Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1179
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
жизни у самых разных инстанций, попытка заключить сделку с судьбой.
На четвёртой стадии пациент понимает всю тяжесть своей ситуации.
Как правило, наступает депрессия: впадает в отчаяние и ужас, у него опускаются руки, перестаёт бороться, теряет интерес к житейским проблемам, оставляет свои обычные дела, отдаляется от людей, закрывается дома и оплакивает свою судьбу.
Пятая стадия — это наиболее рациональная психологическая реакция,
но до неё далеко не каждый доходит. Больные мобилизуют свои усилия,
чтобы, несмотря на заболевание, продолжать жить с пользой для близких.
Лишь немногим больным удается дожить до заключительной стадии -
принятия.
Следует отметить, что вышеперечисленные стадии не всегда идут в установленном порядке. Больной может остановиться на какой-то стадии или даже вернуться на предыдущую.
Вследствие сочетания перечисленных патогенных для психики факторов у онкологически больных резко возрастает риск суицидальных тенденций. Количество суицидальных попыток при онкологических заболеваниях значительно превышает подобный показатель при других соматических заболеваниях, так как ни одно из существующих заболеваний не несет в себе столь мощной стрессирующей нагрузки, как злокачественная опухоль, что в свою очередь обусловливает специфические психологические особенности пациентов с онкологической патологией.
Семейная поддержка является важнейшим и принципиальнейшим фактором в приспособлении больных с онкологической патологией. Роль семейных взаимоотношений возрастает в случаях появления у онкологически больных психологических проблем и психических расстройств. Адаптация больных к новому для них статусу онкологически больного эффективнее проходить в семьях, строящихся по принципу сплоченности. Причем, лица,
получающие химиотерапию, нуждаются в «более теплом отношении в семьях» по сравнению с пациентами, перенесшими оперативное вмешательство по поводу опухолей. При мастэктомии у жен существенна роль психологической помощи со стороны мужа больной. Отмечена значимость сексуально-эстетического фактора, способного вызывать неадекватные реакции мужа и спровоцировать появление психогенных психических нарушений. Однако мужская роль оказывается зачастую существенной лишь в качестве подтверждения негативных ожиданий больных, основанных на рефлексивном стиле мышления, присущем онкологическим больным, который базируется на изменениях самооценки в связи с заболеванием.
Особый интерес представляет вопрос о влиянии психических переживаний, расстройств и преморбидных характерологических особенностей человека на протекание онкологического процесса.
H.J. Eysenck в работе «Рак, личность и белки» приводит данные о связи личности с возникновением или предотвращением рака. Риск развития рака,
по его мнению, связан с такими особенностями личности, как эмоциональная лабильность, экстраверсия, аномальное выражение эмоций (чрезмерное подавление чувств), а также депрессия и безнадежность. Как полагает
H. Eysenck, тревога и нейротизм защищают от рака. Острый стресс, снижая эффективность иммунной системы, способствует возникновению рака.
Увеличение уровня кортикостероидов, которое имеет место при депрессии,
снижает клеточный иммунитет и способствует развитию рака. АКТГ,
связанный с тревогой и нейротизмом, наоборот, способствует укреплению защитных сил организма. Особо акцентируется внимание на том, что индивидуальные различия и генетические факторы могут оказывать существенное влияние на проявление соответствующих показателей.
Меланхолия и депрессия, по мнению P. Revidi, способствуют возникновению злокачественных опухолей. Существует психологическая
«подготовленность почвы» к развитию рака. По образному выражению автора, рак молочной железы нередко представляет «пассивное самоубийство» в результате чувства вины и депрессии. Сдержанность проявления эмоций, подавление половых инстинктов могут быть отнесены к
На четвёртой стадии пациент понимает всю тяжесть своей ситуации.
Как правило, наступает депрессия: впадает в отчаяние и ужас, у него опускаются руки, перестаёт бороться, теряет интерес к житейским проблемам, оставляет свои обычные дела, отдаляется от людей, закрывается дома и оплакивает свою судьбу.
Пятая стадия — это наиболее рациональная психологическая реакция,
но до неё далеко не каждый доходит. Больные мобилизуют свои усилия,
чтобы, несмотря на заболевание, продолжать жить с пользой для близких.
Лишь немногим больным удается дожить до заключительной стадии -
принятия.
Следует отметить, что вышеперечисленные стадии не всегда идут в установленном порядке. Больной может остановиться на какой-то стадии или даже вернуться на предыдущую.
Вследствие сочетания перечисленных патогенных для психики факторов у онкологически больных резко возрастает риск суицидальных тенденций. Количество суицидальных попыток при онкологических заболеваниях значительно превышает подобный показатель при других соматических заболеваниях, так как ни одно из существующих заболеваний не несет в себе столь мощной стрессирующей нагрузки, как злокачественная опухоль, что в свою очередь обусловливает специфические психологические особенности пациентов с онкологической патологией.
Семейная поддержка является важнейшим и принципиальнейшим фактором в приспособлении больных с онкологической патологией. Роль семейных взаимоотношений возрастает в случаях появления у онкологически больных психологических проблем и психических расстройств. Адаптация больных к новому для них статусу онкологически больного эффективнее проходить в семьях, строящихся по принципу сплоченности. Причем, лица,
получающие химиотерапию, нуждаются в «более теплом отношении в семьях» по сравнению с пациентами, перенесшими оперативное вмешательство по поводу опухолей. При мастэктомии у жен существенна роль психологической помощи со стороны мужа больной. Отмечена значимость сексуально-эстетического фактора, способного вызывать неадекватные реакции мужа и спровоцировать появление психогенных психических нарушений. Однако мужская роль оказывается зачастую существенной лишь в качестве подтверждения негативных ожиданий больных, основанных на рефлексивном стиле мышления, присущем онкологическим больным, который базируется на изменениях самооценки в связи с заболеванием.
Особый интерес представляет вопрос о влиянии психических переживаний, расстройств и преморбидных характерологических особенностей человека на протекание онкологического процесса.
H.J. Eysenck в работе «Рак, личность и белки» приводит данные о связи личности с возникновением или предотвращением рака. Риск развития рака,
по его мнению, связан с такими особенностями личности, как эмоциональная лабильность, экстраверсия, аномальное выражение эмоций (чрезмерное подавление чувств), а также депрессия и безнадежность. Как полагает
H. Eysenck, тревога и нейротизм защищают от рака. Острый стресс, снижая эффективность иммунной системы, способствует возникновению рака.
Увеличение уровня кортикостероидов, которое имеет место при депрессии,
снижает клеточный иммунитет и способствует развитию рака. АКТГ,
связанный с тревогой и нейротизмом, наоборот, способствует укреплению защитных сил организма. Особо акцентируется внимание на том, что индивидуальные различия и генетические факторы могут оказывать существенное влияние на проявление соответствующих показателей.
Меланхолия и депрессия, по мнению P. Revidi, способствуют возникновению злокачественных опухолей. Существует психологическая
«подготовленность почвы» к развитию рака. По образному выражению автора, рак молочной железы нередко представляет «пассивное самоубийство» в результате чувства вины и депрессии. Сдержанность проявления эмоций, подавление половых инстинктов могут быть отнесены к
этиологическим факторам развития рака молочной железы. Анорексия,
бессонница, неуверенность в себе, психические травмы могут привести к развитию рака в сроки от 1 до 15 лет. Рак, подчеркивает P. Revidi, можно рассматривать как болезнь адаптации к стрессу и иммунодепрессии. Раку молочной железы часто предшествуют длительные депрессии. Эти больные чаще бездетны и в сексуальном плане более заторможены.
Резюмируя, следует сказать, что онкологические заболевания и психическое состояние пациентов имеют двухканальную связь. С одной стороны, онкологическая патология провоцирует появление разнообразных психических переживаний (от донозологических до выраженных клинических психопатологических), с другой стороны, в появлении онкологических заболеваний, а также вероятности излечения от них существенна роль психологического преморбида и типов психического реагирования на заболевание.
Дефекты тела и органов чувств. В силу особой значимости для любого человека существенных и заметных изменений внешности человека можно говорить о типичности и специфичности психологических девиаций при косметических дефектах, дефектах зрения, слуха и речи.
Психологические особенности лиц с разнообразными дефектами схожи между собой и отличны от реакций на иные заболевания. Это обусловлено несколькими причинами, среди которых выделяется значимость социального статуса человека с каким-либо дефектом и отношением к нему в обществе, а также изменения личности в связи с нарушением познавательных процессов при дефектах органов чувств.
Среди косметических дефектов наиболее значимыми являются изменения и деформации лица или отдельных его составляющих. По мнению
Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушакова, человек, потерявший руку или ногу, страдает от того, что на его дефект обращают внимание окружающие. У него реже,
чем при другой патологии возникает чувство отвращения к себе. По сравнению с ними люди с обезображивающими изменениями лица реагируют в большей степени самоуничижительно. Они становятся обидчивыми,
раздражительными, чувствительными, избегают появляться на людях, резко ограничивают контакты с окружающими, нередко размышляют о самоубийстве. В случаях кожных изменений и деформаций лица у пациентов к перечисленным психологическим проявлениям присоединяется чувство стыда, брезгливости и опасения, что окружающими станут избегать их в силу страха заразиться.
Заикание является своеобразным видом дефекта, который может приводить к значительным психологическим последствиям, способным изменить характер и направленность формирования личности. При появлении заикания начинает нарушаться вся система личностных отношений (В.М. Шкловский). Наиболее частым клиническим признаком становится страх речи (логофобия). Он нарушает коммуникативную сторону жизни человека, приводит к патологической замкнутости, нежеланию общаться с окружающими. Человек старается переключить свои интересы на деятельность, исключающую частое и длительное общение.
Психологические особенности
слепых
и
глухих
людей
обусловливаются нарушением одной из сфер познавательной деятельности.
Пациенты с подобными дефектами органов чувств становятся нерешительными, робкими, зависимыми от близких. У них нередко формируются идеи ущербности, сочетающиеся с такими качествами личности как принципиальность, справедливость, законопослушание,
высокий уровень нравственных требований по отношению к себе и окружающим. У пациентов с тугоухостью чаще встречаются идеи отношения, обидчивость, повышенная тревожность. Они становятся подозрительными, стеснительными, стараются скрыть свой дефект.
Особую группу составляют
лица,
перенесшие
радикальные
хирургические операции, относящиеся к так называемым «калечащим
операциям»: мастэктомию, гистерэктомию, овариэктомию, цистэктомию и т. п. Психологические реакции на подобные операции обусловлены функциональной и нередко символической значимостью удаленных органов.
бессонница, неуверенность в себе, психические травмы могут привести к развитию рака в сроки от 1 до 15 лет. Рак, подчеркивает P. Revidi, можно рассматривать как болезнь адаптации к стрессу и иммунодепрессии. Раку молочной железы часто предшествуют длительные депрессии. Эти больные чаще бездетны и в сексуальном плане более заторможены.
Резюмируя, следует сказать, что онкологические заболевания и психическое состояние пациентов имеют двухканальную связь. С одной стороны, онкологическая патология провоцирует появление разнообразных психических переживаний (от донозологических до выраженных клинических психопатологических), с другой стороны, в появлении онкологических заболеваний, а также вероятности излечения от них существенна роль психологического преморбида и типов психического реагирования на заболевание.
Дефекты тела и органов чувств. В силу особой значимости для любого человека существенных и заметных изменений внешности человека можно говорить о типичности и специфичности психологических девиаций при косметических дефектах, дефектах зрения, слуха и речи.
Психологические особенности лиц с разнообразными дефектами схожи между собой и отличны от реакций на иные заболевания. Это обусловлено несколькими причинами, среди которых выделяется значимость социального статуса человека с каким-либо дефектом и отношением к нему в обществе, а также изменения личности в связи с нарушением познавательных процессов при дефектах органов чувств.
Среди косметических дефектов наиболее значимыми являются изменения и деформации лица или отдельных его составляющих. По мнению
Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушакова, человек, потерявший руку или ногу, страдает от того, что на его дефект обращают внимание окружающие. У него реже,
чем при другой патологии возникает чувство отвращения к себе. По сравнению с ними люди с обезображивающими изменениями лица реагируют в большей степени самоуничижительно. Они становятся обидчивыми,
раздражительными, чувствительными, избегают появляться на людях, резко ограничивают контакты с окружающими, нередко размышляют о самоубийстве. В случаях кожных изменений и деформаций лица у пациентов к перечисленным психологическим проявлениям присоединяется чувство стыда, брезгливости и опасения, что окружающими станут избегать их в силу страха заразиться.
Заикание является своеобразным видом дефекта, который может приводить к значительным психологическим последствиям, способным изменить характер и направленность формирования личности. При появлении заикания начинает нарушаться вся система личностных отношений (В.М. Шкловский). Наиболее частым клиническим признаком становится страх речи (логофобия). Он нарушает коммуникативную сторону жизни человека, приводит к патологической замкнутости, нежеланию общаться с окружающими. Человек старается переключить свои интересы на деятельность, исключающую частое и длительное общение.
Психологические особенности
слепых
и
глухих
людей
обусловливаются нарушением одной из сфер познавательной деятельности.
Пациенты с подобными дефектами органов чувств становятся нерешительными, робкими, зависимыми от близких. У них нередко формируются идеи ущербности, сочетающиеся с такими качествами личности как принципиальность, справедливость, законопослушание,
высокий уровень нравственных требований по отношению к себе и окружающим. У пациентов с тугоухостью чаще встречаются идеи отношения, обидчивость, повышенная тревожность. Они становятся подозрительными, стеснительными, стараются скрыть свой дефект.
Особую группу составляют
лица,
перенесшие
радикальные
хирургические операции, относящиеся к так называемым «калечащим
операциям»: мастэктомию, гистерэктомию, овариэктомию, цистэктомию и т. п. Психологические реакции на подобные операции обусловлены функциональной и нередко символической значимостью удаленных органов.
Радикальные гинекологические операции существенно влияют на самооценку женщин. При мастэктомии у больной могут возникать тревожные опасения по поводу изменения отношения со стороны мужа или близких в силу эстетического дефекта, при гистерэктомии и овариэктомии из-за сексуального дефекта. Многие женщины, перенесшие овари- и гистерэктомию стараются скрывать от близких истинный смысл операции,
упреждая негативную реакцию со стороны мужа и его возможный уход из семьи.
Многие пациенты сексологического профиля, говоря о проявлениях собственной патологии, часто употребляют термин «дефект». Суть
«сексуального дефекта» заключается в резком снижении самооценки человеком, у которого появились симптомы сексологических расстройств
(аноргазмии, фригидности, импотенции). Как правило, у таких пациентов появляется два вида реакций. У одних снижается настроение, появляются идеи никчемности, ущербности, самообвинения и доминирует интрапунитивный тип реакций. Другие становятся раздражительными,
вспыльчивыми, ворчливыми, предъявляют претензии к сексуальному партнеру — экстрапунитивный тип реагирования. Типичным является попытка скрывать наличие симптомов сексуальных проблем в силу их не престижности и стыда.
Близким к вышеописанному является «психический дефект» (в том числе интеллектуальный). Возникновение «комплекса неполноценности» в связи с психологическими проблемами возможно лишь при непсихотическом уровне психических расстройств. Такой «дефект» появляется у больных с невротическими и личностными расстройствами. В силу необходимости лечения у психиатров пациенты становятся замкнутыми, сужают контакты,
испытывают стеснительность и робость в общении, стараются скрывать имеющиеся проблемы и факты посещения специалистов.
При интеллектуальном дефекте реакции пациентов отмечаются гораздо реже по сравнению с реакциями близких родственников, которые считают, что дефект одного из членов семьи становится дефектом всей семьи. Вследствие этого родственники пытаются ограничить круг общения, живут в добровольной изоляции.
Возрастные особенности человека также существенны при формировании субъективного отношения к болезни и становления определенного типа реагирования на нее. Известно, что для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболеваний —
своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести. Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются болезни, которые изменяют внешний вид человека, делают его непривлекательным. Связано это с системой ценностей, расстановкой приоритетов, имеющихся у молодого человека, для которого наивысшую ценность приобретает удовлетворение основополагающей потребности — «удовлетворенность собственной внешностью». Таким образом, наиболее тяжелые психологические реакции могут вызывать болезни, не носящие с медицинской точки зрения угрозы для жизни. К ним относятся любые болезни, негативно, с точки зрения подростка, изменяющие внешность (кожные, аллергические), калечащие травмы и операции (ожоги). Ни в каком другом возрасте не наблюдается столь тяжелые психологические реакции человека на появление у него на коже лица фурункулов. Лица зрелого возраста более тяжело психологически будут реагировать на хронические инвалидизирующие заболевания. Это связано также с системой ценностей, и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости,
самостоятельности и пр. Именно удовлетворение подобных потребностей может быть заблокировано появлением любой хронической или приводящей к инвалидности болезни. Психологически тяжелыми для лиц зрелого возраста являются такие болезни как онкологические, хронические соматические болезни и т.д. Второй повышенно значимой группой заболеваний для зрелого человека считаются так называемые социально
неприемлемые болезни, к которым обычно относят венерические и психические заболевания. Психологическая реакция на них обусловлена не всегда оценкой их, как угрожающих здоровью, а связана с переживаниями по поводу того, как изменится социальный статус и авторитет заболевшего такими болезнями в случае, если об этом станет известно окружающим.
Список подобных заболеваний не исчерпывается венерическими и психическими, в эту группу также могут быть отнесены заболевания,
носящие оттенок субъективной «не престижности»: проктологическая патология, прерывание беременности.
Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти. Инфаркт, инсульт,
злокачественные опухоли страшны для них не тем, что могут приводить к потере трудоспособности, а тем, что ассоциируются со смертью.
С целью оценки успешности усвоения вышеизложенного материала предлагается решить следующие задания:
Задание № 50. Пациент К. 48 л., страдает тяжелым соматическим заболеванием. Какой критерий включает понятие «объективная тяжесть болезни»?
A.
Летальности
B.
Психологической значимости
C.
Болевой характеристики болезни
D.
Внутренней картины болезни
E.
Нозологии
Задание № 51. В отделении интенсивного сестринского ухода находится пациентка 72 лет, страдающая раком молочной железы в терминальной стадии, с выраженным болевым синдромом. Порог болевой чувствительности ниже:
A. У женщин
B. У мужчин
C. Различий не обнаруживается
D. У женщин с преобладанием фемининных свойств
E. У женщин с повышенной маскулинизацией
Задание № 52. На консультации у дерматолога мать с 12 летней девочкой,
страдающей угревой болезнью. Мать обеспокоена тем, что дочь отказывается ходить в школу, потому что одноклассники ее дразнят, не хотят с ней общаться. Настроение ребенка снижено, заявляет, что она
“безобразна”. Какая патология для подростков является наиболее тяжелой в психологическом отношении:
A. Сексуальные расстройства
B. Заболевания, изменяющие внешность
C. Онкологические заболевания
D. Инфаркт
E. Инсульт
Задание № 53. Пациентка Ф., 43 л., в течение последних 2-х месяцев регулярно посещает хирурга, настаивая на проведении оперативного вмешательства по поводу патологии желудка, не смотря на аргументированное заключение врачебного консилиума о нецелесообразности проведения данного вида лечения. Постоянное и непреодолимое желание человека подвергаться хирургическим операциям по поводу мнимых проявлений болезни называется:
A. Cимуляцией
B. Агравационным синдромом
C. Ипохондрическим синдромом
D. Синдромом Ашафенбурга
E. Синдромом Мюнхаузена
Список подобных заболеваний не исчерпывается венерическими и психическими, в эту группу также могут быть отнесены заболевания,
носящие оттенок субъективной «не престижности»: проктологическая патология, прерывание беременности.
Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти. Инфаркт, инсульт,
злокачественные опухоли страшны для них не тем, что могут приводить к потере трудоспособности, а тем, что ассоциируются со смертью.
С целью оценки успешности усвоения вышеизложенного материала предлагается решить следующие задания:
Задание № 50. Пациент К. 48 л., страдает тяжелым соматическим заболеванием. Какой критерий включает понятие «объективная тяжесть болезни»?
A.
Летальности
B.
Психологической значимости
C.
Болевой характеристики болезни
D.
Внутренней картины болезни
E.
Нозологии
Задание № 51. В отделении интенсивного сестринского ухода находится пациентка 72 лет, страдающая раком молочной железы в терминальной стадии, с выраженным болевым синдромом. Порог болевой чувствительности ниже:
A. У женщин
B. У мужчин
C. Различий не обнаруживается
D. У женщин с преобладанием фемининных свойств
E. У женщин с повышенной маскулинизацией
Задание № 52. На консультации у дерматолога мать с 12 летней девочкой,
страдающей угревой болезнью. Мать обеспокоена тем, что дочь отказывается ходить в школу, потому что одноклассники ее дразнят, не хотят с ней общаться. Настроение ребенка снижено, заявляет, что она
“безобразна”. Какая патология для подростков является наиболее тяжелой в психологическом отношении:
A. Сексуальные расстройства
B. Заболевания, изменяющие внешность
C. Онкологические заболевания
D. Инфаркт
E. Инсульт
Задание № 53. Пациентка Ф., 43 л., в течение последних 2-х месяцев регулярно посещает хирурга, настаивая на проведении оперативного вмешательства по поводу патологии желудка, не смотря на аргументированное заключение врачебного консилиума о нецелесообразности проведения данного вида лечения. Постоянное и непреодолимое желание человека подвергаться хирургическим операциям по поводу мнимых проявлений болезни называется:
A. Cимуляцией
B. Агравационным синдромом
C. Ипохондрическим синдромом
D. Синдромом Ашафенбурга
E. Синдромом Мюнхаузена
Задание № 54. Пациентка С., 17 л., обратилась к психотерапевту по поводу страха речи. Логофобия встречается при:
A. Шизофрении
B. Сахарном диабете
C. Заикании
D. Гиперкинетическом синдроме
E. Аутизме
Если Вы сомневаетесь в правильности решения или Вас что-то беспокоит, ёще раз прочитайте данный раздел информации и снова попробуйте решить задания. Только правильное их решение говорит о том,
что информация Вами усвоена, и Вы можете переходить к изучению следующего материала.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 24