Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1879

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) собеседования с родителями и консультации для них, кото­рые может проводить классный руководитель, учителя, работаю­щие в данном классе, психолог, социальный работник, представи­тель администрации школы;

г) посещение семей учащихся - для этого можно выделить оп­ределенный день и проводить с определенной периодичностью (например, каждая вторая среда месяца);

д) необязательно, но можно внести такой пункт, как психоло­го-педагогическое просвещение родителей. Психолого-педагоги­ческое просвещение родителей может входить в общешкольный план и проводится по четкому графику для начальной, средней, старшей школы (названия могут быть различными: «Лекторий для родителей», «Родительский клуб», «Университет для родите­лей», «Педагоги - родителям» и т.д.). Его можно ввести по лич­ной инициативе классного руководителя для родителей учащихся его класса или параллели, по договоренности с коллегами, соста­вив для этой цели график. Можно приглашать специалистов - пе­дагогов, психологов, медиков - на родительские собрания. (Такие же встречи можно организовать и с учащимися, они пользуются большой популярностью.)

Кроме того, в план надо включать и нетрадиционные формы работы с семьей: «День семьи», «Мама, папа, я - дружная семья», «Наши бабушки и дедушки», конференции «Отец как воспита­тель» «Многодетная семья» и др.; диспуты, например, «Семейное счастье... что это (в чем оно?)»; «Ринг между родителями и деть­ми», когда соревнуются две команды - родителей и детей, «Родительская суббота», «Праздник во дворе», который проводят жители дома и дети, живущие в доме (часто они ходят в одну школу, а некоторые - и в один класс), в празднике могут принять участие и дети, занимающиеся в дворовых клубах «Дог-шоу» и «Кот-шоу». Эти и аналогичные мероприятия надо тщательно под­готовить, их сценарий нужно прописать во всех деталях. Жела­тельно провести одну-две репетиции.

Раздел VII. «Работа с психологом и социальным педагогом».

Основное в этом разделе - выработать единый подход к воспи­танию детей, единую стратегию и тактику воспитания и соответствующим образом организовать работу учителей данного класса и родителей.

Этот раздел можно включить как составляющий в раздел III «Организационно-воспитательная работа».

Раздел VIII. «Повышение квалификации»: поступление в ин­ститут и получение высшего педагогического образования (если педагог имеет среднее специальное образование), участие в семи­нарах объединений классных руководителей (начальной, средней, старшей школы), подготовка
статей для педагогических журналов и газет, разработка авторских программ, участие в различных конкурсах (от школьных до республиканских), учеба на курсах и в институтах повышения квалификации, стажировки (все это по со­гласованию с администрацией и общешкольному плану), учеба в заочной аспирантуре или подготовка диссертации в качестве со­искателя - формы повышения квалификации не ограничены.

В раздел входят изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Это в первую очередь статьи в журналах «Педаго­гика», «Воспитание школьников», «Магистр» (издается с 1991 г.), «Обруч» (издается с 1995 г.), «Классный руководитель» (издается с 1997 г.), «Учитель» (возобновлен в 1997 г., основан в 1917 г.).

План работы классного руководителя составляется согласно режиму работы школы - по четвертям или триместрам, внутри этого разделения - календарный.

Это была модель плана работы классного руководителя по разделам.

Существует еще ряд моделей составления плана. К ним отно­сится модель по целевым программам типа: «Здоровье», «Учение», «Общение», «Помощь»; модель плана по «ключевым делам» (месяца), модель по видам деятельности.

План «Ключевые дела» выглядит примерно так:



Примерный план «Виды деятельности»



Название пунктов плана в разных моделях могут располагаться по степени важности, которую придает им классный руководитель или по традициям школы; то же самое касается составляющих пла­на: их иерархия (или последовательность) определяется целью и задачами, которые ставит перед собой классный руководитель.

На основе любой модели плана классный руководитель может подготовить свою программу воспитательной работы как для все­го класса, так и для отдельных учеников, чаще всего для социо-культурно и педагогически запущенных (по их реабилитации или перевоспитанию).

В программу также входят цель и задачи. Они носят более об­щий характер, чем в плане. Программа позволяет добиваться вос­питательного результата с более точным учетом конкретных об­стоятельств жизнедеятельности коллектива и развития личности. Программа состоит из тех разделов и того их числа, которые пе­дагог считает наиболее оптимальными.



Большую помощь классному руководителю оказывает дневник воспитательной работы, куда записываются результаты наблюде­ния за учащимися, их поведением, общением, размышления по этому поводу, идеи по подбору методов, средств, форм воспита­тельного воздействия с учетом индивидуальных особенностей де­тей. Это поможет классному руководителю избежать рутины в работе и применять нестандартные способы воспитательной ра­боты с детьми.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие типы классного руководства существуют в современной школе?

2. Назовите функции классного руководителя.

3. Какова основная цель деятельности классного руководителя?

4. Какие направления можно выделить в работе классного руководителя?

5. Как планируется деятельность классного руководителя?

Литература

1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. - М.: Просвещение, 1971.

2. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагма­тической теории. - М., 1997.

3.Голикова М.И., Кирсанова О. А. Организация работы с «трудными» детьми // Классный руководитель. - 1999. - № 1.

4. Горшкова Е.А. Работа классного руководителя с коллективом класса по ранней профилактике правонарушений учащихся. -Тамбов, 1990.

5. Добсон Д. Непослушный ребенок. - СПб., - 1995.

6. Капустин Н.П. Функциональные обязанности классного руководителя // Классный руководитель. - 1997. - № 2.

7. Классному руководителю об изучении передового педагогического опыта и проблемах воспитательной работы в школе (Метод, рекомендации для кл. руко­водителей) / Под общ. редакцией В. И. Сметанина, В. Ф. Кривошеева. - М., 1987.

8. Кузнецов Ю.К. План работы классного руководителя: Учеб. пособие. -Калинин,1982.

9. Миллс Д., Кроули Д. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». - М., 1996.

10. Пезешкиан X. Основы позитивной психотерапии. - Висбаден - Архангельск, 1994.

11. Соколинская Г. К. Планирование воспитательной работы в начальных классах // Классный руководитель. - 1998. - № 5.

12. Шуркова Н. Е. Педагогический анализ воспитательного процесса // Классный руководитель. - 1998. -№ 1.

13. Шуркова Н.Е. Программа воспитания школьника // Классный руково­дитель. - 1998.-№ 1.

14. Эриксон М., ХейлиДж. Необычайная психотерапия. - СПб., 1995.

Глава 18 ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ


1. Сущность внеклассной воспитательной работы

Внеклассная воспитательная работа - это организация педаго­гом различных видов деятельности школьников во внеучебное вре­мя, обеспечивающих необходимые условия для социализации лично­сти ребенка.

Прежде всего следует определить место внеклассной воспита­тельной работы в педагогическом процессе школы.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой сово­купность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Рассмотрим эти возможности.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способст­вует более разностороннему раскрытию индивидуальных способ­ностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

В I классе одной из подмосковных школ за несколько минут до новогоднего огонька выяснилось, что испортилась электри­ческая гирлянда. Учительница пошла за помощью. Когда она вернулась со старшеклассником, оказалось, что гирлянда уже работает, потому что ее починил ученик I класса - недисципли­нированный, неаккуратный, смышленый, но неусидчивый на уроках Кирюша. Так учительница узнала об увлечении ребенка электротехникой и в дальнейшем создавала ситуации, позво­ляющие развить его технические способности.

В этом классе, но уже на втором году обучения, удивила всех «почти двоечница» Таня К. На работе в лесничестве при посадке елочек она так ловко, быстро, красиво работала, что обогнала мно­гих ребят из средних и старших классов, и уже невозможно стало смотреть на нее как на «отъявленную лентяйку».

Вспомните подобные примеры из своего школьного опыта, и вы убедитесь, что внеклассная работа помогает преодолеть сте­реотипы в восприятии ребенка как ученика. Кроме того, разнооб­разные виды деятельности способствуют самореализации ребен­ка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положи­тельному восприятию самого себя.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии че­ловеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

Например, в «секретной мастерской» второклассники после уроков вместе с учительницей изготавливают различные сувениры из «киндер-сюрпризов», пластмассовых бутылок, а на общеклассном занятии «Мы идем в гости» учатся преподносить подарки, заботиться о других и т.д.


В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная рабо­та способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформи­рован устойчивый интерес к труду в совокупности с определен­ными практическими навыками, обеспечивающими ему успеш­ность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно ак­туально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проститу­ция, наркомания и алкоголизм.

Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообраз­ная внеклассная воспитательная работа, «трудных» детей меньше и уровень приспособления, «врастания» в общество выше.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, забо­титься о своих товарищах, ставить себя на место другого чело­века и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - твор­ческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обо­гащает опыт коллективного взаимодействия школьников в оп­ределенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Например, когда дети ставят спектакль, они получают один опыт общения -опыт взаимодействия, в большей степени на уровне эмоций. При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределения обязанностей, умения до­говариваться друг с другом. В спортивной деятельности дети понимают, что такое «один за всех, все за одного», «чувство локтя». В КВНе принадлежность к команде будет восприниматься уже по-другому, следовательно, и опыт коллек­тивного взаимодействия будет другим.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаи­мосвязи с воспитательной работой на уроке.

2. Цели и задачи внеклассной воспитательной работы

Поскольку внеклассная работа является составной частью вос­питательной работы в школе, она направлена на достижение об­щей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования прини­маемой обществом системы ценностей.