Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1885

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Управление взаимоотношениями в классе идет через информа­цию о гуманистических взаимоотношениях между людьми, через расширение нравственных понятий детей и закрепление знаний в повседневном общении детей.

Индивидуализировать воспитание в коллективе можно через учет типа темперамента, соционического типа и акцентуации ха­рактера. Сведения о них дает школьных психолог. Однако это не значит, что классный руководитель должен ориентироваться только на подобные особенности. Одновременно нужно разви­вать и другие черты личности. Интроверту надо иногда давать поручения, связанные с общением с людьми и выполняемые груп­пой; экстраверту - индивидуальные поручения, требующие усид­чивости. У холерика нужно воспитывать выдержку, у сангвиника -настойчивость и последовательность, у флегматика следует раз­вивать альтруистические черты, у меланхолика - активность.

С подростками, имеющими акцентуацию характера (крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера слиш­ком усилены), работать трудно. В первую очередь это касается таких сложных акцентуаций, как шизоидный тип (Максим),* эпилептоидный (Наполеон), истероидный (Гамлет), гипертимный тип (Гюго). Несколько легче работать с циклоидами (Жуков) -типичными и лабильными; лабильным типом (Дон Кихот), астено-невротическим типом (Драйзер), сенситивным (Достоевский), психастеническим (Робеспьер). Определенные трудности возникают с подростками, имеющими застревающий характер (варианты - Штирлиц и Джек), сверхпунктуальный характер - ананкастами (Бальзак), неустойчивым (Габен) и конформным типом (Есенин).

* В скобках указан соционический тип, соответствующий данной акцентуации. Соционический тип легко определить по цифровому тесту В.Мегедя и А.Овчарова.
Шизоида нужно включать в общение со сверстниками, у эпилептоида - смягчать властность, у гипертимов - воспитывать чув­ство ответственности.

Типичным и лабильным циклоидам и психастеникам нужно помочь сформировать адекватную самооценку. Лабильным детям необходимо внимание и участие больше, чем другим, у них необ­ходимо формировать способность к сопротивляемости жизнен­ным трудностям. С астено-невротическим типом нужно много терпения. Сенситивному типу надо давать поручения, связанные с заботой о других. Застревающему - помочь избавиться от злопа­мятности, ананкасту - выработать самостоятельность. У неустой­чивого типа нужно формировать выдержку, у конформного ти­па - самостоятельность.


Эти задачи решаются с помощью педагогической поддержки.

Педагогическая поддержка - деятельность классного руководи­теля и других педагогов по оказанию превентивной и оператив­ной помощи детям в решении их проблем, связанных с успешно­стью в учебной деятельности, с общением, с самоопределением.

Превентивная помощь направлена на предупреждение нежела­тельного с педагогической точки зрения поведения и общения ре­бенка, формирование умения вести себя в необычной жизненной ситуации, когда ребенок в силу каких-либо обстоятельств оказыва­ется выключенным из привычной системы взаимоотношений.

Оперативная помощь - своевременное и быстрое исправление травмирующей ребенка ситуации и направление развития собы­тий в оптимальный педагогический режим.

Наиболее важна превентивная помощь детям.

Она реализуется при помощи ряда педагогических средств, в ча­стности воспитания у подростков культуры общения, куда входят знания о правилах общения, умения (способы общения) и навыки (применение знаний и умений в повседневном общении). Здесь не­обходимы педагогический такт, т.е. чувство меры в воспитатель­ном воздействии на ребенка; стиль, или совокупность приемов общения и поведения классного руководителя в коллективе учащихся. Классный руководитель должен говорить коротко и определенно, избегая повторений и тем более длинных нраво­учений. Нужно избегать длительных словесных баталий как с отдельными учениками, так и со всем классом; из этих баталий педагог выходит измотанным и без каких-либо стратегических преимуществ. Наказывать (если необходимо) надо не в момент досады, или раздражения, а в спокойном состоянии и только для того, чтобы направить поведение ребенка на правильный путь. Нужно позволить ребенку быть самим собой, уметь взглянуть на происходящее его глазами.

Сюда же относится воспитание у детей положительных привы­чек, Привычки ребенка полностью обусловливаются личностью педагога, в данном случае - классного руководителя, определен­ностью, постоянством и последовательностью его действий и личным примером.

К средствам превентивной помощи относится воспитание у детей чувства собственного достоинства, т.е. уважения к себе и другим, сознание ценности своей личности и ценности личности другого человека.

Формы превентивной помощи могут быть очень разнообраз­ны: классные тематические часы, коллективные и индивидуальные беседы о волнующих детей вопросах, обсуждение фильмов, каких-либо жизненных коллизий, книг. Главное - приучить детей чи­тать. Русская педагогика традиционно относит коллективное и индивидуальное чтение к одной из самых действенных форм ра­боты с детьми.



Большую роль в превентивной помощи играет творческая ра­бота: выпуск литературных журналов, альманахов, школьных га­зет, что по силам ученикам IV класса (если есть база, можно вы­пускать газету типографским способом).

Занятия творческой деятельностью дадут выход энергии детей и возможность раскрыть их способности, повысив тем самим их престиж в среде сверстников - наиболее оптимальной для разви­тия ребенка среде.

Оперативная помощь может заключаться в конфеденциальной беседе классного руководителя с учеником. При ее проведении не надо ни на чем настаивать, лучше постараться мягко убедить или переубедить ребенка, если он не прав, предложить ему поду­мать о своих отношениях со сверстниками, о своем поведении. Здесь можно прибегнуть к так называемой «терапевтической ме­тафоре», одному из приемов детской позитивной психотерапии, которую еще называют «психологией возможностей». Важнейшее место в ней занимает творческое переформирование (рефрейминг) и бессознательное обучение адекватному поведению. Основное -использование метафоры, вида символического языка. Метафора в психотерапии всегда обращена к внутреннему миру ребенка. Она показывает, что он сам может справиться со своими пробле­мами. Это пробуждает в ребенке потребность в самовоспитании. Для детей подойдут сказки и короткие бытовые истории, для старших подростков и юношей - философские притчи.

Классный руководитель может попросить школьного психоло­га поработать с ребенком или посоветовать ребенку самому обра­титься к психологу. Если в школе есть социальный педагог, то надо обратиться к нему с просьбой поработать с семьей ученика (что не исключает работу с семьей, например беседу самого классного руководителя). Иногда бывает необходимо побеседо­вать с учителями данного класса, объяснить им ситуацию, посове­товать более внимательно отнестись к ребенку, помочь ему.

Существует еще одна форма педагогической поддержки - пре­вентивно-оперативная. К ней относятся обучение методам и приемам психической саморегуляции (ПСР).

Многие из этих методов были известны в глубокой древности. Ими пользовался, например, знаменитый персидский врач Раза (VIII в.), которому приписывают введение термина «психотерапия».

Суть методов ПСР сводится к познанию человеком самого се­бя. Результат - помочь самому себе в преодолеют трудностей, в победе над своими слабостями или вредными привычками.


Работа по обучению детей ПСР предполагает:

- сглаживание внутренней дисгармоний, присущей большинст­ву подростков, через развитие способности к концентрации и ре­лаксации;

- этическое воспитание.

Проводить занятия может человек, обученный данной методи­ке - классный руководитель, учитель, психолог или приглашен­ный специалист.

Серия упражнений выполняется под специально подобранную музыку. После обучения и овладения методами и приемами ПСР на занятиях в школе, дети могут отрабатывать их дома.

Занятия ПСР помогают детям видеть себя со стороны, управ­лять своими эмоциями. Внешне это проявляется в контроле за тембром голоса, выражением лица, взглядом, жестикуляцией.

Внешние проявления умения владеть собой четко показывают окружающим границы дозволенного в общении с этим челове­ком. Его не будут провоцировать на конфликт, пытаться вывес­ти из себя, играть на его слабостях, втягивать в сомнительные компаний.

Умение владеть собой помогает детям избавиться от комплекса неполноценности, боязни неудач, насмешек, невыгодного сравне­ния, от страха не найти друга.

К формам превентивно-оперативной помощи детям относятся также ролевые игры. Их лучше проводить с детьми младшего школьного и младшего подросткового возраста. Ролевые игры формируют соответствующий принятым нормам способ поведения.

Особое место в воспитательной работе классного руководите­ля занимает работа с социокультурно и педагогически запущенны­ми детьми.

Она проводится в общем контексте воспитательной работы, но имеет свою специфику.

Социокультурная и педагогическая запущенность - длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, свя­занное с негативным воздействием на него микросреды, прелом­ляющимся через внутренние условия (психосоматическое нездоровье, индивидуальные особенности, степень сопротивляемости и т.д.).

Социокультурная запущенность - недоразвитие социальных качеств, ценностных ориентации, мотивов, потребностей, мини­мальный социальный опыт, низкий культурный уровень как про­изводное от низкого образовательного уровня родителей, низкой общей культуры микросреды, где растет ребенок.

Педагогическая запущенность - это следствие неполноценности ближайшего окружения: неполная семья, присутствие в семье от­чима или мачехи, злоупотребление родителей и родственников алкоголем, влияния асоциального опыта родственников (совершение ими преступлений и отбытие наказания в виде лише­ния свободы), а также следствие педагогических ошибок профес­сиональных педагогов начиная с детского сада.


Следствием этого является аберрация (отклонение) в поведе­нии, общении, ведущих видах деятельности.

«Возрастной ценз» социокультурно-педагогической запущен­ности значительно снизился. В I класс приходят дети с достаточно глубокими формами запущенности. Среди них все больше дево­чек, у которых педагогическая и социокультурная запущенность имеют более скрытые, чем у мальчиков, формы, и от этого стано­вятся гораздо опаснее. Девочки быстрее, чем мальчики, проходят путь от социокультурно-педагогической запущенности до совер­шения правонарушений. Девочки-правонарушительницы намного более жестоки и изобретательны, чем мальчики; они хитрее и из­воротливее. Поэтому запущенность у девочек представляет собой большую опасность, и классные руководители должны обратить на это внимание.

Социокультурно и педагогически запущенные («трудные», девиантные, дети «группы риска», «проблемные» дети) в последнее время стали очень агрессивными. Имеется в виду агрессивность как свойство личности, возникающее и развивающееся под влия­нием деструктивных социальных и психологических факторов и вызывающее поведение, которое можно назвать агрессивным. Аг­рессия - тип поведения, эффектом которого является причинение ущерба другому лицу (физическая или вербальная атака, а также негативизм и подозрительность; признаками скрытой агрессии яв­ляются обидчивость и раздражительность). У таких детей отмеча­ются фрустрация до снижения сложности поведения почти до уров­ня регрессии, так как затормаживаются более тонкие и сложные структуры регуляции деятельности; ригидность (затрудненность), преимущественно когнитивная и мотивационная; тревожность (общая, «размытая»), неадекватная самооценка.

Жесткий педагогический прессинг, авторитарный сталь рабо­ты могут только усугубить ситуацию. Таким детям нужна помощь и поддержка.

Педагогическая и социокультурная запущенность детей разви­вается на фоне равнодушного отношения к ним окружающих: ро­дителей, учителей, знакомых. Дети глубоко переживают это безраз­личие. Они чувствуют себя одинокими, ненужными, беззащитными. В этом случае наносится ущерб личности, часто необратимый.

При работе с девиантными детьми классному руководителю необходимо определить оптимальную позицию по отношению к ним и убедить учителей класса принять ее. Таким образом сфор­мируется единая воспитательная система, которая сама по себе благотворно влияет на ребенка.

Оптимальная позиция по отношению к девиантным детям в самом общем виде должна отвечать требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.