Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1174
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
формирования наркомании и алкоголизма.
Для людей с повышенным риском зависимости от ПАВ характерны такие личностные черты, как эмоциональная холодность, эгоцентризм,
низкий самоконтроль и враждебность. У них присутствует тревога, стресс,
вызванные нежелательными ограничениями или запретами: индивид сопротивляется давлению извне, хочет свободно следовать своим желаниям и преодолеть ощущение пустоты и разрыва с другими людьми. У них выражена гедоническая мотивация, склонность к увлечениям, успеху, насыщенной интересной жизни.
Таким образом, психологические причины развития зависимости от
ПАВ заключаются в неправильном развитии в детском возрасте. По- видимому, нарушения развития в детском возрасте играют решающую роль в формировании любой формы дезадаптивного поведения, в том числе и зависимости от ПАВ. При этом все возрастающая социальная нестабильность усиливает эти нарушения и негативные тенденции развития личности. Вероятно, с этим связан рост зависимости от ПАВ в нашей стране в последнее десятилетие.
Для людей с повышенным риском зависимости от ПАВ характерны такие личностные черты, как эмоциональная холодность, эгоцентризм,
низкий самоконтроль и враждебность. У них присутствует тревога, стресс,
вызванные нежелательными ограничениями или запретами: индивид сопротивляется давлению извне, хочет свободно следовать своим желаниям и преодолеть ощущение пустоты и разрыва с другими людьми. У них выражена гедоническая мотивация, склонность к увлечениям, успеху, насыщенной интересной жизни.
Таким образом, психологические причины развития зависимости от
ПАВ заключаются в неправильном развитии в детском возрасте. По- видимому, нарушения развития в детском возрасте играют решающую роль в формировании любой формы дезадаптивного поведения, в том числе и зависимости от ПАВ. При этом все возрастающая социальная нестабильность усиливает эти нарушения и негативные тенденции развития личности. Вероятно, с этим связан рост зависимости от ПАВ в нашей стране в последнее десятилетие.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 24
СВЕРХЦЕННЫЕ
УВЛЕЧЕНИЯ
Гемблинг (лудомания, игромания) – это патологическая склонность к азартным играм. Распространенность этого расстройства составляет около
1%. Патологическая склонность к азартным играм обычно развивается в раннем подростковом возрасте у мужчин (позднее у женщин) и имеет хроническое прогрессирующее течение с чередующимися периодами воздержания от игр и с рецидивами. В настоящее время склонность к азартным играм больше распространена среди мужчин. Женщины обычно начинают увлекаться азартными играми в более старшем возрасте, чем мужчины, но у них быстрее формируются связанные с ними проблемы.
Азартная игра — распространенное, социально приемлемое и легальное занятие в большинстве культур мира. Это может быть игра со ставкой на что-нибудь ценное (обычно деньги) или на то, что произойдет событие, результат которого непредсказуем и обусловливается случайностью.
Различные типы азартных игр, обычно доступные в нашей стране, — это национальная лотерея, скретч-карты, азартные игры по Интернет, игры в казино, ставки во время спортивных соревнований, бинго, игральные автоматы и заключение пари в частном порядке.
Для подавляющего большинства людей азартная игра — это рекреационное занятие без неблагоприятных последствий. Однако для значимого меньшинства она прогрессирует до патологической склонности к азартным играм, которая определяется в МКБ-10 как “стойкое и рецидивирующее дезадаптивное поведение, которое нарушает выполнение личных, семейных или профессиональных обязанностей».
Участие в азартных играх в этой группе имеет сильную связь со злоупотреблением ПАВ, а также с депрессией. Кроме того, получены данные о связи между ранним началом участия в азартных играх и более тяжелой последующей склонностью к ним и более неблагоприятными последствиями.
К другим популяциям риска относятся этнические меньшинства, лица с низким социально-экономическим статусом, а также лица с психическими нарушениями или имеющие проблемы, связанные со злоупотреблением
ПАВ.
Гемблинг может иметь неблагоприятные последствия для индивида,
семьи и общества, кроме того, при этом расстройстве отмечаются высокие показатели сопутствующих психических заболеваний. Раннее выявление и надлежащее лечение могут ограничивать отдаленные неблагоприятные последствия и улучшать исход.
Игромания неблагоприятно воздействует на индивида, семью и на общество. Среди азартных игроков отмечается высокая частота различных психосоматических расстройств и нарушений в психической сфере,
например аффективные и тревожные расстройства, злоупотребление ПАВ и расстройства личности. Чрезмерно выраженная склонность к азартным играм может существенно влиять на финансовое положение индивида, часто
приводя к крупным долгам, бедности и даже к банкротству. Чтобы
“финансировать” свою пагубную привычку, некоторые прибегают к криминальной деятельности, начиная от краж, проституции и заканчивая преступлениями с применением насилия с явными юридическими последствиями. Склонность к азартным играм может также неблагоприятно влиять на межличностные отношения азартного игрока и приводить к проблемам во взаимоотношениях, игнорированию семьи, домашнему насилию и жестокому обращению с ребенком. Установлено, что у детей родителей с патологической склонностью к азартным играм повышен риск нарушений в поведении, развития депрессии и злоупотребления ПАВ. Бремя,
которое несет общество из-за лиц, склонных к азартным играм, включает затраты, обусловленные криминальным поведением азартных игроков, и различные затраты на медицинскую и социальную помощь.
У игроманов отмечается высокий интеллект, большая энергия при узком круге интересов, трудоголизм, авантюризм, максимализм, чрезмерная критичность по отношению к близким и друзьям, в то же время - склонность избегать серьезных конфликтов с помощью искажения фактов и лжи. Они отличаются жаждой острых ощущений, сильной потребностью в признании окружающих, непокорностью, суеверностью.
Азартные игроки скучают в обычной компании и часто после работы продолжают деловые переговоры по телефону. Эти люди - хорошие организаторы, но плохие исполнители, они генерируют идеи, но не воплощают их. Они не копят денег, а тратят их, если занимают - то в максимальных количествах и с нарастающей частотой. Им свойственна фетишизация денег, которые они воспринимают как источник своих проблем и в то же время - как способ их решения. Фетишем может стать любимый игровой автомат - "мой", "более честный", "который когда-нибудь отдаст вложенные деньги".
Выделяются следующие признаки, характерные для гемблинга, как разновидности аддиктивного типа девиантного поведения:
•
Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры;
•
Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой деятельности, постоянные мысли об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями;
•
«Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей;
•
Появление состояний психологического дискомфорта,
раздражительности, беспокойства (т.н. «сухой абстиненции») через короткие промежутки времени после очередного участия в игре с труднопреодолимым желанием приступить к игре («игровым драйвом»);
•
Увеличение частоты участия в игре и стремление ко все более высокому риску;
•
Нарастание снижения способности сопротивляться соблазну («снижение игровой толерантности») возобновить игру.
Компьютерная зависимость. Приобщение к данному виду гемблинга начинается с детского возраста путем видеоигр. В видеоиграх выигрышем является каждый бонус, дающий "дополнительную жизнь", успешное прохождение одного уровня дает игроку пропуск на следующий уровень, а удачное завершение всей игры - звание победителя. При этом деньги пока что не нужны, риск лишь виртуальный, за счет идентификации с героем. И
родители довольны - по улице ребенок не слоняется, да и к технике приобщается - пригодится.
У 65% детей развивается феномен "воображаемого друга"
(сверстников, животных, неживых существ), при этом реальное общение сводится к минимуму. Они посвящают своему увлечению все свободное время, тратят карманные деньги на покупку очередного компакт-диска или модернизацию компьютера. Во время беседы дети оживляются лишь при затрагивании тем, связанных с компьютером, при этом становятся
“финансировать” свою пагубную привычку, некоторые прибегают к криминальной деятельности, начиная от краж, проституции и заканчивая преступлениями с применением насилия с явными юридическими последствиями. Склонность к азартным играм может также неблагоприятно влиять на межличностные отношения азартного игрока и приводить к проблемам во взаимоотношениях, игнорированию семьи, домашнему насилию и жестокому обращению с ребенком. Установлено, что у детей родителей с патологической склонностью к азартным играм повышен риск нарушений в поведении, развития депрессии и злоупотребления ПАВ. Бремя,
которое несет общество из-за лиц, склонных к азартным играм, включает затраты, обусловленные криминальным поведением азартных игроков, и различные затраты на медицинскую и социальную помощь.
У игроманов отмечается высокий интеллект, большая энергия при узком круге интересов, трудоголизм, авантюризм, максимализм, чрезмерная критичность по отношению к близким и друзьям, в то же время - склонность избегать серьезных конфликтов с помощью искажения фактов и лжи. Они отличаются жаждой острых ощущений, сильной потребностью в признании окружающих, непокорностью, суеверностью.
Азартные игроки скучают в обычной компании и часто после работы продолжают деловые переговоры по телефону. Эти люди - хорошие организаторы, но плохие исполнители, они генерируют идеи, но не воплощают их. Они не копят денег, а тратят их, если занимают - то в максимальных количествах и с нарастающей частотой. Им свойственна фетишизация денег, которые они воспринимают как источник своих проблем и в то же время - как способ их решения. Фетишем может стать любимый игровой автомат - "мой", "более честный", "который когда-нибудь отдаст вложенные деньги".
Выделяются следующие признаки, характерные для гемблинга, как разновидности аддиктивного типа девиантного поведения:
•
Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры;
•
Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой деятельности, постоянные мысли об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями;
•
«Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей;
•
Появление состояний психологического дискомфорта,
раздражительности, беспокойства (т.н. «сухой абстиненции») через короткие промежутки времени после очередного участия в игре с труднопреодолимым желанием приступить к игре («игровым драйвом»);
•
Увеличение частоты участия в игре и стремление ко все более высокому риску;
•
Нарастание снижения способности сопротивляться соблазну («снижение игровой толерантности») возобновить игру.
Компьютерная зависимость. Приобщение к данному виду гемблинга начинается с детского возраста путем видеоигр. В видеоиграх выигрышем является каждый бонус, дающий "дополнительную жизнь", успешное прохождение одного уровня дает игроку пропуск на следующий уровень, а удачное завершение всей игры - звание победителя. При этом деньги пока что не нужны, риск лишь виртуальный, за счет идентификации с героем. И
родители довольны - по улице ребенок не слоняется, да и к технике приобщается - пригодится.
У 65% детей развивается феномен "воображаемого друга"
(сверстников, животных, неживых существ), при этом реальное общение сводится к минимуму. Они посвящают своему увлечению все свободное время, тратят карманные деньги на покупку очередного компакт-диска или модернизацию компьютера. Во время беседы дети оживляются лишь при затрагивании тем, связанных с компьютером, при этом становятся
экзальтированными, подолгу и со многими подробностями описывают какую-нибудь видеоигру, как бы играя в нее в этот момент. Попытки взрослых ограничить время, проводимое ребенком за компьютером,
вызывают у него бурный протест; вынужденный простой сопровождается чувством скуки и опустошенности. Ребенок запускает учебу, начинает пропадать у знакомых, имеющих компьютер, невзирая на растущее недовольство хозяев и запрет собственных родителей.
У взрослых пользователей при работе на компьютере выявлены эмоциональные состояния, характерные для общения со значимым другим человеком: азарт, сосредоточенность, решительность, любопытство и заинтересованность, облегчение, удовлетворение, удовольствие, радость,
восторг и восхищение, хорошее настроение, удивление, растерянность и замешательство, волнение и беспокойство, неуверенность, разочарование,
огорчение, неудовлетворенность и недовольство, злость, тревога и испуг.
Приятные переживания чаще наблюдаются у подростков и юношей. У
молодых людей появляются сосредоточенность, волнение и беспокойство.
В происхождении компьютерной зависимости важную роль играет виртуальная реальность, обеспечивающая тотальное насыщение зрительного,
слухового и кинестетического анализаторов и таким образом составляющая мощную конкуренцию истинной реальности. Причем граница между этими реальностями размывается благодаря действиям, направленным на сам компьютер и окружающие объекты. Кроме того, работа на компьютере связана с дополнительным эмоциональным напряжением из-за частых сбоев,
обусловленных содержанием работы, управлением компьютером или несовершенством существующих технических устройств.
Интернет – зависимость. В последние годы в связи с развитием
Интернета появилась новая зависимость – Интернет - аддикция. Она развивается у 25% пользователей в течение первого полугодия, у 58% - в течение второго полугодия.
Чаще всего используют чаты (37%), MUDs (28%), телеконференции
(15%), E-mail (13%), WWW (7%), информационные протоколы (ftp, goper)
(2%). Интернет - независимые пользуются преимущественно теми аспектами
Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые позволяют им встречаться,
социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в виртуальном пространстве. То есть большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами, связанными с общением.
Интернет-зависимые лица пользуются сетью для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения;
возможности творения виртуального героя (создания нового "Я"), что вызывает определенную реакцию окружающих, получение признания окружающих.
Многие пользователи сети начинают испытывать азарт, находясь в
Интернете. Желание завести как можно больше знакомых или скачать побольше интересной информации заставляет их находиться в виртуальном пространстве всю ночь (Интернет в это время стоит дешевле и, как правило,
хорошая связь).
Существует четыре признака интернет-зависимости:
1) навязчивое желание проверить e-mail;
2) постоянное желание следующего выхода в Интернет;
3) жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в «Интернет»;
4) жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет,
приводит пользователя к плохому самочувствию, которое развивается в течение от нескольких дней до месяца и выражается двумя или более факторами: эмоциональное и двигательное возбуждение, тревога, навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет, фантазии и мечты об
вызывают у него бурный протест; вынужденный простой сопровождается чувством скуки и опустошенности. Ребенок запускает учебу, начинает пропадать у знакомых, имеющих компьютер, невзирая на растущее недовольство хозяев и запрет собственных родителей.
У взрослых пользователей при работе на компьютере выявлены эмоциональные состояния, характерные для общения со значимым другим человеком: азарт, сосредоточенность, решительность, любопытство и заинтересованность, облегчение, удовлетворение, удовольствие, радость,
восторг и восхищение, хорошее настроение, удивление, растерянность и замешательство, волнение и беспокойство, неуверенность, разочарование,
огорчение, неудовлетворенность и недовольство, злость, тревога и испуг.
Приятные переживания чаще наблюдаются у подростков и юношей. У
молодых людей появляются сосредоточенность, волнение и беспокойство.
В происхождении компьютерной зависимости важную роль играет виртуальная реальность, обеспечивающая тотальное насыщение зрительного,
слухового и кинестетического анализаторов и таким образом составляющая мощную конкуренцию истинной реальности. Причем граница между этими реальностями размывается благодаря действиям, направленным на сам компьютер и окружающие объекты. Кроме того, работа на компьютере связана с дополнительным эмоциональным напряжением из-за частых сбоев,
обусловленных содержанием работы, управлением компьютером или несовершенством существующих технических устройств.
Интернет – зависимость. В последние годы в связи с развитием
Интернета появилась новая зависимость – Интернет - аддикция. Она развивается у 25% пользователей в течение первого полугодия, у 58% - в течение второго полугодия.
Чаще всего используют чаты (37%), MUDs (28%), телеконференции
(15%), E-mail (13%), WWW (7%), информационные протоколы (ftp, goper)
(2%). Интернет - независимые пользуются преимущественно теми аспектами
Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые позволяют им встречаться,
социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в виртуальном пространстве. То есть большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами, связанными с общением.
Интернет-зависимые лица пользуются сетью для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения;
возможности творения виртуального героя (создания нового "Я"), что вызывает определенную реакцию окружающих, получение признания окружающих.
Многие пользователи сети начинают испытывать азарт, находясь в
Интернете. Желание завести как можно больше знакомых или скачать побольше интересной информации заставляет их находиться в виртуальном пространстве всю ночь (Интернет в это время стоит дешевле и, как правило,
хорошая связь).
Существует четыре признака интернет-зависимости:
1) навязчивое желание проверить e-mail;
2) постоянное желание следующего выхода в Интернет;
3) жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в «Интернет»;
4) жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет,
приводит пользователя к плохому самочувствию, которое развивается в течение от нескольких дней до месяца и выражается двумя или более факторами: эмоциональное и двигательное возбуждение, тревога, навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет, фантазии и мечты об
Интернет, произвольные или непроизвольные движения пальцами,
напоминающие печатание на клавиатуре.
Зависимость пищевого поведения. Пищевое поведение человека оценивается как гармоничное (адекватное) или девиантное в зависимости от множества параметров, в частности, от места, занимаемого процессом приема пищи в иерархии ценностей индивида, от количественных и качественных показателей питания, от эстетики. Существенно влияние этнокультуральных факторов на выработку стереотипов пищевого поведения,
особенно в период стресса. Извечным вопросом о ценности питания,
становится вопрос о связи питания с жизненными целями («есть, чтобы жить или жить, чтобы есть»), учета роли пищевого поведения окружающих для становления некоторых личностных характеристик
(например,
гостеприимство).
Под пищевым поведениемпонимается ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуации стресса,
ориентация на образ собственного тела и деятельность по его формированию.
Учитывая существенное влияние на оценку адекватности пищевого поведения транскультуральных особенностей человека, укажем, что значимость приема пищи в различных культурах и у людей разных национальностей различается. Так, в соответствии с дифференциально- аналитической концепцией, питание является одной из основных составляющих восточной психологической модели ценностей, в рамках которой вырабатывается собственный образ красоты тела (как правило,
привлекательнее и здоровее рассматривается полный, упитанный человек с хорошим аппетитом) и отношение к тому, как и сколько ест ребенок или взрослый. Нормальным поведением в период стресса рассматривается повышение аппетита и усиленное питание («сначала поешь — потом поговорим о проблемах») и т.н. феномен «заедания стресса». На уровне бытовых отношений оценка высшей степени гостеприимства сопряжена с предоставлением большого количества продуктов питания. В западной психологической модели ценностей питание само по себе не является ценностью и гостеприимство не включает в обязательном порядке процесс питания. Ценностью является контроль за приемом пищи, ориентация на иные стандарты красоты и эстетики — стройность, худоба, спортивность в противовес упитанности в рамках восточной модели. В связи с подобными транскультуральными разночтениями девиантное пищевое поведение в обязательном порядке должно учитывать этнокультуральный стереотип пищевого поведения окружения человека.
Основными нарушениями пищевого поведения считаются: нервная
анорексия и нервная булимия. Общими для них являются такие параметры,
как:
• озабоченность контролированием веса собственного тела
• искажение образа своего тела
• изменение ценности питания в иерархии ценностей
Основную роль в развитии нарушения пищевого поведения играют различные психологические факторы.Одной из гипотез распространения нарушений пищевого поведения является огромное влияние общества на нормы и ценности индивида. Последние десятилетия наше общество предпочитает худобу. Под влиянием западной культуры в сознании людей прочно закреплен стереотип о том, что быть худым — значит быть успешным, здоровым, привлекательным и дисциплинированным. Полнота ассоциируется с непривлекательностью, ленью, некомпетентностью. Худоба воспринимается как показатель успешности человека, тогда как излишний вес символизирует отсутствие самоуважения.
Существует мнение, что увеличение количества пищевых расстройств за последние 40-50 лет связанно со все большим распространением в обществе идеала худобы. Это мнение основывается на излишней обеспокоенности пациентов с булимией и анорексией своим весом и телом.
Однако практически каждому человеку свойственно беспокоиться о своем внешнем виде. Наше общество в целом, и страдающие булимией в частности,