Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1901

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игровые оболочки. Эти игры (скорее даже уже не игры, а иг­ровые формы организации учебной деятельности) более продол­жительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками уро­ка, но могут продолжаться и несколько дольше. К примеру, в на­чальной школе такая игра может охватывать весь учебный день.

К ним относится такой захватывающий прием, как создание единой игровой оболочки урока, т. е. представление урока в виде целостной учебы- игры. К примеру, сюжетом, объединяющим весь урок, может стать приход на урок «в гости к ребятам» героев сказки «Три поросенка» - Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа. После короткого приветствия и объяснения причины прихода ка­ждый поросенок выбирает понравившийся ряд и вместе с учащи­мися, сидящими в этом ряду, начинает готовиться к строительству хижины или шалаша. В ходе одного задания они могут рассчи­тать, сколько нужно кирпичей для крепкого дома, в другом - на каком расстоянии друг от друга нужно посадить вдоль дорожки кусты роз и т.д.

3.Длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчи­таны на различные временные промежутки и могут тянуться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентирова­ны, по выражению А.С.Макаренко, на дальнюю перспективную линию, т.е. на далекую идеальную цель, и направлены на форми­рование медленно образующихся психических и личностных ка­честв ребенка. Особенностью этой группы игр выступают серьез­ность и деловитость. Игры этой группы больше похожи не на иг­ры, как мы себе их представляем - с шутками и смехом, а на от­ветственно выполняемое дело. Собственно, они и учат ответст­венности - это игры воспитывающей направленности.

Постановка системы перспектив. Этот метод был хорошо раз­работан А.С.Макаренко. Именно он предлагал строить жизнь де­тей в детском коллективе на основе системы «перспективных ли­ний». Он считал, что необходима постановка перед учащимися перспективы трех уровней: ближней (рассчитанной на время вы­полнения одного задания, урока или учебного дня), средней (на неделю, четверть или год) и дальней (на несколько лет, на всю жизнь). Причем на каждом из этих уровней он ставил несколько перспектив. К примеру, на среднем уровне могут существовать такие разнонаправленные перспективы, как подготовка к ново­годнему празднику, исправление плохих отметок к родительскому собранию, участие в походе по Крымским горам и участие в отбо­рочном конкурсе (по критериям успеваемости и поведению), подго­товка к итоговой четвертной контрольной работе и т.д.


Методы развития познавательного интереса. Основными мето­дами развития познавательного интереса являются следующие методы: формирование готовности восприятия учебного мате­риала; выстраивание вокруг учебного материала игрового при­ключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержа­нием, создание ситуаций творческого поиска.

Формирование готовности восприятия учебного материала. Ме­тод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению ос­новных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандарт­ной фразы: «Мы начинаем новую тему» - учитель может раздать учащимся по листу бумаги и попросить написать в течение 3 мин все известные им слова, относящиеся к данной теме. После вы­полнения этого задания они подсчитают, сколько слов им удалось написать, и выясняют, у кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Учащиеся будут внимательно сле­дить за речью учителя, думая о том, что они забыли написать, что можно было бы написать еще.

Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенче­ского сюжета - это проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий. В последние годы учителя все чаще пытаются обогатить и разнообразить учеб­ное содержание урока, используя именно этот прием. Примером может служить проведение на уроке природоведения игры-путешествия. Изучая растения, учащиеся вместе с воробьем могут посидеть на каждом дереве, рассмотреть его особенности, попры­гать по поляне вокруг цветов, вдыхая их аромат. Контрольную ра­боту по математике можно провести в виде конкурса штурманов космических кораблей на звание «Лучшего штурмана Вселенной».

Метод стимулирования занимательным содержанием. Боль­шое значение в развитии познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного мате­риала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.

Одним из приемов, входящих в этот метод, можно назвать при­ем создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учеб­ный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе природоведения это могут быть при­меры типа «круговорот воды в нашем городе (селе)», «явления природы в сказках» и др. Подбор занимательных фактов вызыва­ет неизменный отклик у учеников. Часто школьникам самим по­ручается подбирать такие примеры.



Занимательность может быть построена и на создании ситуа­ции эмоционального переживания через вызывание чувства удив­ления необычностью приводимого факта, парадоксальностью опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозностью цифр. Удив­ление при убедительности и наглядности примеров неизменно вы­зывает глубокие эмоциональные переживания у учеников.

Метод создания ситуаций творческого поиска. Сильный позна­вательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащих­ся в творческую деятельность. Творчество является одной из наи­более сильных причин развития познавательного интереса. Одна­ко здесь имеются и свои сложности. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой. Это связано с заложенным в данной задаче противоречием. С одной стороны, для каждого ученика нужно создать условия, позволяющие сво­бодно и раскованно решать различные проблемы. Причем чем больше у него будет «размах» и необычнее решения, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способно­стей. С другой стороны, весь этот «свободный полет» мысли уче­ника должен происходить в рамках программ общеобразователь­ных дисциплин и поддерживаемых школой норм поведения. И здесь только опыт работы и интуиция могут помочь учителю определить (и постоянно корректировать) ту возможную меру включенности конкретных учащихся конкретной школы в творче­скую деятельность, которая сделает обучение интересным для учащихся и охватит всю учебную программу.

Методы формирования ответственности и обязательности. Про­цесс обучения опирается не только на эмоции и мотив познава­тельного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди ко­торых особенно значимыми являются мотивы ответственности и обязательности. Одним из основных мотивов выступает мотив чести, когда учащийся дорожит своим словом или обещанием и стремится его обязательно выполнить - «держать свое слово».

Методы и приемы формирования ответственности в учении опираются на методы воспитания школьников, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе при­менения целой группы методов: разъяснения школьникам лично­стной значимости учения; приучения их к выполнению требова­ний оперативного контроля.

Формирование понимания личностной значимости учения пред­ставляет собой
метод формирования у учащегося осознания важно­сти успешного обучения для его настоящей и будущей жизни.

При формировании у учащихся младших классов понимания личностной значимости успешного учения учитель испытывает особые затруднения. Понять всю важность успешного учения для будущей жизни младшим школьникам сложно. Тем более они еще не знают, кем будут, так как их фантазии меняются весьма часто. Степень значимости учения младшие школьники воспринимают через взрослых, через их отношение и эмоциональную реакцию. Чаще всего ребенок полностью полагается на мнение и интуицию взрослого. Его отношение к учебе часто становится отражением отношения его родителей к результатам обучения ребенка.

Понимание личностной значимости успешного учения во мно­гом зависит и от поведения учителя. Ведущую роль здесь играют приемы показа озабоченности и беспокойства неуспехом ребенка в учебе и специального акцентирования внимания на ощущении радости за результаты успешного обучения, попытка организо­вать совместное переживание всем классом радости за успехи ка­ждого учащегося.

Предъявление учебных требований. Метод предъявления требо­вании к учащимся определяется правилами поведения, критерия­ми оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка. Уставом общеобразовательного учреждения. Надо иметь в виду, что стимулирование ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполне­нию учебной работы, учебных требований, так как отсутствие та­ких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а со­ответственно и нарушения дисциплины. Большую роль здесь иг­рает пример других учеников и самих учителей.

Оперативный контроль. Важную роль в формировании чувства ответственности играет оперативный контроль. Использование ме­тода оперативного контроля не как метода жесткого наказания за нарушения, а как метода выявления сложных для учащихся тем, во­просов, упражнений с целью повторного обращения на них внима­ния учащихся для лучшего их выполнения.

Методы развития психических функций, творческих способно­стей и личностных качеств учащихся. В ходе обучения перед учи­телем стоит целый ряд задач, которые не относятся напрямую к обучению, но тем не менее являются необходимыми для достиже­ния успеха в обучении и развитии учащихся. Основную долю в об­щее развитие ребенка вносит освоение учебного материала. Однако развитие ряда особенностей не предусматривается традиционной программой обучения. Речь идет о способности к рефлексии, вооб­ражении, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умении самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, о способности к творчеству и др.


Хотя совершенно очевидно, что задачи воспитания и развития индивидуальности учащихся по своей значимости находятся с за­дачей обучения на одном уровне и являются взаимосвязанными, тем не менее методы развития творческих способностей учащихся в общеобразовательных учреждениях почти не используются (исключением служит ряд психологических программ, применяе­мых в специальном образовании). Основная причина этого заклю­чается в том, что ранее перед школой стояла задача обучения в ка­честве главной и порой единственной. Именно поэтому психологи­ческие методы стали внедряться сравнительно недавно (в течение последних двух-трех десятилетий).

Наибольший эффект дают такие методы, как:

- творческое задание;

- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

- дискуссия (организация обсуждения материала);

- создание креативного поля;

- перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень.

Творческое задание представляет собой учебное задание, содер­жащее творческий компонент, для решения которого учащемуся не­обходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший твор­ческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочи­нение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений. Частое проведе­ние таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий. Воображение учащихся получает время и пространство для своего развития.

В начальной школе учащийся во многом продолжает оставать­ся ребенком-дошкольником, ждущим чуда, и поэтому сочинения лучше проводить в виде придумывания сказок, причем ребенок может отображать свои сочинения как в виде текста, так и в виде рисунка.

В дошкольном возрасте сказка не является предметом творче­ства. Дети запоминают сказки как готовые, не терпящие никаких изменений модели. Но по мере взросления ребенок глубже входит в реальный мир, замечает и осмысливает окружающие его связи и явления. Накопленный опыт начинает доминировать и все силь­нее сказываться на поведении ребенка. Уже не элементарные мо­ральные нормы, нашедшие свое отражение в сказках, а собствен­ный жизненный опыт ребенка начинает преобладать в его созна­нии. Наступает время, когда ребенок преодолевает стереотипность сказок и начинает включать в них своих вымышленных героев, из­менять хорошо известные сюжетные линии, создавать свои собст­венные сказки с участием известных и «дополнительных» героев. Сказка начинает освобождаться от конкретных, образных момен­тов, в нее проникают элементы абстрактного мышления. Ребенок ищет опору уже не в реальных предметах, а в понятных (и поэто­му абстрагированных от действительности) воображаемых явле­ниях и предметах. Таким образом происходит развитие ребенка и освоение им окружающего мира в сказочной форме.