Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1860

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
коммуникативным актом. Интеракция помимо обмена информа­цией предполагает также обмен определенными действиями меж­ду партнерами по общению. В процессах восприятия друг друга партнерами по общению (перцептивная сторона общения) фикси­руются отношение людей друг к другу, их взаимное влияние друг на друга, их сопереживание и взаимопонимание.

Целью общения педагогов с детьми является развитие ребенка. Эта цель обычно достигается в совместной деятельности педагога с ребенком. Образовательный процесс часто строится на активных действиях педагогов и детей как субъектов общения, и их общение становится центром взаимодействия.

Компетентность в общении. По собственному опыту мы знаем, что есть люди, которые общаются хорошо, в их обществе приятно находиться. Они умеют общаться. Человек, умеющий общаться, обеспечивает нам чувство комфортности, ощущение собственной значимости в его глазах, чувство, что нас понимают и нам сочув­ствуют. Кроме того, он всегда выбирает тот предмет общения, ко­торый нас интересует. Выражение «У нас хороший контакт» озна­чает «Мы понимаем друг друга, нам интересно друг с другом».

Но встречаются также люди, в обществе которых чувствуешь се­бя неуютно, которые либо подавляют собеседника, либо ведут себя неадекватно, или общаться с ними просто неинтересно. Они вызы­вают у нас раздражение или неловкость, или чувство, похожее на страх. Их общества мы обычно стремимся избегать. При этом мы можем отдавать себе отчет, что это хороший человек, но общаться с ним нам почему-то не хочется. Обычно это означает, что человек не умеет общаться.

Таким образом, общение с людьми требует определенных уме­ний, знаний, как строить процесс общения в том или ином случае, понимания, к чему приводит тот или иной стиль общения, посто­янного внимания к тому, какую реакцию мы вызываем у своего партнера. Обладание такими средствами называется компетент­ностью в общении.

В общении с ребенком педагог выступает не просто человеком, который умеет общаться. Компетентность во взаимодействии с ребенком - одно из основных составляющих его профессионализ­ма, поскольку именно в общении происходит развитие ребенка. От того, как построен процесс общения, зависят результаты обра­зования, т.е. направление и уровень развития ребенка. Поэтому педагог строит взаимодействие с ребенком, учитывая как общие законы хорошего общения, так и основные закономерности раз­вития ребенка.


Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавлива­ет определенную атмосферу общения, которая помогает его парт­неру чувствовать себя свободно и комфортно. Один из советов, который можно дать человеку, желающему установить хорошую атмосферу в общении, состоит в следующем: предложите тот предмет разговора, который интересен вашему партнеру, в кото­ром он либо чувствует себя вполне компетентным, либо хочет что-то узнать.

Ребенок по своей природе всегда хочет что-то узнать, и это на первый взгляд делает процесс общения с ним более легким с точ­ки зрения выбора предмета. Однако законы общения в полной мере действуют и в этом случае: предлагая ребенку тот или иной предмет общения, необходимо сделать так, чтобы этот предмет был ему интересен. Сделать это можно, отталкиваясь от реальных интересов ребенка, которые мы выясняем в процессе общения с помощью получения от него «обратной связи».

Позиции в общении. Создавая атмосферу взаимодействия с ре­бенком, необходимо также учитывать возможность разных пози­ций в процессе общения. От того, какую позицию займет субъект общения и какую позицию он отведет своему партнеру, зависит гладкость, бесконфликтность общения, та степень доверия, которое возникает между партнерами. Позиция в общении определяется общим отношением субъекта общения к своему партнеру и может проявляться самыми различными способами. Наиболее благопри­ятную атмосферу общения создает позиция равноправного партне­ра, которая характерна для личностно-ориентированного образо­вания. Если педагог в общении с ребенком занимает позицию рав­ноправного партнера, он обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы.

Разумеется, речь идет не об абсолютном равенстве ребенка и пе­дагога, но об их равноценности. Поскольку и ребенок, и взрослый педагог равноценны, они могут занимать в общении позиции равноправных партнеров. Они равноправны, хотя, возможно, и не равны. И ребенок, и взрослый - люди, их различает лишь объем лич­ного опыта, знаний, уровень развития. Именно с этой точки зрения педагог равноценен ребенку, хотя и не равен ему по уровню развития.

Общение, в котором оба партнера занимают равноправную позицию, называется в психологии партнерским. Обеспечение равноправности позиций в общении происходит разными путя­ми, однако начинается оно с пространственных условий.

Орга­низация пространства при взаимодействии между педагогом и детьми имеет очень большое значение для партнерского обще­ния. В частности, при взаимодействии с ребенком педагогу име­ет смысл выбирать позицию «глаза на одном уровне», которая исключает пространственное доминирование педагога и смягча­ет разницу в физическом росте взрослого и ребенка. При орга­низации групповых дискуссий, занятий, разговоров с детьми и т.п. имеет смысл садиться или становиться таким образом, что­бы все партнеры могли видеть глаза друг друга (для этого опти­мальной является форма круга).

Во взаимодействии с ребенком мы не только принимаем от не­го информацию о его настроениях, переживаниях, уровне пони­мания, уровне заинтересованности и т.п., но и даем ему «обратную связь» о собственной включенности в процесс обще­ния, о своих ощущениях и эмоциях. Ориентируясь на наши реак­ции, ребенок строит представление о собственных успехах или неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представ­ление о себе как о личности. Искренне радуясь его успеху, сочувст­вуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его пробле­мам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается маленький человек.

Разумеется, педагогу, который пользуется определенными тех­нологиями взаимодействия с ребенком, отнюдь не всегда имеет смысл демонстрировать свою непосредственную реакцию. Все мы люди, и различные внешние обстоятельства могут повлиять на наше самоощущение. Но ни в коем случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость или раздражение разбили взаимодействие педагога с ребенком, разрушили их контакт.

Если вы никак не можете сразу справиться со своей непосред­ственной реакцией, например, на какую-то ошибку или бестакт­ность ребенка, то иногда можно сказать: «Знаешь, я сейчас не могу разговаривать, подожди немного. Я приду в себя, тогда поговорим». Если у педагога все валится из рук и не получается занятие или совместная игра, не стоит насиловать себя и ради «сохранения лица» делать вид, что все в порядке: у вас, скорее всего, это все равно не получится. Не стесняйтесь признаться детям: «Что-то я сегодня не в форме, давайте поиграем (позанимаемся) потом». Можно даже попросить детей: «На де­сять минут оставьте меня в покое, не трогайте меня». Даже очень маленькие дети по собственному опыту знают, что в жиз­ни бывают неудачи и плохое настроение, и поймут вас, если вы искренни и остаетесь самим собой, а не стараетесь выглядеть непогрешимыми. Итак, в общении очень важно быть естествен­ным,
оставаться самим собой.

Взаимодействие с детьми предполагает, что педагог должен корректировать поведение ребенка. Однако имеет смысл делать это не посредством простого запрета, окрика или замечания, а с помощью позитивных сообщений. Можно представить себе два основных типа ситуаций, когда воспитатель или учитель должен корректировать ребенка: 1) когда последствия действий ребенка не слишком тяжелые или вызваны его ошибкой; 2) когда послед­ствия затрагивают других людей и являются результатом созна­тельного действия ребенка.

В первом случае (к которому относятся, например, ситуации, связанные с ошибками в учебе, неудачами в какой-либо деятель­ности или с попытками сделать что-то по-своему) позитивное сообщение педагога должно заключать в себе поощрение ребен­ка действовать дальше. Например, если ребенок не смог чего-то сделать по вашей просьбе, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты, не смог сделать такую простую вещь!» Не очень хорошо также, если педагог, ничего не сказав ребенку, например, просто попросит о том же другого ребенка или сделает это сам. Но не стоит и отделываться от ребенка фразой типа: «Ну, ладно, ниче­го». Позитивным сообщением в этом случае будет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты очень старался!» Такие сообщения, как: «Так уже гораздо лучше!», «У тебя обязательно получится!», «Попробуй еще», «Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т.п., - побуждают ребенка к дальнейшим действиям.

Второй тип ситуаций (к которым относятся, например, дейст­вия, связанные с опасностью для самого ребенка или других де­тей, а также асоциальные действия ребенка) требует пресечения действий ребенка. В этом случае позитивные сообщения пресле­дуют цель изменить поведение ребенка. Но и здесь не должно быть простой критики действия ребенка и запрета. Позитивное сообщение, призванное изменить поведение ребенка, включает следующие компоненты:

1) описание произведенного им действия;

2) описание возможного (или неизбежного) результата этого действия;

3) предложение альтернативного варианта поведения.

Совершенно необходимо, чтобы в структуру такого сообщения входили все три звена. Особенно важно не ограничиваться объяс­нением, почему так делать не стоит или нельзя, а предложить ре­бенку другой вариант поведения в этой ситуации.

Обратная связь.
Современная педагогика употребляет термин «взаимодействие» как альтернативу термину «педагогическое воздействие», который предполагает, что в общении педагога с ребенком последний остается пассивным, а педагог производит на него определенное воздействие в соответствии с собственными, лишь ему (педагогу) известными целями. Реальная же ситуация сильно отличается от такого представления, поскольку даже в процессе воздействия всегда есть реакция ребенка на действия пе­дагога, которая выражается в собственных действиях ребенка. Другое дело, что педагог может не замечать этой реакции либо воспринимать ее как помеху в том случае, если она выходит за рамки его плана.

Реакция партнера по общению на наши действия в психологии общения называется обратной связью. Именно обратная связь предоставляет нам информацию о реальных интересах и актуаль­ном состоянии нашего партнера (в данном случае ребенка) в мо­мент взаимодействия. Педагогов интересует реакция ребенка на конфликт и на похвалу, на заданный вопрос и на предложение обсудить что-либо. Более того, любой коммуникативный акт, т.е. действие по передаче информации, может быть успешным лишь в том случае, если эта информация была принята и понята нашим партнером. А ведь именно передача информации традиционно считается центральным процессом любого образования. Значит, необходимо убедиться, что ваша информация достигла адресата. Таким образом, обратная связь во взаимодействии с ребенком является основой успешности всего образования.

Контакт с партнером по взаимодействию. Одной из основных задач воспитателя, стоящего на позиции развивающего образова­ния, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для то­го чтобы осуществить полноценный контакт с партнером по об­щению, нужно иметь информацию о его личности: о его взглядах, интересах, настроении в момент общения и т.д. Всю эту инфор­мацию предоставляет нам обратная связь. Существует только од­на форма общения, которая может обойтись без обратной связи, -это приказ или команда. Но, во-первых, вряд ли ее можно назвать полноценным общением, а во-вторых, умный командир все равно старается хотя бы время от времени получать информацию о со­стоянии подчиненного, поскольку это обеспечит лучший контакт с ним, а следовательно, лучшее понимание приказа. В любом слу­чае, команда и приказ никак не могут считаться хорошим контек­стом развития, поэтому контакт с ребенком является необходи­мым условием развивающего образования.