Файл: Детский сад комбинированного вида 184 Формирование культурногигиенических навыков у старших дошкольников в условиях доу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3
Пояснительная записка
В современном обществе ребенок испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. В подобных условиях очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма.
Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма ребенка, является гимнастика пробуждения после дневного сна.
В процессе проведения гимнастики пробуждения после дневного сна у нас, в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 184», мы активно используем разнообразные формы, методы и особенно игровые приемы. Это значительно повышает качество проводимой работы. Но именно их выбор представляет трудность для молодых воспитателей, так как необходимо ориентироваться на личность ребенка, его интересы и возможности.
Цель пособия – оказание методической помощи молодым воспитателям в организации работы по организации и проведению гимнастики пробуждения после сна.
Методическое пособие «Гимнастика пробуждения как один из компонентов оздоровительной работы в ДОУ» разрабатывалось на основе учебного пособия «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Харченко Т.Е.
Большое внимание в нашем МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 184» уделяется согласованному взаимодействию воспитателей с родителями.
Этот вопрос имеет едва ли не первостепенное значение. Так как именно родители являются авторитетом для своих детей (делаю как мама).
Пособие содержит материалы по организации и проведению гимнастики пробуждения после сна во всех возрастных группах и рекомендации для работы с родителями.
Приложение включают комплексы гимнастик пробуждения после дневного сна (Приложение 1), комплекс разминок в постели и самомассаж
(Приложение 2), упражнения на профилактику плоскостопия (Приложение 3), упражнения на профилактику нарушений осанки (Приложение 4), комплекс дыхательно-звуковой гимнастики (Приложение 5), алгоритм обширного умывания (Приложение 6).

4
Гимнастика пробуждения после дневного сна занимает важное место в системе оздоровительной работы нашего дошкольного учреждения.
Пробуждение - один из важнейших моментов, который способствует нормальному протеканию жизненно важных процессов для организма ребенка.
Гимнастика пробуждения после дневного сна - комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, и при правильном руководстве имеющих оздоровительный характер. Ведь после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна, а также от степени утомления организма в целом. Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма. Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить переход от состояния сна к состоянию бодрствования. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. Они стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему. Чем больше этих сигналов, тем больше повышается активность нервной системы. Одним из таких сигналов является гимнастика пробуждения.
Основная цель гимнастики пробуждения после дневного сна, проводимой педагогами МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 184», - поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику плоскостопия, продолжать работу по укреплению здоровья детей.
Задачи гимнастика пробуждения после дневного сна:

Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.).

Увеличить тонус нервной системы.

Усилить работу основных систем организма (сердечно - сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).

Проводить работу по профилактике плоскостопия.
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма ребенка и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений. У детей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность.
Систематически проводимая гимнастика пробуждения после дневного сна служит хорошим средством укрепления здоровья.


5
Представленные нами, педагогами МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 184», в данном методическом пособии комплексы гимнастики пробуждения после сна рассчитаны на детей дошкольного возраста. Один комплекс рассчитан на две недели.
Мы начинаем проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика проводится в кроватках с плавным переходом в групповое помещение или на ковре в групповом помещение. И включает в себя следующие элементы:

Элементы самомассажа. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

Гимнастика для глаз проводится в целях предупреждения нарастающего утомления, для укрепления мышц и снятия напряжения. Важным условием является то, чтобы при выполнении упражнений голова ребенка была неподвижна, а двигались только глаза.

Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад. При выполнении данного упражнения повышается внутриутробное давление, прямые мышцы пресса растягиваются. Преодолевается скованность позвоночника и его деформация.

Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед.
При выполнении данного упражнения поясничные нервы растягиваются и укрепляются, что улучшает гибкость позвоночника и способствует росту. Внутренние органы из-за сжатия обильно снабжаются кровью и очищаются.

Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны. Данное упражнение увеличивает приток крови к позвоночнику и выходящим из него нервам, что оказывает воздействие на весь организм. Снимается нагрузка на сердце, легкие заполняются свежей кровью.

Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног. Данные упражнения усиливает внутриутробное давление, поэтому оказывается сильное воздействие на органы брюшины. Создавая общее напряжение в ногах и бедрах, упражнения стимулируют действие подкожных нервов, освежают мелкие кровеносные сосуды.

Укрепление и развитие стоп. Данное упражнение предупреждает развитие плоскостопия. Развивает подвижность суставов ног, способствует пластичности движений, улучшает осанку.

Ходьба по дорожкам здоровья способствует профилактике здоровья.

Дыхательные упражнения помогают организму обогащаться кислородом, снять нарастающее напряжение.

Водные процедуры. Так как прохладная вода обладает тонизирующим действием.


6
Помимо общих оздоровительных целей каждый из структурных элементов гимнастики пробуждения после сна решает и свои более узкие, конкретные задачи:
I
элемент – гимнастика в кроватках - гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели
- около
2-З минут.
II
элемент – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры –- направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза, упражнение детей в основных движениях (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др.), оказание закаливающего воздействия на организм. Эта часть гимнастики проводится в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков, изготовленных родителями детей.
III
элемент – заключительный – повышает физический и эмоциональный тонус ребенка, создает положительный эмоциональный настрой группы, располагает к дальнейшей активной деятельности. Она может быть проведена на основе гимнастики игрового характера с использованием 3-6 имитационных упражнений. Гимнастики игрового характера имеют сюжет, в них присутствуют знакомые детям персонажи, которые являются образцом для подражания движениям птиц, животных, растений и дети создают различные образы («гимнаст», «петрушка», «цветок» и т. д.). Принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения.
Дети среднего, старшего дошкольного возраста очень любят комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально – ритмических упражнений.
Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют мышцы, улучшают дыхание.
Можно использовать также комплексы с элементами точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики. Сущность точечного массажа сводиться к механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышающих иммунитет.
Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования мы:
✓ включаем музыку:
музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения


7 дети услышат свои любимые детские песенки или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.
✓ раздвигаем шторы, для поступления солнечного света;
✓ открываем форточку, обеспечив доступ в помещение холодного воздуха (в зависимости от погодных условий);
✓ выполняем комплекс физических упражнений на основные мышечные группы;
✓ используем коррекционную, оздоровительную ходьбу по дорожке здоровья (ходьба по ребристой дорожке, по мешочкам с наполнением
- косточки, каштаны, голыши; спортивные коврики с шипами и т. д.);
✓ и в заключении проводим дыхательную гимнастику и водные процедуры.
✓ не нужно забывать об улыбке! Первое, что видят наши воспитанники после сна: улыбающееся лицо воспитателя, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно- ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, независимо от того, каким голосом произносит их взрослый. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих.
Мы, воспитатели, стараемся быть внимательными к себе, следим за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Ведь наше волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность дети впитывают сразу, как губка. Все наши переживания тут же отразятся на настроении детей.
Обязательное условие, которое мы учитываем при проведении гимнастики пробуждения после дневного сна - учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Практические рекомендации по организации проведения гимнастики пробуждения после дневного сна.
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику пробуждения.
Основная цель гимнастики пробуждения после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.
Задачи:
Оздоровительные:
• укреплять опорно-двигательный аппарат;
• совершенствовать и развивать координацию движений;
• укрепить иммунитет;

8
Обучающие:
• учить детей дышать через нос;
• упражнять в плавном свободном выдохе;
• формировать умения выполнять движения по показу взрослого.
Воспитательные:
• воспитывать привычку здорового образа жизни.
В любой вариант комплекса гимнастики пробуждения после сна мы включаем корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.
Примерная схема проведения гимнастики после дневного сна
1. Гимнастика в постели.
2. Ходьба по «тропе здоровья».
3. Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
4. Дыхательная гимнастика.
5. Упражнения для глаз.
Методика проведения гимнастики пробуждения после сна для разных возрастных групп.
Общая длительность гимнастики после дневного сна для малышей составляет 7-10 минут, для старших дошкольников – 10-15 минут.
Гимнастика после сна для младшей группы.
Гимнастика в младшей группе требует точного выполнения простых упражнений. Воспитатель подробно объясняет детям, как и что делать, следит за правильностью выполнения, помогает, если потребуется.
В комплекс мы включаем пальчиковую и дыхательную гимнастику, упражнения на растягивание, ходьбу по массажным дорожкам, упражнения для профилактики осанки.
Упражнения выполняются сначала в кроватях, потом в прохладной комнате.

«Колобок». Малыш лежит на спине, раскинув руки в стороны. Затем необходимо сгруппироваться — подтянуть колени к груди и обхватить их руками. После этого можно вернуться в исходное положение;

«Велосипед». Исходное положение — лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Поднять ноги и крутить воображаемые педали;

«Кошечка». Попросите малыша встать на четвереньки.
Первая позиция: добрая киска (прогнуть спину вниз).
Вторая: киска сердится (выгнуть спину вверх).


9
В прохладной комнате дети ходят на носочках, несколько секунд бегут, потом — опять ходьба. После этого делаются упражнения, которые помогут малышам сохранить правильную осанку

«Журавль». Встать, руки за голову, ноги вместе. Просим ребенка поднять правую ногу и держать ее на весу. Досчитываем до семи.
На счет «восемь» малыш возвращается в исходное положение.
Упражнение повторяется для левой ноги;

«Солнышко». Встать прямо, руки вниз. Руки перед собой, соединить в круг. Подняться на носочки, сложенные кругом руки поднять над головой, потянуться. Вернуться в исходное положение.
Гимнастика после сна для средней группы.
Дети средней группы способны выполнять и более сложные упражнения. Им даже этого хочется — ведь совсем простые движения будут скучны. Комплекс включает пальчиковую гимнастику, дыхательную, упражнения на коврике. Упражнения мы чередуем с паузами для отдыха.
Обычно детям очень нравятся движения, имитирующие животных и предметы:

«Рак». Проползти несколько шагов на четвереньках вперед. Потом назад;

«Мостик». Исходное положение: сесть, руки за спину. Приподняться на руках и ногах. Снова сесть;

«Я — машина». Легкий бег, держа руки вперед и имитируя вращение руля;

«Я — самолет». Легкий бег, размахивая руками, как крыльями;

«Я — паровоз». Легкий бег, руки попеременно сгибаются в локтях и выпрямляются перед собой.
Гимнастика после сна для старшей и подготовительной к школе групп.
Дети старшей и подготовительной к школе групп готовы выполнять практически любые упражнения — ведь они уже достаточно хорошо владеют своим телом. В комплекс мы включаем упражнения на растягивание, на профилактику нарушения осанки, плоскостопия, дыхательную гимнастику, закаливающие процедуры.

Ходьба оздоровительная для профилактики плоскостопия. Время: 2–
3 минуты.
-
Ходьба на носочках (как лисички).
-
Ходьба на пяточках.
-
На внешней стороне стопы (как медведь).
-
Высоко поднимая колени (как лось).
-
Полуприседая (как ёжики).

Упражнения на формирование правильной осанки
1   2   3   4   5   6