Файл: Редакционноиздательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2009.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1012
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а) при продаже яблок одинакового качества в супермаркете «Фуд- сити»?
б) при продаже учебников по курсу «Экономическая теория» для студентов старших и младших курсов?
в) при продаже трикотажных женских платьев одинакового качества в престижном супермаркете в центре Москвы и в маленьком магазинчике на ее рабочей окраине?
г) при продаже железнодорожных или авиа билетов?
-
Контрольные вопросы
-
При каких условиях фирма будет обладать монопольной властью? -
Какими показателями измеряется монопольная власть? -
Какие виды монополий вам известны? -
Что такое естественная монополия? Приведите примеры естественной монополии в экономике России. -
Какой вид имеет кривая спроса монополиста? -
Почему нельзя вывести кривую предложения для монопольной фирмы? -
Почему в условиях чистой монополии линия спрос и линия предельного дохода не совпадают (как у фирм совершенной конкуренции)? -
Как монополист устанавливает цену на свой товар? -
В чем разница между простой и дискриминационной монополией? -
Каковы условия и формы ценовой дискриминации? -
Приведите конкретные примеры ценовой дискриминации. -
Где впервые появились антимонопольные законы и какие? -
Каким образом регулируется деятельность монополий в России?
-
Рекомендуемая литература
-
Долан Э., Линдсей Д. Рынок. Микроэкономическая модель. - СПб, «Дело», 1992. Гл. 8-9. -
Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. Учебник. 2-е изд. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Изд-во «Дело и сервис», 1999. С. 253257. -
Ивашковский С.Н. Микроэкономика. - М., 1998-2003. Гл.10. -
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М., 2001-2007. Гл. 24. -
Микро - Макроэкономика. Практикум. Под ред. Огибина Ю.А. - СПб., 1994. Гл. 9, 10. -
Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. - М.: «Высшая школа» 1996. С. 230-234. -
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. - М.: «Дело» ЛТД, 1993, главы 11-12. -
Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. - ИНФРА - М, 2005.
Тема 12. Несовершенная конкуренция: фирмы монополистиче-
ской конкуренции и олигополии
12.1 Основные вопросы темы
-
Теория монополистической конкуренции. Дифференциация продукта как основа монополистической конкуренции. -
Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Специфика конкурентной стратегии фирм. -
Олигополия: стратегия производства и ценообразования. Формы поведения фирм в условиях олигополии: сговор, картели, ценовое лидерство, дуополия - модель Курно, «дилемма заключенных», «изгибающаяся» кривая спроса. Олигополии в России. -
Общественные издержки несовершенной конкуренции и необходимость ее государственного регулирования. Ограничение монополизма в экономике. -
Монополизм в экономике России. Бюрократические рынки. Преодоление государственного монополизма. -
Проблемы естественных монополий в экономике России и методы их государственного регулирования.
-
Место и значение темы
В этой теме рассматриваются еще две рыночные структуры: фирмы монополистической конкуренции (МК) и олигополии. Эти типы рынков широко распространены в рыночной экономике и занимают промежуточное положение между фирмами совершенной конкуренции и монополиями, что определяет специфику их положения на рынке. На рынках МК фирмы не обладают большой монопольной властью, так как их в отрасли существует довольно много и их товары являются хорошими субститутами. Поэтому только в краткосрочном периоде они обладают некоторой монопольной властью, в долгосрочном же периоде они ее теряют, и равновесие у них устанавливается при равенстве цены средним долгосрочным издержкам и фирмы получают только нормальную прибыль (нулевую экономическую прибыль). Основой продвижения товаров на рынок является не столько ценовая стратегия, сколько реклама.
На олигополистическом рынке существует только несколько продавцов, что и определяет специфику их поведения. Каждая фирма- олигополия вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цен и объемов производства. Это приводит к многообразию рыночных стратегий олигополистов. Поэтому в теории разработан ряд формальных моделей, объясняющих поведение олигополии в зависимости от того, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих конкурентов. Мы в учебном курсе рассматриваем только несколько основных моделей поведения. Из них особое внимание следует обратить на образование картелей и в частности на ОПЕК, так как его действие имеет немаловажное значение и для нашей страны, а также на стратегию ценового лидерства, ломаную кривую спроса, модель Курно.
-
Основные термины и понятия
-
Монополистическая конкуренция -
Дифференциация продукта -
Перекрестная эластичность спроса на товары фирм МК -
Кривая спроса фирм МК -
Неценовая конкуренция -
Недогрузка производственных мощностей -
Олигополия -
Олигопсония -
Дуополия -
Ценовые войны -
Демпинг -
Явный и тайный сговор -
Картель -
Вертикальное объединение -
Горизонтальное объединение -
Джентльменское соглашение -
Доминантная стратегия -
Ценовой лидер -
Ломаная кривая спроса -
Матрица результатов -
Сегментация рынка -
Равновесие Курно
-
Графический анализ
Отразить в координатах (Q; P, MR, C)
-
Ситуацию, когда фирма монополистический конкурент в краткосрочном периоде получает:
а) нормальную прибыль;
б) экономическую прибыль;
в) убыток, но ситуация позволяет его минимизировать;
г) убыток, и ситуация не позволяет его минимизировать.
-
Отрасль монополистической конкуренции в долгосрочном периоде. -
Модель ломаной кривой спроса. -
Модель картеля.
-
Ситуации и задачи
-
Фирма, монополистический конкурент, подсчитала, что при существующем на рынке спросе функция зависимости ее среднего дохода от объемов выпуска имеет вид AR = 10 - Q, а функция средних издержек АС = 16 / Q + Q. Какую прибыль или убытки получит фирма, оптимизирующая свой выпуск? -
Функция спроса фирмы монополистического конкурента имеет вид: Р = 10 - 2Q, а функция ее совокупных издержек: ТС = 25 + 4Q - Q2. Определить максимизирующие прибыль цену и объем производства. -
Функция общих издержек фирмы олигополиста задана формулой ТС = (1 + 2Q)2. Найти величину предельных издержек фирмы при объеме выпуска = 3 ед. -
Функция рыночного спроса дуополистов «Альфа» и «Омега» имеет вид: Р = 30 - Q , где Q - объем производства 2-х фирм вместе, то есть Q = Qa + С)о. Обе фирмы имеют нулевые предельные издержки, то есть МСа = МСо = 0. Определить равновесие Курно этих фирм по объему и по цене.
5. Данные таблицы отражают кривую спроса на продукцию отрасли, где действуют две равноправные фирмы:
P | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Q | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Каждая фирма производит продукцию при неизменных средних и предельных издержках = 3 у.д.е. составьте матрицу результатов (дилемма заключенного) для обеих фирм, если:
а) одна из них снизит цену на 1 у.д.е.;
б) другая сохранит ее на прежнем уровне;
в) обе фирмы снизят цену на 1 у.д.е.
-
Проведите анализ представленных утверждений и ответьте, какой тип рыночной структуры представлен в каждом из утверждений:
а) небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частный контроль над ценами;
б) большое количество компаний производит различную продукцию при очень слабом контроле над ценами;
в) однородная продукция производится на двух фирмах при частичном контроле над ценами;
г) определенный продукт изготовляется одной компанией с высокой степенью контроля над ценами;
д) в авиастроении США на долю 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж.
-
Вы стали обладателем большого состояния, доставшегося Вам в наследство, и решили открыть собственное дело: создать завод (фирму) по производству автомобилей. Какие барьеры для вступления в эту отрасль Вам придется преодолеть? -
В отношении каких нижеприведенных случаев было бы целесообразно применить антимонопольное законодательство:
а) на основе тайного сговора директора нескольких фабрик по производству бытовых электроприборов устанавливают единые цены на свою продукцию, что позволяет им диктовать условия продаж в отрасли;
б) происходит слияние одной из многочисленных страховых компаний и завода по производству синтетических волокон;
в) происходит слияние нескольких заводов по производству синтетических волокон;
г) завод по производству химических удобрений, благодаря внедрению новой технологии и полученному эффекту экономии на масштабах производства, имеет возможность диктовать условия продаж в отрасли?