Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1909

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Глава 14 ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Понятие «воспитание» и его взаимосвязь с понятием «со­циализация». Обучение - один из элементов педагогического про­цесса. Вторым важнейшим элементом выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка.

Воспитание способствует социализации ребенка в реальном ми­ре и представляет собой один из путей ее осуществления. Это клю­чевой, основной элемент социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее зна­чимых для общества ценностей и норм.

Как говорилось выше, процесс социализации может быть сти­хийным или целенаправленным. Стихийное знакомство и при­своение ребенком социальных норм происходит в то время, когда ребенок играет со сверстниками во дворе, смотрит телевизор, ви­део, самостоятельно читает книги, смотрит журналы. Процесс целенаправленного влияния на ребенка (или взрослого) с целью освоения им социальных норм, который происходит в семье и в школе, и называется воспитанием. Воспитание - процесс целена­правленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формиро­вания принимаемой обществом системы ценностей.

В литературе часто описывается процесс самовоспитания. Са­мовоспитание также представляет собой процесс целенаправлен­ной социализации. В этом случае ребенок сам оказывает влияние на свои действия. Обычно самовоспитание есть результат и про­должение процесса воспитания.

Специфика воспитания. Отличие воспитания от обучения. Раз­витие человека требует организации двух взаимосвязанных про­цессов - обучения и воспитания. Эти два процесса имеют раз­личные задачи и поэтому, пересекаясь друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. В настоящем разделе мы рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания.

Бытует мнение, что воспитание как отдельный элемент педаго­гической работы учителя не нужен. При этом обычно ссылаются на то, что государство перестало проводить ярко выраженную поли­тику в области воспитания молодого поколения. Следовательно, и в школе воспитание - ненужная работа, которая не дает развивать­ся индивидуальности ребенка. Конечно, учитель, организуя воспи­тание, создает определенные рамки, в которых деятельность уча­щихся приветствуется им и поддерживается; тем самым тормозится развитие тех сторон индивидуальности ученика, которые имеют негативную направленность. Иными словами, учитель в ходе про­цесса воспитания целенаправленно развивает социально-ориентированные элементы индивидуальности ребенка.


Развитие в России новых экономических механизмов предъяв­ляет к каждому человеку более жесткие требования и в отношении уровня образованности, и в отношении умения «вписаться» в ок­ружающую среду, умения общаться с окружающими, т. е. к тому, что мы называем воспитанием.

Другая группа педагогов пытается утверждать обратное, делая при этом те же выводы. Они утверждают, что воспитание необхо­димо, но оно уже заложено в обучении (поскольку обучение носит воспитательный характер) и, следовательно, специально организо­вывать его нет никакой необходимости. По их мнению, ни в какой особой воспитательной работе, кроме обучения, школа не нуждается.

Методика преподавания, методика подачи учебного предмета не всегда могут заключать в себе воспитательные задачи. В некоторых случаях воспитательная область - область чистого воспитания -совершенно отдельная сфера деятельности педагога. Она имеет свои задачи и логику, которые являются сравнительно независи­мыми от задач и логики обучения.

Обучение строится, ориентируясь в основном на освоение уча­щимися основ различных наук. Воспитание же связано с освоением ребенком тех норм поведения, которые сложились в обществе, а также с формированием личностных черт и качеств человека.

Можно наблюдать в жизни, когда у иного человека есть опре­деленные знания и умения, но не хватает воспитанности (страдает культура отношения к людям, не выработаны общественные мо­тивы поведения и т.д.). Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать материалом по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности или подворовывать мелкие вещи одноклассников. Как видим, обученность и воспитанность - далеко не одно и то же.

Обучение и воспитание имеют ряд общих черт. Можно гово­рить не только о взаимосвязи этих двух процессов, но и о их взаимопроникновении друг в друга.

Прежде всего нужно отметить, что воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения. Взрослый, прежде чем требо­вать от ребенка освоения норм поведения, рассказывает о них и о необходимости их придерживаться, т.е. он передает ребенку знания о данных нормах. Затем, когда учитель помогает ребенку накопить индивидуальный опыт управления своим поведением и проигрыва­ет одну и ту же ситуацию несколько раз, он помогает ученику вы­работать навыки поведения. В обоих случаях мы имеем дело с обучением, в ходе которого идет освоение ребенком модели пове­дения в данной ситуации.



Другая сторона единства обучения и воспитания состоит в том, что стиль общения и методы организации обучения заключают в себе большой воспитательный потенциал. Обучение представляет собой важнейшую форму организации совместной деятельности учащихся и их общения с педагогами и друг с другом. Оно помо­гает раскрывать нормы и правила наиболее продуктивного нрав­ственного поведения. В процессе деятельности и общения, если они умело организуются, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на школьников, учат соотносить свои действия и поступки с требованиями классного коллектива, зака­ляют их волевые качества.

И конечно, много общего у обучения и воспитания образуется в подходах к организации педагогического процесса, совпадают не­которые методы работы. К примеру, в системе как учебной, так и воспитательной работы широко используются методы объяснения, контроля и т.д.

Рассматривая процесс воспитания, можно выделить несколько составляющих элементов, которые осуществляет учитель:

а) формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

б) овладение учащимися знаний о личностных качествах;

в) формирование умений, навыков и привычек поведения. Все эти этапы осуществимы только при включении учащихся в различные виды и формы активной деятельности. Для решения за­дач, стоящих на каждом из этих этапов, педагог организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него учащихся. Только включив учащихся в деятельность, учитель может добиться успешного решения задач, стоящих на данных этапах.

Особенности воспитательного процесса. Воспитание, как го­ворилось выше, есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей. Во-первых, необходимо уяснить, что воспитание - процесс целенаправленный. Основным ориенти­ром воспитания служит общественная направленность. Воспи­тание становится эффективным, когда педагог специально выде­ляет цель воспитания или модель, к которой он стремится. Наи­большая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику, и он соглашается с ней, принимает ее.

Во-вторых, процесс воспитания - процесс многофакторным. При его осуществлении учитель должен учитывать и использо­вать огромное количество объективных и субъективных факто­ров. Личность подвергается воздействию множества разнохарак­терных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофак­торность объясняет эффект неоднозначности результатов вос­питания. Очень часто получается, что в одних и тех же услови­ях результаты воспитательных воздействий могут существенно различаться. Чем больше по своему направлению и содержа­нию совпадают влияния учителя и объективных условий, тем успешнее идет воспитание.


В-третьих, огромную роль в воспитании играет личность пе­дагога: его педагогические умения, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры. Это говорит о том, что воспи­тание, как и педагогическая деятельность, в целом является ис­кусством.

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отда­ленностью результатов от момента непосредственного воспита­тельного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро об­наруживают себя, как, например, результаты процесса обучения. Между началом педагогического воздействия и устойчивым проявлением воспитанности порой может лежать длительный период. Даже при четкой организации воспитательного процес­са в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя.

В-пятых, особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогическо­го процесса, - это процесс систематического взаимодействия вос­питателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы оно яр­ким ни было, не способно сильно повлиять на поведение ученика. Для этого необходима система регулярных педагогических воздей­ствий. Если же процесс воспитания нерегулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние, вырабатывать новые устойчивые привычки.

Принципы воспитания. Успешно осуществлять воспитание учи­тель может только в том случае, если он постоянно придержива­ется определенных принципов. Принцип - это обобщенное руко­водство или правило, постоянно при различных условиях и об­стоятельствах проводимое в жизнь.

Процесс воспитания как относительно самостоятельный вид деятельности предполагает свои принципы, обусловленные целя­ми воспитания. Принцип - это то, что педагог планирует, к чему стремится; это путь, который позволяет педагогу привести детей к идеалу.

Конечно же, различные педагоги выбирают различные прин­ципы. Это обусловлено их мировоззрением, стилем общения, чер­тами характера. В основном эти принципы соответствуют духу времени, в котором живет данный человек.

Принципы, на которые опирается педагог, составляют опреде­ленную систему. От того, выбрал ли педагог взаимоисключающие или взаимодополняющие принципы, зависит эффективность его влияния на детей.


Наибольший успех в воспитании дает система принципов, при­веденных ниже.

Формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что в воспитании первостепенное значение имеет знание воспитателем не столько возрастных и инди­видуальных особенностей учащихся, сколько учет личностных ха­рактеристик воспитанников. Личностные качества определяют ве­дущие человеческие характеристики - основные ценностные ориен­тации, жизненные планы, идеалы, общую направленность деятель­ности, доминирующие мотивы поведения. Именно поэтому разви­тие личностных качеств является основной задачей воспитания.

Выдвижение системы положительных (ближайших, средних и далеких) целей. Психологи утверждают, что основной движущей силой развития ребенка, тем ключиком, который позволяет полно­стью «включить» его в деятельность и получить максимальный эф­фект, является мотивация. Именно мотив заставляет ребенка во время выполнения заданий на уроке или игры «в школу» полно­стью отключаться от других мыслей и вкладывать в это дело всю свою душу. Можно с уверенностью сказать, что тот педагог, кото­рый умеет «собирать» внимание детей, увлекать их перспективами предлагаемого дела, заинтересовывать их, формировать сильное стремление к деятельности, является мастером своего дела. Форму­лирование мотива - очень сложная задача. Чаще всего для того, чтобы сформировать мотив, недостаточно поставить перед ребенком одну цель и разъяснить ее преимущества. Наиболее действенным яв­ляется выстраивание нескольких целей («перспективных линий раз­вития», как говорил А. С. Макаренко). При этом каждая цель имеет свой масштаб (выиграть в этой игре, научиться ставить палатку или готовить какое-либо блюдо, сходить в поход весной, выработать в себе какое-либо качество, стать интересным человеком и т.д.) и, ко­нечно же, свой временной период (один день, неделя, год, несколько лет, вся жизнь). Обязательным условием выступает взаимосвязь всех этих целей, их поддержка друг друга. Ближние цели (на один - пять дней) вытекают из средних, а средние обоснованы и поддержаны дальними. Такое построение целей позволяет подбирать и менять ближние цели, подбирая более соответствующие характеру и возрас­тным особенностям воспитанников.