Файл: Электронные деньги и перспективы развития электронных платежей в российской федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40
Рис 2.4. Осведомленность населения о применении безналичных способов оплаты
На рис. 2.4, можно наблюдать отчетливую тенденцию роста по всем видам безналичных платежей. Очевидно, что в крупных городах об электронных платежах осведомленно почти абсолютное большинство, в сравнении с остальными видами платежей лишь SMS банкинг относительно популярен у населения (лишь 92 % опрошенных).
Если анализировать предпочтение безналичным способам оплаты, то за 3 года наблюдается взрывной рост по всем исследуемым методам. Для исключения можно выделить офлайн-терминалы так в 2012 году уровень их использования был и так на высоком уровне. Рост по всем показателям вполне обоснован так как постепенно наступает эра цифровых технологий и с появлением более совершенной электронной техники возникает необходимость в развитии безналичных способов оплаты, среди которых конечно же главным «особняком развития» стоят электронные деньги. Более детально динамику роста можно просмотреть на диаграмме (рис. 2.5.).
0 20 40 60 80 100 120
Банковсие карты
Электронные деньги
Интернет-банкинг Офлайн-терминалы
SMS банкинг
%
2012 2015

41
Рис 2.5. Фактическое использование населением безналичных способов оплаты
По 2 ранее приведенным диаграммам можно сделать вывод : если в 2012 году осведомленность (рис. 2.4) по всем способам оплаты была на высоком уровне, то в 2015 году знание перетекло в пользование (рис. 2.5).То есть за 3 года адаптации к новым способам оплаты, пользователи смогли выделить для себя преимущества в безналичных системах оплаты(динамика роста прослеживается по всем способам, в том числе и по электронным деньгам).
Если проводить исследовать половозрастной структуры пользователей электронных денег (Приложение 4), то можно отметить что данный сервис пользуется популярностью у мужчин и женщин в возрастной категории от 25 до
34 лет. По динамике изменения предпочтений наблюдаются больше среди женской части, так как среди мужской половины интерес к электронной валюте незначительно понизился (за 3 года рост пришелся на женскую половину в возрасте от 25 до 45).
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Банковсие карты
Электронные деньги
Интернет-банкинг Офлайн-терминалы
SMS банкинг
%
2012 2015

42
О роде занятий пользователей электронных денег можно сказать следующее: среди руководителей наметился значительный спад, в то время как среди специалистов значительный подъем. Также небольшой спад заметен среди служащих, а небольшой подъем среди неработающих и домохозяек. Отсюда можно сделать вывод, что если электронные деньги раньше были популярны больше среди руководителей, людей, как правило, имеющих высшее образование и знание экономических основ, то в 2015 г. электронные деньги снизошли до неискушенных слоев населения, таких как домохозяйки и безработные, то есть электронные деньги пришли в дом к человеку.
Лидирующую позицию в плане узнаваемости (рис 2.6.) стабильно удерживает сервис «Яндекс. Деньги», на втором месте располагается другой менее известный сервис Web Money, третью позицию занимает Qiwi Кошелек и замыкает данную четверку лидеров PayPal, причем за 3 года можно заметить значительный рост узнаваемости среди всех упомянутых сервисов.
Рис. 2.6. Знание сервисов электронных денег
Если исследовать сегмент использования сервисов электронной наличности, то среди изменений можно отметить рост в обращении сервиса Web-
Money нарастившего свою долю за счет PayPal и Qiwi кошелька и отметить долю сервиса Яндекс.Деньги которая за 3 года практически не изменилась.
(Приложение 5)
Проанализировав все вышеприведенные данные можно сделать вывод, что рынок электронных денег в РФ, вместе со всей безналичной индустрией, растет
0 50 100
Яндекс.Деньги
Web Money
Qiwi Кошелек
PayPal
%
2012 2014


43 с каждым годом выше и выше, и согласно прогнозам на среднесрочную перспективу данная динамика будет усиливаться.
2.3. Сравнительный анализ деятельности организаций на российском рынке электронных денег
Рынок электронных денег в России сформировался еще при становлении первых платежных онлайн-систем в стране (одновременно и во всем мире) PayPal и WebMoney в 1998 году. В итоге спустя 10 лет, в 2009 году ассоциация
«Электронные деньги» подсчитала общую сумму оборота отрасли – 40 млрд. рублей, а также число пользователей электронных кошельков – 20 млн. человек.
Данная тенденция роста обуславливалась большим выбором электронных платежных систем (одни операторы предлагали высокую надежность, другие привлекали бонусными программами). Несмотря на все положительные предпосылки к дальнейшему росту, рынок не мог развиваться свободно.
Проблема заключалась в правовом регулировании (электронные деньги представляли собой — с точки зрения закона — не деньги, а чеки, или имущественные права, или подарочные сертификаты, или другие платежные средства). Вышедший в 2011 году ФЗ № 161 «О национальной платежной системе» хоть и обозначил существенный поворот на рынке электронных платежей, но в итоге «сыграл» не в его пользу. Новоизданный закон приравнял электронную наличность к безналичным деньгам, вместе с тем потребовав от электронных платежных систем создания соответствующей инфраструктуры для обслуживания электронных денег.
Все операторы электронных платежей должны были стать небанковскими кредитными организациями (НКО), либо банками. В итоге перед компаниями встал ряд условий:

44 1. Минимальная сумма вложений должна составлять 10 млн. руб. (либо
100 млн. руб. в уставный капитал);
2. Закон наложил жесткие требования со стороны ЦБ РФ.
С такими условиями не справилось большинство компаний (около 10 окончательно покинули отрасль, остальные сменили юрисдикцию). Платежные сервисы, заручившиеся поддержкой Сбербанка (сервис «Сбербанк.Онлайн» и купленные главным банком страны на три четверти «Яндекс.Деньги»), стали крупнейшими в России: наряду с ними работают QIWI, PayPal (оба получили лицензию от ЦБ) и WebMoney.
Утвержденный в 2011 году федеральный закон «О национальной платежной системе» оставил за ЭПС такие очевидные преимущества, как удобство и простота в использовании, бесплатная и быстрая регистрация онлайн- кошелька, низкий процент комиссии. Но с точки зрения малого бизнеса ситуация с электронными деньгами выглядит не так однозначно.
На момент написания работы российских рынок электронных денег представляют следующие национальные компании, которые зарегистрированы в
Банке России как платежные НКО (Платежные небанковские кредитные организации). Обзор участников рынка представлен в таблице (Приложение 6).
Для внесения ясности в таблице приведены также бренды кредитных организаций, сайты этих компаний и направление деятельности (согласно информации с этих сайтов).
Пиком появления национальных компаний на российском рынке считается
2012 год. Тогда за год появилось шесть новых платежных НКО (Дельта Кей лишилась лицензии).
В анализе рынка электронных денежных средств будут участвовать компании, зарегистрированные в 2012 году,
так как аналитика будет выполняться по итогам работы НКО в 2016 году, было бы уместно сравнить компании, проработавшие примерно одинаковый промежуток времени.


45
Для начала необходимо сравнить участников рынка электронных денег по основным показателям деятельности за 2016 год. (таблица 2.3.). *
Таблица 2.3
Финансовые итоги 2016 года
Показатели
Наименование НКО (для простоты восприятия информации будет использоваться бренд вместо названия кредитной организации).
Монета.
Ру
RBK
Money
Деньги@
Mail.Ru
Яндекс.
Деньги
Единый кошелек
Итого по всем НКО
Валюта баланса, тыс. руб.
491 956 171223 435708 5 161 625 322428 10821152
Доля на рынке в %
4,55 1,58 4,026 47,8 2,98 100
Комиссионные доходы, тыс. руб.
1 440 974 176552 455 973 4 801 476 854 848 12893596
Доля на рынке в %
11,18 1,37 3,54 37,24 6,63 100
Комиссионные расходы, тыс. руб.
920353 170791 381617 2 349 093 773198 5593445
Доля на рынке в %
16,45 3,1 6,8 42,1 13,8 100
Чистая прибыль, тыс. руб.
61 872 2 319 16172 1 036 235 16 028 1197563
Доля на рынке в %
5,17 0,2 1,35 86,53 1,34 100
Собственный капитал, тыс. руб.
105830 24551 100 539 1 418 325 130 713
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (H1.0) в %
13,76 19,10 64,80 56,83 56,34
Норматив ликвидности
(Н15.1) в %
118,27 119,41 136.08 134,72 121,57
Рентабельность
4,29 1,31 3,55 21,58 1,87
*
таблица построена на основе данных, взятых из открытых отчетностей, предоставленных организациями
Приведенная таблица 2.3 отражает расстановку сил среди участников рынка электронных денег. Среди всех представителей Яндекс.Деньги выглядит неким «гигантом» рынка. Сам бренд Яндекса уже долгие годы широко известен в России, что в итоге во многом определило его судьбу на российском рынке.
Комиссионные доходы Яндекс.Деньги превысили 4 млрд. руб., что говорит о большом количестве пользователей данной системы.

46
Монета.Ру и Деньги@Mail.Ru обладают схожей популярностью среди населения. Их доля рынка составляет 4,6% и 4,02% соответственно. При этом у
Монета.Ру очень высокие комиссионные расходы что влечет за собой высокий уровень чистой прибыли. Также необходимо отметить что нормативы достаточности капитали и ликвидности Монета.Ру немного превышают их минимальные значения.
В июне 2012 года были зарегистрированы НКО «Единая касса» (бренд
Единый Кошелек) и НКО «RBK Money». Доля рынка RBK Money к концу 2016 года составила 1,58% что для одной из первых ЭПС является не очень хорошим результатом. Ее чистая прибыль на 01.01.2017 составила менее 2,5 млн., что говорит об низкой эффективности ее деятельности. Для сравнения стоит отметить высокое значение обязательных нормативов Н1.1 и Н15.1 у НКО
Деньги@Mail.Ru (норматив достаточности капитала и норматив ликвидности), что характеризует НКО как стабильную и надежную компанию. По итогу 2016 года показатели деятельности НКО RBK Money не такие оптимистичные, как у
НКО Единый кошелек. Ее доля на рынке составила 6,63 %. (Приложение 7)
Показатели чистой прибыли у Монета.Ру практически зеркально отражают значение доли рынка по показателю валюты баланса. Наиболее явным исключением является НКО Яндекс.Деньги, у которой при 47,8% доли рынка по валюте баланса приходится целых 86% прибыли. (Приложение 8)
На рисунке (Приложение 9) представлено сравнение соблюдения нормативов ликвидности и достаточности капитала кредитными организациями.
Стоит отметить, что у всех кредитных организаций эти показатели превышают минимальные нормы, установленные Центральным Банком России.
Рассмотрим деятельность данных НКО в динамике. В таблице 2.4 представлены основные показатели за 2017 год. *


47
Таблица 2.4
Динамика – итоги 2017 года
Показатели
Наименование НКО (для простоты восприятия информации будет использоваться бренд вместо названия кредитной организации).
Монета.
Ру
RBK
Money
Деньги@
Mail.Ru
Яндекс.
Деньги
Единый кошелек
Итого по всем НКО
Валюта баланса, тыс. руб.
523 590 194 186 741 674 8 458 001 600 334 17 506 729
Доля на рынке в %
3,1 1,11 4,24 48,31 3,43 100
Комиссионные доходы, тыс. руб.
2 034 163 129 755 810 735 7 118 969 800 890 16 373 460
Доля на рынке в %
12,42 0,79 4,95 43,48 4,89 100
Чистая прибыль, тыс. руб.
26 408 3 156 15 234 1 347 189 18 143 1 536 592
Доля на рынке в %
1,72 0,21 1,1 87,67 1,18 100
Собственный капитал, тыс. руб.
105 830 27 708 116477 2 421 281 l45 407
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (H1.0) в %
16,03 17,22 17,78 47,56 56,34
Норматив ликвидности
(Н15.1) в %
121,63 116,98 118,05 128,90 121,57
Рентабельность
1,30 2,4 1,88 18,92 2,26
*
таблица построена на основе данных, взятых из открытых отчетностей, предоставленных организациями
Видно, как изменилась расстановка сил в 2017г. (табл. 2.4.) На первых позиции среди исследуемых НКО продолжают уверенно находиться
Яндекс.Деньги. Монета.Ру по доли рынка опустилась на 4 место, в то время как
Деньги@Mail.Ru поднялась на 2 (ее доля рынка составила 4,24%, и по абсолютным величинам больше, чем за весь 2016 год), а Единый кошелек — на
3 место. Также следует отметить резкий рост доли доходов НКО Яндекс.Деньги, что в итоге только укрепило ее лидерские позиции. (Приложение 10)
Основной доход, который получает НКО — это комиссионный доход от всех проведенных транзакций. Чем выше уровень комиссионного дохода, тем

48 больше транзакций провела компания за отчетный период, а соответственно — тем выше спрос на ее услуги.
Если рассматривать компании по уровню чистой прибыли за 2017 год, то первые три места среди исследуемых НКО распределились следующим образом:
1.Яндекс.Деньги – 1 347 млн. руб.
2.Монета.Ру – 26 млн. руб.
3.Единый кошелек – 18 млн. руб.
В этой тройке стоит особенно отметить НКО Единый кошелек, которая за столь короткий промежуток времени попала в первую тройку наряду с таким гигантом, как Яндекс.Деньги, значительно опередив по этому показателю
RBKMoney.
Одним из главных показателей эффективности деятельности организации всегда являлась рентабельность. В данном случае ранее рассчитанную рентабельность комиссионных доходов, (т.е. степень прибыльности НКО за 2017 г.) можно отобразить на диаграмме (рис 2.7.).
Рис 2.7. Рентабельность комиссионных доходов ЭПС за 2017 г.
На рис. 2.7 видно, что за 2017 г. наиболее эффективной оказалась НКО
Яндекс.Деньги, чья рентабельность составила 18,92%. Нельзя не отметить
Монета.Ру у которой показатель рентабельности уменьшился в 4 раза в
0 2
4 6
8 10 12 14 16 18 20
Монета.Ру
RBK Money
Деньги@Mail.Ru
Яндекс.Деньги
Единый кошелек
%


49 сравнении с 2016 г. что свидетельствует о неблагоприятном периоде для НКО и уменьшении чистой прибыли.
Низкий уровень рентабельности у других исследуемых НКО связан с небольшой чистой прибылью на фоне достаточно высокого уровня комиссионных расходов.
Рост рынка электронных денежных средств с каждым годом все выше и выше, и по прогнозам на ближайшие несколько лет эта динамика только усилится. Следует отметить, что основную долю рынка к концу 2017 года составляет НКО Яндекс.Деньги. Данная тенденция возможно продолжится и к концу 2018 года, так как какой-либо конкуренции среди «отечественных» (не беря в расчет зарубежные ЭПС: PayPal, WebMoney, QIWI) НКО не наблюдается, а относительно новые на данном этапе развития российские электронные платежные системы пытаются «выжить» на рынке электронных денег.
2.4. Перспективы развития электронных денег в России
На современном этапе развития удобство играет решающую роль в выборе способов, с помощью которых вы может оплатить повседневные нужды.
Технологии уже вошли в массовый обиход, и некоторые предприниматели несмотря на риски предлагают клиентам оплатить товар криптовалютой. В нашей стране такой способ не нашел особого спроса, а если учитывать отношение российского законодательства к криптовалютам, то такие предложения больше походят на маркетинговый ход, чем на реальный канал приема платежей.
Согласно данным, которые предоставил сервис «Яндекс.Деньги», наибольшую популярность виртуальные платежи приобрели в сфере развлечений
(бары, кинотеатры, музеи, цирки). Средник чек при таких оплатах стабильно

50 растет. По данным системы «Яндекс.Деньги» (Приложение 11) он составил 1293 рубля что превышает прошлогодний показатель на 13 %.
По оценкам компании J’son&Partners Consulting в 2014 году оборот российского рынка электронных денег достиг своего пика роста и составил 590 млрд. руб. По оценке компании за последние три года оборот рынка постепенно увеличивался (темп среднегодового роста составил 53 %). (Приложение 12)
Данная тенденция роста обуславливается множеством факторов, в числе которых можно упомянуть ежегодное развитие сервисов (происходит ежегодное увеличение числа доступных для оплаты услуг и товаров), а также нельзя не упомянуть тенденцию постоянно растущего доверия населения к средствам безналичной оплаты.
По исследованиям ТОО «Интервэйл», оборот рынка электронных платежных систем (ЭПС) в Российской Федерации по итогам 2013 года составил более 66 млрд $. При этом оборот дистанционных финансовых сервисов, являющихся частью рынка ЭПС, в 2013 году превысил 36 млрд. $ и составит 49%
(остальные часть рынка составили платежные терминалы) от предполагаемого оборота рынка ЭПС. По прогнозам ТОО «Интервэйл» в 2018 году доля оборота дистанционных финансовых сервисов в ЭПС составит 71%. Пик роста придется на мобильные финансовые сервисы, предоставляемые как со стороны банков, так и со стороны небанковских учреждений (системы электронных денег).
Журналист «ДП» пообщался с руководителями относительно некрупных организаций: многие отмечали недостатки ЭПС, которые впоследствии заставили ряд компаний и вовсе прекратить работу с электронными деньгами.
Журналист отметил случай с кондитерской CakeFabrique, которая принимала оплату через сервис «Яндекс. Деньги». После года пользования сервисом компания и вовсе отказалась от его использования. Причиной послужили частые технические сбои (полученные деньги возвращались обратно клиенту) и сложности с сервисом. Также некоторые предприниматели отмечали такие