Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1907

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником. Воспита­тель должен бороться не с плохими качествами, которые есть у ребенка, а за хорошие качества, которые у него еще только будут. В этом основное отличие между учителем-ремесленником, отбы­вающим на уроках время, и мастером, умеющем найти в детях хо­рошее. Недопустимо акцентировать внимание учащихся на их промахах и недостатках. Мастера воспитания действуют наобо­рот - выявляя и поддерживая отдельные положительные стороны учащихся, формируют у них ощущение постоянного успеха, атмо­сферу эмоционального подъема. Положительный эмоциональный фон позволяет воспитателю сделать удивительно притягательной для детей саму деятельность, стиль воспитательских отношений и даже «дух» всего образовательного учреждения. Спокойная и уве­ренная обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и сам труд в радость, а отдых веселый и радостный, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать бла­гоприятного воздействия.

Воспитывать через взаимодействие. Основной задачей воспи­тания выступает развитие личностных качеств учащегося. Про­являются эти качества в большей степени в ходе общения и взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Кристал­лизация характерных для данного ребенка черт большей частью происходит в процессе взаимодействия со сверстниками, когда ребенок пробует, корректирует и формирует свой стиль поведе­ния. Активизация взаимодействия способствует ускорению про­цесса формирования личностных качеств. Это очевидно еще и потому, что активизация взаимодействия предполагает не столько увеличение времени, выделяемого на взаимодействие, сколько изменение самих принципов взаимодействия. При этом шире используются групповые и парные формы работы, форми­руются гуманные отношения в коллективе.

Воспитывать через творчество. Психологи утверждают, что формировать какие-либо качества можно только через деятель­ность. Это очевидно. Однако очевидно и другое: деятельность тоже может быть разной. Одна воспитывает в ребенке способность и стремление к созиданию, другая приучает к подчинению и выпол­нению заданного, учит ни на шаг не отступать от предписанного. Проведенные исследования показывают, что основным недостат­ком традиционной системы образования является невозможность воспитать творчески мыслящего человека, готового к решению сложных и нестандартных жизненных проблем. Выход из такой ситуации только один - активное включение учащихся в дея­тельность творческого характера и развитие творческих способ­ностей. Творческая деятельность выступает средством интен­сивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что ребенок сможет ориентиро­ваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопро­сах профессиональной деятельности.


Контрольные вопросы и задания

1. Какие социокультурные явления предопределили необходимость поиска новых подходов к содержанию воспитания?

2. Что предшествует началу воспитательной деятельности конкретного педагога?

3. Раскройте особенности воспитания и его отличие от обучения.

4. Существует ли взаимосвязь между процессами воспитания или социали­зации?

5. Кто из современных отечественных ученых занимается разработкой но­вых концепций воспитания?

6. Напишите основные правила поведения, принципы, которых вы при­держиваетесь в жизни.

7. Составьте свою систему принципов воспитания и обоснуйте необходи­мость каждого взятого вами принципа.

8. Начните вести дневник, в котором старайтесь регулярно отмечать со­бытия, факты, свои действия и действия других людей, носящих воспитатель­ную направленность. Анализируйте средства и способы, с помощью которых реализуются эти действия.

Литература

Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образова­ния.-М., 1996.

Громыко Ю. В. Выготскианство за рамками концепции Л.С.Выготского. –М., 1996.

Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс. - М., 1995.

Макаренко А. С. Пед. соч.: В 7 т.- М., 1958. - Т. V.

Философия воспитания и формирование педагогического мышления. Планы семинарских занятий. - М., 1996.

Глава 15 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание детей - ответственное, серьезное, нелегкое и твор­ческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает пе­ред вопросом «как»: как заговорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить, чтобы поняли, и как сказать, чтобы поверили?

Все это вопросы о методах воспитания.

1. Понятие метода воспитания

В Энциклопедическом словаре понятие «метод» определяется как способ достижения какой-либо цели, как способ действия. От­сюда метод воспитания - это «способ действия воспитателя». Но воспитатель может действовать по-разному:

- «воздействовать» на ребенка, и тогда маленький человек бу­дет представляться ему мягким воском; взрослый будет ждать от своего воздействия немедленного следа в поведении подопечного;

- «противодействовать», т. е. искоренять что-то дурное в ре­бенке, бороться с его представлениями и взглядами, привычками и комплексами;



- «содействовать», значит помогать;

-«взаимодействовать», т.е. сотрудничать, действовать одно­временно с ребенком, «рука в руке».

Во всех случаях действие воспитателя будет организовано разными способами. Почему? Потому, что цель - вот то первое обстоятельство, которое определяет выбор метода. Но этого не­достаточно. Поиск метода у воспитателя происходит и в связи с содержанием деятельности детей: игра потребует одних методов, разговор по душам - других, приобщение к книге - третьих.

И это еще не все. Метод воспитания несет в себе определенное средство воспитания - явления окружающей действительности, которые воспитатель подчиняет своему влиянию и использует в воспитании. По существу, средства воспитания - это весь окру­жающий мир: природа, искусство, традиции, различная деятель­ность, слово, книга, кино и т.д.

Некоторые средства всегда «под рукой», например слово.

Поэтому большая часть методов воспитания словесные. Есть средства забытые, мало употребляемые в современном воспита­нии, как, скажем, природа - древнейшее средство воспитания. Она воспитывала человека еще в глубокой древности, в дописьменный период развития цивилизации. Человек так глубоко ощущал и осознавал себя частью природы, что даже отдельные ее проявле­ния вызывали у него сильные переживания, заставляли изменить что-то в своей деятельности и поведении. Мы же сейчас природу воспринимаем чаще как «зону отдыха», поэтому воспитательных методов в этой области немного.

Метод воспитания всегда зависит от конкретных особенно­стей ребенка и его «социальной ситуации развития» (Л. С. Выгот­ский), т. е. от влияния на ребенка социальной среды и его отно­шения к этим влияниям. Поэтому есть методы, которые невоз­можно применить в воспитании дошкольников и младших школьников, а есть такие, которые уже не нужны воспитателю старшеклассника.

Наконец, метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными качествами самого воспитателя. Вы, вероятно, за­мечали, что есть педагоги, главный конек которых - слово: они ар­тистически ярко говорят, прекрасные рассказчики и знатоки тысяч историй. Другие, напротив, немногословны, но дети вокруг них, как рой пчел: что-то мастерят, прилаживают, придумывают. Это очень важно, чтобы метод воспитания был личностно одухотворен. Дети сразу чувствуют, «от себя» ли действует воспитатель, вклады­вает ли душу, ум, терпение в свое взаимодействие с ними или вы­полняет формальную меру воздействия.


Характеризуя методы воспитания, нельзя не упомянуть прием воспитания. Это - составная часть метода, один из его «кирпи­чиков». Например, беседа с дошкольниками, которая длится всего 10-15 мин, строится как целая система приемов: нужен прием яркого начала беседы, чтобы дети заинтересовались темой, приемы обращения к их жизненному опыту, чтобы включились в разговор, начали высказываться и соотносить свои представле­ния с мнениями товарищей, нужны приемы удержания и пере­ключения внимания, прием завершения разговора.


2. О классификации методов воспитания

Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упоря­дочить огромное множество методов воспитания. Эта проблема в теории воспитания именуется классификация методов воспитания. По сей день это самая спорная теоретическая проблема.

В основе любой классификации методов воспитания лежит оп­ределенный критерий, т.е. главный признак, основание, по кото­рому методы группируются и обособляются. В 60-е годы обще­принятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух групп. Все методы делились в зависимости от того, на что они направлены, - на сознание ребенка или на его поведе­ние. Считалось, что сознание и поведение - главные области вос­питательного воздействия.

В 70-е годы значительная часть теоретиков педагогики прини­мала классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя:

1. Методы целенаправленного формирования качеств личности.

2. Методы стимулирования естественного саморазвития лич­ности.

3. Методы коррекции развития личности.

Самая уязвимая область этой классификации - только три на­правления деятельности воспитателя. Их наверняка больше.

В конце 70 - начале 80-х годов в педагогике оформилась кон­цепция деятельностного подхода к воспитанию. С позиции новой теории ленинградские педагоги Т. Е. Конникова и Г.И.Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий - функция метода по отношению к деятельности ре­бенка, ибо воспитание - это организация деятельности. В их системе рассматривались три группы методов воспитания:

1. Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.

2. Методы формирования общественного сознания.

3. Методы стимуляции деятельности.

Известный современный московский педагог-новатор и ученый В.А.Караковский предложил несложную классификацию методов воспитания, которую приняли многие воспитатели-практики. В качестве критерия классификации он избрал средства воспита­ния и выделил шесть групп методов:

1. Воспитание словом.

2. Воспитание делом.

3. Воспитание ситуацией.

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

6. Воспитание отношениями.

Если заглянуть в учебник педагогики известного в начале ве­ка немецкого педагога Фридриха Паульсена, изданный в Санкт-Петербурге в 1913 г., по которому учились во всех педагогиче­ских институтах дореволюционной России, то можно заметить, что здесь вопрос о классификации методов воспитания не обсуждается. Ф.Паульсен подробно описывает, как воспитывать дисципли­ну, храбрость, настойчивость, правдивость, рассудительность, честь, любовь к Родине и человечность. И для каждой добродетели он определяет свой набор методов, дает советы по их использова­нию. Такое руководство наверняка привлекало педагогов своей конкретностью и кажущейся практичностью. Но давайте подумаем, с позиции современного научного представления о ребенке, его развитии и воспитании - это правильный подход?