Файл: Редакционноиздательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2009.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1015

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Основные термины и понятия

  1. LAC фирмы

  2. Условие равновесия в долгосрочном периоде: LP = LMR = LMC = LACmin

  3. Минимально эффективный масштаб производства

  4. Оптимальный выпуск

  5. Специализация, комбинирование, синергия, диверсификация, слия­ния, поглощения

  6. Конкурентная отрасль

  7. Нулевая экономическая прибыль

  8. Отрасль с постоянными издержками

  9. Отрасль с возрастающими издержками

  10. Отрасль с убывающими издержками

    1. Графический анализ

  1. Отразить фирму на рынке совершенной конкуренции в долгосроч­ном периоде в координатах (Q; P, C).

  2. Изобразить в координатах (Q; AC, LAC) взаимосвязь между кратко­срочными и долгосрочными средними издержками фирмы.

  3. Используя знания о различных эффектах масштаба производства, отразите в координатах (Q; LAC):

а) отрасль по производству небольших бытовых приборов;

б) автомобилестроительная отрасль;

в) хлебопекарная отрасль.

  1. Отразить в координатах (Q; P, C):

а) временно получаемая прибыль и восстановление долгосрочного равновесия фирмы-представителя совершенно-конкурентной от­расли и отрасли в целом (2-а графика);

б) временно имеющиеся убытки и восстановление долгосрочного равновесия фирмы-представителя совершенно-конкурентной от­расли и отрасли в целом (2-а графика).

    1. Ситуации и задачи

  1. На рынке совершенной конкуренции действуют фирмы с одина­ковой функцией общих издержек: ТС = 16 + Q2. Спрос на этом рынке определяется функцией: Qd = 24 - P.

Определить: а) цену равновесия на этом рынке; б) совокупный выпуск этих товаров
(Q); в) количество фирм на этом рынке в долго­срочном периоде.

  1. Функция зависимости общих издержек от объема выпуска име­ет вид: ТС = 10 + 2Q2. Определить средние долгосрочные издержки.

  2. Известно, что рынок бензина в регионе функционирует в усло­виях совершенной конкуренции. Спрос на бензин описывается так: Qd = 200 - 2P. Средние издержки типичной бензоколонки равны: АС = 5 + (Q - 5)2. Какое число бензоколонок должно действовать в ре­гионе в долгосрочном периоде?

  3. Фирма увеличила применяемый капитал со 100 до 150 единиц, а труд с 500 до 600. При этом объем выпуска вырос с 200 до 220 штук из­делий. Какой эффект масштаба имеет место?

  4. Функция спроса на продукцию конкурентной отрасли имеет вид: Qd = 10 - 2P, а предложения Qs = 4P - 2. Одна из фирм отрасли имеет восходящий участок предельных издержек МС = 0,5Q + 1. При каком объеме фирма получит максимальную прибыль?

  5. Управляющие всегда озабочены кратко- и долгосрочными ха­рактеристиками их компании. Как Вы думаете, почему различие между двумя периодами столь важно для предпринимательской деятельности?

    1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18

Контрольные вопросы

  1. В чем состоит специфика долгосрочного периода?

  2. Чем точки на долгосрочной кривой предложения отличаются от то­чек на краткосрочной кривой предложения?

  3. При каком условии фирма находится в равновесии в долгосрочном периоде?

  4. Почему конкурентная фирма, максимизирующая свою экономиче­скую прибыль, не может находиться долго в таком состоянии?

  5. Что такое положительный и отрицательный эффекты масштабов производства?

  6. Рассмотрите на конкретных примерах методы увеличения масшта­бов производства и подумайте с какими проблемами в конце концов может столкнуться фирма, которые ограничат дальнейшее расшире­ние?

  7. Почему в долгосрочном периоде мы рассматриваем не только от­дельную фирму, но и отрасль?

  8. Рассмотрите процесс приспособления отрасли к конъюнктуре рынка и динамику экономической прибыли.

  9. При каких обстоятельствах кривая предложения отрасли направлена вверх, при каких вниз, при каких имеет горизонтальный вид?

  10. В чем проявляются общественные издержки фирм совершенной конкуренции и может ли государство оказывать влияние на их функционирование?

    1. Рекомендуемая литература

  1. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. - М., 1994.

  2. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. 2-е изд. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Изд-во «Дело и сервис», 1999. С. 172­185.

  3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. - М., 1998-2003. Гл.8.

  4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - Экономикс: принципы, проблемы и по­литика. - М., 2001-2007. Гл. 23.

  5. Микро - Макроэкономика. Практикум. Под ред. Огибина Ю.А. - СПб., 1999. Гл. 7, 8.

  6. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Пер. с англ. - М, 2000. С. 280-324.

  7. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. - ИНФРА - М, 2005.

Тема 11. Несовершенная конкуренция: Теория монополии

  1. Основные вопросы темы

  1. Несовершенная конкуренция: сущность, источники и измерение мо­нопольной власти.

  2. Монополия: основные виды и организационные формы современных монополий.

  3. Принципы ценообразования при рыночной власти. Монопольная це­на и монопольная прибыль. Равновесие монопольной фирмы.

  4. Ценовая дискриминация (диверсификация цен) и ее формы. Захват потребительского излишка.

  5. Специфика монополизма в России. Естественные монополии и их роль в экономике России.


  1. Место и значение темы

Монополия - это крайняя форма несовершенной конкуренции, где степень монопольной власти максимальна и приближается к 1 по коэф­фициенту Лернера. Поэтому необходимо прежде всего выяснить сущ­ность и черты несовершенной конкуренции, методы измерения моно­польной власти и потом на этой основе рассматривать специфику моно­полии. Термин монополия относится как к единственному производите­лю товара (продавцу), так и к единственному покупателю (потребите­лю). Возникновению монополии способствует наличие естественных и юридических барьеров для вхождения на рынок и в зависимости от этих барьеров различают формы монополий. Необходимо различать простую и дискриминационную монополии, так как принципы ценообразования и положения на рынке у них различно. Для лучшего уяснения проблемы необходимо представлять различия между монополией и ее антиподом - фирмой совершенной конкуренции как в определении цены, так и объемов производства. Это поможет выяснить не только экономиче­ские, но и социальные последствия монополизации экономики и роль государства в регулировании и ограничении монопольной власти.

  1. Основные термины и понятия

  1. Несовершенная конкуренция

  2. Монопольная власть

  3. Доля рынка

  4. Емкость рынка

  5. Индекс Лернера

  6. Индекс Херфиндаля-Хиршмана

  7. Барьеры для вступления в отрасль

  8. Чистая монополия

  9. Естественная монополия

  10. Монопольная цена

  11. Монопольная прибыль

  12. Условие равновесия монополиста

  13. Ценовая дискриминация

  14. Общественные издержки монопольной власти

  15. Входные барьеры

  1. Графический анализ

Отразить в координатах (Q; P, MR, C)

  1. Положение фирмы в условиях абсолютной монополии, когда она:

а) максимизирует прибыль;

б) минимизирует убытки.

  1. Ситуацию, когда монополист:

а) не прибегает к ценовой дискриминации;


б) прибегает к совершенной ценовой дискриминации;

в) прибегает к ценовой дискриминации 2-го рода.

  1. Ситуацию изменения издержек производства при введении налога на объем производства монополии.

  2. Ситуацию «захвата» потребительского излишка фирмой- монополистом.

  3. Чистые убытки от монопольной власти.

  4. Функционирование естественной (регулируемой) монополии.

  1. Ситуации и задачи

  1. Каково значение индекса Лернера при эластичности спроса на товар фирмы-монополиста = -5?

  2. Фирма-монополист определила, что при существующем на рын­ке спросе на ее продукцию средний доход зависит от объемов выпуска следующим образом: AR = 10 - Q, а средние издержки

АС = (10 + Q) / Q. Какой объем выпуска позволит фирме максимизиро­вать краткосрочную прибыль?

  1. Функция спроса монополиста имеет вид Р = 4 - 4Q, функция об­щих издержек ТС = 75 + 2Q + 5Q2.

Найти объем производства фирмы в условиях равновесия.

  1. На рынке несовершенной конкуренции действует 11 фирм, где доля одной фирмы = 50% рынка, а у остальных 10-ти по 5%. Опреде­лить степень концентрации рынка.

  2. Кривая спроса на продукцию фирмы совершенного конкурента имеет вид: Qd = 280 - 4P, а кривая предложения: Qs = 6,4 + 1/2Р.

а) чему будут равны равновесная цена и объем у этой фирмы;

б) если эта фирма станет монополистом, то чему будут равны цена и объем продаж при не изменяющихся переменных издержках на еди­ницу продукции, равных 60;

в) чему будет равна эластичность спроса по цене на монопольном отрезке кривой спроса?

  1. Является ли монополия «злом» или «благом» для общества. Кто выигрывает, и кто проигрывает в результате установления монополии?

  2. Может ли сложиться такая ситуация, что «чистый» монополист будет функционировать с убытками? Как это вообще может случиться, если монополист обладает властью над ценой? Как долго может про­должаться подобная ситуация (т.е. убыточное производство)?

  3. Можно ли осуществлять ценовую дискриминацию: