Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1900

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Можно выделить следующие наиболее часто применяемые ме­тоды организации взаимодействия учащихся: освоение элемен­тарных норм ведения разговора, метод взаимной проверки, метод взаимных заданий, совместного нахождения лучшего решения, временная работа в группах, создание ситуаций совместных пере­живаний, организация работы учащихся - консультантов, дискуссия.

Освоение элементарных норм ведения разговора. Знакомство и активное использование учащимися выработанных обществом правил общения - это, пожалуй, первое, что необходимо усвоить учащимся в начальной школе для успешной в дальнейшем организации взаи­модействия. Сюда входят следующие правила: обращаться друг к другу по имени, смотреть на говорящего или на того, к кому обра­щаешься, выслушивать ответ собеседника до конца, не перебивать его своими репликами или замечаниями, отвечать коротко и емко, оценку деятельности собеседника начинать с выделения положи­тельных моментов и др.

Организовать эффективное взаимодействие учащихся невоз­можно сразу, «со следующего урока» или «с сегодняшнего дня». Для того чтобы учащиеся включились во взаимодействие и «почувствовали» его, они должны обладать хоть каким-нибудь ми­нимальным опытом взаимодействия. Такой опыт накапливается постепенно, в течение длительного периода времени, по мере ос­воения ребенком все новых и новых приемов общения. Поэтому создавать условия для накапливания ребенком опыта простого взаимодействия со сверстниками необходимо с первого дня нахождения ребенка в школе или дошкольном образовательном учреждении.

Метод взаимной проверки лучше всего помогает организовать взаимодействие. Проверка двумя учащимися друг у друга правильно­сти выполненных ими заданий всегда вызывает высокий интерес. В ходе взаимопроверки школьник свою тетрадь отдает соседу по парте, а тетрадь соседа берет себе для проверки. Проверяться могут маленькие, написанные на листочке, самостоятельные работы или записанные в тетради отдельные задания, упражнения и целые до­машние работы. Взаимопроверка работ начинается со сравнения списанных и решенных заданий с представленными учителем об­разцами. Ошибки подчеркиваются и обозначаются галочкой на полях. В дальнейшем переходят к дифференцированной оценке.

Прием взаимных заданий способствует быстрейшему разви­тию взаимодействия. Его суть заключается в том, что на уроке учащиеся выполняют задания, придуманные соседями по парте или другими одноклассниками.
Задания, полученные от соседа, могут быть подготовлены как на уроке, так и дома и являться частью домашнего задания. Этот прием помогает учителю дос­тичь сразу несколько целей. Во-первых, учащиеся осваивают технику совместной деятельности; во-вторых, они включаются в творческую деятельность; в-третьих, проверяется домашнее задание, интерес к которому резко повышается.

Дальнейшим развитием приема взаимных заданий выступает прием обсуждения взаимных заданий. Этот прием готовит уча­щихся к работе в парах сменного состава. Начало уже известно: один учащийся придумывает свою задачу или интересный во­прос к тексту, литературному произведению и т.д., а другой ре­шает эту задачу или отвечает на вопрос. К привычным действи­ям добавляется новый элемент - проведение совместного парно­го обсуждения придуманной задачи и написанного решения. Целью обсуждения является нахождение лучших или просто других вариантов выполнения. Передав друг другу задания, учащиеся выполняют их, а затем переходят к поочередному об­суждению придуманных заданий и полученных решений.

Временная работа в группах считается в течение последнего де­сятилетия одним из наиболее перспективных методов обучения. Он представляет собой работу учащихся в составе малых групп по выполнению небольших учебных заданий. Обычное число членов группы три - шесть человек. Разбивка класса производится опера­тивно на ограниченное время. Перед группами ставятся задачи «промежуточного» характера, т.е. готовящие почву для следую­щего этапа учебного процесса. Такими заданиями могут быть:

- обмен идеями, собственным опытом;

- выработка правил;

- обмен сведениями и быстрое обсуждение почерпнутого из разных источников;

- решение, что делать дальше, выбор варианта продолжения урока;

- постановка вопросов, проблем для предстоящего обсуж­дения;

- выявление и обсуждение разногласий и расхождений;

- проведение «мозговой атаки»;

- подготовка общеклассной дискуссии;

- пересмотр и переформулирование целей дискуссии, зашедшей в тупик;

-выход чувств и переживаний, возникающих как реакция на происходящее в классе.

Временный характер этих групп не требует от учителя како­го-либо особого подбора участников: группы можно комплекто­вать по имеющейся в текущий момент схеме рассадки учеников по алфавиту, по жребию и т.д. Время работы обычно выбирается бо­лее сжатое (при необходимости время работы группы можно про­длить). Внутри группы выделяют ведущего, и после внутригрупповых обсуждений представители каждой из групп докладывают классу выработанные группой предложения. Эти предложения суммируются и далее могут обсуждаться всеми учащимися класса совместно.



Создание ситуаций совместных переживаний способствует формированию доверительных отношений между учащимися и представляет собой совместную деятельность учащихся, которая содержит в себе элементы сильного позитивного эмоционального переживания. Наиболее сильные переживания проявляются у младших школьников во время ответа перед всем детским коллек­тивом, у доски. Однако нужно стараться использовать такие си­туации на всех этапах учебной деятельности учащихся:

- при подготовке к ответу;

- в процессе самого ответа;

- в ходе совместного обсуждения учащимися своих ответов, их оценивания и нахождения лучших вариантов.

Для этого в ответе или подготовки к ответу участвует не один, а два или более учащихся, т.е. пара или малая группа. Внесение своей частицы труда, эмоций, радости и, наконец, будущего успеха в общую копилку объединяет учащихся. Учитель может помочь учащимся разделить ответ и заранее договориться, кто какую роль выполняет. К примеру, в паре один - только объясняет, другой -только пишет; в группе - кто-то говорит, кто-то показывает, кто-то пишет и т.д.

Организация работы учащихся-консультантов, несмотря на значительную сложность, представляет собой высокоэффектив­ный метод организации взаимодействия учащихся и повышения их успеваемости. Основными достоинствами этого метода высту­пают два момента: увеличение предоставляемого учащимся вре­мени на устные объяснения учебного материала (для более актив­ного развития устной речи учащихся) и формирования в классе системы взаимопомощи.

Используют несколько вариантов метода организации работы консультантов:

- назначение консультантом одного из членов созданной или постоянно действующей группы на один урок (фрагмент урока);

- назначение консультанта по какой-то конкретной теме на не­сколько уроков или постоянно;

- помощь слабым ученикам и подготовка их к ответу учителю после уроков (в группе продленного дня);

- помощь учащимся любому желающему во время урока после выполнения своей собственной работы.

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятель­ности. Деятельность протекает более эффективно и дает более ка­чественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.


Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сфор­мировано положительное отношение к учению, есть познаватель­ный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.

Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов, на­правленных на формирование положительных мотивов учения. Ве­дущую роль в стимулирующих методах играют межличностные от­ношения учителя с учащимися. Использование влияния межлич­ностных отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обуче­ния, к школе в целом.

Группу методов стимулирования можно условно подразделить на большие подгруппы:

- методы эмоционального стимулирования;

- методы развития познавательного интереса;

- методы формирования ответственности и обязательности;

- методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Охарактеризуем каждую из этих подгрупп методов стимулиро­вания и формирования мотивации к учебной деятельности у школьников.

Методы эмоционального стимулирования. Важнейшая задача учителя - обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, де­лает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Основными методами эмо­ционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игро­вых форм организации учебной деятельности; постановка систе­мы перспектив.

Создание ситуации успеха в обучении представляет собой созда­ние цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хо­роших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уве­ренности в своих силах и легкости процесса обучения. Этот метод является одним из наиболее действенных средств стимулирования интереса к учению.

Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют большие и сложные уп­ражнения. Например, можно использовать специальные сдвоен­ные задания: первое доступно для ученика и готовит ему базу для решения последующей, более сложной задачи.


Другим приемом, способствующим созданию ситуации успеха, служит дифференцированная помощь школьникам в выполнении учеб­ных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающие школьники могут получить карточки-консультации, примеры-аналоги, планы предстоящего ответа и другие материалы, позво­ляющие им справиться с представленным заданием. Далее можно предложить учащемуся выполнить упражнение, аналогичное пер­вому, но уже самостоятельно.

Поощрение и порицание в обучении. Опытные учителя часто дос­тигают успеха в результате широкого применения именно этого метода. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоцио­нального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы допустимого, - это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием учащегося.

Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе это может быть похвала ребенка, положительное оценивание какого-то отдельного его качества, поощрение выбранного им направле­ния деятельности или способа выполнения задания, выставление повышенной отметки и др.

Применение порицаний и других видов наказания является ис­ключением в формировании мотивов учения и, как правило, ис­пользуется лишь в вынужденных ситуациях.

Использование игр и игровых форм организации учебной дея­тельности. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В нем могут быть ис­пользованы уже готовые, например, настольные игры с познава­тельным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно создавать для одного уро­ка, отдельной дисциплины или всей учебной деятельности на про­тяжении длительного промежутка времени. Всего можно выде­лить три группы игр, подходящих для использования в образова­тельных учреждениях.

1. Короткие игры. Под словом «игра» мы чаще всего подразу­меваем игры именно этой группы. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития инте­реса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами подобных задач выступают усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и т.д. Так, для отработки навыков устного счета на уроках математики подходят игры-цепочки, построенные (как и общеизвестная игра «в горо­да») по принципу передачи права ответа по цепочке.

2.