Файл: Детский сад комбинированного вида 184 Формирование культурногигиенических навыков у старших дошкольников в условиях доу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
Спина должна быть прямой во всех упражнениях.
Исходное положение — встать прямо, руки сзади сплести в замок, ноги вместе. Далее следуют наклоны вперед и назад, повороты туловища, приседания.

10

Упражнения на тренажерах: можно висеть и подтягиваться на шведской стенке, лазить по канату, заниматься с обручем, мячом и т. д.
Главное правило, которое мы неукоснительно соблюдаем: исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие,головокружение.
Проведение гимнастики после дневного сна в игровой форме позволяет нам создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Таким образом, одновременно мы решаем несколько задач: оздоровление детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастик, разработанных с учетом закономерностей функционирования организма после дневного сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет нам подготовить детский организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики плоскостопия, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня. Гимнастика после дневного сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни.
В гимнастике пробуждения после дневного сна мы, не применяем силовых упражнений и упражнений на выносливость. Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нами нагрузки является самочувствие после гимнастики. Если в результате выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя хорошо, у него прекрасное настроение и самочувствие, значит, нагрузка была достаточной.
Мы стремимся, чтобы составленный нами комплекс гимнастики пробуждения после сна не вызывал отрицательных эмоций, одновременно повышал настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивал общую сопротивляемость организма.
Выстроенная таким образом система проведения бодрящей гимнастики после дневного сна в нашем ДОУ, помогает детскому организму постепенно и мягко перейти от сна к активному бодрствованию с одновременным оздоровительно-закаливающим эффектом.
Пока дети спят, мы, педагоги создаем условия для проведения гимнастики: для контрастного закаливания детей подготавливаем «холодную» комнату
(игровую или раздевалку); температура в ней с помощью проветривания снижается на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.


11
Пробуждение детей желательно чтобы происходило под звуки плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Начинаем гимнастику с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.
В гимнастику в постели мы включаем такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.д.
Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.
Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.
Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием коленей, в полу-приседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия (в положении сидя на стуле или сидя на ковре). При этом мы следим не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей - положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики –
2-
3 минуты.
Далее дети переходят опять в «теплую» комнату, где выполняют, например, несколько физкультминуток или комплекс упражнений, направленный на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, мы используем кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки.
Они тоже выполняются в течении 2-3 минут.
Затем дети под нашим руководством выполняют водные процедуры
(умывание, обливание рук прохладной водой т.п.)
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Летом эту гимнастику мы проводим при открытых фрамугах.
Все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику пробуждения после сна мы проводим в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, мы решаем одновременно несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формируем осознанную моторику. А главное – все это доставляет им огромное удовольствие.
В результате такого подхода к этому режимному моменту видим:
– пробуждение проходит безболезненно для ребенка;
– он легко включается в игровые упражнения;


12
– получает положительный эмоциональный настрой;
– легко переходит к игровой деятельности.
Работа с родителями
Консультация «Бодрящая гимнастика после дневного сна»
Всем нам хорошо известно выражение «встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют. Воспитатели в детском саду стремятся к тому, чтобы дети просыпались после дневного сна в хорошем настроении, бодрые и энергичные. И вы, родители, должны к этому стремиться дома.
Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна проводится бодрящая гимнастика пробуждения, направленная на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Она включает такие элементы:
• потягивание,
• поочередное поднимание и опускание рук, ног,
• элементы самомассажа,
• элементы пальчиковой гимнастики,
• гимнастики для глаз,
• элементы дыхательной гимнастики.
Главное правило - исключение резких движений, которые могут вызвать
растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Затем вы можете предложить ребенку босиком в трусиках выполнить ходьбу:
• на носках,
• пятках,
• на внешней и внутренней сторонах стопы,
• с высоким подниманием колен,
• на массажных ковриках.
При этом нужно следить за осанкой ребенка и правильностью выполнения
упражнений.
Далее можно перейти к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для:
• укрепления иммунитета,
• профилактики простудных заболеваний,
• профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
В конце гимнастики провести водные процедуры (умывание прохладной водой).

13
Хорошо, если после пробуждения ребенок услышит свои любимые детские песенки, тогда он наверняка проснется быстрее.
Для того, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, можно использовать игровые упражнения, сопровождаемые различными стихами. Например:
Тили-тили-тили-дон,
Что за странный перезвон.
То будильник наш звенит,
Просыпаться нам велит.
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна
Помогает здорово.
Мы проснулись, потянулись.
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.
И еще один разок,
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.
Ножки мы подняли,
На педали встали.
Быстрей педали я кручу,
И качу, качу, качу.
Очутились на лугу.
Крылья пестрые порхают,
Это бабочки летают.
Встанем у кроватки дружно.
И посмотрим мы в окно.
Шел петух по двору,
Крикнул нам «Ку-ка-ре-ку!»
Крыльями похлопал,
Ножками потопал.
Ну и мы в ответ ему
Крикнем все «Ку-ка-ре-ку!»
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке.
(Движения выполняются в соответствии со словами).
Проведенная таким образом бодрящая гимнастика пробуждения, облегчит детям переход от сна к бодрствованию. И дети будут вставать «с той ноги».
Консультация «Гимнастика после дневного сна»


14
Постарайтесь сделать так, чтобы Ваши малыши вставали «с той ноги».
Момент пробуждения ребенка важен для дальнейшего перехода к активному бодрствованию. Традиционно проведение бодрящей гимнастики после дневного сна.
Бодрящую гимнастику можно проводить под музыкальное сопровождение, подберите любимые классические произведения и детские песни.
Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей гимнастики решает и свои более узкие, конкретные задачи.
I
часть – гимнастика в кроватке - призвана обеспечить плавный переход от сна к бодрствованию, постепенное пробуждение мышц, систем и процессов организма.
II
часть – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры – направлена на профилактику плоскостопия, упражнение детей в основных движениях, оказание закаливающего воздействия на организм.
III
часть – заключительная – повышает физический и эмоциональный тонус ребенка, создает положительный эмоциональный настрой группы, располагает к дальнейшей активной деятельности.
Длительность каждой части бодрящей гимнастики 4-5 минут. Переход от одной части к другой осуществляется в соответствии со сменой музыкального сопровождения.
Сделать гимнастику более интересной Вам помогут игровые упражнения:
«Котята»
1. Потягивание.
2.
«Как у кошечки усы»
И.п. – стоя на четвереньках. Повороты головы вправо, влево
3.
«Покажи лапки».
И.п. – то же.
Поочередное поднимание правой и левой руки, ноги.
4.
«Подлезаем под забор».
И.п. – то же.
Согнуть руки в локтях, ягодицами сесть на ноги, медленно, опустив голову, имитировать продвижение под забором. Подняться на вытянутых руках – и.п.
5.
«Машем хвостиком».
И.п. – то же.
Движение сомкнутых голеней вправо-влево.
6.
«Испугались собаку».
И.п. – то же.
Выгнуть спину со звуком «ш-ш-ш».
7.
«Догони хвостик».
И.п. – о.с.
Прыжки на двух ногах вокруг себя.
8.
«На мягких лапках».
Ходьба на носочках.

15
«История про лисенка»
Жил на свете лисенок. И был он очень веселый. Вот такой:
1.
И.п. – стоя на четвереньках.
- повороты головы.
- прогибание спины
- движение сомкнутых голеней вправо-влево.
Лисенок любил гулять на лужайке перед норкой…
2. И.п. – то же.
Ползание на четвереньках вперед-назад.
….и кувыркаться в траве.
3. И.п. – лежа на спине.
Перекаты вперед-назад. С бока на бок.
Однажды лисенок увидел красивую бабочку.
4. И.п. – сидя, ноги согнуты в коленях.
Разведение коленей в стороны.
Бабочка вспорхнула, села на пенек….
5. И.п. – лежа на спине.
Достать прямыми ногами спинки кровати за головой.
… и улетела. Лисенок расстроился.
6. И.п. – стоя на четвереньках.
Опустить голову, плечи, изогнуть спину.
Но тут пришла мама, приласкала лисенка…
7. И.п. – то же.
Поднять голову, прогнуть спину.
… и лисенок снова развеселился.
8. И.п. – то же.
Движение согнутых голеней вправо-влево.
«Зоопарк»
1. Потягивание.
2. «Змея».
И.п. – лежа на животе.
Поднять на вытянутых руках голову, плечи. Гордо поворачивать голову вправо-влево, произнося звук «ш-ш-ш».
3. «Крокодил».
И.п. – то же, руки согнуты в локтях, ладони под подбородком.
Поочередное поднимание правой и левой ноги – огромная пасть.
4. «Панда».
И.п. – лежа на спине.
Подтянуть коленки к животу, обхватить руками, нагнуть голову.
Перекаты вперед-назад, вправо-влево – кувыркается в траве.
Консультация «Гимнастика пробуждения»


16
Заглядывая в детскую спальню, каждый родитель с замиранием сердца и умилением видит только своего самого любимого и самого родного «зайчика»,
«медвежонка» или «ягодку». Каждый из них превосходно знает особенности пробуждения своего «чада». Одни детки встают после дневного сна бодрыми и веселыми. Другие еще длительное время остаются в полусонном состоянии, всем своим видом и поведением, показывая собственное недовольство и раздражение.
Гимнастика пробуждения как раз и разработана, чтобы детки любой возрастной категории смогли безболезненно, без слез и капризов, перейти от дневного сна к полноценной игровой деятельности.
Гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo - тренирую, упражняю) - система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, выносливости. Эти упражнения позволяют воздействовать либо на весь организм, либо способствовать развитию отдельных групп мышц и органов.
Гимнастика - это не только физические упражнения, не только способ помочь организму перейти от сна к бодрствованию, к активной деятельности.
Гимнастика - это еще и способ эмоциональной зарядки на весь день.
Гимнастика, которую можно провести в форме игры, начинается еще в кроватках. Например, взрослый неторопливо говорит (и показывает движения) проснувшемуся ребенку:
-
Наш малыш проснулся! (ребенок открывают глаза, откидывает одеяло)
-
На кроватке потянулся! (потягивается ручками и ножками)
-
Сел! (садится на кроватке)
-
Встал! (ребенок встает с кроватки)
-
И коленки достал! (ребенок наклоняется и достает до колен)
Наклоняться ниже не стоит, так как совершать сразу после сна резкие движения нежелательно из-за возможности получить малышом растяжение.
А также можно и в стихотворном варианте:
Мы проснулись, улыбнулись,
Посильнее потянулись.
Первый разик на спине.
А потом на животе,
На бочок перевернулись,
И еще раз потянулись.
Ноги вверх мы поднимаем
И тихонько отпускаем,
А теперь мы с вами дети
Поедем на велосипеде.
Подбородком грудь достанем,
К потолку глаза подняли-
Влево – вправо посмотрели,
На кроватку тихо сели.

17
Руки в стороны подняли,
Крепко так себя обняли.
Наклонились, потянулись,
До носочков дотянулись,
Распрямились и опять
Будем ножки поднимать.
А теперь пришла пора
Дружно встать нам детвора!
Комплекс № 3 (Дождь)

Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней,
И по крыше бьет быстрей
(ударяют подушечками пальцев одной руки по ладошке другой).
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки
(поднимают руки вверх, потягиваются)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей
(машут руками)
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло
(поворачивают голову направо, налево).
А теперь на ножки встанем,
И большими станем
(И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова
Ух-х-х).
После подъема гимнастика пробуждения продолжается в игровой комнате, в которой по кругу могут быть разложены специальные коврики- дорожки. По ним ребенок несколько минут ходит в спокойном темпе.
Учитывая, что ребенок одет только в трусики и маечку, одновременно проводятся элементы закаливания, а именно воздушные процедуры. Однако при этом должен обязательно соблюдаться температурный режим.
Далее проводится комплекс упражнений (с головы до ног), также направленных на плавный переход к бодрствованию. Замечательно будет, если упражнения произносятся взрослым (показывающим движения), в стихотворной форме. Гимнастика пробуждения дает хорошие результаты, если используется нестандартный комплекс упражнений (поза дерева, кузнечика, гуся и т.д.). Заканчивается приемами восстановления дыхания.
«Заинька – зайчишка»
1. «Заинька, подбодрись, серенький, потянись»