Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1911

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Совершенно очевидно, что появление и интенсивное развитие подлинно произвольной памяти является одним из специфических результатов развивающего обучения, который отчетливо обнару­живается уже к концу младшего школьного возраста и который учитель при желании может легко зафиксировать и оценить. Для этого достаточно предложить третьеклассникам письменно изло­жить прочитанный учителем повествовательный текст (по объему в два-три раза превосходящий обычные тексты для изложения), в который включены новые для учеников (но, разумеется, доступные для понимания) сведения научного характера. Это может быть, на­пример, рассказ об истории какого-либо научного открытия, со­держащий разъяснение основных его положений. Если ученики от­кажутся выполнять такое задание («мы ничего не запомнили») или сумеют передать только сюжетную канву текста, это будет убеди­тельно свидетельствовать о том, что у них сформировалась ти­пично «школьная» память, ориентированная на запоминание фор­мы материала. Если же они передадут хотя бы основное содержа­ние новых для них научных сведений, есть все основания считать, что у них формируется культурная произвольная память, обеспечи­вающая осмысленное усвоение сложного учебного материала.

Формирование мотивационной сферы. Из всего изложенного следует, что результаты обучения по системе Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова состоят не столько в каких-то феноменальных по­казателях умственного развития учащихся, сколько в общей на­правленности этого развития. Поисково-исследовательская учеб­ная задача позволяет ученику реализовать себя как субъект уче­ния. Именно это обстоятельство с самого начала побуждает его активно включаться в процесс решения учебных задач. По мере того как ученик начинает содержательно оценивать расширение своих возможностей действовать самостоятельно, у него возника­ет интерес не только к процессу решения, но и к его результатам. К концу младшего школьного возраста этот интерес приобретает устойчивый и обобщенный характер, начиная выполнять функ­цию не только побудительного, по и смыслообразующего мотива учебной деятельности.

О силе учебного интереса свидетельствует и тот факт, что школьная отметка фактически утрачивает свои стимулирующие функции - ученики как бы «забывают» о ее существовании. Вме­сте с тем все большее значение для них приобретает содержатель­ная оценка способов и результатов учебной деятельности со сто­роны учителя и соучеников, а к концу младшего школьного воз­раста - и их самооценка, которая становится все более объектив­ной и критической.


Формирование содержательных мотивов учения является одним из важнейших событий в истории развития личности школьника. Оно знаменует собой начало качественной перестройки ценностно-смысловой сферы личности, которая определяет ее жизненные по­зиции, отношение к миру и к самой себе. В процессе этой пере­стройки школьник начинает не только осознавать, но и оценивать себя как субъекта деятельности, что и побуждает его к изменению тех своих качеств и свойств, которые воспринимаются как препятствие для реализации себя как субъекта и поэтому не удовлетворяют его.

Развитие эмоционально-нравственной сферы. Развивающее обучение оказывает существенное воздействие и на развитие эмо­циональной сферы учащихся.

Учебный интерес представляет собой сложное эмоциональное переживание неудовлетворенности собой, своей некомпетентно­стью. Именно это переживание, вызывающее состояние внутренней напряженности, побуждает ученика искать ключ к пониманию про­блемной ситуации, не позволяя удовлетвориться подсказанным из­вне или случайно найденным способом выхода из нее. Только по­нимание причин, породивших проблему, снимает внутреннее на­пряжение, порождая чувство удовлетворения проделанной рабо­той. Это чувство оказывается для ученика значительно более мощ­ным «подкреплением», чем самая высокая отметка, поставленная учителем. Иными словами, поисково-исследовательская учебная деятельность немыслима без опоры на чувства, связанные с оцен­кой школьником себя самого как субъекта учения.

Если процесс решения поисково-исследовательских учебных задач является мощным стимулом к развитию чувств, обращенных «внутрь», на самого субъекта учения, то развертывающееся в про­цессе решения этих задач общение оказывается источником интен­сивного развития чувств, обращенных «вовне», на других людей.

Именно в процессе учебного общения у младших школьников появляется и быстро крепнет чувство уважения к другому челове­ку, к его позиции, мысли, которое отделяется от личных симпатий и антипатий, как бы «поднимаясь» над ними. Новым содержани­ем наполняется столь присущее уже ребенку-дошкольнику чувство справедливости. Интенсивно формируется чувство собственной ответственности за общее дело. Иными словами, учение, приобре­тающее форму общения, стимулирует развитие того комплекса чувств, которые в конечном итоге определяют нравственный об­лик личности.


3. Что нового в этих системах?

Идея обучения, обеспечивающая свободное развитие каждого ученика, такая же древняя, как и сама школа. Более того, всемир­ная история образования знает немало блестящих примеров прак­тической реализации этой заманчивой идеи. Вспомним хотя бы легендарный Царскосельский лицей времен Пушкина. Разве не был он школой развивающего обучения в прямом и самом точ­ном смысле этого слова? Вероятно, многие читатели без особого труда приведут аналогичные, Хотя, может быть, и не такие яр­кие, примеры развивающего обучения, с которыми они сталки­вались в жизни. Так что же нового в таком случае в системах развивающего обучения? Быть может, это та самая новизна, ко­торая представляет собой «хорошо забытое старое»? Попробуем разобраться в этом нелегком вопросе.

Действительно, идея развивающего обучения отнюдь не нова, как не новы и факты, подтверждающие плодотворность практи­ческого воплощения этой идеи. Но внимательный анализ истории педагогики приводит к выводу, что каждый из них связан с лично­стью талантливого педагога (или целой группы таких педагогов, как это имело место в том же Царскосельском лицее). Любой из известных фактов развивающего общения - это результат произ­ведения высокого педагогического искусства. И как всякое произ­ведение искусства, он неразрывно связан с личностью своего творца, уникален, невоспроизводим и так же редок, как редок ис­тинный талант.

Вот почему развивающее обучение всегда было достоянием немногих, оставаясь недоступным идеалом для массовой школы.

Система же образования в целом может решать свои задачи, только опираясь на педагогическую технологию, доступную любому учителю. Такую технологию, позволявшую обычному учителю готовить из обычных детей более или менее грамотных и толковых исполнителей-функционеров, разработал в середине XVII в. гениальный Ян Амос Коменский. С тех пор принципи­ально новых педагогических технологий не появлялось, и современная школа представляет собой точно такую же фабрику по массовому стандартному обучению детей, какой она была 350 лет назад.

Ограниченность системы образования, опирающейся на техно­логию фабрично-индустриального типа, осознана давно и не вызы­вает сколько-нибудь серьезных сомнений. Но для того чтобы рабо­тать по-новому, учитель нуждается не в объяснении секретов педа­гогического искусства, а в надежной, выверенной технологии обу­чения, ориентированного не на усвоение знаний, умений и навыков учащимися, а на их развитие.


Принципиальная новизна рассматриваемых концепций обуче­ния заключается в том, что в ней впервые усвоение и развитие пред­стают не как два, хотя и тесно связанных между собой, но все же разных по своим источникам, механизмам и закономерностям про­цесса, а как две взаимообусловленных стороны единого процесса изменения ученика. Именно такой подход диктовал необходимость и открывал реальную возможность перехода от классических моде­лей обучения к модели обучения, обеспечивающего развитие уче­ника как субъекта учения.

Наличие теоретически обоснованных и экспериментально вы­веренных моделей позволило создать технологию развивающего обучения, т.е. разработать средства и методы его организации в условиях массовой школы.

Таким образом, значение работы, проделанной авторами и разработчиками концепций развивающего обучения, состоит от­нюдь не в том, что они «открыли» этот тип обучения, - он суще­ствовал и существует вне зависимости от какой-либо концепции. Но они впервые попытались построить теоретическую модель развивающего обучения и «перевести его с языка высокого искус­ства на язык «высокой» технологии».

Тем самым оно оказалось открытым для рядовых учителей, дале­ко не каждый из которых обладает данными, позволяющими созда­вать шедевры педагогического искусства, но любой при желании и настойчивости может стать мастером развивающего обучения, овла­дев его технологией. Именно ставка на мастерство учителя, а не на его искусство, делает развивающее обучение достоянием массовой общеобразовательной школы. Как это ни парадоксально, данные технологии развивающего обучения не только не закрывают воз­можность творчества, а, наоборот, способствуют включению учите­лей в творческий поиск. Многие учителя, проработавшие несколько лет в рамках этой концепции, нашли себя и создали уникальные ав­торские образцы.

Иными словами, развивающее обучение оказывается таковым не только для учащихся, но и для осуществляющего его учителя. Оно формирует у него сначала способность к педагогическому творче­ству, затем склонность к нему и наконец - потребность в нем. Это дает основание полагать, что по мере освоения развивающего обу­чения массовой школой педагогическое творчество станет нормой работы учителя, а число по-настоящему талантливых учителей, способных находить оригинальное решение той или иной пробле­мы развивающего обучения, окажется значительно большим, чем это можно предполагать на основании опыта современной обще­образовательной школы.


Контрольные вопросы и задания

1. В чем различие между традиционным обучением и развивающим:

- по целям:

- по содержанию материала;

- по методам и формам обучения?

2. Какие цели ставит развивающее обучение?

3. Какие требования к учителю предъявляет развивающее обучение?

4. Что дали исследования, проведенные Л.В.Занковым в 50-х годах? Ка­ковы основные результаты исследовании?

5. Сравните задачи систем развивающего обучения с задачей традицион­ного начального обучения (научить читать, писать, считать).

6. Чем отличается от традиционной системы содержание образования: а) в системе Л. В. Занкова; 6) в системе Д. Б.Эльконина - В. В.Давыдова?

7. В чем особенности системы Л. В. Занкова; Д. Б.Эльконина - В.В.Давы­дова?

Литература

Бугрименко Е.А., Микулина Г. Г., Савельева О. В., Цукерман Г. А. Руко­водство по оценке качества математических и лингвистических знаний школьников. - М., 1992.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. -М„ 1979.

Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М., 1966.

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

Дидактическая система академика Л. В. Занкова и проблемы современной школы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ту­ла, 1993.

Дусавицкий А. К. 2х2=Х. – М., 1997.

Обучение и развитие/Под ред. Л. В. Занкова.-М., 1975.

Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение? - Томск, 1993.

Содружество ученого и учителя. - М., 1991.

Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В.Давыдова. - М., 1994.