Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1904

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Этот метод организации учебной деятельности довольно хорошо описан в методической литературе. Суть его заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно, образ­но и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у учащихся сильную мотивацию. Дети в силу своих возрастных особенностей отличают­ся высокой любознательностью, и поэтому любая ясно и дос­тупно представленная проблема сразу «зажигает» их. Они гото­вы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, отга­дать встретившуюся на их пути тайну.

Дискуссия (организация обсуждения материала) - метод обуче­ния, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме. Точка зрения, высказываемая учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнения других лиц. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обу­чающую и воспитательную ценность: учит более глубокому по­ниманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Дискуссию целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся уже обладают значительной степенью самостоятель­ности в мышлении, умеют аргументировать, доказывать и обос­новывать свою точку зрения. Однако начинать проводить мини-дискуссии и создавать условия для осознания учащимися необ­ходимости соблюдения ее требований нужно уже в начальной школе. Именно здесь необходимо подготовить учащихся к веде­нию дискуссии, т.е. выработать два качества:

- не переносить негативное отношение сверстников к тому или иному способу решения обсуждаемых вопросов на себя, т.е. нау­чить не обижаться на замечания;

- доказывать правильность своего мнения не криком, оскорби­тельными интонациями и словами, а фактами и примерами.

Создание креативного поля. Сам термин «креативное поле» впервые использовался Д. Б. Богоявленской для описания прово­димых ею психологических экспериментов и обозначал собой пространство возможных творческих решений. Этот метод вы­ступает ключевым при создании творческой атмосферы в классе. Смысл его заключается в том, что учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть дру­гую, более интересную - креативную деятельность. Вокруг выпол­няемых заданий как бы существует поле возможных иных, креатив­ных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей и пр. Для нахождения каждого из возможных решений учащемуся необходимо проделать определенную творческую (креативную) работу.


Особенностью этого метода является его постоянное действие на учащихся. Однажды разрешив учащимся найти «свой» способ решения, рассказать о нем и доказать его правильность, учитель «включает» механизм постоянного поиска у учащихся. Теперь, решая любые задачи, примеры, обсуждая проблемы, учащиеся будут искать другие способы решения, пытаться рассмотреть но­вые закономерности. Каждая новая находка одного ученика, его рас­сказ или объяснение будет «подхлестывать» других, актуализировать задачу поиска.

Работа в креативном поле создает возможности для осущест­вления двух различных видов деятельности, обладающих раз­ным содержанием и ориентированных на противоположные сис­темы оценок. Одна - деятельность по выполнению собственно учебного задания, причем в максимально короткий срок и в со­ответствии с требованиями учителя - ориентирована на получе­ние отметки. Вторая - деятельность по анализу материала, об­наружению невыявленных еще закономерностей и вариантов решения - исходит из «внутренних», индивидуальных критериев оценки успешности решения.

Перевод игровой деятельности на творческий уровень представ­ляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. В качестве главного требования к выбору но­вого элемента выступает возникновение после его введения си­туации, способы выхода из которой в классе еще не изучались. К примеру, после решения представленных в игровой форме зада­ний можно предложить учащимся изобразить графически или в виде рисунка условия самих заданий или способы их решения.

3. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся

Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего учебного года. Для успешной организации процесса обуче­ния учителя обычно проверяют и анализируют несколько факто­ров. К ним относятся качество усвоения учебного материала, ин­тенсивность накопления ребенком социального опыта, освоение им навыков взаимодействия и уровень индивидуального развития учащихся. На практике чаще всего применяются такие методы, как повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос, письменный опрос, контрольная работа, проверка домаш­ней работы, тестирование.



Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот ме­тод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, в какой мере они проявляют сообразитель­ность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности, степень их усидчивости и регулярности в овладении знаниями. На­копление достаточного количества наблюдений позволяет учите­лю определять индивидуальные особенности учащихся, учиты­вать их в работе и, следовательно, более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся.

Устный опрос является наиболее распространенным при про­верке и оценке знаний учащихся. Сущность этого метода контро­ля заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по изученному материалу и, оценивая ответы, определяет степень его усвоения. Иногда устный опрос называют беседой. Учитель может предложить одному учащемуся изложить всю тему целиком. Це­лостный ответ позволяет выявить глубину знаний и полноту ус­воения их логики. Однако, будучи эффективным методом контро­ля знаний учащихся, используемым учителями почти на каждом уроке, устный опрос имеет и свой недостаток. Этот метод требует значительных затрат времени и позволяет в течение урока прове­рить знания не более 3-4 школьников.

Чаще всего используется другая модификация метода устного опроса, позволяющая опрашивать значительное количество уча­щихся. Часто эту модификацию называют фронтальным опросом. Используя эту модификацию, учитель разбивает изученный матери­ал на большое количество мелких частей и задает вопросы различным учащимся, чтобы проверить знания наибольшего количества учени­ков. Возможность опроса большого количества учащихся представ­ляет собой наиболее сильную сторону метода. Однако при фрон­тальном опросе трудно выставлять учащимся объективные оценки, так как ответ на один-два мелких вопроса не дает возможности оп­ределить правильность усвоения всего пройденного материала.

Известным вариантом устного опроса является выставление поурочного балла нескольким учащимся. Поурочный балл выстав­ляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в тече­ние всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять и углуб­лять ответы своих товарищей, отвечающих в ходе устного опро­са. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, быстро осваивать новую тему. В этих случаях в конце занятий учитель может выставить поурочный балл четырем - восьми ученикам, хотя они и не отвечали по всей теме. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и внимание учащихся, а также накапливать оценки по текущей успеваемости.


Письменный опрос учащихся в начальной школе применяется относительно редко. В первое полугодие I класса он вообще не используется, так как учащиеся еще не научились писать. Во II и III классах роль этого метода постепенно возрастает, и к средней школе он становится одним из ведущих. Часто письменный опрос называют самостоятельной работой. Суть метода заключается в том, что учитель дает учащимся записанные на доске, листочках или карточках задания (задачи, примеры), которые они выполняют в те­чение 10-12 мин. По результатам этих ответов учитель выставляет оценки в классный журнал. Преимущество письменного опроса за­ключается в том, что он позволяет на одном уроке оценить знания всех учащихся.

Контрольная работа. Это весьма эффективный метод контроля усвоения учебного материала. Сущность его состоит в том, что после изучения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит письменные или практические контрольные ра­боты с целью проверки и оценки качества усвоения знаний учащими­ся. Эффективность проведения контрольных работ возрастает при использовании некоторых вспомогательных приемов.

Эффективным приемом является проведение перед контроль­ной работой серии письменных опросов до тех пор, пока учитель не убедится, что изученный материал хорошо усвоен учащимися. Пока школьники хорошо не усвоили тему или раздел, контроль­ную работу проводить не следует, а нужно продолжать работу над усвоением материала.

Проведению целенаправленной подготовки учащихся способст­вует другой прием - предупреждение учащихся о предстоящей кон­трольной работе за одну-две недели и организация соответствую­щей подготовительной работы. Например, полезно решать типо­вые задания и выполнять упражнения. Полезно также проводить так называемые подготовительные контрольные работы, позво­ляющие определять степень подготовленности учащихся к пред­стоящей контрольной работе.

При проведении самой контрольной работы для предупрежде­ния списывания и разговоров между учащимися часто используется прием предоставления заданий по вариантам (различных вариан­тов одного и того же задания) или даже индивидуальных заданий для каждого учащегося в отдельности.

Проверка домашних работ учащихся в начальной школе явля­ется одним из ведущих методов контроля. Лучшие результаты дос­тигаются при ежедневной проверке. Этот метод позволяет учителю ежедневно контролировать качество усвоения изучаемого материа­ла, определять пробелы в знаниях учащихся и на основе этой ин­формации корректировать планы последующих занятий.


На практике используются несколько приемов проверки до­машних работ. Наиболее традиционный и результативный - это сбор тетрадей с домашними работами учащихся для просмотра и проверки выполненной накануне работы. Этот прием не на всех уче­ников оказывает одинаковое действие. Для слабоуспевающих школьников регулярная проверка является совершенно необхо­димой, для сильных учащихся такие проверки можно проводить через раз или заменять другими, менее трудоемкими для учителя. Огромным недостатком этого приема является его высокая тру­доемкость. Если у учителя каждый день проходят уроки математи­ки и русского языка, а в классе присутствуют 25 учащихся, то коли­чество тетрадей, подлежащих ежедневной проверке, - 50 штук. И это помимо обязательной подготовки и к урокам следующего дня -их планирования и подбора необходимого материала.

Иногда используется другой, менее трудоемкий прием провер­ки домашних заданий. Это беглая проверка в ходе урока правиль­ности полученных дома результатов. Она может проводиться во время выполнения учащимися упражнений классной работы или небольшой самостоятельной работы. Проверяются достоверность ответов и правильность способов их нахождения. На объяснение учащемуся причин ошибок у учителя времени нет. Поэтому после такого рода проверок обычно предусматривают время на работу со слабоуспевающими учащимися.

Еще менее трудоемким для учителя и интересным для учащих­ся приемом является взаимная проверка домашних работ учащи­мися у своих соседей по парте и других одноклассников. Чаще используются два варианта этого приема: 1) обмен учащимися тетрадями и проверка выполнения домашней работы друг у дру­га; 2) воспроизведение на доске одним учащимся своего варианта решения домашней работы (в это время класс может выполнять другие задания: повторение устных правил, проверка других за­даний, разминка и т.д.) с последующей проверкой каждым уча­щимся своей работы с выверенным образцом.

К концу начальной школы можно использовать и другой прием. Методом фронтального опроса учитель выясняет, какие результаты получены учащимися при решении заданий или примеров. Затем обращают внимание на наиболее сложные способы выполнения заданий, написание трудных орфограмм и другие моменты, вы­звавшие наибольшие трудности у учащихся, а затем организуют самостоятельную работу учащихся по выполнению заданий, анало­гичных задаваемым на дом. Такая работа дает двойной результат: во-первых, учитель имеет возможность проверить, насколько само­стоятельно учащиеся выполняли домашнее задание, а во-вторых, учащиеся дополнительно упражняются в применении знаний на практике и тем самым прочнее и глубже усваивают изучаемый ма­териал, совершенствуют практические умения и навыки.