Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1881

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Адекватность - умение педагога видеть и понимать индивиду­альность ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость - способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его развития и в связи с различными изменениями его жизни. Такая позиция должна быть не только изменчивой в связи с изменениями в личности ребенка, но и предвосхищающей.

Прогностичностъ означает, что стиль общения педагога с детьми должен опережать появление их новых психических и лич­ностных качеств. Только на основе прогностичности позиции можно установить оптимальную дистанцию, снять шаблонность в поведении по отношению к ребенку.

В работе с девиантными детьми очень важно восстановить у них уверенность и самоуважение, не снижая при этом требова­ний к поведению. Классному руководителю нужно заранее трез­во определить, что он хочет и чего не хочет от ребенка. Ребенок должен знать, что приемлемо, а что неприемлемо в его поведе­нии. Педагогу нужно быть абсолютно уверенным в том, что уче­ник в состоянии выполнить требуемое. Требование невозможно­го - источник постоянных конфликтов: педагог не оставляет ре­бенку выбора.

Если конфликт возник, то надо как можно скорее погасить его, обсудить и объяснить, к каким последствиям ведет его поведение, обязательно подчеркнуть, что он ответствен за свое поведение.

Надо дать почувствовать ребенку, что его уважают и признают его права. Самая распространенная ошибка педагогов - отказ в признании независимости и зрелости подростков и юношей, про­тив чего они протестуют доступными им средствами, чаще всего негативными. Надо предоставлять детям самостоятельность, ко­нечно, в рамках допустимого. Тогда они сами откажутся от нега­тивных поступков и нелепых выходок, которыми пытались дока­зать свою значимость.

Классному руководителю следует постараться получить по­мощь от семьи. Сделать это трудно, потому что подавляющее большинство социокультурно и педагогически запущенных детей -выходцы из педагогически несостоятельных семей, и их родители не стремятся к тесным контактам со школой. Тем не менее нужно попытаться превратить родителей в союзников.

Таким образом будет создано единое воспитательное про­странство, в котором реабилитация (перевоспитание) педагогиче­ски и социокультурно запущенных детей будет весьма успешной.


К работе с такими детьми и их родителями надо обязательно привлекать психолога. Эффективную помощь классному руково­дителю в работе с «неблагополучными» семьями может оказать социальный педагог. Он может организовать помощь семье через социальные учреждения и органы попечительства и опеки.

У части учеников имеются большие трудности в обучении. Они проявляются уже в начальной школе. Об этом учитель должен информировать администрацию школы и по согласованию с ней и школьным психологом направить ученика на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для решения вопроса о целе­сообразности продолжения его обучения в школе. Данный вопрос согласовывается с родителями.

В особо сложных случаях классному руководителю, психологу, социальному педагогу и администрации надо организовать по­мещение ребенка в центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центр). Такие центры работают во всех крупных городах.

ППМС-центры принимают безнадзорных детей, но в них - на некоторый срок, определяемый персоналом центра после всесто­роннего обследования - можно направить детей, с которыми крайне трудно в семье и школе. В центре дети учатся, трудятся, получают помощь психотерапевта и специфически медицинскую помощь (медикаментозную), что иногда крайне необходимо.

5. Планирование работы классного руководителя

Воспитательная работа классного руководителя ведется по плану. План работы классного руководителя - важный документ. В нем отмечаются цели, задачи, способы и формы воспитательной деятельности, а также отражаются функции, права и обязанности классного руководителя.

Перед началом учебного года проводятся августовские педчтения, совещания директоров, заместителей директоров школ, школьных психологов, семинары для учителей, конференции, де­ловые игры, методические чтения. Организуют их Министерство образования, методические центры учебных округов, окружные управления образования.

Работники управления органов народного образования ин­формируют администрацию школы, педагогов об итогах про­шедшего учебного года, знакомят с задачами учебно-воспитательной работы на будущий учебный год.

На августовских педагогических советах администрация школы знакомит учительский коллектив с задачами на учебный год, стоя­щими перед системой образования в целом и перед школой, сооб­щает о плане учебно-воспитательной работы данной школы.



На основе полученной информации классные руководители разрабатывают свои планы учебно-воспитательной работы.

План учебно-воспитательной работы состоит из нескольких разделов.


Раздел I. «Сведения о классе»: количество учащихся (списоч­ный состав), краткие сведения о здоровье, поведении, успеваемо­сти, занятости общественной работой, о занятиях в кружках, спортивных секциях; сведения о семьях (количество полных, не­полных, есть ли семьи, где родителей замещают другие лица), ад­реса, место работы, телефоны.

В этот раздел можно включить «социальный паспорт» социо­культурно и педагогически запущенных детей и их семей. «Социальные паспорта» можно сделать на всех учащихся класса, оформить их отдельно.

Раздел II. «Цель и задачи учебно-воспитательной работы». В нем определяются цель и задачи работы с учащимися, отмеча­ются пути и способы достижения цели и решения задач. В раздел рекомендуется внести «Памятку» классного руководителя - крат­кий свод правил поведения и общения в коллективе учащихся, на­пример: «I. Всегда сохраняй спокойствие. 2. Уважай ребенка. 3. Считайся с его мнением» и т.д. «Памятку» необязательно вво­дить в раздел плана, лучше записать ее в дневник работы.

Раздел III. «Организационно-воспитательная работа». В него входят:

а) изучение учащихся, их семей;

б) выборы и работа Совета (актива) класса, старосты класса, ответственных за учебную, культурно-массовую, спортивную ра­боту; выборы и работа редколлегии (в средней и старшей школе);

в) выбор деятельности для класса, распределение обязанно­стей, контроль за их выполнением через актив класса;

г) работа с документами: ведение личных дел, классного жур­нала, работа с дневниками учащихся; составление списков много­детных, малоимущих, «неблагополучных» семей (часто эти пара­метры совпадают), план самообразования (может быть включен в раздел «Повышение квалификаций»). Все списки должны быть, как минимум, в двух экземплярах: один сдается заместителю ди­ректора, курирующему работу классных руководителей, другой хранится у классного руководителя;

Сюда же входит сотрудничество с внешкольными учреждениями.

Раздел IV. «Учебно-воспитательная работа». Сюда относится:

а) работа с учителями класса (беседа с ними, приглашение на родительские собрания, педагогические консилиумы
, организация консультаций для учеников и родителей);

б) организация дополнительных занятий с отстающими учени­ками, с учениками, проявившими способности в области некото­рых школьных дисциплин (естественно-научного, гуманитарного циклов), организация консультаций специалистов для учащихся старшей школы по избранной специальности, связь с преподава­телями курсов для абитуриентов, на которых учатся выпускники;

В раздел также входят: проведение викторин (в классе и по па­раллелям), тематических вечеров, классных часов (в день, опреде­ленный для начальной, средней и старшей школы), а также меро­приятий по тому виду деятельности, которым занимается класс; индивидуальная работа с учащимися: беседа с детьми, организа­ция консультаций психолога или социального работника, подбор индивидуальных поручений, подбор художественной литературы для чтения, обсуждение каких-либо проблем (лучше индивиду­альное, но иногда надо провести и коллективное);

Если в классе уже сложились определенные традиции, напри­мер празднование дня рождения (по месяцам), то это тоже надо отразить в плане.

Раздел V. «Внеклассная работа».

Отмечается участие класса в общешкольных мероприятиях. Составляется план экскурсий по согласованию с учителями-предметниками, а также план экскурсий в другие города. Планиру­ется участие в городских мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях. Участие в республиканских конкурсах и соревнованиях, как правило, не планируется: в них участвуют де­ти, которые занимаются в домах творчества и спортивных школах; в спортивных соревнованиях различных уровней участвуют члены хорошо себя зарекомендовавшей школьной спортивной секции; кроме того, эти дети проходят строгий конкурсный отбор.

Полезно проводить встречи с известными общественными дея­телями, деятелями науки и культуры, ветеранами Великой Отече­ственной войны, вообще с интересными людьми. Такие встречи положительно влияют на коллектив в целом и на отдельных де­тей: происходит своеобразная «переоценка ценностей», формиру­ется новый взгляд на привычные ситуации, в новом свете пред­стают хорошо знакомые люди.

Раздел VI. «Работа с родителями». В него входят:

а) работа с активом родителей;

б) проведение родительских собраний (раз в четверть или три­местр обязательно; далее можно решить в рабочем порядке); ро­дительские собрания проводятся в определенные дни по плану школы: если проводятся общешкольные родительские собрания, то они тоже включаются в план;