Файл: Редакционноиздательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2009.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1015
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Основные термины и понятия
-
LAC фирмы -
Условие равновесия в долгосрочном периоде: LP = LMR = LMC = LACmin -
Минимально эффективный масштаб производства -
Оптимальный выпуск -
Специализация, комбинирование, синергия, диверсификация, слияния, поглощения -
Конкурентная отрасль -
Нулевая экономическая прибыль -
Отрасль с постоянными издержками -
Отрасль с возрастающими издержками -
Отрасль с убывающими издержками-
Графический анализ
-
-
Отразить фирму на рынке совершенной конкуренции в долгосрочном периоде в координатах (Q; P, C). -
Изобразить в координатах (Q; AC, LAC) взаимосвязь между краткосрочными и долгосрочными средними издержками фирмы. -
Используя знания о различных эффектах масштаба производства, отразите в координатах (Q; LAC):
а) отрасль по производству небольших бытовых приборов;
б) автомобилестроительная отрасль;
в) хлебопекарная отрасль.
-
Отразить в координатах (Q; P, C):
а) временно получаемая прибыль и восстановление долгосрочного равновесия фирмы-представителя совершенно-конкурентной отрасли и отрасли в целом (2-а графика);
б) временно имеющиеся убытки и восстановление долгосрочного равновесия фирмы-представителя совершенно-конкурентной отрасли и отрасли в целом (2-а графика).
-
Ситуации и задачи
-
На рынке совершенной конкуренции действуют фирмы с одинаковой функцией общих издержек: ТС = 16 + Q2. Спрос на этом рынке определяется функцией: Qd = 24 - P.
Определить: а) цену равновесия на этом рынке; б) совокупный выпуск этих товаров
(Q); в) количество фирм на этом рынке в долгосрочном периоде.
-
Функция зависимости общих издержек от объема выпуска имеет вид: ТС = 10 + 2Q2. Определить средние долгосрочные издержки. -
Известно, что рынок бензина в регионе функционирует в условиях совершенной конкуренции. Спрос на бензин описывается так: Qd = 200 - 2P. Средние издержки типичной бензоколонки равны: АС = 5 + (Q - 5)2. Какое число бензоколонок должно действовать в регионе в долгосрочном периоде? -
Фирма увеличила применяемый капитал со 100 до 150 единиц, а труд с 500 до 600. При этом объем выпуска вырос с 200 до 220 штук изделий. Какой эффект масштаба имеет место? -
Функция спроса на продукцию конкурентной отрасли имеет вид: Qd = 10 - 2P, а предложения Qs = 4P - 2. Одна из фирм отрасли имеет восходящий участок предельных издержек МС = 0,5Q + 1. При каком объеме фирма получит максимальную прибыль? -
Управляющие всегда озабочены кратко- и долгосрочными характеристиками их компании. Как Вы думаете, почему различие между двумя периодами столь важно для предпринимательской деятельности?
-
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 18
Контрольные вопросы
-
В чем состоит специфика долгосрочного периода? -
Чем точки на долгосрочной кривой предложения отличаются от точек на краткосрочной кривой предложения? -
При каком условии фирма находится в равновесии в долгосрочном периоде? -
Почему конкурентная фирма, максимизирующая свою экономическую прибыль, не может находиться долго в таком состоянии? -
Что такое положительный и отрицательный эффекты масштабов производства? -
Рассмотрите на конкретных примерах методы увеличения масштабов производства и подумайте с какими проблемами в конце концов может столкнуться фирма, которые ограничат дальнейшее расширение? -
Почему в долгосрочном периоде мы рассматриваем не только отдельную фирму, но и отрасль? -
Рассмотрите процесс приспособления отрасли к конъюнктуре рынка и динамику экономической прибыли. -
При каких обстоятельствах кривая предложения отрасли направлена вверх, при каких вниз, при каких имеет горизонтальный вид? -
В чем проявляются общественные издержки фирм совершенной конкуренции и может ли государство оказывать влияние на их функционирование?-
Рекомендуемая литература
-
-
Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. - М., 1994. -
Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. 2-е изд. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Изд-во «Дело и сервис», 1999. С. 172185. -
Ивашковский С.Н. Микроэкономика. - М., 1998-2003. Гл.8. -
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М., 2001-2007. Гл. 23. -
Микро - Макроэкономика. Практикум. Под ред. Огибина Ю.А. - СПб., 1999. Гл. 7, 8. -
Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Пер. с англ. - М, 2000. С. 280-324. -
Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. - ИНФРА - М, 2005.
Тема 11. Несовершенная конкуренция: Теория монополии
-
Основные вопросы темы
-
Несовершенная конкуренция: сущность, источники и измерение монопольной власти. -
Монополия: основные виды и организационные формы современных монополий. -
Принципы ценообразования при рыночной власти. Монопольная цена и монопольная прибыль. Равновесие монопольной фирмы. -
Ценовая дискриминация (диверсификация цен) и ее формы. Захват потребительского излишка. -
Специфика монополизма в России. Естественные монополии и их роль в экономике России.
-
Место и значение темы
Монополия - это крайняя форма несовершенной конкуренции, где степень монопольной власти максимальна и приближается к 1 по коэффициенту Лернера. Поэтому необходимо прежде всего выяснить сущность и черты несовершенной конкуренции, методы измерения монопольной власти и потом на этой основе рассматривать специфику монополии. Термин монополия относится как к единственному производителю товара (продавцу), так и к единственному покупателю (потребителю). Возникновению монополии способствует наличие естественных и юридических барьеров для вхождения на рынок и в зависимости от этих барьеров различают формы монополий. Необходимо различать простую и дискриминационную монополии, так как принципы ценообразования и положения на рынке у них различно. Для лучшего уяснения проблемы необходимо представлять различия между монополией и ее антиподом - фирмой совершенной конкуренции как в определении цены, так и объемов производства. Это поможет выяснить не только экономические, но и социальные последствия монополизации экономики и роль государства в регулировании и ограничении монопольной власти.
-
Основные термины и понятия
-
Несовершенная конкуренция -
Монопольная власть -
Доля рынка -
Емкость рынка -
Индекс Лернера -
Индекс Херфиндаля-Хиршмана -
Барьеры для вступления в отрасль -
Чистая монополия -
Естественная монополия -
Монопольная цена -
Монопольная прибыль -
Условие равновесия монополиста -
Ценовая дискриминация -
Общественные издержки монопольной власти -
Входные барьеры
-
Графический анализ
Отразить в координатах (Q; P, MR, C)
-
Положение фирмы в условиях абсолютной монополии, когда она:
а) максимизирует прибыль;
б) минимизирует убытки.
-
Ситуацию, когда монополист:
а) не прибегает к ценовой дискриминации;
б) прибегает к совершенной ценовой дискриминации;
в) прибегает к ценовой дискриминации 2-го рода.
-
Ситуацию изменения издержек производства при введении налога на объем производства монополии. -
Ситуацию «захвата» потребительского излишка фирмой- монополистом. -
Чистые убытки от монопольной власти. -
Функционирование естественной (регулируемой) монополии.
-
Ситуации и задачи
-
Каково значение индекса Лернера при эластичности спроса на товар фирмы-монополиста = -5? -
Фирма-монополист определила, что при существующем на рынке спросе на ее продукцию средний доход зависит от объемов выпуска следующим образом: AR = 10 - Q, а средние издержки
АС = (10 + Q) / Q. Какой объем выпуска позволит фирме максимизировать краткосрочную прибыль?
-
Функция спроса монополиста имеет вид Р = 4 - 4Q, функция общих издержек ТС = 75 + 2Q + 5Q2.
Найти объем производства фирмы в условиях равновесия.
-
На рынке несовершенной конкуренции действует 11 фирм, где доля одной фирмы = 50% рынка, а у остальных 10-ти по 5%. Определить степень концентрации рынка. -
Кривая спроса на продукцию фирмы совершенного конкурента имеет вид: Qd = 280 - 4P, а кривая предложения: Qs = 6,4 + 1/2Р.
а) чему будут равны равновесная цена и объем у этой фирмы;
б) если эта фирма станет монополистом, то чему будут равны цена и объем продаж при не изменяющихся переменных издержках на единицу продукции, равных 60;
в) чему будет равна эластичность спроса по цене на монопольном отрезке кривой спроса?
-
Является ли монополия «злом» или «благом» для общества. Кто выигрывает, и кто проигрывает в результате установления монополии? -
Может ли сложиться такая ситуация, что «чистый» монополист будет функционировать с убытками? Как это вообще может случиться, если монополист обладает властью над ценой? Как долго может продолжаться подобная ситуация (т.е. убыточное производство)? -
Можно ли осуществлять ценовую дискриминацию: