Файл: Редакционноиздательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2009.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1012

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) при продаже яблок одинакового качества в супермаркете «Фуд- сити»?

б) при продаже учебников по курсу «Экономическая теория» для студентов старших и младших курсов?

в) при продаже трикотажных женских платьев одинакового качест­ва в престижном супермаркете в центре Москвы и в маленьком мага­зинчике на ее рабочей окраине?

г) при продаже железнодорожных или авиа билетов?

  1. Контрольные вопросы

  1. При каких условиях фирма будет обладать монопольной властью?

  2. Какими показателями измеряется монопольная власть?

  3. Какие виды монополий вам известны?

  4. Что такое естественная монополия? Приведите примеры естествен­ной монополии в экономике России.

  5. Какой вид имеет кривая спроса монополиста?

  6. Почему нельзя вывести кривую предложения для монопольной фир­мы?

  7. Почему в условиях чистой монополии линия спрос и линия предель­ного дохода не совпадают (как у фирм совершенной конкуренции)?

  8. Как монополист устанавливает цену на свой товар?

  9. В чем разница между простой и дискриминационной монополией?

  10. Каковы условия и формы ценовой дискриминации?

  11. Приведите конкретные примеры ценовой дискриминации.

  12. Где впервые появились антимонопольные законы и какие?

  13. Каким образом регулируется деятельность монополий в России?

  1. Рекомендуемая литература

  1. Долан Э., Линдсей Д. Рынок. Микроэкономическая модель. - СПб, «Дело», 1992. Гл. 8-9.

  2. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. Учебник. 2-е изд. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Изд-во «Дело и сервис», 1999. С. 253­257.

  3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. - М., 1998-2003. Гл.10.

  4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - Экономикс: принципы, проблемы и по­литика. - М., 2001-2007. Гл. 24.

  5. Микро - Макроэкономика. Практикум. Под ред. Огибина Ю.А. - СПб., 1994. Гл. 9, 10.

  6. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. - М.: «Высшая школа» 1996. С. 230-234.

  7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. - М.: «Дело» ЛТД, 1993, главы 11-12.

  8. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. - ИНФРА - М, 2005.


Тема 12. Несовершенная конкуренция: фирмы монополистиче-
ской конкуренции и олигополии


12.1 Основные вопросы темы

  1. Теория монополистической конкуренции. Дифференциация продук­та как основа монополистической конкуренции.

  2. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Спе­цифика конкурентной стратегии фирм.

  3. Олигополия: стратегия производства и ценообразования. Формы по­ведения фирм в условиях олигополии: сговор, картели, ценовое ли­дерство, дуополия - модель Курно, «дилемма заключенных», «изги­бающаяся» кривая спроса. Олигополии в России.

  4. Общественные издержки несовершенной конкуренции и необходи­мость ее государственного регулирования. Ограничение монополиз­ма в экономике.

  5. Монополизм в экономике России. Бюрократические рынки. Преодо­ление государственного монополизма.

  6. Проблемы естественных монополий в экономике России и методы их государственного регулирования.

  1. Место и значение темы

В этой теме рассматриваются еще две рыночные структуры: фирмы монополистической конкуренции (МК) и олигополии. Эти типы рынков широко распространены в рыночной экономике и занимают промежу­точное положение между фирмами совершенной конкуренции и моно­полиями, что определяет специфику их положения на рынке. На рынках МК фирмы не обладают большой монопольной властью, так как их в отрасли существует довольно много и их товары являются хорошими субститутами. Поэтому только в краткосрочном периоде они обладают некоторой монопольной властью, в долгосрочном же периоде они ее те­ряют, и равновесие у них устанавливается при равенстве цены средним долгосрочным издержкам и фирмы получают только нормальную при­быль (нулевую экономическую прибыль). Основой продвижения това­ров на рынок является не столько ценовая стратегия, сколько реклама.

На олигополистическом рынке существует только несколько про­давцов, что и определяет специфику их поведения. Каждая фирма- олигополия вынуждена считаться с возможной реакцией своих конку­рентов при определении цен и объемов производства. Это приводит к многообразию рыночных стратегий олигополистов. Поэтому в теории разработан ряд формальных моделей, объясняющих поведение олиго­полии в зависимости от того, какие предположения строят фирмы отно­сительно реакции своих конкурентов. Мы в учебном курсе рассматри­ваем только несколько основных моделей поведения. Из них особое внимание следует обратить на образование картелей и в частности на ОПЕК, так как его действие имеет немаловажное значение и для нашей страны, а также на стратегию ценового лидерства, ломаную кривую спроса, модель Курно.



  1. Основные термины и понятия

  1. Монополистическая конкуренция

  2. Дифференциация продукта

  3. Перекрестная эластичность спроса на товары фирм МК

  4. Кривая спроса фирм МК

  5. Неценовая конкуренция

  6. Недогрузка производственных мощностей

  7. Олигополия

  8. Олигопсония

  9. Дуополия

  10. Ценовые войны

  11. Демпинг

  12. Явный и тайный сговор

  13. Картель

  14. Вертикальное объединение

  15. Горизонтальное объединение

  16. Джентльменское соглашение

  17. Доминантная стратегия

  18. Ценовой лидер

  19. Ломаная кривая спроса

  20. Матрица результатов

  21. Сегментация рынка

  22. Равновесие Курно

  1. Графический анализ

Отразить в координатах (Q; P, MR, C)

  1. Ситуацию, когда фирма монополистический конкурент в кратко­срочном периоде получает:

а) нормальную прибыль;

б) экономическую прибыль;

в) убыток, но ситуация позволяет его минимизировать;

г) убыток, и ситуация не позволяет его минимизировать.

  1. Отрасль монополистической конкуренции в долгосрочном периоде.

  2. Модель ломаной кривой спроса.

  3. Модель картеля.

  1. Ситуации и задачи

  1. Фирма, монополистический конкурент, подсчитала, что при су­ществующем на рынке спросе функция зависимости ее среднего дохода от объемов выпуска имеет вид AR = 10 - Q, а функция средних издер­жек АС = 16 / Q + Q. Какую прибыль или убытки получит фирма, опти­мизирующая свой выпуск?

  2. Функция спроса фирмы монополистического конкурента имеет вид: Р = 10 - 2Q, а функция ее совокупных издержек: ТС = 25 + 4Q - Q2. Определить максимизирующие прибыль цену и объем производства.

  3. Функция общих издержек фирмы олигополиста задана формулой ТС = (1 + 2Q)2. Найти величину предельных издержек фирмы при объе­ме выпуска = 3 ед.

  4. Функция рыночного спроса дуополистов «Альфа» и «Омега» имеет вид: Р = 30 - Q , где Q - объем производства 2-х фирм вместе, то есть Q = Qa + С)о. Обе фирмы имеют нулевые предельные издержки, то есть МСа = МСо = 0. Определить равновесие Курно этих фирм по объему и по цене.


5. Данные таблицы отражают кривую спроса на продукцию отрас­ли, где действуют две равноправные фирмы:

P

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Q

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Каждая фирма производит продукцию при неизменных средних и предельных издержках = 3 у.д.е. составьте матрицу результатов (ди­лемма заключенного) для обеих фирм, если:

а) одна из них снизит цену на 1 у.д.е.;

б) другая сохранит ее на прежнем уровне;

в) обе фирмы снизят цену на 1 у.д.е.

  1. Проведите анализ представленных утверждений и ответьте, ка­кой тип рыночной структуры представлен в каждом из утверждений:

а) небольшое количество фирм производит однородную продук­цию, осуществляя частный контроль над ценами;

б) большое количество компаний производит различную продук­цию при очень слабом контроле над ценами;

в) однородная продукция производится на двух фирмах при час­тичном контроле над ценами;

г) определенный продукт изготовляется одной компанией с высо­кой степенью контроля над ценами;

д) в авиастроении США на долю 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж.

  1. Вы стали обладателем большого состояния, доставшегося Вам в наследство, и решили открыть собственное дело: создать завод (фирму) по производству автомобилей. Какие барьеры для вступления в эту от­расль Вам придется преодолеть?

  2. В отношении каких нижеприведенных случаев было бы целесо­образно применить антимонопольное законодательство:

а) на основе тайного сговора директора нескольких фабрик по про­изводству бытовых электроприборов устанавливают единые цены на свою продукцию, что позволяет им диктовать условия продаж в отрас­ли;

б) происходит слияние одной из многочисленных страховых ком­паний и завода по производству синтетических волокон;

в) происходит слияние нескольких заводов по производству синте­тических волокон;

г) завод по производству химических удобрений, благодаря вне­дрению новой технологии и полученному эффекту экономии на мас­штабах производства, имеет возможность диктовать условия продаж в отрасли?