Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1041

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 8
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАВИСИМОГО,
СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ТАНАТОЛОГИИ И ЭВТАНАЗИИ
Актуальность темы: Проблема зависимого поведения в результате употребления психоактивных веществ, патологической склонности к сверхценным увлечениям, нарушения пищевого поведения, суицидальное поведение, вопросы танатологии и эвтаназии являются одной из основных медико – социальных проблем современного мира.
Наиболее значимыми факторами, обусловливающими рост зависимого поведения являются процессы урбанизации, стрессогенные события,
повышение средней продолжительности жизни, миграция населения и т.д..
Зависимое поведение влечет за собой последствия не только медицинского,
но и социального порядка.
Высокая распространенность данной патологии, не достаточно изученные причины зависимости, вовлечение в зависимое поведение лиц молодого возраста, значительное снижение качества жизни и социального функционирования этой категории пациентов, обуславливает актуальность изучения данной темы.
Цель обучения (общая): уметь анализировать психологические аспекты и определять основные формы зависимого, суицидального поведения,
танатологии и эвтаназии.
Конкретные цели: уметь
Цели исходного уровня: уметь
1. Анализировать психологические аспекты зависимости от психоактивных веществ
1.Выявлять анатомические образования головного мозга и биологически активные вещества,
отвечающие за формирование эмоций и поведение человека
(кафедра анатомии, кафедра физиологии)
2. Определять основные виды сверхценных увлечений (гемблинг,
компьютерная зависимость, Интернет
– зависимость), анализировать психологические аспекты их формирования
2. Определять с точки зрения философии понятия «бытие»,
«смерть», «самоубийство» и т.д.
3. Выявлять основные формы зависимости пищевого поведения
(нервная анорексия, булимия,
обжорство), а также основные психологические факторы их возникновения
3. Проводить анамнестическое и клиническое исследование больных с соматической патологией (кафедра пропедевтики внутренних болезней)

4. Выявлять признаки суицидального поведения, знать разновидности суицидального поведения, мотивы и цели суицида. Своевременно распознавать суицидальные мысли и намерения. Определять роль социальных служб при суицидальных тенденциях. Определять особенности суицидального поведения у соматических больных (при злокачественных опухолях, ВИЧ –
инфекции, СПИД, врожденных и приобретенных физических дефектах)
4. Проводить патопсихологическое исследование эмоций при помощи опросника уровня тревожности
Спилбергера-Ханина и уровня депрессии Зунга (кафедра общей психологии)
5. Определять психологические аспекты умирания и смерти.
Определять морально – этические,
юридические аспекты эвтаназии
5. Определять объем необходимых дополнительных клинических и инструментальных методов исследования и интерпретировать полученные результаты (кафедра лучевой анатомии)
6. Определять механизм действия и точки приложения психотропных лекарственных средств (кафедра фармакологии)
Для оценки исходного уровня знаний предлагается выполнить следующие задания:
Задание №55. Пациентка Л., 30 лет на приеме у психотерапевта жалуется на сниженное настроение, ощущение тоски и печали, суицидальные высказывания, снижение работоспособности, нарушение сна. Что является анатомическим субстратом формирования отрицательных эмоций у данной пациентки?
А. Лимбическая система
В. Ретикулярная формация
С. Черная субстанция
D. Экстрапирамидная система
Е. Продолговатый мозг
Задание №56. Больной 30 лет. На прием к терапевту доставлен родителями. С их слов у больного на протяжении месяца наблюдается бессонница, депрессия. При осмотре: зрачки расширены, на свет не реагируют, отмечается слезотечение, насморк и чихание, «гусиная кожа»,
мышцы напряжены. Консультация какого специалиста поможет уточнить диагноз:
А. Психиатра
В. Невролога
С. Инфекциониста
D. Нарколога
Е. Реаниматолога
Задание №57. Для лечения нервной анорексии больной был назначен флуоксетин. К какой группе лекарственных препаратов относится данное средство:
А. Транквилизатор
В. Антидепрессант


С. Антипсихотик
D. Психостимулятор
Е. Ноотроп
Задание №58. Больной Т. 55 лет, находится на лечении в кардиологическом отделении по поводу ИБС: стенокардии напряжения
ФКII. Накануне у больного пропал аппетит, нарушился сон, стал вялым,
появилось безразличие и апатия ко всему, возникли мысли вины. Лечащий врач по рекомендации психотерапевта, назначил амитриптилин. Назовите механизм действия данного препарата:
А. Пресинаптическая стимуляция выброса серотонина и норадреналина
В. Ингибирование обратного захвата серотонина
С. Ингибирование обратного захвата норадреналина
D. Необратимое ингибирование фермента моноаминоксидазы (МАО)
Е. Стимуляция фермента моноаминоксидазы (МАО)
Задание №59. Больной 40 лет. Злоупотребляет алкоголем 20 лет.
Неоднократно лечился в психиатрической больнице. Через пьянство потерял работу, семью. Год назад пытался совершить суицидальную попытку. Больной находится в терапевтическом отделении с диагнозом:
хр.гепатит, язвенная болезнь 12-ти перстной кишки, хр.панкреатит. На момент осмотра фон настроения снижен, двигательная активность резко ограничена. Высказывает суицидальные мысли. Ваша тактика в отношении данного больного:
А. Неотложная госпитализация в психиатрический стационар
В. Плановое лечение в наркологическом стационаре
С. Амбулаторное лечение под присмотром участкового психиатра
D. Плановое лечение в терапевтическом отделении после консультации психиатра
Е. Амбулаторное лечение под присмотром участкового нарколога
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:
1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. - К., 1996, стор.76-89.
2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. - М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000, 592с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
ЗАВИСИМОСТИ
ОТ
ПСИХОАКТИВНЫХ
ВЕЩЕСТВ
Проблема зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) является одной из острых медико – социальных проблем современного мира. По оценкам зарубежных исследователей употребляют ПАВ и испытывают зависимость от них около 13% населения. Большинство ПАВ могут при их приеме вызывать различные соматические, неврологические, психические нарушения, что приводит к социальной дезадаптации. Медицинские последствия зависимости от ПАВ определяются, главным образом,
сокращением длительности жизни в результате высокой смертности.
На данный момент существуют различные психологические теории развития зависимости от ПАВ (психоаналитическая, теория детства,
социокультуральная, особенности строения личности). Большой вклад в изучение психологических аспектов зависимости от ПАВ внесли психоаналитически ориентированные исследователи, которые считали, что причины возникновения зависимости определяются с нарушением детского развития. В большинстве случаев они связывали наркоманию с фиксацией
(сбои в развитии инстинктов) на оральной стадии психосексуального развития. Такая фиксация могла произойти из-за специфичных отношений ребенка и матери на первом году жизни. Мать такого ребенка не в состоянии удовлетворить его потребности, и, следовательно, ребенок все время находился в состоянии фрустрации. В дальнейшем такой ребенок начинает прибегать к употреблению ПАВ для защиты своего ЭГО, причем доступ к своим чувствам у него закрыт, а, следовательно, внутреннее напряжение очень высоко.
С точки зрения психоанализа зависимость от ПАВ — это латентный суицид, то есть это попытка покончить с собой, растянутая во времени. ПАВ
в таком случае используется как средство самоуничтожения. Сам же суицид
— это попытка ухода от болезни или стремление преодолеть внутренние противоречия.
Еще один аспект, которому уделяют внимание в психоанализе — это идентичность. Сложности в формировании собственной идентичности, ее нарушения могут стать дополнительным фактором риска формирования зависимого поведения.
Психологическая теория детства изучает обстановку в семье, стиль семейных отношений, которые могли быть определяющими при формировании зависимости от ПАВ. Анализ стиля воспитания, построения границ семьи, коммуникаций в семье, семейных ролей позволяет сделать предположения о факторах риска развития нервно-психических заболеваний,
зависимостей и т. п. Также отмечается цикличность процессов в семье,
формирование «порочных кругов», когда дети, выросшие в семье с

неблагоприятными условиями, сами создают такую же семью.
При формировании зависимости от ПАВ большое значение имеют личностные особенности человека. Одна из индивидуальных характеристик,
имеющая большое значение по отношению к приему ПАВ, — это поиск ощущений или потребность в различных, новых, сложных ощущениях и переживаниях и способность подвергаться физическому и социальному риску ради поиска этих ощущений. Существует четыре разных аспекта поиска ощущений: поиск «возбуждения» приключений, потребность в новом опыте, растормаживание и «скука» восприятия. Поиск ощущений является одним из источников различия в восприятии наркотика разными людьми,
также он отражает высокую степень чувствительности человека к приятным эффектам ПАВ.
Социокультуральная теория связывает распространение девиантных форм поведения (зависимость от ПАВ) с явлением социальной аномии - состояния отсутствия социальных ценностей, «безнормность», присущие переходным периодам, когда старые ценности уже не существуют, а новая система норм и ценностей еще не сформирована. Аномия негативно влияет на процессы развития общества, она усиливается в период реорганизации общества, а именно в связи, как с общественными регрессиями, так и с быстрыми прогрессивными процессами.
В последнее время в нашем обществе происходят очень резкие изменения, поэтому людям становится сложно оценивать ситуацию,
особенно молодежи. На этом фоне происходит быстрая наркотизация отдельных лиц, что еще раз доказывает влияние макросоциальных факторов на риск возникновения зависимости от ПАВ.
В результате резких изменений в обществе начинается разрушение социальных взаимоотношений, из которых важнейшим являются семейные отношения. Дезинтеграция семьи — это не только следствие общественных процессов, но и причина будущего состояния общества, так как семья в наибольшей степени отвечает за социализацию ребенка. Ослабление функции семьи может служить причиной формирования девиантного поведения, в том числе и зависимости от ПАВ.
Из-за ослабления общественных отношений возросли роль и значение молодежных групп. По существу, они превратились в среду первичной социализации, но при этом они не способны усваивать общественные нормы полностью и адекватно требованиям социума. Молодежная субкультура порой носит дезинтегрирующий характер и способствует формированию девиаций.
Негативное социокультурное влияние молодежных объединений проявляется в следующих формах:
1) все большее влияние приобретают группы, образующиеся спонтанным путем в бесконтрольном окружении (улица, места развлечений и т. п.);
2) в молодежной группе часто доминирует система отношений приятельского уровня (все дальше оттесняется «дружба» в ее традиционном понимании), группы принимают значительные размеры,
что исключает переживания интимности, доверительности;
3) внутригрупповые связи амбивалентны или нейтральны; в спонтанно образуемых, достаточно многолюдных группах много подростков,
которые реализуют «общинное одиночество», или одиночество в толпе;
4) молодежные группы часто построены иерархически и охватывают людей разного возраста, что способствует выстраиванию системы власти и подчинения; негативные привычки и поведение старших становится нормой для всех, что приводит к ускорению девиантной
«карьеры» младших;
5) жизнь молодежных групп насыщена конфликтами, как внутри, так и за ее пределами; часто конфликты между группами перерастают в агрессию; межгрупповым отношениям в высокой степени присущи явления отвержения, нетерпимости, образ мышления, основанный на предубеждении и дискриминации;
6) характерным для молодежных групп является вопрос любви; при выборе личного партнера не принимается во внимание его

причастность к какой-либо форме девиации, следовательно, быстро распространяется секс, что, в свою очередь, оказывает негативное воздействие в эмоциональном, психическом и социальном плане.
Критическим моментом для приобщения к ПАВ является переход от подросткового возраста к юношескому. Именно в это время пробуют наркотики и алкоголь почти половина всех зависимых от ПАВ личностей.
Напротив, в 20 лет злоупотребляют ПАВ почти 9/10 всех хотя бы однажды пробовавших их.
Важным фактором формирования зависимости от ПАВ является ценность здоровья. По данным социологов общественная ценность здоровья достаточно высока: из 10 жизненных ценностей «здоровье» — третье, после
«работы» и «семьи». Однако здоровье ценится как средство достижения жизненных целей и материальных благ, а не как средство прожить как можно дольше и полноценнее. Относительно высокий рейтинг здоровья еще не означает обязательного самосохранительного поведения.
Существуют убедительные доказательства, что алкоголизм не встречается в семьях, где детей приучают связывать выпивку (как правило,
вино) с особыми обстоятельствами. Дети, таким образом, учатся пить с надлежащей умеренностью. В таких семьях пьянство не рассматривается как признак силы и мужественности, а презирается как слабость. В тоже время бескомпромиссное неприятие алкоголя матерью или отцом может способствовать развитию алкоголизма, так как не позволяет «обучить» детей надлежащему использованию и употреблению алкоголя.
Одной из причин зависимости от ПАВ является гипо- или гиперопека ребенка родителями. В случае гипоопеки родители практически не интересуются своим ребенком. У таких детей снижена самооценка,
наличествуют комплексы неполноценности, они переживают чувство мести и ненависти по отношению к взрослым. Отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки со стороны родителей сначала травмируют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к поиску «другой жизни», другого общества.
Очень часто такие дети обращаются к ПАВ или же пытаются покончить с собой, так как не могут понять причины холодного отношения родителей.
В случае гиперопеки за ребенком, родители постоянно присматривают за ним, уделяют чрезмерно много внимания, отказывают в
самостоятельности.
Жизнь гиперопекаемого ребенка полностью контролируется его родителями, а когда он начинает взрослеть, такая сверхзабота становится ему в тягость. Ребенок пытается обрести самостоятельность любым доступным способом, поэтому он сознательно идет на конфликты с семьей, демонстративно нарушает предписываемые ему нормы поведения. Для такого ребенка ПАВ может стать единственным аспектом жизни, над которым, как ему кажется, он обладает полной властью.
Еще одним последствием гиперопеки является инфантилизм.
Инфантильный ребенок легко попадает под влияние более опытных товарищей, его легко уговорить попробовать алкоголь и наркотики, а также подбить на какую-нибудь выходку.
Другой вариант гиперопеки — это всеобщий любимец, объект всеобщего поклонения и восхищения, единственный ребенок в большой семье. Для такого ребенка привычны вседозволенность, неограниченная власть над взрослыми, которые его никогда не накажут и не отругают. Очень часто такие дети демонстративны, стараются произвести сильное впечатление на окружающих, для них характерно желание быть лучше всех,
что в свою очередь может привести к наркотизации или алкоголизму
(например, при желании всех перепить или все попробовать).
Еще одним психологическим фактором, провоцирующим развитие зависимости, может служить влияние среды проживания и наличие доступа к наркотическим веществам. Для подростков при приобщении к ПАВ самое большое значение имеет опыт сверстников. Важным компонентом может оказаться и мода на употребление наркотического вещества (например, мода на экстази и галлюциногены в клубной хаус-культуре).
Очень важным мотивом употребления ПАВ является ожидание от употребления наркотика или алкоголя чего-либо, то есть предвкушение

наркотического вещества. Эти ожидания базируются на предыдущих впечатлениях от эффектов каких-либо применявшихся ПАВ. Эти впечатления могут быть прямыми (если человек сам употреблял ПАВ) или косвенными
(если человек узнал о действии вещества и его эффектах из инструкции, от пробовавших друзей, по телевизору, из книги и т.д.). Часто ожидания людей в отношении ПАВ являются определяющими в их восприятии и отношении к наркотику. В отдельных случаях это может влиять даже сильнее, чем фармакологическое воздействие ПАВ (в некоторых случаях введение наркоману плацебо приводило к облегчению или даже полному снятию симптомов синдрома отмены). Предвкушение эффекта ПАВ оказывается более заметным в поведении или эмоциях, которые общество не относит к обычным ощущениям, например, агрессии, повышенной сексуальности,
эйфории. Например, люди, верящие в то, что героин дает расслабляющий эффект, чувство мягкости, спокойствия, будут испытывать эти эффекты скорее благодаря тому, что они ожидают это, чем специфическому воздействию опиатов. Возвращение после долгого воздержания к обстановке,
которая ассоциируется с употреблением наркотиков, может спровоцировать появление симптомов абстиненции и поведения, направленного на поиск
ПАВ.
Исследование психологических причин возникновения зависимости от
ПАВ вследствие особенностей строения личности человека в основном связано с его преморбидными особенностями. Существует особый тип личностной конституции, психические аномалии, служащие предпосылкой формирования зависимого поведения при первом знакомстве с ПАВ. Было показано, что большинство лиц, употреблявших опиоиды до формирования зависимости от
ПАВ, соответствуют психопатическим или акцентуированным личностям.
У некоторых возбудимых личностей это нередко толкает их или к наркотикам и алкоголю, или к самоубийству. Другой тип акцентуации характера, который может служить фактором риска, — это демонстративный.
Демонстративные личности, в первую очередь, характеризуются очень высокой способностью к вытеснению. Поэтому, с одной стороны, они часто хорошо приспособлены к окружающему миру, а, с другой, — истерические черты способствуют формированию асоциального поведения.
Демонстративные и истерические личности склонны вытеснять неприятные мысли, которые могли бы побудить их к активным раздумьям, так как они не желают ничем отягощать себя. Именно эта черта может способствовать развитию наркомании в тяжелой форме, потому что вплоть до последнего момента демонстративная личность будет делать все для того, чтобы избежать осознания своего заболевания.
У людей с акцентуацией характера циклоидного типа особенности поведения зависят от фазы. В гипертимной фазе оно ничем не отличается от поведения гипертимных подростков. В субдепрессивной фазе возможно суицидальное поведение. У эмоционально-лабильных подростков наиболее значимы аффективные реакции. Они используют ПАВ, как средство уйти от проблем.
Для шизоидных подростков существует определенный риск формирования зависимости. Особенно привлекательны для них те вещества,
которые способствуют аутистическому фантазированию или же облегчают контакты со сверстниками. Эпилептоидная акцентуация сама по себе предопределяет риск самодеструктивного (аддиктивного) поведения. От первых опьянений может пробудиться желание напиваться до «отключения».
ПАВ часто боятся, но если начинают их принимать, то патологическое влечение к ним проявляется быстро и сильно. Поэтому среди подростков- наркоманов и токсикоманов эпилептоиды составляют значительную часть.
Истероидные подростки склонны к демонстративным акциям, поэтому, желая продемонстрировать умение много пить или употребление модных наркотических препаратов, могут стать зависимыми (при условии частого повторения такого поведения). При неустойчивом типе акцентуации характера главной жизненной установкой является поиск удовольствия всегда и везде. Именно эта гедонистическая установка создает высокий риск