Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1161
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
производственного процесса);
- проведение профотбора, особенно для деятельности в экстремальных условиях;
- психологическая подготовка персонала к деятельности в условиях эмоциональной напряженности при одновременном повышении требовательности к квалификации персонала и отсутствии абсолютной надежности прогнозирования стрессоустойчивости;
- устранение болезненных форм нервно-психического напряжения путем устранения психотравмирующей ситуации или же (наиболее оптимальный вариант) путем изменения отношения к этой ситуации личности при условии,
что сама ситуация сохраняется;
- коррекция нарушенных межличностных отношений, обусловливающих возникновение нервно-психического напряжения путем индивидуальной или групповой работы, а также путем использования методов семейной психотерапии;
- использование комплексного подхода в проведении психопрофилактических мероприятий.
Методы психогигиены и психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую
помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними;
информирование населения и т.д. Специальными задачами психогигиены и психопрофилактики являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т.п.
Согласно классификации ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. Первичная психопрофилактика тесно связана с
психогигиеной; она включает мероприятия, направленные на предупреждение инфекционных болезней, травм, психогенных воздействий,
вызывающих нарушения психики, а также правильное воспитание подрастающего поколения, превентивные меры в остроконфликтных ситуациях, профилактику профессиональных вредностей, профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, прогнозирование наследственных болезней.
Вторичную психопрофилактику составляют ранняя диагностика,
своевременное лечение и прогноз опасных для жизни больного состояний, а также комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики возникших психических болезней, уменьшению патологических проявлений, по облегчению течения болезни и улучшению исхода.
Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение неблагоприятных социальных последствий психических заболеваний; она включает реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др. Психическое здоровье человека изменяется при воздействии различных социальных и природных факторов (развитие механизации и автоматизации на производстве и транспорте, которые ведут к повышению жизненного темпа во всех сферах и предъявляют более высокие требования к человеку, к подвижности и выносливости его основных нервных процессов; расширение социальных связей человека; воздействие средств массовой информации на психику, изменение темпа физического и психического развития человека).
Перечисленные факторы могут при определенных условиях привести к возникновению и развитию психических расстройств, например пограничных состояний, что следует учитывать при разработке психопрофилактических мероприятий. Важно помнить, что в этих условиях преобразуется и сам человек, его биосоциальная структура. Необходимо также иметь в виду неизмеримые потенциальные возможности присущей ему активной адаптации.
Психическая реабилитация (от лат. re — вновь, habilis — удобный,
приспособленный) — система медико-психологических, педагогических,
социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и
- проведение профотбора, особенно для деятельности в экстремальных условиях;
- психологическая подготовка персонала к деятельности в условиях эмоциональной напряженности при одновременном повышении требовательности к квалификации персонала и отсутствии абсолютной надежности прогнозирования стрессоустойчивости;
- устранение болезненных форм нервно-психического напряжения путем устранения психотравмирующей ситуации или же (наиболее оптимальный вариант) путем изменения отношения к этой ситуации личности при условии,
что сама ситуация сохраняется;
- коррекция нарушенных межличностных отношений, обусловливающих возникновение нервно-психического напряжения путем индивидуальной или групповой работы, а также путем использования методов семейной психотерапии;
- использование комплексного подхода в проведении психопрофилактических мероприятий.
Методы психогигиены и психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую
помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними;
информирование населения и т.д. Специальными задачами психогигиены и психопрофилактики являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т.п.
Согласно классификации ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. Первичная психопрофилактика тесно связана с
психогигиеной; она включает мероприятия, направленные на предупреждение инфекционных болезней, травм, психогенных воздействий,
вызывающих нарушения психики, а также правильное воспитание подрастающего поколения, превентивные меры в остроконфликтных ситуациях, профилактику профессиональных вредностей, профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, прогнозирование наследственных болезней.
Вторичную психопрофилактику составляют ранняя диагностика,
своевременное лечение и прогноз опасных для жизни больного состояний, а также комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики возникших психических болезней, уменьшению патологических проявлений, по облегчению течения болезни и улучшению исхода.
Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение неблагоприятных социальных последствий психических заболеваний; она включает реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др. Психическое здоровье человека изменяется при воздействии различных социальных и природных факторов (развитие механизации и автоматизации на производстве и транспорте, которые ведут к повышению жизненного темпа во всех сферах и предъявляют более высокие требования к человеку, к подвижности и выносливости его основных нервных процессов; расширение социальных связей человека; воздействие средств массовой информации на психику, изменение темпа физического и психического развития человека).
Перечисленные факторы могут при определенных условиях привести к возникновению и развитию психических расстройств, например пограничных состояний, что следует учитывать при разработке психопрофилактических мероприятий. Важно помнить, что в этих условиях преобразуется и сам человек, его биосоциальная структура. Необходимо также иметь в виду неизмеримые потенциальные возможности присущей ему активной адаптации.
Психическая реабилитация (от лат. re — вновь, habilis — удобный,
приспособленный) — система медико-психологических, педагогических,
социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и
социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т. д. В основе психической реабилитации лежит представление о болезни как о разрушительном процессе в организме человека, характеризующемся не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере. Возвращение к здоровью, с точки зрения такого подхода, предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах,
тревоги по поводу возможности ухудшения состояния и рецидива болезни и т. д. Особое внимание в психической реабилитации уделяется работе,
направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально- адаптивных качеств. Осуществление психической реабилитации требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (например, организация досуга, общения,
диспансеризация). Развитие теории и практики психической реабилитации непосредственным образом связано с решением проблем психопрофилактики, психотерапии, клинической психологии.
Наиболее содержательное и полное определение реабилитации принято на 9-м совещании министров здравоохранения и социального обеспечения восточно-европейских стран, согласно которому реабилитация является системой государственных, социально-экономических, медицинских,
профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий,
направленных на предупреждение развития патологических процессов,
приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых)
в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества.
Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, но прежде всего - личностный подход к больному человеку. В настоящее время принято различать медицинскую,
профессиональную и социальную и психологическую реабилитацию.
Профессиональная реабилитация включает в себя мероприятия по возвращению больному трудоспособности, прибегая к возможностям сохранившихся профессиональных навыков, пусть даже путем переквалификации. Социальная реабилитация включает в себя меры по возвращению больного в сообщество путем обеспечения соответствующих условий для его жизни в семье, должных материальных условий.
Психологическая реабилитация заключается в применении различных диагностических, лечебно-восстановительных и психотерапевтических способов, направленных на активизацию внутренних сил личности для восстановления нарушенных психических функций и эмоционально-волевой устойчивости.
При психических заболеваниях реабилитация имеет свои особенности,
связанные в первую очередь с тем, что при них, как ни при каких других болезнях, происходят серьезные нарушения личности, ее социальных связей и отношений. Реабилитация психически больных понимается как их ресоциализация, восстановление или сохранение индивидуальной и общественной ценности больных, их личного и социального статуса.
Основные принципы реабилитации: партнерство, разносторонность усилий,
единство психосоциальных и биологических методов, ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий. Реабилитация представляет собой одновременно цель (восстановление или сохранение статуса личности), процесс, имеющий нейрофизиологические и
психологические механизмы, и метод подхода к больному. Т.о.,
первоначальное представление о реабилитации как о завершающей фазе медицинской деятельности в современной медицине уступило место более широкому ее пониманию как многоэтапного динамического процесса,
включающего соответственно ориентированное лечение и нацеленного на
тревоги по поводу возможности ухудшения состояния и рецидива болезни и т. д. Особое внимание в психической реабилитации уделяется работе,
направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально- адаптивных качеств. Осуществление психической реабилитации требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (например, организация досуга, общения,
диспансеризация). Развитие теории и практики психической реабилитации непосредственным образом связано с решением проблем психопрофилактики, психотерапии, клинической психологии.
Наиболее содержательное и полное определение реабилитации принято на 9-м совещании министров здравоохранения и социального обеспечения восточно-европейских стран, согласно которому реабилитация является системой государственных, социально-экономических, медицинских,
профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий,
направленных на предупреждение развития патологических процессов,
приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых)
в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества.
Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, но прежде всего - личностный подход к больному человеку. В настоящее время принято различать медицинскую,
профессиональную и социальную и психологическую реабилитацию.
Профессиональная реабилитация включает в себя мероприятия по возвращению больному трудоспособности, прибегая к возможностям сохранившихся профессиональных навыков, пусть даже путем переквалификации. Социальная реабилитация включает в себя меры по возвращению больного в сообщество путем обеспечения соответствующих условий для его жизни в семье, должных материальных условий.
Психологическая реабилитация заключается в применении различных диагностических, лечебно-восстановительных и психотерапевтических способов, направленных на активизацию внутренних сил личности для восстановления нарушенных психических функций и эмоционально-волевой устойчивости.
При психических заболеваниях реабилитация имеет свои особенности,
связанные в первую очередь с тем, что при них, как ни при каких других болезнях, происходят серьезные нарушения личности, ее социальных связей и отношений. Реабилитация психически больных понимается как их ресоциализация, восстановление или сохранение индивидуальной и общественной ценности больных, их личного и социального статуса.
Основные принципы реабилитации: партнерство, разносторонность усилий,
единство психосоциальных и биологических методов, ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий. Реабилитация представляет собой одновременно цель (восстановление или сохранение статуса личности), процесс, имеющий нейрофизиологические и
психологические механизмы, и метод подхода к больному. Т.о.,
первоначальное представление о реабилитации как о завершающей фазе медицинской деятельности в современной медицине уступило место более широкому ее пониманию как многоэтапного динамического процесса,
включающего соответственно ориентированное лечение и нацеленного на
социальную реинтеграцию пациента. В настоящее время реабилитация рассматривается как направление современной медицины и одновременно как система деятельности, имеющая целью восстановление личного и социального статуса больного и использующая особый методический подход.
Главной его сутью является опосредование всех проводимых мероприятий и воздействий через личность пациента.
Психосоциальная реабилитация рассматривается как процесс,
включающий разработку и реализацию индивидуальной программы реабилитационного обслуживания конкретных пациентов. Эти программы,
составленные на основе принципов реабилитации и обязательных ресурсов реабилитационного процесса, являются инструментом достижения конечных целей реабилитации.
Глобальной целью реабилитационной деятельности является улучшение социального функционирования пациента при сокращении объемов профессионального вмешательства.
В качестве этапных, промежуточных или конкретных целей могут рассматриваться:
- достижение независимого функционирования пациента в обществе;
- преодоление нейрокогнитивного дефицита;
- предупреждение повторных обострений и регоспитализаций;
- развитие эффективных стратегий совладения с болезнью;
- удовлетворенность пациента своей жизнью и т.д.
Модель медико-социальной реабилитации предусматривает выделение трех сфер, на которые оказывается то или иное терапевтическое воздействие:
• сфера повреждения (психическое расстройство, выраженное в конкретном категориальном диагнозе);
• сфера функциональной недостаточности (дисфункция личности);
• сфера ограничения (дефекта) социальной активности пациента.
Принципиальные различия в содержании различных уровней несостоятельности пациента находят отражения при разработке целей реабилитации и методов воздействия на пациента (см. табл.). При этом лечение психического расстройства
(купирование симптомов)
осуществляется в обычном психиатрическом стационаре, восстановление утраченных навыков – в отделении психосоциальной реабилитации, а повышении социально-ролевого функционирования – во внебольничных условиях по месту жительства. Поэтому целесообразно выделять три этапа медико-социальной реабилитации:
1. Этап медицинской реабилитации.
2. Госпитальный этап медико-социальной реабилитации.
3. Экстрагоспитальный (внебольничный) этап социальной реабилитации.
Главной его сутью является опосредование всех проводимых мероприятий и воздействий через личность пациента.
Психосоциальная реабилитация рассматривается как процесс,
включающий разработку и реализацию индивидуальной программы реабилитационного обслуживания конкретных пациентов. Эти программы,
составленные на основе принципов реабилитации и обязательных ресурсов реабилитационного процесса, являются инструментом достижения конечных целей реабилитации.
Глобальной целью реабилитационной деятельности является улучшение социального функционирования пациента при сокращении объемов профессионального вмешательства.
В качестве этапных, промежуточных или конкретных целей могут рассматриваться:
- достижение независимого функционирования пациента в обществе;
- преодоление нейрокогнитивного дефицита;
- предупреждение повторных обострений и регоспитализаций;
- развитие эффективных стратегий совладения с болезнью;
- удовлетворенность пациента своей жизнью и т.д.
Модель медико-социальной реабилитации предусматривает выделение трех сфер, на которые оказывается то или иное терапевтическое воздействие:
• сфера повреждения (психическое расстройство, выраженное в конкретном категориальном диагнозе);
• сфера функциональной недостаточности (дисфункция личности);
• сфера ограничения (дефекта) социальной активности пациента.
Принципиальные различия в содержании различных уровней несостоятельности пациента находят отражения при разработке целей реабилитации и методов воздействия на пациента (см. табл.). При этом лечение психического расстройства
(купирование симптомов)
осуществляется в обычном психиатрическом стационаре, восстановление утраченных навыков – в отделении психосоциальной реабилитации, а повышении социально-ролевого функционирования – во внебольничных условиях по месту жительства. Поэтому целесообразно выделять три этапа медико-социальной реабилитации:
1. Этап медицинской реабилитации.
2. Госпитальный этап медико-социальной реабилитации.
3. Экстрагоспитальный (внебольничный) этап социальной реабилитации.
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 24
Модель медико-социальной реабилитации
Сферы воздействия
Повреждение
(психическое расстройство)
Функциональная несостоятельность
(дисфункция личности)
Ограничения
(дефект)
социальной активности
Определение сферы воздействия
Утрата (снижение,
извращение,
аномалия)
психических функций и процессов
Неспособность
(ограниченная способность)
личности использовать навыки и выполнять социально полезные действия
Невозможность адекватного социально- ролевого функционирования в различных сферах
Цель
Редукция или устранение симптомов психического
Формирование навыков и умений,
необходимых для повышения уровня
Интеграция пациентов в сообщество и приспособление к
расстройства
(достижение терапевтического инсайта)
функционирования личности требованиям реального окружения
(достижение независимого функционирования пациента в обществе,
расширение реальных полномочий,
улучшение качества жизни).
Методы воздействия
Фармакотерапия,
психотерапия,
групповая терапия
1. Психообразова- тельные и обучающие программы.
2. Тренинг социальных навыков
Различные приемы поддержки окружения,
направленные на создание условий
(возможностей)
для реализации навыков и оптимизации социального функционирования в обычной для пациента сфере
Место проведения
Отделение кризисных состояний
Отделение медико- социальной реабилитации
По месту жительства (в сообществе)
Задание 1. В общесоматической поликлинике вывешен санбюллетень,
посвященный проблемам депрессии. Данное мероприятие относится к:
1.
Психогигиене
2.
Первичной психопрофилактике
3.
Вторичной психопрофилактике
4.
Третичной психопрофилактике
5.
Психологической реабилитации
Задание 2. В школе подросткам прочитана лекция о вреде алкоголя.
Данное мероприятие относится к проблемам:
1.
Возрастной психогигиены
2.
Психогигиены труда и быта
3.
Психогигиены семьи
4.
Психопрофилактики
5.
Реабилитации
Задание 3. Врач-терапевт дает рекомендации пациенту К., 68 лет,
предлагая занятия физкультурой в группе здоровья, прогулки на свежем воздухе два раза в день, дозированную физическую нагрузку на дачном участке, посещение групповых психотерапевтических занятий. Данные мероприятия относятся к проблемам:
1.
Возрастной психогигиены
2.
Психогигиены труда и быта
3.
Психогигиены семьи
4.
Психопрофилактики
5.
Реабилитации
Задание 4. При поступлении на работу в органы внутренних дел претенденты проходят психологическое тестирование, направленное на определение особенностей основных психических функций, структуры личности, склонности к агрессивному и аутоагрессивному поведению.
Данное мероприятие относится к:
1.
Психогигиене
(достижение терапевтического инсайта)
функционирования личности требованиям реального окружения
(достижение независимого функционирования пациента в обществе,
расширение реальных полномочий,
улучшение качества жизни).
Методы воздействия
Фармакотерапия,
психотерапия,
групповая терапия
1. Психообразова- тельные и обучающие программы.
2. Тренинг социальных навыков
Различные приемы поддержки окружения,
направленные на создание условий
(возможностей)
для реализации навыков и оптимизации социального функционирования в обычной для пациента сфере
Место проведения
Отделение кризисных состояний
Отделение медико- социальной реабилитации
По месту жительства (в сообществе)
Задание 1. В общесоматической поликлинике вывешен санбюллетень,
посвященный проблемам депрессии. Данное мероприятие относится к:
1.
Психогигиене
2.
Первичной психопрофилактике
3.
Вторичной психопрофилактике
4.
Третичной психопрофилактике
5.
Психологической реабилитации
Задание 2. В школе подросткам прочитана лекция о вреде алкоголя.
Данное мероприятие относится к проблемам:
1.
Возрастной психогигиены
2.
Психогигиены труда и быта
3.
Психогигиены семьи
4.
Психопрофилактики
5.
Реабилитации
Задание 3. Врач-терапевт дает рекомендации пациенту К., 68 лет,
предлагая занятия физкультурой в группе здоровья, прогулки на свежем воздухе два раза в день, дозированную физическую нагрузку на дачном участке, посещение групповых психотерапевтических занятий. Данные мероприятия относятся к проблемам:
1.
Возрастной психогигиены
2.
Психогигиены труда и быта
3.
Психогигиены семьи
4.
Психопрофилактики
5.
Реабилитации
Задание 4. При поступлении на работу в органы внутренних дел претенденты проходят психологическое тестирование, направленное на определение особенностей основных психических функций, структуры личности, склонности к агрессивному и аутоагрессивному поведению.
Данное мероприятие относится к:
1.
Психогигиене
2.
Первичной психопрофилактике
3.
Вторичной психопрофилактике
4.
Третичной психопрофилактике
5.
Психологической реабилитации
Задание 5. Молодая пара обратилась в центр психологического консультирования с просьбой определить их психологическую совместимость для создания семьи. Им предложено посетить курс лекций и групповых занятий, на которых рассматриваются вопросы мотивов вступления в брак, гармоничной семейной жизни, гармонии сексуальных отношений. Данные мероприятия относятся к проблемам:
1.
Возрастной психогигиены
2.
Психогигиены труда и быта
3.
Психогигиены семьи
4.
Психопрофилактики
5.
Реабилитации
Задание 6. В общесоматической больнице психолог каждые полгода проводит обследование врачей и медицинского персонала с целью определения признаков эмоционального выгорания и сопряженных с ним психопатологических и соматических симптомов. Данное мероприятие относится к:
1.
Психогигиене;
2.
B.Первичной психопрофилактике
3.
Вторичной психопрофилактике
4.
Третичной психопрофилактике
5.
Психологической реабилитации
Задание 7. Больной К., 18 лет. Через 2 недели после купирования острых симптомов первого психотического эпизода (острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении. поступил в реабилитационное отделение). Подбор адекватной психофармакотерапии с целью полного купирования остаточных явлений перенесенного психоза относится к:
1.
Психогигиене
2.
Первичной психопрофилактике
3.
Вторичной психопрофилактике
4.
Третичной психопрофилактике
5.
Реабилитации
Задание 8. Больная В., 45 лет, находится на лечении в психиатрической больнице по поводу умеренного депрессивного эпизода, развившегося после внезапной смерти мужа. Помимо медикаментозной терапии,
больная посещает групповые занятия, направленные на выработку у пациентки навыков жизни без поддержки супруга, с ней проводится индивидуальная психотерапевтическая работа с высоким уровнем эмоциональной поддержки. Данная система мероприятий относится к:
1.
Психогигиене
2.
Первичной психопрофилактике
3.
Вторичной психопрофилактике
4.
Третичной психопрофилактике
5.
Реабилитации
Задание 9. Больной В., 45 лет. В течение 20 лет страдает шизофренией.
Является инвалидом III группы, работает лаборантом. Регулярно посещает занятия в Клубе бывших пациентов, индивидуальные и групповые психотерапевтические сеансы. Считает, что его относительно стабильному состоянию помогает не только регулярный прием медикаментов, но и психологическая поддержка, которая настраивает его на постоянный прием лекарств, работу, помощь родителям по дому. Проводимые по отношению к больному мероприятия относятся к:
1.
Психогигиене
2.
Первичной психопрофилактике
3.
Вторичной психопрофилактике
4.
Третичной психопрофилактике
5.
Реабилитации