Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1183

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(возможность назначения фиксированной дозы препарата или минимальная потребность в ее титрации).
Психотерапевтические методики, используемые в лечении
соматических заболеваний.
Часто применяемые и общепризнанные методы психотерапии,
используемые в лечении психосоматических расстройств:
1.
Методы с использованием биологической обратной связи. В их основе лежит использование отрицательной обратной связи. Суть его в том, что недоступные в обычных условиях произвольной регуляции функции организма могут стать контролируемыми при использовании специальных инструментов, информирующих пациента о состоянии различных органов и систем. Информация при этом может касаться температуры и электрической проводимости кожи, силы мышечного напряжения, артериального давления,
частоты сердечных сокращений и т.д. Посредством биологической обратной связи пациент обучается способности регулировать один или несколько таких параметров, влияя тем самым на симптомы заболевания.
2.
Гипнотерапия. Гипнотерапия применяется практически при любых видах хронических соматических заболеваний. После того как пациент погрузится в гипнотический сон, следует проводить внушение, направленное на устранение того или иного симптома.
3.
Релаксация и аутотренинг. Существует множество методов релаксации и аутотренинга. С помощью релаксации достигается урежение частоты сердечных сокращений, увеличение периферического кровотока, улучшение нервно-мышечной проводимости, общее успокоение. Большинство методов релаксации базируется на так называемой «прогрессирующей релаксации».
Пациент последовательно расслабляет крупные мышечные группы, начиная от стоп по направлению к голове или наоборот. Расслабление следует сочетать с самовнушением тяжести и тепла в мышцах. Формулы самовнушения рекомендуется произносить мысленно в ритме дыхания
(например, при каждом выдохе). Для тренировки способности к релаксации
В. Леви рекомендовал делать простейшие движения (сгибание-разгибание)
последовательно во всех суставах, фиксируя внимание на разнице в ощущениях сокращения мышц и их расслабления.
4.
Систематическая
десенсибилизация.
Метод систематической десенсибилизации был внедрен в медицинскую практику J. Wolpe. Он основан на принципе контробусловливания, согласно которому человек может преодолеть тревогу, связанную с той или иной ситуацией или объектом, путем постепенного приближения к пугающей ситуации, находясь в психофизиологическом состоянии, способствующем подавлению тревоги.
В ходе процедуры больной достигает состояния полной релаксации, а затем подвергается воздействию стимулов, вызывающих тревогу, начиная от самого нейтрального и заканчивая наиболее угрожающим. Как правило,
больной не ставится буквально в вызывающую тревогу ситуацию; врач просто внушает ему соответствующие сцены. Негативная реакция тревоги подавляется состоянием релаксации. Когда пациент привыкает расслабляться в процессе внушения угрожающих сцен, он сохраняет спокойствие и в реальной жизненной ситуации.
Профилактика психосоматических заболеваний.
Профилактика в детском и юношеском возрасте
Очевиден тот факт, что многие заболевания закладываются еще в раннем детстве. Очень часто оставляемые без должного внимания жалобы ребенка на головные боли (особенно в сочетании с повышенной утомляемостью, расстройствами сна, головокружениями, гипергидрозом —
повышенной потливостью) могут в дальнейшем иметь серьезные последствия вплоть до наступления ранней инвалидизации. Поэтому подобные случаи требуют тщательного обследования ребенка с участием окулиста, невропатолога, психиатра и медицинского психолога. Если такой ребенок к тому же имеет дополнительные нагрузки (изучение языков, занятие музыкой, рисование), не вызывающие у него положительных эмоций,

необходимо их ограничить.
Требуют внимания различные психопатические реакции в пубертатном периоде. Например, неустойчивым личностям необходим положительный лидер. Астеникам подходят подвижные игры, шизоидам — занятия в коллективе. Истеричных детей нельзя выделять из общей массы. Во всех соответствующих случаях необходимо выявление девиантных черт личности подростка и их корректировка, тренировка волевых качеств. В ряде случаев оправдана их медикаментозная нивелировка, так как без этого вмешательства возможно дальнейшее искажение формирования личности подростка.
Профилактика во взрослом возрасте
Во взрослом периоде наличие тех или иных признаков соматоневрологической уязвимости может весьма отрицательно сказаться при работе в условиях воздействия профессиональных вредностей: здесь отчетливо выявляется все, что было запущено; кроме того, проявляются соматоформные расстройства. Здесь особенного внимания заслуживают вопросы профилактики перегрузок и нарушений техники безопасности при умственной работе (перерывы, проветривание кабинетов, соответствие компьютерных мониторов гигиеническим нормам и т. д.). Различные виды физической деятельности являются основным способом устранения физиологических механизмов стресса.
Подавить эмоциональную
«стрессовую бурю» можно мышечной работой, особенно на свежем воздухе.
В результате мышечной работы ликвидируется избыток гормонов,
поддерживающих состояние эмоционального перенапряжения. Это приводит к расширению просвета мелких кровеносных сосудов, улучшает работу сердца, выравнивает артериальное давление, снижает возбудимость нервной системы, нормализует эмоциональное состояние. Одним из методов профилактики стрессовых состояний является организация рационального питания. Из пищи в период стрессового состояния исключаются активаторы
ЦНС, например, кофеин, содержащийся в кофе и чае. Очень важно в этот период регулярное питание, так как нарушение режима питания – одна из существенных причин повышения реакции организма на действие стрессора.
Довольно распространено мнение об алкоголе как средстве борьбы со стрессами. Но алкоголь может лишь облегчить переживание стресса, снижая при этом способность человека к сопротивлению. Далее сам алкоголь становится стрессором и часто служит причиной тяжелых стрессов в результате утраты самоконтроля. Не случайно один из древних ученых отметил: «В бутылке неудовлетворенность ищет утешение, трусость –
мужество, а робость – уверенность в себе».
С целью оценки успешности усвоения вышеизложенного материала предлагается решить следующие задания:
Задание №39. Идеи внутриличностного конфликта (наличие в психике человека двух одинаковых по силе мотивов, но противоположных по направленности) характерны для следующей психосоматической теории:
А. Кортико-висцеральной
В. Психоаналитической
С. Нейрофизиологической
D. Социопсихосоматики
Е. Системно-теоретической модели
Задание №40. Испытуемый К., 40 лет, отличающийся высокой требовательностью к себе и окружающим, слывущий очень серьезным человеком и «трудоголиком» при выборе вариантов поведения по опроснику Дженкинса отметил следующие, как характерные для него: 1-2;
2-1; 3-2; 4-1; 5-2; 6-1; 7-1; 8-2; 9-2; 10-1; 11-1; 12-3; 13-2; 14-2; 15-1; 16-3. У
К. выявляется:
А. Коронарное поведение типа А
В. Коронарное поведение типа АВ
С. Коронарное поведение типа В


D. Акцентуация личности по застревающему типу
Е. Высокий уровень алекситимии
Задание №41. Механизм психологической защиты, при котором происходит процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств, называется:
А. Вытеснением
В. Регрессией
С. Интроекцией
D. Рационализацией
E. Интеллектуализацией
Задание №42. Основными параметрами личности, склонной к формированию эссенциальной гипертонии,считается:
А. Столкновение двух взаимоисключающих потребностей (в опеке и самостоятельности)
В. Интерперсональное напряжение между агрессивными импульсами, с одной стороны, и чувством зависимости, с другой
С. Противоречия между «желанием нежности» и «страхом перед нежностью»
D. Чувство хронической неудовлетворенности
Е. Пассивность, трудности в самоутверждении
Задание №44.
Психофармакологические средства используются в основном исходя из соображений лечебного характера в следующих случаях за исключением:
А. При необходимости преодоления вегетативных и функциональных нарушений, поддерживаемых психическим напряжением и конфликтными ситуациями
В. При так называемых психосоматических заболеваниях
С. Когда соматическому заболеванию сопутствуют выраженное состояние страха, напряженность, подавленное настроение, отсутствие побуждений,
утомляемость
D. Угрозы летального исхода
Е. При так называемой адаптации к больничным условиям
Если Вы сомневаетесь в правильности решения или Вас что-то беспокоит, ёще раз прочитайте данный раздел информации и снова попробуйте решить задания. Только правильное их решение говорит о том,
что информация Вами усвоена, и Вы можете переходить к изучению следующего материала.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   24

Раздел 7
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ С
РАЗЛИЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Актуальность темы: Одной из особенностей соматических заболеваний является возникновение психологической реакции у заболевшего человека на собственную болезнь. Тип реагирования на соматическое заболевание связан,
в первую очередь, с оценкой пациентом его тяжести. Существует феномен
«объективной» и «субъективной» тяжести болезни. Так, субъективное отношение к заболеванию называется «внутренней картиной болезни».
Объективная тяжесть болезни — информация о летальности, обусловленной заболеванием, вероятность инвалидизации и хронификации болезненного процесса. Формирование психологического реагирования на заболевание сочетается со специфическими особенностями психического состояния пациентов: реакция на заболевание зависит от особенностей самой болезни
(течение, успешность лечения и исход) и от индивидуально-психологических особенностей заболевшего человека.

Цель обучения
(общая):
Уметь распознавать особенности психологического реагирования пациентов на различные заболевания.
Конкретные цели – уметь:
Цели исходного уровня – уметь:
1.
Выбирать из данных анамнеза сведения, отражающие личностные качества пациентов до заболевания
1. Применять навыки общения с пациентами, собирать анамнестические данные, жалобы,
проводить объективное обследование больных в соответствии с принципами медицинской этики и деонтологии (кафедры пропедевтики внутренних болезней, хирургии,
педиатрии, истории медицины,
основы права, философии)
2.
Оценивать объективную тяжесть заболевания на основании жалоб,
объективного исследования и данных консультативных заключений
2. Проводить психодиагностическое исследование (курс медицинской психологии)
3.
Выявлять особенности психологической реакции на заболевание и факторы, влияющие на ее формирование
3. Определять тип отношения к болезни (курс медицинской психологии)
Для оценки исходного уровня знаний предлагается выполнить следующие задания:
Задание №45. Больной К., 45 л., страдающий хроническим гастритом, был обследован методикой для определения типа отношения к болезни и выявлен дисфорический тип внутренней картины болезни. Врач,
проводивший исследование, на вопрос пациента о результатах порекомендовал обратиться за консультацией к психиатру. Оцените этико- деонтологический аспект действий врача в данном случае:
А. Действия врача неправильные по форме, содержанию и не соответствуют деонтологическим принципам
B.
Действия врача неправильные по смыслу, но не нарушают деонтологические нормы
C.
Действия врача правильные по смыслу и соответствуют деонтологическим нормам
D.
Действия врача неправильные только в деонтологическом отношении
E.
---
Задание №46. Пациентка, 23 лет. Два месяца назад получила черепно- мозговую травму, несколько минут была без сознания, затем в течение нескольких часов отмечалась тошнота и однократная рвота. На следующий день после травмы появились судорожные пароксизмы с частотой раз в неделю, протекавшие с потерей сознания, непроизвольным мочеиспусканием и дефекацией, прикусом языка. Какие дополнительные исследования следует назначить в данном случае?
A.
ЭЭГ
B.
РЭГ
C.
КТ
D.
МРТ
E.
УЗИ сосудов
Задание №47. Патопсихолог исследовал пациента К.25 лет с помощью методики Зунга. Какую психическую функцию исследовал врач?
A. Эмоции
B. Внимание


C. Память
D. Мышление
E. Восприятие
Задание №48. Пациентка 18 лет на приеме у психиатра с родителями,
которые обеспокоены тем, что дочь большую часть времени проводит в постели, отказывается посещать институт, грубит им и периодически бывает агрессивна. В последнее время появилось новое увлечение: читает только литературу религиозного содержания, посвященную теме сатанизма, одевается во все черное с символикой дьявола. Однажды устроила ночью жертвоприношение котенка в своей комнате. Какую методику Вы бы использовали в данном случае?
A. Дженкинса
B. Леонгарда-Шмишека
C. Пиктограмм
D. Зунга
E. Спилбергера
Задание №49. Пациент Ю., 56 л. наблюдается у онколога по поводу рака сигмовидной кишки 4 стадии. Трезво оценивает свое состояния без склонности как преувеличивать его тяжесть, так и без недооценки тяжести болезни. Стремится активно содействовать лечению, точно выполняя все предписания лечащего врача. Старается не обременять своих близких тяготами ухода за собой. Определите тип отношения к болезни:
A.
Тревожный
B.
Гармоничный
C.
Меланхолический
D.
Сенситивный
E.
Анозогнозический
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:
1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. - К., 1996, стор.76-89.
2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. - М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000, 592с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В этой главе приведены данные о психологических особенностях больных с различными соматическими заболеваниями, сгруппированными по традиционно принятым в медицине дисциплинам: хирургические,
терапевтические, инфекционные, гинекологические и др. Учитывая особую значимость онкологической патологии, данная группа освещена отдельно.
Терапевтическая
патология.
Заболевания, относимые к
терапевтической группе, объединяют большой круг соматической патологии.
В данный раздел включено освещение вопросов психологии больных c собственно терапевтической, а также с эндокринной и неврологической патологией.
Ситуация наличия хронического соматического заболевания
провоцирует развитие психологического кризиса. Объективная ситуация тяжелого, опасного соматического заболевания, отрыв от привычного социального окружения, возможность калечащей операции, инвалидность приводят к изменению объективного положения человека в социальной среде. Центральным психологическим механизмом личностных изменений в условиях хронической соматической болезни выступает перестройка иерархии мотивов по типу их переподчинения новому главному смыслообразующему мотиву — сохранения жизни и восстановления здоровья, названному А.Ш. Тхостовым «сдвигом цели на мотив». При прогрессировании хронической болезни меняется вся система отношений больных. Значимыми становятся только те события, которые не противоречат