Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1861

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Открытость Культуре - присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Обществу - обстановка детского сада соответству­ет сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделе­ны родители.

Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ре­бенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуаль­ной комфортности и эмоционального благополучия).

8. Принцип учета половых и возрастных различии детей. Пред­полагает построение среды с учетом половых различий, предос­тавление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе этало­нами мужественности и женственности.

Кроме того, при построении среды необходимо учитывать воз­растные особенности детей при реализации каждого из принципов, раскрытых в предыдущих разделах настоящего параграфа.

6. Координация деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения при создании развивающей среды

В современном детском саду работают не только воспитатели, но и другие специалисты - музыкальные руководители, руководи­тели по физической культуре и инструкторы по плаванию, педа­гоги по художественно-эстетическому развитию (преподаватели по изобразительной или театрализованной деятельности), ино­странному языку, компьютерной грамотности, практические пси­хологи, медики и др. Каждый из них организует педагогический процесс в определенных помещениях или на участке, использует соответствующее оборудование при работе с детьми, в той или иной степени принимает участие в создании дизайна среды разви­тия ребенка. Для того чтобы эта деятельность осуществлялась профессионально, необходимо, чтобы каждый из специалистов осознал собственную ответственность за определенное направле­ние и вместе с тем осуществлял сотрудничество со своими колле­гами по тем направлениям, которые являются общими для двух или нескольких профессионалов.

Гибкое (полифункциональное) использование помещений предполагает такое их рациональное использование, при котором зоны для разнообразной активности детей организуются не толь­ко в групповых комнатах, но и в спальнях, раздевалках, коридо­рах, холлах и даже лестничных проемах.

Какова же роль разных специалистов в этой работе? Приведем некоторые.

За устройство помещений, относящихся к возрастным или разновозрастным группам (групповая комната, спальня, разде­валка), отвечают в первую очередь
воспитатели этих групп. При этом в организации отдельных зон для конкретных видов деятельности детей принимают участие освобожденные специа­листы: например, при оформлении музыкальных уголков - му­зыкальный руководитель; уголка театрализованной деятельно­сти в группе, содержащего разные виды кукольных театров, -руководитель театральной студии, если таковой имеется; при ор­ганизации зон для двигательной активности - инструктор по фи­зической культуре.

Следует выделить общие помещения, которые посещают воспи­танники из разных групп. Это музыкальный и спортивный залы, бассейн, изостудия, «зимний сад», комнаты народного быта, ме­дицинские кабинеты и др. За их оформление, оснащение и оборудо­вание отвечают соответствующие специалисты. Однако с этими специалистами проводит консультации методист детского сада (заместитель заведующего по педагогической работе). Методист осуществляет общую координацию создания развивающей среды, обеспечивающей целостность педагогического процесса. Он обеспе­чивает при этом создание системы условий для воспитания и обу­чения детей разного возраста и по разным направлениям их раз­вития в соответствии с образовательной программой детского сада. Поскольку методист занимается общей координацией, в его обязанности входит, например, составление графиков посещения детьми из разных групп общих помещений, времени таких поме­щений в режиме и по дням недели.

Создание звукового дизайна - общая задача разных педаго­гов, однако музыкальному руководителю принадлежит здесь осо­бая роль. При отборе и приобретении аудиовизуальных средств, в частности аудиокассет и пластинок, важно учесть необходимость организовывать прослушивание музыкальных произведений на соответствующих занятиях, музыкальное сопровождение ре­жимных моментов (марш для физкультурной зарядки, колы­бельная при укладывании детей спать, другой музыкальный фон). Педагогический процесс можно существенно обогатить, имея звукозаписи природных явлений (шелест листьев, плеск моря, пение птиц и др.). Содержание этих звукозаписей отбира­ется воспитателем в соответствии с программным содержанием педагогического процесса.

Чрезвычайно важна возрастная адресованностъ игрушек и оборудования. Нередко в детском саду наблюдаются следующие явления: дети повзрослели, из младшей группы перешли в сред­нюю, а в групповом помещении все еще присутствуют «пи­рамидки» и «неваляшки». Задача воспитателя - следить за ас­сортиментом игрушек в соответствии с возрастом детей, а мето­диста - передать игрушки и оборудование в соответствующую возрастную группу.



Медицинские работники являются главными консультантами по соблюдению санитарно-гигиенических норм, созданию условий для охраны жизни и здоровья воспитанников.

Если в учреждении есть практический психолог, он должен не­сти ответственность за создание условий для развития и обеспече­ния эмоционального благополучия воспитанников. Он поможет вос­питателю оборудовать «уголки уединения», проконсультирует, как лучше обеспечить ребенку психологический комфорт, органи­зовать социальную среду развития.

Особая роль в создании среды принадлежит заведующей.

Заведующая, так же как и методист, обеспечивает целостность педагогического процесса, а кроме того, его материально-техни­ческое оснащение, распределяя необходимые средства исходя из имеющейся экономической ситуации.

Согласованная профессиональная деятельность разных специали­стов способствует созданию оптимальной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы требования к среде развития при проведении аттестации дет­ского сада?

2. Какое место в государственном образовательном стандарте дошкольного образования занимают требования к среде развития ребенка? Почему эти тре­бования являются составной частью государственного стандарта? Из каких основных компонентов он состоит?

3. Какие качества и свойства формируются у ребенка в условиях разви­вающей среды?

4. Какие изменения в создании среды современного дошкольного учре­ждения можно оценить как новые прогрессивные подходы? Как они способ­ствуют развитию ребенка и его эмоциональному благополучию?

5. Назовите принципы построения развивающей среды. Какие из них мо­гут быть реализованы в детском саду в ближайшее время, а какие - в более отдаленной перспективе? Объясните, почему именно.

6. Как организовать взаимодействие специалистов по созданию разви­вающей среды в детском саду? Приведите примеры того, в чем могут участ­вовать и за что именно отвечать разные специалисты.

Литература

Детские ясли-сады. Нормы проектирования // Справочник по до­школьному воспитанию. Основные законодательные и инструктивные доку­менты / Под ред. А. И. Шустова. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М., 1980.

Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учре­ждений (детские ясли, детские сады, детские ясли-сады) // Справочник по до­школьному воспитанию. - М., 1980.

Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений Министерства просвещения СССР // Справочник по дошкольному воспита­нию. - М., 1980.


Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в Рос­сии. - М., 1996.

Стеркина Р. Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккреди­тации дошкольных образовательных учреждений и разработке государствен­ных стандартов дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 1996. -№ 8; Вестник образования. - 1996. -№11.

Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 2.

Стеркина Р. Б. Каким быть государственному стандарту дошкольного об­разования // Обруч. - 1996. - № 4.

Стеркина Р. Б. Поговорим о преемственности // Обруч. - 1996. - № 5.

Стеркина Р. Б. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации // До­школьное образование в России. - М., 1996.

Петровский В. А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построе­ние развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образова­ние в России. - М., 1993.

Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образователь­ных учреждений. - М., 1997.

Эксперимент по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в Российской Федерации // Вестник образования. - 1994. -№11.

Развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении // Обруч. -1997.-№3.


Глава 20 ОБЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1. Общение

Начиная с рождения человек живет среди других людей. Сна­чала, в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок -это близкие взрослые, которых он хорошо знает. Затем в его жиз­ни появляются менее знакомые люди и сверстники. Это тоже про­исходит довольно рано - некоторые психологи считают, что уже на втором году жизни можно отметить первые признаки общения между детьми. Чем старше становится человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты.

Общающийся человек называется субъектом общения. При этом очевидно, что общение как психологический процесс поми­мо субъекта общения предполагает, как минимум, еще одного или нескольких людей, которые являются его партнерами по общению. Понятно также, что каждый из партнеров по общению, в свою очередь, также является субъектом общения. Следовательно, в общении всегда участвуют двое или более субъектов.

В психологии отсутствует общепринятое определение общения, поскольку оно составляет контекст всей нашей жизни и проникает во все ее сферы. Психическое развитие человека, его образование, установки, нормы и ценности, привычки и манеры, весь стиль его жизни зависят от его общения. В частности, в психолого-педагогической литературе описан так называемый «феномен Ма­угли», когда исследователи находили детей, воспитанных живот­ными. Эти дети вели себя как животные (причем именно те живот­ные, у которых они воспитывались) и, в сущности, не являлись людьми. При этом чем старше такой ребенок, т.е. чем дольше он прожил в среде животных, тем меньше остается возможностей для его возвращения в человеческое общество; для детей старше 8-10 лет этот процесс необратим.

Функции общения. Итак, общение представляет собой слож­ный, многогранный процесс, в котором могут быть выделены следующие его стороны, или функции:

- коммуникация (обмен информацией);

- интеракция (обмен действиями);

- социальная перцепция (восприятие людьми друг друга).

Функции общения дают нам представление о том, что кон­кретно происходит в процессе общения между людьми и каковы могут быть его результаты. Коммуникация, или коммуникативная сторона общения, отражает процессы обмена информацией меж­ду общающимися людьми. При этом отдельный акт передачи ин­формации от одного партнера другому и ее приема называется