Файл: Учебное пособие Чебоксары 2007 удк 331. 45 (075) ббк 65. 247я7 м 48.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1070
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов;
правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;
перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;
рационы лечебно-профилактического питания;
нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов;
перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Образован ряд федеральных органов исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности:
Федеральная служба по труду и занятости (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда);
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
Федеральная служба государственной статистики;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и др.
Образован ряд Федеральных агентств, наделенных полномочиями по оказанию услуг в установленной сфере деятельности, в частности, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, находящееся в ведении Минздравсоцразвития России.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России).
Государственная политика в области охраны труда согласно Трудовому кодексу РФ направлена на обеспечение гарантий трудовых прав работников, их социальной защиты в процессе трудовой деятельности, экономической заинтересованности работодателей и предпринимателей по созданию безопасных и здоровых условий труда. Конституционная основа и дальнейшее законодательное закрепление за государством права на осуществление политики в области охраны труда позволяют рассматривать систему управления охраной труда в Российской Федерации как единую государственную систему. Анализ фактического состояния охраны труда в Российской Федерации и ее субъектах показывает, что без государственного регулирования вопросов охраны труда не обойтись, что сегодня только государство способно быть во главе разрешения накопившихся проблем охраны труда, обеспечения управляемости трудоохранной деятельностью на всех уровнях государственного устройства Российской Федерации. При этом для осуществления управления охраной труда органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обладают своей компетенцией.
В масштабах государственно-территориального устройства Российской Федерации единая государственная система управления охраной труда включает:
федеральное государственное управление;
отраслевое государственное управление;
региональное государственное управление (на уровне субъекта Российской Федерации);
управление охраной труда на муниципальном уровне;
корпоративное управление (управление на уровне организации).
2.3. Государственный надзор и контроль в области охраны труда
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 20 мая 2004 г. № 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" образован ряд федеральных органов исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности, среди которых Федеральная служба по труду и занятости (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда).
На территории Российской Федерации во всех организациях государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют органы федеральной инспекции труда (ст. 353-369 Трудового кодекса РФ).
Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:
обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.
Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:
беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляет специально уполномоченный орган, ведающий вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации, – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. В её составе функции бывшего Госгортехнадзора России осуществляет Ростехнадзор.
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами энергетического надзора в Российской Федерации.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Российской Федерации в составе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
При исполнении обязанностей по надзору за безопасным ведением работ работники государственных органов, ведающих вопросами надзора, независимы и подчиняются только закону.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Государственная экспертиза условий труда в Российской Федерации осуществляется в соответствии со статьей 2161Трудового кодекса РФ, Положением о проведении государственной экспертизы условий труда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации»
.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов (Федеральной службой по труду и занятости), содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;