Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1905

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вот, например, в «Словаре по этике» описано более 1500 толь­ко нравственных качеств личности. Выходит, по Ф. Паульсену, ка­ждому из них следует подобрать свой набор методов воспита­ния? А если еще учесть, что ребенок живет, развивается, и в каж­дый момент он уже в чем-то другой, то станет понятным, почему педагогика не может построить какую-то универсальную техноло­гию, чтобы подобранная система методов воспитания гарантиро­вала строго определенный результат.

Где же выход? Он есть. Следует разобраться в природе общих методов воспитания, понять их механизм, возможности и ограни­чения каждого метода. А приступая к воспитанию детей на прак­тике, выстраивать свою систему методов.

Поскольку приходится учитывать особенности такого много­образия методов, встает вопрос: что же является общим для всех методов воспитания? Если вспомнить, что предметом воспитания выступает социальный опыт детей, их деятельность и отношения к миру и с миром, к себе и с самими собой, то станет понятным, по­чему огромное множество методов воспитания можно сгруппиро­вать и выстроить в систему.

Первая группа - методы формирования социального опыта детей.

Вторая группа - методы осмысления детьми своего социально­го опыта, мотивации деятельности и поведения.

Третья группа - методы самоопределения личности ребенка.

Четвертая группа - методы стимулирования и коррекции дей­ствий и отношений детей в воспитательном процессе.

3. Методы формирования социального опыта детей

Рассмотрим первую группу методов, которая служит накопле­нию детьми социального опыта. Известно, что социальный опыт приобретается ребенком и вне воспитательного процесса, за счет социализации, т.е. в свободном общении со сверстниками и взрослыми, в самостоятельном и часто случайном выборе книг, телепередач, фильмов, игр и развлечений. Воспитание же призва­но упорядочить, насколько возможно, влияние внешних факторов социализации и создать благоприятные условия для саморазвития личности ребенка.

Классическим методом этой группы является педагогическое требование. Это первый метод, который вводит ребенка в дея­тельность, сразу включает в нее.

Принято условно различать индивидуальное педагогическое требование (предъявляемое отдельным воспитателем) и коллек­тивное (идущее от коллектива, сообщества). В качестве
коллек­тивного требования в воспитании «работают», например, Устав школы, клятва скаута, заповеди дежурного.

Индивидуальное педагогическое требование широко использует­ся в воспитательном процессе и поэтому по форме очень разнооб­разно: это и прямые, краткие, категоричные команды, указания, запрещения, и облеченные в юмористическую форму намеки и советы, и искренне высказанное доверие, которое ребенок вос­принимает как указание действовать именно так.

Любопытно присмотреться к «лестнице требований», описан­ной А. В. Зосимовским:

слабое требование - напоминание, просьба, совет, намек, пори­цание;

средняя форма требования (ярко выраженная категоричность, жесткость, не опирающаяся, однако, на какие-либо особо сильные репрессивные меры) - распоряжение, требование-установка, пре­достережение, запрещение;

сильная форма требования (наибольшая степень категоричности и строгости подкрепляется возможностью проведения строгих санкций) - требование-угроза, приказ-альтернатива.

Нетрудно заметить, что в жизни воспитательный результат от сильной формы требования может быть ничтожным или просто отрицательным. Ведь самые категоричные, прямые высказыва­ния - это прямое навязывание ребенку нашего отношения, взгляда, желания.

Более того, прямая форма требования - трудный метод и дол­жен использоваться взрослыми с большой осторожностью. Ведь он по природе своей зависит от уровня авторитета воспитателя, который предъявляет такое требование. Не здесь ли кроется раз­гадка того парадокса, что нередко воспитатель, раздающий напра­во и налево команды, замечания, указания, запрещения, ожидаю­щий от дошкольника или маленького школьника немедленного подчинения, не достигает результата. Особенно нелепо выглядят прямые требования взрослых, которых дети не знают, или от кото­рых не зависят. Дети чаще всего не среагируют на эти требования.

Напротив, косвенная форма требования (совет, просьба, намек), не предусматривающая немедленного подчинения, а оставляющая ребенку возможность самостоятельного выбора действия, даст глу­бокий воспитательный результат. Шутливое замечание мамы: «Твоя школьная форма, наверное, боится темноты - никак не хочет висеть в шкафу!» - рассмешит, надолго запомнится и будет «работать» как требование всегда убирать свою одежду.



Использование педагогического требования в качестве метода воспитания должно учитывать следующие условия:

1. Педагогическое требование нельзя предъявлять сгоряча или из простого желания добиться немедленного послушания ребенка. Он должен чувствовать и быть уверен, что ваше требование - не от раздражения и беспомощности, а от силы, уверенности и знания.

2. Всякое требование воспитателя должно быть им проконтро­лировано. И совсем необязательно, чтобы ребенок замечал этот контроль. Если какое-то требование нельзя проконтролировать, лучше его не предъявлять.

3. Строгих, жестких требований, если воспитатель по-доброму относится к детям, должно быть очень немного.

4. Включить маленького ребенка в деятельность насильно до­вольно просто - этому служат прямые требования сильной фор­мы. Но это - обманчивая простота авторитаризма: ребенок под­чинился только силе и власти педагога. При гуманном взаимодей­ствии с детьми необходимо настоящее педагогическое искусство предъявления требований.

5. Наиболее результативно детей включают в деятельность те педагогические требования, которые они устанавливают вместе со взрослыми: «Правила доброго поведения» для своего класса, детские Конституции и всякие законы и заповеди, которые весело и интересно соблюдать, да и понятно, что требования эти разум­ны, полезны и необходимы.

Упражнение. В старые времена в классической педагогике этот метод чаще именовали «приучение».

Если педагогическое требование включает ребенка в деятель­ность, то «удержать» его в ней позволяет метод упражнений. Без длительных, систематических усилий, повторения отдельных дейст­вий и операций ребенок не научится не только читать, писать, иг­рать в мяч, мастерить из дерева или ткани, но и застегивать пугови­цы, выполнять правила гигиены, этикета, уличного движения, сдерживать себя в споре, планировать свое время и бороться с же­ланием взять чужое. Результат упражнений - устойчивые качества личности, навыки и привычки.

В воспитании детей, особенно дошкольников, большое место занимают прямые упражнения, т. е. совершенно открытая демонст­рация ребенку той или иной поведенческой ситуации и тщательная, многократная тренировка показанного действия.

Методом прямого упражнения малыша учат пить из чашки, держать ложку, надевать одежду. Этот же метод прямого упраж­нения используется для приучения первоклассника к школе: его упражняют в правильной посадке за учебным столом, в умении располагать письменные принадлежности и книги на рабочем месте, держать ручку, вставать, приветствуя учителя, тихо садить­ся на свое место.


Чем старше воспитанники, чем больше и разнообразнее их собственный жизненный опыт и арсенал положительных привы­чек, тем менее значима прямая форма упражнений. Кроме того, пробуждающееся уже в младшем школьном возрасте самосозна­ние ребенка, его возникающее стремление ориентироваться на референтную группу (одноклассников, приятелей) вызывает протест против прямого приучения. Такое педагогическое дей­ствие воспитателя он воспринимает как «дрессировку». И надо принять как нормальный факт, вполне объяснимый с точки зре­ния природы метода упражнения, например, то, что десятилет­ний мальчишка, мечтающий научиться управлять скейтом, в дальнем углу двора до изнеможения, сам, без посторонней по­мощи, вырабатывает сразу целый блок устойчивых качеств лич­ности, необходимых настоящему «скейтмену»: силу, ловкость, бесстрашие, терпение.

Не меньшую значимость в воспитательном процессе имеют косвенные упражнения. Определение это довольно условно, оно лишь подчеркивает «непрямую» природу таких упражнений, бо­лее скрытую от детей. Ведь следует помнить, что настоящее вос­питание как раз то, когда дети не чувствуют, что их воспитывают.

Вспомним блистательный опыт А.С.Макаренко. У него ни в колонии, ни в коммуне принципиально не было замков в шка­фах, кабинетах, складах и погребах. А воспитанники - ребята с большим опытом беспризорной и воровской жизни. В логике обывателя - это нелепость. Но Антон Семенович был гениаль­ным воспитателем и считал, что такая обстановка - лучшее «упражнение в честности». Вот почему приветливая и веселая по утрам учительница обязательно упражняет детей в вежливости, а всегда чистая и светлая комната для занятий, где стыдно даже тайком бросить на пол фантик, приучает к аккуратности.

Эффективность метода упражнений зависит от определенных педагогических условий:

1. Упражнение должно быть доступным для данного ребенка, соразмерным его силам. Как недопустимы, например, для маль­чика в 6 лет тренировки в подъеме штанги, так нельзя трениро­вать у первоклассника собранность с помощью жесткого режима, да еще с хронометражем.

2. Некоторая доля механических повторений действия в пове­денческих упражнениях, конечно, необходима (например, стоит многократно, без особых рассуждений повторять приемы бесшум­ного вставания и выхода из-за парты). Но основная деятельность детей в ситуации упражнения требует осознанного, мотивирован­ного участия. Ребенок, которого воспитатель приучает к новому действию, помогает ему выработать новые навыки и привычки, дол­жен хорошо понимать, зачем ему такая привычка нужна, он должен очень захотеть ее иметь, стремиться к новой линии поведения.


3. В ситуации упражнения, особенно в самом начале освоения действия, где важны точность и последовательность, правильнее выполнить часть этих действий вместе с ребенком или с группой детей, обращая их внимание на достижения каждого. Еще Л.С.Выготский убеждал, что «всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды - сперва как дея­тельность коллективная, социальная... второй раз как деятельность индивидуальная». Эта закономерность свойственна и формирова­нию поведенческих привычек.

4. Упражняя детей, воспитатель должен организовать контроль за всеми их действиями и в каждом необходимом случае - по­мощь. Как это сделать, чтобы не обидеть ребенка, не спугнуть его первый робкий успех, помочь справиться со страхом, что ничего не получится, подбодрить - область человеческого и педагогического творчества самого воспитателя.

Поручение - один из самых эффективных способов организа­ции любой деятельности детей. Следует помнить, что дошкольни­ки и младшие школьники особенно трепетно относятся к поручени­ям своего воспитателя, учительницы; для них это момент счастья, переживание своей значимости для любимого педагога, подтвер­ждение авторитета в глазах товарищей.

В зависимости от педагогической цели, содержания и характе­ра поручения бывают индивидуальными, групповыми, коллек­тивными, постоянными и временными.

Природу метода поручений очень точно описал А.С.Мака­ренко. Он считал, что каждый воспитанник может стать лично­стью, если станет коллективистом, научится жить в системе «отно­шений ответственных зависимостей». Приложимо ли это утвер­ждение А. С. Макаренко к современной ситуации воспитания? Не­сомненно.

Группа детского сада, школьный класс и даже собственная се­мья - для ребенка модель общества. Здесь он вступает в разнооб­разные и сложные взаимоотношения с людьми. Когда ребенок по­лучает поручение, он попадает в очень важную в воспитательном смысле систему «ответственных зависимостей». Любое поручение (от учителя - нарисовать плакат к празднику птиц или от мамы -купить кефир для бабушки) имеет две стороны: меру полномо­чия (тебе доверили, тебя попросили, от тебя этого ждут, кроме тебя это никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела, здоровье бабушки) и меру ответственности (от тебя требу­ется усилие воли, требуется отложить свои занятия и найти вре­мя, довести порученное дело до конца). Понятно, что, если ка­кая-либо из этих сторон организована слабо, поручение не будет «работать», т.е. попросту его воспитательный эффект окажется ничтожным или даже вызовет раздражение, протест, нежелание выполнять поручение.