики и творчества младших школьников;

- диагностические методики;

- обследование мелкой моторики.

Констатирующий эксперимент:

Цель этапа: проведение исходной диагностики уровня развития мелкой моторики младших школьников (7-8 лет).

Диагностика проводилась по методике Г.А. Волковой, Н.В. Нищевой. 
По итогам предварительного сплошного наблюдения, можно сделать следующие выводы: для младших школьников 7-8 лет характерна недостаточная концентрация и устойчивость внимания, затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений, повышенная утомляемость и истощаемость, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, с одной стратегии мышления на другую, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Анализ личных дел и медицинских карт, испытуемых школьников позволил выявить личные особенности детей, с целью индивидуализации подхода при проведении диагностики.

Анализ годового, квартального, ежемесячного и еженедельного планов работы учителей 2 классов МАОУ «СОШ №17 г.Новотроицка», позволил установить, что программные задания на развитие мелкой моторики, используются в течение года учителями не чаще 1-2 раза в неделю. Как правило, это не специальные игры и занятия по развитию мелкой моторики, а уроки продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование), свободной творческой деятельностью (собирание из деталей целостных изображений - пазлы, мозаика и др.), выполнение индивидуальных игровых заданий учителя в рабочих тетрадях, альбомах.


Диагностические методики исследования были подобраны с учётом особенностей психики детей данного возраста. Диагностика проводилась индивидуально, в первую половину дня, в игровой форме. Рассмотрим подробнее содержание использованных диагностических методик и полученные результаты, которые обрабатывались согласно критериям и показателям, представленным на первом этапе диагностики была применена методика для обследования мелкой моторики Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой.

Обследование мелкой моторики разделено на три блока:

- диагностика произвольной моторики пальцев рук;

- диагностика навыков работы с карандашом;

- диагностика навыка манипуляции с предметами.

К каждому блоку подобраны различные задания с учетом возраста, физического и психического развития ребенка. За каждое правильно выполненное задания ребенок получает 1 балл, если с заданием ребенок не справился, то ставится 0 баллов. В конце обследования подсчитывается общий результат развития мелкой моторики и выводится средний балл.

При подсчете результатов необходимо было отметить:

- плавность, точность, одновременность движений;

- напряженность, скованность движений;

- нарушение темпа выполнения движений (не под счет);

- невыполнение;

- наличие леворукости.

Блок 1: диагностика произвольной моторики пальцев рук.

Инструкция: детям были предложены задания, которые выполняются под счет:

1.Пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз);

2.Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз);

3.Сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз);

4.Проба «кулак-ребро-ладонь» - выполняется обеими руками по очереди и вместе.

Общий подсчет результатов по 1 блоку:

Высокий уровень - 4 балла – плавное, точное и одновременное выполнение задания в ритм, под счет педагога.

Средний уровень - 3-2 балла – напряженность, скованность движений, отставание от ритма.

Низкий уровень - 1-0 баллов – полное нарушение ритма, невыполнение движений.

Блок 2: диагностика навыков работы с карандашом.

Инструкция: детям были предложены цветные карандаши, лист бумаги, трафареты, даны следующие задания: