Файл: Редакционноиздательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2009.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1009

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Известно, что постоянные затраты фирмы = 55 у.д.е. Функция предельных затрат имеет вид: МС = 22 - 8Q + 3Q2 + 2Q3. Определить функцию общих затрат фирмы (ТС) и рассчитать эти затраты при вы­пуске 3-х единиц продукции.

  2. Чем можно объяснить чрезвычайное многообразие форм и раз­меров фирм? Почему одни фирмы растут быстро, а другие - медленно? Почему все общество не превращается в одну огромную фирму?

  3. Вы - владелец приватизированной квартиры в центре Томска, решивший у себя дома организовать небольшое ателье по производству дамских шляпок. Наняв двух женщин-пенсионерок, вы втроем присту­паете к изготовлению продукции. Подробно распишите, какие издержки у вас будут (основные статьи расходов), приблизительно оцените их размер? Будете ли Вы учитывать неявные издержки?

  4. Как Вы думаете, в какой степени цель фирмы заключается в мак­симизации прибыли? Всегда ли фирма должна стремиться только к мак­симальной прибыли?

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   18

Контрольные вопросы

  1. Какая разница между предприятием и фирмой?

  2. В чем состоит специфика фирмы в рыночной экономике и как с этим связаны трансакционные издержки?

  3. Что такое экономические издержки и почему они альтернативные?

  4. Определите разницу между внешними и внутренними издержками и обратите особое внимание на такую категорию как нормальная при­быль.

  5. Дайте классификацию издержек фирмы в краткосрочном периоде. Определите все виды издержек алгебраически и рассмотрите графи­чески.

  6. Какова зависимость между средними и предельными издержками?

  7. Действием какого закона объясняется вид кривых средних и пре­дельных издержек в краткосрочном периоде?

  8. Рассмотрите все виды выручки: теоретически, алгебраически, гра­фически

  9. Дайте определение прибыли фирмы. Обратите внимание на разницу в таких категориях как нормальная прибыль, бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль.

  10. Рассмотрите взаимосвязь издержек фирмы и цены на ее продукцию. Какие 4 модели фирмы существуют в зависимости от этой связи.

    1. Рекомендуемая литература

  1. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. - М., 1994.

  2. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. Учебник. 2-е изд. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Изд-во «Дело и сервис», 1999. Гл. 8. - С. 174-177, 219-236.

  3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. - М., 1998-2003. Гл. 7,8.

  4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - Экономикс: принципы, проблемы и по­литика. - М., 2001-2007. Гл. 22.

  5. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика: Учебник для вузов. - М.: «Высшая школа», 1996. С. 167-178.

  6. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Пер. с англ. - М., 2000. С. 605-642.

  7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. - М., 1994. Гл. 7, 8,9.

  8. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. - ИНФРА - М, 2005.

Тема 9. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном пе-
риоде


  1. Основные вопросы темы

  1. Рыночные структуры и критерии их классификации

  2. Рынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимуще­ства.

  3. Издержки и объем производства конкурентной фирмы в краткосроч­ном периоде. Кривая краткосрочного предложения.

  4. Равновесие фирмы: методы анализа. Условие максимизации прибы­ли. Минимизация убытков. Точка закрытия фирмы.


  1. Место и значение темы

С этой темы начинается изучение структуры рынка, причем с точки зрения кратко- и долгосрочного периодов. Отправной точкой анализа служит поведение фирмы совершенной конкуренции. Поэтому необхо­димо выяснить, в чем состоит специфика существования этой фирмы, специфику ценообразования (фирма как ценополучатель - «прайс- тейкер»), особенность кривых спроса и предложения. Особое внимание обратить на выяснение методов и условий определения равновесия фирмы, понять, почему равенство МС = МR является базовым для оп­ределения равновесия всех рыночных структур, а также особенности рыночного положения формы, когда она не получает экономической прибыли (случаи минимизации убытков и закрытия фирмы).

  1. Основные термины и понятия

  1. Совершенная конкуренция (совершенно конкурентная фирма)

  2. Ценополучатель (ценовой последователь)

  3. Максимизация прибыли

  4. Критические объемы производства

  5. Кривая краткосрочного предложения

  6. Правило MR = МС

  7. Правило MR = МС = Р

  8. Минимизация убытков

  9. Правило Р > AVC

  10. Точки безубыточности по объему и по выручке

  11. Точка закрытия фирмы

  12. Излишек производителя

  1. Графический анализ

Изобразить в координатах (Q; P, C)

  1. Ситуацию, когда в краткосрочном периоде фирма совершенный конкурент:

а) находится в точке нулевой прибыли (получает нормальную при­быль);

б) получает экономическую прибыль;

в) получает убыток, но ситуация позволяет его минимизировать;

г) получает убыток, и ситуация не позволяет его минимизировать.

  1. График кривой краткосрочного предложения конкурентной фирмы.

  2. Влияние увеличения налогов на изменение объемов производства конкурентной фирмы.


  1. Ситуации и задачи

  1. Объем выпуска фирмы в условиях совершенной конкуренции = 1000 единиц товара, цена товара = 80 у.д.е. ; AVC = 25 у.д.е., а TFC = 5000 у.д.е. Определить общую прибыль фирмы.

  2. У фирмы - совершенного конкурента функция издержек такая: ТС = 10 + 6Q - 2Q2 + (1/3Q)3. На основе этих данных определить функ­цию предложения фирмы.

  3. Фирма действует в условиях совершенной конкуренции. Рыноч­ная цена на ее продукцию = 20 у.д.е. ТС = 75 + 17Q + 4Q2. Определить оптимальный выпуск продукции (двумя способами).

  4. Фирма планирует реализовать на рынке 32000 штук изделий по цене 2500 у.д.е. Переменные затраты на единицу изделия = 1625 у.д.е., а общие постоянные затраты = 20 млн. у.д.е.

Определить: а) порог рентабельности; б) критический объем реали­зации; в) дать графическое изображение ситуации.

  1. В общих издержках равных 100 у.д.е. 20% составляют общие по­стоянные издержки. Насколько процентов изменятся общие издержки, если объем выпускаемой продукции увеличится на 5%?

  2. Строго говоря, в реальной жизни совершенная конкуренция ни­когда не существовала и, вероятно, существовать не будет. Тогда зачем ее изучать?

  3. Рыночная цена единицы выпускаемой продукции составляет 70 рублей. Величина средних издержек (АС) при оптимальном выпуске продукции, составляющем 12 единиц продукции, равна 80 рублям. Ве­личина средних переменных издержек (AVC) при этом же объеме вы­пуска продукции составляет 50 рублей.

Какое, по Вашему мнению, решение в краткосрочном периоде должна принять фирма - совершенный конкурент в данных экономиче­ских условиях: уйти с рынка или остаться и почему? Дайте графический анализ ситуации.

  1. Контрольные вопросы

  1. Какие критерии являются основными для определения типа рыноч­ной структуры.

  2. Какие рыночные структуры наиболее характерны для современной рыночной экономики?

  3. Почему анализ рыночных структур начинаем с фирм совершенной конкуренции?

  4. Какие черты характеризуют фирму совершенной конкуренции?

  5. Почему форму совершенной конкуренции называют ценополучате- лем?

  6. В чем специфика кривых спроса и предложения у этих фирм?

  7. Какими методами конкурентная фирма может определить свое по­ложение на рынке?

  8. Что показывают критические точки объема производства фирмы при сопоставлении TR и TC?

  9. Как фирма может определить оптимальный объем выпуска (равнове­сие)?

  10. Какое значение для анализа имеет метод сопоставления средних и предельных издержек?

  11. Если цена на продукцию фирмы не покрывает ее средних издержек, то стоит ли фирме сразу закрываться? Как определяется точка за­крытия фирмы?

  12. Что такое величина покрытия, и какое значения она имеет для опре­деления точки безубыточности?


  1. Рекомендуемая литература

  1. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. - М., 1994.

  2. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. 2-е изд. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Изд-во «Дело и сервис», 1999. С. 172­185.

  3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. - М., 1998-2003. Гл.8.

  4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - Экономикс: принципы, проблемы и по­литика. - М., 2001-2007. Гл. 23.

  5. Микро - Макроэкономика. Практикум. Под ред. Огибина Ю.А. - СПб., 1999. Гл. 7, 8.

  6. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Пер. с англ. - М., 2000. С. 280-324.

  7. Экономика. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. - М.: «Юристъ», 2000. С. 228-238.

  8. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. - ИНФРА - М, 2005.

Тема 10. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном пе-
риоде


  1. Основные вопросы темы

  1. Специфика положения фирмы на рынке в долгосрочном периоде и условие ее равновесия.

  2. Положительный и отрицательный эффекты масштабов производства и вид кривой АС.

  3. Технико-экономические факторы увеличения масштабов производ­ства (специализация, комбинирование: горизонтальное и вертикаль­ное, диверсификация, синергия).

  4. Организационно-экономические факторы укрупнения производства (слияния, поглощения, банкротство).

  5. Долговременная кривая совокупного предложения отрасли. Перелив капитала. Расширение отрасли и изменение издержек производства. Отрасли с постоянными, понижающимися и растущими издержками.

  6. Общественные издержки конкурентного рынка и методы государст­венного вмешательства в его функционирование.

  1. Место и значение темы

Не менее важное значение имеет изучение долгосрочного периода конкурентной фирмы, что связано с анализом специфики издержек в этом периоде, выяснением причин дугообразности средних долгосроч­ных издержек, факторов, влияющие на положительный и отрицатель­ный эффекты масштабов производства, а также долгосрочное равнове­сие не только отдельной фирмы, а конкурентной отрасли. Обратить внимание на то, почему при анализе равновесия фирмы в краткосроч­ном периоде мы проблему отрасли даже не поднимали, а здесь ведем специальный анализ. Необходимо понять, почему кривая долгосрочного предложения отрасли стремится к горизонтальной линии, какие накло­ны она может иметь. Какое влияние на положение кривой долгосрочно­го предложения имеет экономическая прибыль и почему она стремится к нулю. Означает ли это, что фирмы в долгосрочном периоде вообще не получают прибыли.