Файл: Электронные деньги и перспективы развития электронных платежей в российской федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30
«2». Для наглядности выделения особенностей данных нормативных документов, по анализируемым сведениям, построим таблицу.
Таблица 2.1
Особенности нормативных документов регулирующих деятельность эмитентов электронных денег
Нормативный документ
Его основная смысловая часть
Особенности
1 2
3
Правило «Е»
Ограничение обязательств при электронных платежах
-устанавливает правила для получения разрешения на эмиссию электронных денег;
- требует предоставление документации о поступлении денежных средств и периодические отчеты о состоянии счетов;
-определяет сроки раскрытия информации по выпускаемой электронной наличности;
-детализирует порядок разрешения споров с клиентами;
- устанавливает четыре лимита по обязательствам перед клиентами.
Правило «2»
Защита интересов клиента
-Призвано защищать интересы и регламентировать обязанности клиентов при совершении электронных платежей.
Продолжительное время в странах входящих в состав ЕС не было единоличного решения по поводу регламентирования регулирования электронных денег. Для примера если сравить такие страны как: Франция,
Италия, Германия и Бельгия, Великобритания, Швейцария, то одни государства допускали эмиссию электронных денег только со стороны кредитных институтов, а в других отсутсвовали какие либо законадательные ограничения на эмиссию электронной наличности.
Лишь только после проведенного ислледования рабочей группой
Европейского центрального банка были установленые общие приницпы регулирования эмиссии к которым должны обращаться органы власти всех стран- членов ЕС.
ЕЦБ (Европейский центральный банк) установил следующие требования:

Пруденциальный надзор (эмитенты электронных денег должны

31 подвергаться пруденциальному надзору);

Защита от преступных посягательств (наличие защиты от использования электронныз денег в незаконных целях);

Надежное и прозрачное правовое обеспечение (права и обязанности всех участников должны быть четко определены и пролагментированы);

Монетарная статитстическая отчетность (кредитные институты осуществляющие эмиссию и оборот ЭДС должны предоставлять ЦБ любую финансовую информацию которая может потребоваться для проведения денежно-кредитной политики);

Техническая безопасность (наличие современных технологических средств защиты выявляющих и предотвращающих угрозы безопасности системы электронных денег);

Резервные требования (ЦБ должен иметь возможность вводить резервные требования институам электронных денег).
В дополнении ко всем вышеприведенным требования группа ЕЦБ рекомендовала разрешить эмиссию электронной наличности небанковским учреждениям.
Европейский парламент в сентябре 2000 года принял 2 директивы, основная направленность которых заключались в регулировании деятельности в сфере электронных денег. Осущестлять эмиссию электронных денег согласно принятым директивам могут только кредитные институты, однако само понятие
«кредитное учреждение» в процессе формирование дополнений к приянтому регулированию было расширено.Так в директиве 2000/28/ЕС указано, что к кредитным учреждениям следует отнести институты электронных денег.
В директиве 2000/46/ЕС понятие «институт электронных денег» сформировано таким образом «Любое юридическое лицо, осуществляющее


32 выпуск средств платежа в форме электронных денег»
Таким образом согласно директивам институты электронных денег входят в состав кредитных организаций на ряду с денежно-кредитными институтами.
Ключевой «точкой» в включении в понятие «кредитный институт» институтов электронных денег является желание Европейского центрального банка устанавить в отношении них резервные требования.ЕЦБ предполагает что резервные требования и требования статистической отчетности подтолкнут
«сектор» электронных денег к существенному росту и изменит их воздействие на денежно-кредитную политику.
Согласно директиве 2000/46/ЕС ниже в таблице приведен ряд требований для небанкоских эмитентов электронных денег.
Таблица 2.2
Требования для небанковских эмитентов электронных денег
Формулировка требования
Основные статьи
Первоначальный капитал и размер собственных средств;
-размер первоначального капитала должен быть более 1 млн. евро(для банков не менее 5 млн. евро);
-постоянные минимальные собственные средства должны быть в размере не менее 2% от текущих либо средневзвешенных за последние 6 месяцев финансовым обязательствам по электронным деньгам(для банков 8%).
Ограничения по инвестициям институтов электронных денег
- инвестирование свободных средств ограничено и, среди прочих требований, не должно быть ниже, чем финансовые обязательства по выпущенным электронным деньгам;
-инвестиции не должны более чем в 20 раз превышать собственные средства. ограничения деятельности институтов электронных денег
-институты электронны денег могут:
1. Осуществлять эмиссию электронных денег;
2. Предоставлять сопутствующие финансовые либо нефинансовые услуги;
3. Выпускать и администрировать другие средства платежа.
-институтам электронных денег запрещено предоставление любых форм кредитов
Из анализа всех вышеприведенных требований следует то, что менее жесткие требования к капиталу институтов электронных денег(в сравнении у

33 банков требования сильно отличаются) компенсируются за счет существенных ограничений их деловой деятельности.
Расхождение в подходах к регулированию электронных денег разными странами можно разъяснить в их намерении решить диллему «эффективность- риск».При решении данной дилеммы у регулирующих органов возникает ряд проблем.
Первая проблема заключает в установлении чрезмерно жесткого режима регулирования систем электронных денег. Если смотреть на данный режим с одной точки зрения, то он поможет снизить риски которым подвергаются участники данных систем.С другой стороны, установление данного режима приведет к росту затрат необходимых для выполнения норм и правил участниками системы электронных денег. Наряду с этим при отстутсвии какого либо-регулирования в условиях свободной конкуренции «продержаться на плаву» смогут только самые эффективные системы электронных денег (риски участников этих систем будут очень высоки).
Вторая проблема заключается в современном уровне развития финансовых и технологических инноваций которые позволяют провайдерам и лицам осуществляющим эмиссию электронных средств довольно легко переходить из одной юрисдикции в другую(эмитенты при слишком строгом регулировании могут перейти в юридикцию с менее жестким регулированием).Впоследствии складываются благоприятные условия для криминальной деятельности(отмывание денег,отклонение от уплаты налогов),не беря в расчет риски от мошеннических операций.
Третьей проблемой являются различие в юрисдикциях – провайдеры и эмитенты которые находятся в юрисдикции со слабым регулированием их экономической деятельности в странах с жестким режимом, обладают конкуретными премуществами перед участниками системы электронных денег которые принадлежат юридикции со строгим режимом регулирования).


34
Во всех вышеприведенных ситуациях странам необходимо найти компромисс между эффективностью финансовых систем и рисками принимаемых со стороны частного сектора. Странам необходимо за счет согласования и кооперирования создать и впоследствии применить единообразные стандарты и правила регулрования для всех стран участников рынка электронных денег.
Что же касается регулирования электронных денег в нашем государстве, то только с 2011 в Российской Федерации в Федеральном Законе № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» появляется первичное регулирование электронной наличности. Сами средства если исходить из законодательного акта представляют собой обязательственнные права-требования лица, предоставившего деньги оператору электронных средств.
В законодательстве РФ к категории денег относят только наличные деньги в виде банкнот и монет [3], а также денежные средства на банковских счетах.
Электронные денежные средства (ЭДС) рассматриваются только в качестве отдельного объекта гражданских прав — обязательственных прав требования — как иное имущество согласно ст. 128 ГК РФ, обладающее свойственными только ему признаками [31]. Более подробно правовая природа ЭДС отображена на рис.
2.1.
Рис 2.1. Правовая природа электронных денег в России
1
• ЭДС — это безналичные денежные средства в рублях или иностранной валюте, учитываемые кредитными организациями без открытия банковского счета и переводимые с использованием электронных средств платежа (далее — ЭСП) в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ.
2
• В праве РФ в соответствии с п. 18 ст. 3 Закона № 161 распоряжение о переводе электронных денежных средств составляется, удостоверяется и передается клиентом посредством ЭСП, но клиенту не открывается банковский счет.
3
• Оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций

35
Для более детального сравнения необходимо обратится к понятию ЭДС, закрепленному в п. 2 ст. 2 Директивы 2009/110/ЕС от 16.09.2009 об организации, деятельности и пруденциальном надзоре за деятельностью учреждений электронных денег [9], и сравнить его с понятием ЭДС в российском праве.
Согласно директиве электронные деньги — это денежные средства, представляющие собой требования к эмитенту. Таким образом, денежные средства — это обязательственные права требования держателей электронных денег (кредиторов), предоставивших денежные средства эмитенту ЭДС
(должнику).
Поэтому правовая природа электронных денег в Российской Федерации и в европейских странах определяется как идентичная.С точки зрения поддержания стабильности рынка представляется верным правовое регулирование РФ — неэмиссионная природа электронных денег.
Таким образом, в данном пункте были проанализированы основные подходы к регулированию электронных денег.
2.2. Оценка состояния развития электронных денег в Российской федерации
В настоящее время в нашей стране процент безналичных расчетов
(включая расчеты с использованием электронных денег) уверенно растет. По прогнозам экспертов данная тенденция продолжится к 2020 году и на российском рынке появятся первые зарегистрированные криптовалюты. Так в январе этого года Министерство Финансов опубликовало законопроект «О цифровых финансовых активах», основная задача которого, состоит в утверждении на законном основании криптовалюты. Государство не запрещает покупку виртуальной валюты, а лишь призывает торговать ей только на официальных биржах.


36
Несмотря то, что на российском рынке электронных денег уже прочно
«засели» компании по типу WebMoney и Яндекс.Деньги, пробиваются и новые.
К примеру, с 2011 года в России стала функционировать система QIWI. Вместе с тем постепенно захватывают и свою часть российского рынка мировые гиганты
(PayPal).
На сегодняшний день самым популярным российским сервисом онлайн- платежей являются Яндекс.Деньги. Сам бренд Яндекса уже долгие годы пользуется широкой популярностью среди российского населения. Второе и третье место по широте использования среди российских сервисов онлайн- платежей в нашей стране занимают Деньги@ Mail.ru и Монета. Ру. Их доля на рынке на сегодняшний день составляет 16,84 %, 7,31 % и 5,18 % соответственно.
Однако если брать рынок электронных платежей в целом, то самым популярным
«иностранным» сервисом в России является система Web-Money. В 2014 году в системе Web-Money, исходя из внутренней статистики, было подсчитано точное количество проведенных операций. Их число превысило 160 миллионов транзакций, а объем составил около 17 млрд. долларов. На данный момент в системе зарегистрировано более 36 млн. пользователей и их число постоянно растет.
В 2015 году по результатам исследования e-FinanceUserIndex проведенного среди населения было установлено, что 55% пользователей (около 30 млн.)
Рунета пользуются хотя бы одним сервисом электронных денег или электронным кошельком. Из них 38 % пользуются только одним электронным кошельком
(системой электронных денег),29 % – двумя, 18 % – тремя,9% – четырьмя, 5% – пятью и более. В приложении приведена диаграмма, на которой отображена разница между выборами интернет пользователей. (Приложение 1)
E-FinanceUserIndex исследовала предпочтения пользователей относительно
ЭПС (Рис. 2.2.)

37
Рис. 2.2. Топ-5 сервисов электронных денег по количеству пользователей
Среди лидеров на рынке электронных денег можно выделить сервис
Яндекс.Деньги (им пользуются 59% пользователей электронных денег), а также системы электронных платежей VISA QIWI Wallet (54 %) и WebMoney (51 %).
Четвертое и пятое место по популярности среди российских пользователей электронных денег заняли такие системы как PayPal (32%) и Bitcoin (6%). Для более детального представления приведена диаграмма (рис. 2.2.).
Несмотря на наличие большой аудитории, сервисы электронных денег довольно значительно проигрывают интернет-банкам и мобильным банковским приложениям по активности проведения платежей и переводов. Единственными сегментами, в которых сервисы электронных денег все еще опережают банковские-онлайн сервисы являются: оплата покупок в интернет-магазинах, покупка цифрового контента (видеоигры, программное обеспечение, музыка, фильмы).
Из наиболее популярных сервисов электронных денег и электронных кошельков самая высокая доля пользователей в Центральном, Дальневосточном, и Сибирском федеральном округах у Bitcoin (34,9%, 21,2% и 7,4%
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
Яндекс.Деньги
QIWI кошелек
WebMoney
Paypal
Bitcoin
% пользователей отдавших свое предпочтение сервису


38 соответственно), в Уральском – у Яндекс.Деньги (8,4%), в Южном и Северо-
Кавказском – у WebMoney (14,7%). Данную структуру можно изобразить на графике для более детального сравнения. (Приложение 2)
Среди пользователей электронных средств 54,2% составляют мужчины
(16,2 млн чел.) и 45,8% – женщины (13,7 млн чел.). Среди мужчин и женщин наибольшую долю составляют пользователи электронных денег в возрасте 25-34 лет. Более подробная демография представлена в приложении. (Приложение 3)
Компания «TNS Россия» провела в 2017 году исследование предпочтений среди пользователей электронных денег в котором были задействованы шесть федеральных округов, а в опросе поучаствовало более 700 тыс. человек в возрасте от 18 до 55 лет. Большинство опрошенных предпочитают оплачивать услуги, без которых сложно обойтись.
Пользователи преимущественно оплачивают: сотовую связь (77% опрошенных), заказы в интернет-магазинах (66% опрошенных), коммунальные услуги (60 % опрошенных), а также осуществляют денежные переводы (59% опрошенных)
Другие менее популярные у опрошенных категории интернет-платежей можно увидеть на диаграмме, представленной ниже.
Рис 2.3. Виды товаров (услуг) оплачиваемых с помощью электронных денег в РФ.
0 10 20 30 40
Билеты на концерты
Штрафы и налоги
Билеты на поезда и самолеты
Кредиты
Онлайн-контент
Онлайн-игры
Услуги учебных заведений
Транспортные карты доля пользователей в %

39
Из диаграммы на рис 2.3. можно объективно заключить, что оплату транспортных карт и услуг учебных заведений (менее 15 % опрошенных) пользователи предпочитают осуществлять с помощью других средств оплаты, так как сами структуры находятся в стадии развития.
Согласно оценке платежно-дисконтной системы PriceFree, объем проведенных электронных платежей в Российской Федерации в 2017 году увеличился на 15% по сравнению с показателями предыдущих лет. Самый пик использования за предшествующий промежуток времени приходился на 2012 год. Тогда в России за год сформировалось шесть платежных НКО
(некоммерческая организация). Также, по их оценке, активными пользователями электронных денег можно назвать 7 млн. россиян. Представители этой категории рассчитываются в сети электронной валютой два раза в неделю.
Для более детального анализа развития электронной наличности необходимо обратиться к исследованиям ранее упомянутой компании «TNS
Россия». Динамика развития будет прослеживаться за 2012 год (пик роста – появление 6 новых НКО) и 2015 год (пик популярности электронной наличности среди населения). Данный срок в 3 года будет наиболее ярко отражать развитие рынка, в связи с изменениями, которые последовали после принятия в РФ закона
«О национальной платежной системе». В исследованиях, проведенных компанией «TNS Россия» за 2012 год и 2015 год поучаствовала примерно идентичная по составу и структуре выборка людей (пользователи в возрасте от
18 до 44 лет из городов с населением более 700 тыс. чел.).
Компания в первую очередь решила проанализировать осведомленность населения (сколько пользователей в общей сложности имеют представления об электронных денежных средствах, а также для динамики сравнить результаты с осведомленностью о других безналичных способах оплаты. (рис.2.4.)