Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1886

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Педагоги не должны забывать о глубокой детской потребности в позитивном образе самих себя. Эта потребность - фундамент воспитания.

Каждый этап развития личности ребенка полон противоречий между старым и новым, настоящим и будущим. В этом - движу­щая сила развития. Вместе с тем не всякое противоречие дает тол­чок к развитию. Существует критическая граница, переступив ко­торую данное противоречие утрачивает характер стимула. Это происходит тогда, когда какая-то сфера личности ребенка испы­тывает негативное воздействие со стороны условий его жизни.

Когда встает вопрос о воспитании «проблемных» детей, важно иметь в виду следующее. Психологи, говоря о взаимоотношениях между детьми и взрослыми, употребляют термин «принятие ре­бенка». Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей, Прежде всего необходимо кате­горически отказаться от негативных оценок личности ребенка или присущих ему качеств характера.

Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним: исчезает шаблонность, стереотипность, оперирование заимствованными или внушенны­ми схемами.

Таким образом в начальной школе получает развитие потен­циал личности ребенка, формируется его индивидуальность.

При нестандартной организации работы с детьми не наруша­ется преемственность между начальной и средней школой; в сред­ней школе классный руководитель может более эффективно орга­низовать воспитательную работу.

3. Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами

Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют пе­реходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность - пере­ход от детства к взрослости.

К подростковому возрасту относят школьников 11(12) - 15(16) лет. В это время протекает бурная физиологическая перестройка организма.

Подростковый возраст - период второго вытяжения. Активи­зируются «зоны роста» трубчатых костей. Наблюдается рост тела в длину на 15-20 см. Конечности удлиняются. Их рост опережает рост тела. Поэтому подростки часто производят впечатление не­уклюжих.

Интенсивно развивается скелет. Возрастают рессорные функ­ции позвоночника. Растут и развиваются скелетные мышцы.


Сердце увеличивается примерно в 15 раз по сравнению с серд­цем новорожденного. Повышается ударный объем выброса крови при сокращении и удлинении основных фаз сердечного цикла. Частота сердечных сокращений снижается. Соответственно воз­растает сократительная способность сердечной мышцы.

Рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, просветы еще узки. Поэтому кровоснабжение несколько затруднено. Под­ростки часто жалуются на головокружение и сердцебиение, а так­же на утомляемость. Это следствие недостаточного снабжения кровью сердца и мозга.

Мозг увеличивается в объеме и приближается к объему мозга взрослого человека. Изменяется архитектоника коры: усиливают­ся разветвления и растет протяженность отростков нервных кле­ток (нейронов). К 15 годам формируется зрелый тип функцио­нальной межполушарной асимметрии. Однако свойственная ле­вому полушарию взрослых возможность опознания образов, его признаков выражена еще слабо. Поэтому у подростков еще нет важного звена в системе регуляции и контроля - возможности из­бирательного реагирования на воздействия внешней среды (или оно выражено слабо). Избирательность постепенно формируется в ходе индивидуального развития.

Возрастает контроль коры головного мозга над инстинктами, эмоциями. Жесте с тем процессы возбуждения чаще преобладают над процессами торможения. Для подростков характерна повы­шенная возбудимость. Задача педагога в данном случае - научить подростка управлять собой и своим поведением.

Больные эндокринные перестройки, которые идут в подрост­ковом возрасте, обеспечивают процесс роста и развития организ­ма и адаптации к внешним условиям.

Для девочек характерно стремительное, скачкообразное накоп­ление признаков полового созревания. У мальчиков этот процесс протекает менее интенсивно, периодически замедляясь до миниму­ма. Девочки-подростки всегда выглядят старше своих сверстников.

Общее физическое развитие подростков протекает быстрее, чем психическое.

В психическом плане подростковый возраст - период станов­ления нравственности подростка и открытия его «Я», обретения новой социальной позиции, а также период потери детского об­раза жизни, пора мучительно тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других. В это время у ре­бенка возникает потребность в знаниях общих признаков устрой­ства мира, места человека в этом мире. Основной сдачей подрост­ка является усвоение социума, усвоение норм человеческих взаи­моотношений. Причем эти знания не выучиваются, а приобрета­ются собственным опытом. Подростки реально воспроизводят то, что есть в современном обществе. У них нередко возникает пси­хологический кризис из-за разлаживания системы двух «психологических партнеров» - самооценки ребенка и общест­венной оценки его способностей.



Подростки не всегда адекватно оценивают свои возможности. Порой они не различают «хотеть» и «мочь», у них часто возника­ют противоречия между желаниями и возможностями. Возросшая физическая сила, расширение кругозора создают впечатление, что они могут многое, а на самом деле - их возможности ограничены. Возникает неудовлетворенность собой, которая приводит к сры­вам в отношениях с окружающими. В поведении появляются замкнутость, подозрительность, озлобленность.

Постоянная неуверенность в себе и неудовлетворенность ду­ховных потребностей становится причиной психологического дискомфорта. Нарушения невротической деятельности часто ста­новятся причиной дезорганизации поведения, усугубляют кон­фликт ученика со школой. Неудовлетворенность собой вызывает отрицательное отношение к учебе, к учителю, к ровесникам и не­гативно влияет на формирование личности.

В подростковом возрасте ведущим видом деятельности стано­вится «деятельность общения» (Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин). Потребность в дружбе, активные поиски друга становятся для подростка главным.

Ранняя юность начинается ориентировочно с 15 (16) лет. В этом возрасте заканчивается третий возрастной кризис (начав­шийся в 12-13 лет), обычно называемый переходным, и начинает­ся новый этап жизни человека.

Юность, как и любой период жизненного пути, тесно связана с существующей в обществе возрастной стратификацией - сис­темой взаимодействия возрастных страт (слоев). Особенности юношеского возраста надо рассматривать в тесной взаимосвязи с особенностями других возрастов. Юность - пора сильных мно­гообразных переживаний. Чувства у юношей разнообразны по содержанию и направленности, они значительно более осознан­ны, чем у подростков.

Юноши способны управлять своими чувствами и регулировать их внешнее проявление. У них укрепляется воля, развивается во­левая активность, выдержка и самообладание. Наблюдается ярко выраженная тенденция к самовоспитанию. В 15 лет (а иногда на­чиная с 14-и) закладывается «фундамент» личности, формируются ее устойчивые интересы.

В физиологическом отношении завершается период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы значи­тельно ослабляется, соответственно снижается возбудимость. Юноши значительно спокойнее подростков.

Продолжается функциональное развитие головного мозга и коры больших полушарий - его высшего отдела. Идет развитие теоретического мышления.

В этом возрасте стабилизируются психические процессы, что очень важно для работы с 15-17-летними школьниками.


В юношеском возрасте наблюдается усиление тенденции к общению со взрослыми. Это обстоятельство нужно учитывать классному руководителю в воспитательной работе с детьми данного возраста.

4. Направления работы классного руководителя

Основное в работе классного руководителя - воспитание кол­лектива учащихся. Это важно потому, что выйдя из школы, ребе­нок войдет в различные коллективы. От того, насколько успешно пройдет его адаптация в этих коллективах, зависит и его психоло­гический комфорт, и успешность в любой деятельности. В класс­ном коллективе ребенок строит модели и проверяет взаимоотно­шения в мире взрослых.

Воспитание коллектива невозможно без формирования меж­личностных отношений в нем. Система взаимоотношений в кол­лективе складывается из деловых и личных отношений, тесно свя­занных и взаимовлияющих.

Деловые отношения складываются автоматически с момента организаций коллектива (класса). Организационно класс оформ­ляется для достижения определенных учебно-воспитательных це­лей. Он включает в себя нормированное количество детей одного паспортного возраста. С оформлением класса задается подсисте­ма деловых отношений.

Личные отношения симпатии, безразличия, неприязни возни­кают между людьми в условиях пространственной и временной близости в результате взаимодействия, имеющего своим содержа­нием сопереживание, информационный обмен или достижение каких-либо целей в ходе совместных действий.

Положительные межличностные отношения - именно их должен формировать классный руководитель - это устойчивые эмоциональные и смысловые контакты учащихся класса, скла­дывающиеся в ходе совместной деятельности, при которых каж­дый член данного коллектива имеет как можно больше друзей, а с остальными одноклассниками его связывают отношения вза­имной симпатии, доверия и уважения, а также чувство сопере­живания. Эти отношения имеют своим содержанием информа­ционный обмен и достижение деловых целей в совместной дея­тельности.

Совместная деятельность во внеурочное время (внеклассная работа) может быть очень разнообразной. Она должна соответст­вовать возрастным особенностям детей, их положительным интересам и склонностям и одновременно формировать новые интере­сы и склонности.

Наиболее эффективной является деятельность, которая выпол­няется всем классом. Это может быть классный театр, кружок (наиболее успешно работают кружки по изучению истории ис­кусств, кино, театра, творчества писателя или поэта), «музыкальный салон», «литературная гостиная», кружки, связанные с защитой окружающей среды, благотворительная деятельность (помощь одиноким пожилым людям, инвалидам, детям-инвалидам). Благо­творительная деятельность помогает формированию чувства со­переживания, стремления оказать помощь, развивает навыки об­щения и приучает к социально приемлемому поведению.


В выборе вида деятельности классный руководитель практиче­ски не ограничен. Надо только, чтобы она была ориентирована на эмоциональную сферу учащихся. Положительные эмоциональ­ные переживания самым благотворным образом влияют на разви­тие личности детей, формируют и закрепляют положительный стереотип поведения.

Развитие коллектива идет не прямолинейно вверх, а волнооб­разно. Оно имеет спады и подъемы. Обычно спад наблюдается перед возрастными кризами, перед сменой одного периода в дет­ском развитии другим. Затем, после возрастных кризов, наступает подъем. Спады и подъемы психологического развития у детей происходят не одновременно, а в зависимости от специфики их индивидуального развития. Поэтому подъемы и спады развития коллектива проходят более мягко. Организуя деятельность кол­лектива класса, педагог должен учитывать данное обстоятельство и соответствующим образом планировать работу, постепенно ус­ложняя ее формы.

Деятельность коллектива не должна замыкаться в относитель­но узких рамках класса. Нужно, чтобы она органически вписыва­лась в общешкольную общественную жизнь через участие в раз­личных мероприятиях: праздновании памятных дат, юбилеев дея­телей науки и культуры, традиционных школьных праздников, общих праздников, конкурсах, в других делах.

Дети могут участвовать в работе кружков домов творчества, других внешкольных организаций, например в скаутских отрядах. Нужно, чтобы они принимали участие в классной деятельности, выполняя разовые поручения.

В старших классах - X-XI - внеклассную работу организовать сложнее, потому что дети много времени и сил отдают подготовке к поступлению в вуз. Они учатся в профильных классах системы «школа - вуз» или посещают подготовительные курсы. Многие проходят тестирование в избранном вузе до окончания школы и сдают выпускные экзамены, уже будучи студентами. Тем не менее старшеклассники вполне могут участвовать в традиционных об­щешкольных мероприятиях.

Традиции коллектива - классного, школьного - очень важны для воспитания коллектива и личности. Они формируют положи­тельный стереотип поведения.

Совместная деятельность учащихся позволяет классному руко­водителю не только формировать позитивные межличностные отношения, но и управлять ими. В процессе деятельности у детей нивелируется отрицательное отношение к кому-либо из одно­классников, формируется положительное отношение к нему. В классе вообще складываются новые отношения, которые выпол­няют компенсаторную функцию: снимаются стрессы, вызванные неуспешностью в учебной деятельности, конфликтами в семье.