Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1031

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание №61. С чем связана социокультуральная теория зависимости от психоактивных веществ:
A. Нарушением раннего детского развития
B. Изучением социальной аномии
C. Явлениями гипо- или гиперопеки
D. Влиянием среды проживания
E. Изучением стиля семейных отношений
Задание №62.Какие преморбидные черты личности относятся к факторам риска развития нервной анорексии:
A. Гипертимный
B. Обсессивно-фобический
C. Шизоидный
D. Демонстративный
E. Экзальтированный
Задание №63.С чем связано развитие компьютерной зависимости:
A. Наличие виртуальной реальности
B. Наличие феномена «воображаемого друга»
C. Нарушение социальной адаптации
D. Развитие психической патологии
E. Высокий суицидальный риск
Задание №64.Суицидальное поведение, связанное с кризисными ситуациями в жизни и личными трагедиями, называется:
A. Психогенным
B. Эгоистическим
C. Альтруистическим
D. Дистимическим
E. Анемическим
Задание №65. Какой психопатологический тип реакции наиболее часто встречается у умирающих больных:
A. Дисфорический
B. Обсессивно – фобический
C. Апатический
D. Астено – депрессивный
E. Тревожно – депрессивный
Если Вы сомневаетесь в правильности решения или Вас что-то беспокоит, ёще раз прочитайте данный раздел информации и снова попробуйте решить задания. Только правильное их решение говорит о том,
что информация Вами усвоена, и Вы можете переходить к изучению следующего материала.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24

Раздел 9
ПСИХОГИГИЕНА. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА. ПСИХОТЕРАПИЯ
Актуальность темы: Жизнь в современном обществе характеризуется все возрастающим темпом, огромным количеством новой информации,
неблагоприятными экологическими условиями.
Это приводит к
катастрофическому росту состояний психоэмоционального напряжения,
последствием которых нередко становятся психогенные психические расстройства и психосоматические заболевания.
Соматические и
психические заболевания все чаще хронифицируются, формируя у больного специфическую «внутреннюю картину болезни» и нередко приводя к развитию нозогенных психических расстройств. Увеличивается количество семейных проблем и проблем с подрастающим поколением. Своевременное использование принципов психогигиены, психопрофилактики и
реабилитации, широкое использование психотерапевтических методов могут помочь современному человеку обрести душевное равновесие, достойно справляться с ежедневными нагрузками, строить благополучную семейную жизнь, растить здоровое потомство.
Цель обучения (общая): уметь проводить основные мероприятия по психогигиене и психопрофилактике в общемедицинской практике,
определять показания к основным психотерапевтическим вмешательствам.
Цели конкретные: уметь
Цели исходного уровня: уметь
1. Освоить и уметь применять на практике основные психогигиенические подходы
1. Уметь использовать гигиенические нормы в повседневной деятельности
(кафедра гигиены, кафедра эпидемиологии)
2. Овладеть и уметь применять на практике методы первичной,
вторичной, третичной психопрофилактики и реабилитации
2. Уметь использовать профилактические мероприятия в повседневной деятельности (кафедра гигиены, кафедра эпидемиологии)
3. Уметь проанализировать основные современные методы психотерапии (психодинамическое,
когнитивно-поведенческое и экзистенциально-гуманистическое направления)
3. Уметь использовать основные теории личности в работе с больными (кафедра философии)
4. Овладеть методиками рациональной психотерапии,
суггестии в состоянии бодрствования, ауторелаксации
4. Выявлять жалобы, собирать анамнестические данные, строить беседу с больным в cоответствии с принципами медицинской этики и деонтологии (кафедра ОЗО с циклом истории медицины)
5. Уметь определять показания к другим методам психотерапии
(индивидуальной и групповой,
психодинамической, гештальт- терапии, НЛП, арттерапии)
5. Уметь определять особенности оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях (кафедра медицины катастроф)
6. Овладеть навыками психологической помощи при кризисных состояниях
7. Уметь оказывать психологическую помощь в экстремальных ситуациях
Для оценки исходного уровня знаний предлагается выполнить следующие задания:
Задание № 66. Обучение детей правилам поведения на воде относится к мерам:
А. Профилактики
B. Гигиены
C. Пропаганды
D. Общей медицины
E. Психотерапии
Задание №67. Внимательное выслушивание жалоб больного и сочувственное отношение к его проблемам основывается на теории личности:
А. Гуманистической


B. Психодинамической
C. Когнитивной
D. Поведенческой
E. –
Задание №68. Больной К., 34 года. Обратился к терапевту с жалобами на головные боли, раздражительность, сниженное настроение. Сомато- неврологически – в пределах возрастной нормы. Процесс постановки диагноза должен быть начат с:
А. Сбора анамнеза
B. Консультации невропатолога
C. Консультации психиатра
D. МРТ-исследования
E. ЭКГ-исследования
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:
1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. - К., 1996, стор.76-89.
2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. - М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000, 592с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ:
Психогигиена и психопрофилактика (от греч. hygienos — целебный и prophylaktikos — предохранительный) — области медицинской психологии,
задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций.
Психическое здоровье подразумевает благополучие всего организма.
Психогигиенические мероприятия имеют профилактическое значение в отношении психической (психогенных расстройств, алкоголизма, нарко- и токсикоманий) и соматической патологии. Например, соблюдение требований психогигиены помогает в предупреждении инфарктов, мозговых инсультов,
гипертонической болезни; гигиенический режим питания является мерой профилактики церебрального атеросклероза; занятия физкультурой и спортом поддерживают и физическое, и психическое здоровье.
Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.
Психогигиена как научная отрасль медицинской психологии изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды
(природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей. В психогигиене выделяют следующие разделы:
1. возрастная психогигиена,
2. психогигиена быта,
3. психогигиена семейной жизни,
4. психогигиена трудовой деятельности и обучения.
Раздел возрастной психогигиены включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся прежде всего к детскому и пожилому возрасту, так как различия в психике ребенка, подростка,
взрослого и пожилого человека значительны. Психогигиена детского возраста базируется на особенностях психики ребёнка и обеспечивает гармонию её
формирования. Формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение

правильного и чуткого воспитания ребёнка. Основными условиями воспитания являются:
- развитие и тренировка процессов торможения,
- воспитание эмоций,
- обучение преодолению трудностей.
В школьные годы необходимо учитывать нагрузки и перегрузки,
равномерное распределение которых способствует гармоничному формированию личности и интеллекта ребенка, развитию чувства ответственности, дисциплины, установок на труд. В подростковом возрасте серьезного психогигиенического подхода требуют вопросы выбора профессии, вопросы, связанные с сексуальной жизнью, вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
Психогигиенические проблемы имеют свою специфику в пожилом и старческом возрасте, когда на фоне падения интенсивности обмена веществ снижается общая работоспособность, функции памяти и внимания,
заостряются характерологические черты личности. Психика пожилого человека становится более уязвимой для психических травм, особенно болезненно переносится ломка жизненного стереотипа в связи с выходом на пенсию, уходом детей из родительского дома, смертью одного из супругов.
Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, неутомительный труд.
Психогигиена труда и быта. Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профессии - ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности.
Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость,
моральное удовлетворение, а в конечном счете, и психическое здоровье.
В психогигиене труда немаловажную, роль играет промышленная эстетика: современные формы машин; удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих.
Изучением и улучшением гигиенических и психогигиенических условий труда людей в различных отраслях производства занимается эргономика как особая научная дисциплина о труде, объединяющая данные психологии, физиологии, анатомии, гигиены, педагогики и других областей знаний о человеке. Одним из важных разделов психогигиены труда является гигиена интеллектуального труда, которая разрабатывает дифференцированные гигиенические нормы умственных нагрузок для различных возрастных категорий, занимается вопросами активного отдыха в зависимости от условий труда человека, который отдыхает.
Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И наоборот, грубость, резкий или пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей. Дружный и сплочённый коллектив на производстве может создать благоприятный психологический климат. Люди,
которые «всё принимают слишком близко к сердцу», придают незаслуженное внимание мелочам, не умеют тормозить отрицательные эмоции. Им следует воспитывать в себе правильное отношение к неизбежным в повседневной жизни трудностям. Для этого необходимо учиться правильно, оценить происходящее, управлять своими эмоциями, а когда нужно, и подавить их.
Серьезной проблемой психогигиены является изучение влияния на организм человека средств массовой информации, телевидения, радио,
компьютерной техники.
Психогигиена семейной жизни. В психогигиеническом аспекте брака важны возраст вступления в брак, достаточное количество времени для того,
чтобы будущие супруги лучше узнали друг друга, достаточная информированность о наследственности супругов, зрелость представлений о

семье и супружеской жизни.
Одна из важнейших задач психогигиены – помощь в создании гармоничной половой жизни, поскольку неправильно построенная половая жизнь делается нередко мучительной тайной человека, источником внутренних и внешних конфликтов, приводя к целому ряду психических и сексуальных расстройств от неврозов до импотенции у мужчин и фригидности у женщин.
Семья представляет собой группу, в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие. Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.
Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение,
взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует созданию счастливой семьи - непременному условию правильного воспитания детей.
Психогигиена занимается вопросами подготовки к браку, к созданию условий гармоничных браков, а также разработкой системы мероприятий,
направленных на упрочение гармонии сохраняющейся семьи.
Психопрофилактика– раздел медицинской психологии, который занимается разработкой и внедрением в практику мер по предупреждению психических болезней, переходу их в хроническую форму, а также по реабилитации психически больных. Отмечается тесная связь понятий психопрофилактики и психогигиены. Их разграничение (особенно первичной психопрофилактики и психогигиены) достаточно условно. Психогигиена главной своей целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, а психопрофилактика направлена на предупреждение психических расстройств. Т.о., отличие психогигиены и психопрофилактики заключается в объекте их исследования и практического применения. Психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а психопрофилактика занимается субклиническими и клиническими нарушениями.
Задачи психопрофилактики:
- предотвращение действия на организм болезнетворной причины;
- предупреждение развития заболевания путем раннего его диагностирования и лечения;
- предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.
Задачи и методы психопрофилактики зависят от особенностей и вида психических расстройств. Важно определить природу патологии психики
(функциональная или органическая), форму течения болезни (реактивная или процессуальная), обратимы или необратимы психопатологические расстройства. Имеет значение также установление соотношения социального и биологического в этиологии болезни. В предупреждении расстройств психической деятельности следует учитывать как факторы окружающей среды, так и факторы, обусловленные конституцией и преморбидным складом личности. Необходимо помнить о защитных силах организма,
сохранных сторонах психики, которые психопрофилактика должна стимулировать, усиливая сопротивление организма и личности болезни и компенсируя ее последствия.
Принципы психопрофилактики труда, быта, семьи и сексуальных отношений:
- повышение выносливости психики к вредным воздействиям;
- профилактика инфекционных заболеваний, интоксикаций и других вредных воздействий внешней среды;
- изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудовой деятельности и в бытовых условиях, например, учет влияния различных профессиональных вредностей
(факторы интоксикации,
вибрации, значение перенапряжения на работе, самого характера