Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1155
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
забыть и бросить всё и заботиться только о больном. Разговоры окружающих переводятся на "себя". Другие люди, также требующие внимания и заботы,
рассматриваются только как "конкуренты", отношение к ним - неприязненное. Постоянное желание показать другим своё особое положение, свою исключительность в отношении болезни.
11. Паронояльный (П). Уверенность, что болезнь - результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам.
Стремление приписывать возможные осложнения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.
12. Дисфорический (Д). Доминирует мрачно-озлоблённое настроение,
постоянный угрюмый вид. Зависть и ненависть к здоровым. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению.
Деспотическое отношение к близким - требование во всём угождать.
Для диагностики типа отношения к болезни применяется методика,
разработанная научно-исследовательским психо-неврологическим институтом им. В.М. Бехтерева, текст которой представлен в Приложении 2.
С целью оценки успешности усвоения вышеизложенного материала предлагается решить следующие задания:
Задание №10. Испытуемый Х. 16 лет, в беседе производит впечатление очень общительного, легко находящего доверительный контакт с собеседником, многословен, чрезмерно разговорчив, нередко перескакивает с одной темы на другую. Как правило, находится в хорошем настроении. При более глубоком контакте оказывается достаточно поверхностным в своих знаниях, трудно переносит необходимость заниматься монотонной деятельностью. У испытуемого можно предположить наличие акцентуации по:
A. Возбудимому типу
B. Эмотивному типу
C. Экзальтированному типу
D. Гипертимному типу
E. Циклотимному типу
Задание №11. Испытуемая Б., 17 лет, склонна к лидерству в компании,
жива, подвижна, легко устанавливает контакты, любит демонстрировать свои музыкальные способности, активно участвует в работе самодеятельной драматической студии, в рассказах о своих достижениях склонна к фантазированию, с невинным лицом рассказывает о совершенно нереальных событиях, якобы имевших место в ее жизни. У Б.
можно предположить акцентуацию по:
A. Демонстративному типу
B. Эмотивному типу
C. Экзальтированному типу
D. Гипертимному типу
E. Возбудимому типу
Задание № 12. Больной В., страдающий хронической почечной недостаточностью и находящийся на лечении в отделении экстракорпорального гемодиализа, нарушает питьевой режим, заявляя, что это на его состояние не влияет. Употребляет домашние спиртовые настойки, ссылаясь на то, что "его дед пил и до 90 лет дожил". Между сеансами гемодиализа занимается тяжелой физической работой по дому.
Тип отношения к болезни у В.:
А. Анозогностический
В. Сенситивный
С. Гармонический
D. Эгоцентрический
рассматриваются только как "конкуренты", отношение к ним - неприязненное. Постоянное желание показать другим своё особое положение, свою исключительность в отношении болезни.
11. Паронояльный (П). Уверенность, что болезнь - результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам.
Стремление приписывать возможные осложнения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.
12. Дисфорический (Д). Доминирует мрачно-озлоблённое настроение,
постоянный угрюмый вид. Зависть и ненависть к здоровым. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению.
Деспотическое отношение к близким - требование во всём угождать.
Для диагностики типа отношения к болезни применяется методика,
разработанная научно-исследовательским психо-неврологическим институтом им. В.М. Бехтерева, текст которой представлен в Приложении 2.
С целью оценки успешности усвоения вышеизложенного материала предлагается решить следующие задания:
Задание №10. Испытуемый Х. 16 лет, в беседе производит впечатление очень общительного, легко находящего доверительный контакт с собеседником, многословен, чрезмерно разговорчив, нередко перескакивает с одной темы на другую. Как правило, находится в хорошем настроении. При более глубоком контакте оказывается достаточно поверхностным в своих знаниях, трудно переносит необходимость заниматься монотонной деятельностью. У испытуемого можно предположить наличие акцентуации по:
A. Возбудимому типу
B. Эмотивному типу
C. Экзальтированному типу
D. Гипертимному типу
E. Циклотимному типу
Задание №11. Испытуемая Б., 17 лет, склонна к лидерству в компании,
жива, подвижна, легко устанавливает контакты, любит демонстрировать свои музыкальные способности, активно участвует в работе самодеятельной драматической студии, в рассказах о своих достижениях склонна к фантазированию, с невинным лицом рассказывает о совершенно нереальных событиях, якобы имевших место в ее жизни. У Б.
можно предположить акцентуацию по:
A. Демонстративному типу
B. Эмотивному типу
C. Экзальтированному типу
D. Гипертимному типу
E. Возбудимому типу
Задание № 12. Больной В., страдающий хронической почечной недостаточностью и находящийся на лечении в отделении экстракорпорального гемодиализа, нарушает питьевой режим, заявляя, что это на его состояние не влияет. Употребляет домашние спиртовые настойки, ссылаясь на то, что "его дед пил и до 90 лет дожил". Между сеансами гемодиализа занимается тяжелой физической работой по дому.
Тип отношения к болезни у В.:
А. Анозогностический
В. Сенситивный
С. Гармонический
D. Эгоцентрический
Е. Дисфорический
Задание № 13. У больного П., 36-ти лет, страдающего хроническим гастритом, которому назначено эндоскопическое исследование,
высказывает опасение, что при зондировании часть эндоскопа может остаться в желудке. Настаивает на том, чтобы его направили на консультацию к известному зарубежному специалисту, о приезде которого в страну узнал из передачи. Тревога перед исследованием несколько уменьшилась после того, как ему навстречу попалась уборщица с полным ведром. У больного:
А. Тревожный тип отношения к болезни
В. Ипохондрический
С. Меланхолический
D. Паранойяльный
Е. Сензитивный
Если Вы сомневаетесь в правильности решения или Вас что-то беспокоит, ёще раз прочитайте данный раздел информации и снова попробуйте решить задания. Только правильное их решение говорит о том,
что информация Вами усвоена, и Вы можете переходить к изучению следующего материала.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 24
Раздел 3
СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И БОЛЕЗНЬ
Актуальность темы: Роль психики больного в успешном проведении лечебно-диагностических мероприятий неоценима. Психическое состояние человека зачастую обусловливает особенности течения заболевания,
определяет прогноз и успех лечебных воздействий. Правильный подход врача к пациенту, основанный на знании его индивидуально-психологических качеств, а также особенностей протекания его психической деятельности во время заболевания является гарантией правильного распознавания и понимания динамики болезненного процесса. Влияние врача на больного в процессе лечения, его высказывания и внушения могут коренным образом видоизменить картину болезни и в значительной мере изменить ее течение.
Этим определена актуальность изучения данной проблемы.
Цель обучения (общая): Уметь исследовать психическое состояние больного с использованием методов медицинской психологии и оценивать влияние болезни на психические процессы.
Конкретные цели – уметь:
Цели исходного уровня:
1.Определять влияние болезни на ощущения, восприятие, внимание,
эмоционально-волевую сферу.
1. Собирать анамнестические данные,
выявлять жалобы, проводить объективное принципам медицинской этики и деонтологии (каф. пропедевт.
тер.).
2.Оценивать во время беседы особенности познавательных психических процессов,
речи, интеллекта, эмоционально- волевой сферы.
2. Применять навыки психологического обследования пациента (каф. психологии и педагогики).
3. Определять влияние болезни на формирование нозогений.
3. Исследовать соматическое состояние больного на симптомологическом и синдромальном уровнях (каф. фак.
тер.).
4. Оценивать во время беседы состояние
4. Применять навыки оценки состояния сознания пациента (каф.
сознания и самосознания с учетом знания их уровневой структуры и критериев ненарушенного сознания.
общ. хир.).
5. Проводить патопсихологическое исследование внимания, памяти,
мышления и эмоций и интерпретировать полученные результаты.
5. Исследовать психические процессы с
использованием психологических методик (каф. психологии и педагогики).
Для оценки исходного уровня знаний предлагаются следующие задания:
Задание №14. Больная 21 г., предъявляет жалобы на ноющие боли внизу живота и в поясничной области, общую слабость, болезненное мочеиспускание. Объективно: гиперстенического телосложения, кожные покровы чистые, обычной окраски, периферические лимфоузлы не увеличены, Т тела 36,9 ºС. Над легкими дыхание везикулярное, хрипов нет. Деятельность сердца ритмичная, шумовой мелодии не определяется.
АД 130/80 мм рт.ст., пульс 75 уд./мин. Живот мягкий, умеренно болезненный в нижних отделах. Отрезки кишечника обычных пальпаторных свойств. Печень у края реберной дуги, безболезненная.
Симптом Пастернацкого слабо положительный с обеих сторон. Какие дополнительные методы обследования необходимо провести больной для установления диагноза?
A. Общий анализ крови, биохимический анализ крови, цистоскопия
B. Общий анализ крови и мочи, внутривенная урография
C. Общий анализ крови и мочи, определение креатинина и мочевины крови
D. Общий анализ мочи, анализ мочи по Земницкому, КТ почек
E. Общий анализ крови, мочи, биохимический анализ крови, УЗИ органов малого таза и забрюшинного пространства
Задание №15. Больной 23 лет предъявляет жалобы на головную боль,
головокружение, тошноту, возникшие сразу после перенесенной черепно- мозговой травмы. Врач-терапевт во время объективного обследования не выявил патологии со стороны внутренних органов. АД 110/50 мм рт.ст.,
пульс 93 уд./мин. Врач назначил сдачу анализов крови и мочи,
предположил диагноз: сотрясение головного мозга – и назначил соответствующее лечение. Достаточно ли данных для постановки диагноза в данном случае?
A. Недостаточно. Необходимо провести рентгенографию черепа и назначить консультацию невропатолога в плановом порядке
B. Достаточно
C. Недостаточно. Необходимо провести УЗИ внутренних органов и исследовать внутричерепное давление
D. Недостаточно. Необходимы консультации невропатолога, травматолога и снятие ЭЭГ головного мозга
E. Недостаточно. Необходимы консультации невропатолога, окулиста,
хирурга, проведение КТ головного мозга для дифференциальной диагностики и выявления возможных осложнений
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:
1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. - К., 1996, стор.76-89.
2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. - М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000, 592с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
общ. хир.).
5. Проводить патопсихологическое исследование внимания, памяти,
мышления и эмоций и интерпретировать полученные результаты.
5. Исследовать психические процессы с
использованием психологических методик (каф. психологии и педагогики).
Для оценки исходного уровня знаний предлагаются следующие задания:
Задание №14. Больная 21 г., предъявляет жалобы на ноющие боли внизу живота и в поясничной области, общую слабость, болезненное мочеиспускание. Объективно: гиперстенического телосложения, кожные покровы чистые, обычной окраски, периферические лимфоузлы не увеличены, Т тела 36,9 ºС. Над легкими дыхание везикулярное, хрипов нет. Деятельность сердца ритмичная, шумовой мелодии не определяется.
АД 130/80 мм рт.ст., пульс 75 уд./мин. Живот мягкий, умеренно болезненный в нижних отделах. Отрезки кишечника обычных пальпаторных свойств. Печень у края реберной дуги, безболезненная.
Симптом Пастернацкого слабо положительный с обеих сторон. Какие дополнительные методы обследования необходимо провести больной для установления диагноза?
A. Общий анализ крови, биохимический анализ крови, цистоскопия
B. Общий анализ крови и мочи, внутривенная урография
C. Общий анализ крови и мочи, определение креатинина и мочевины крови
D. Общий анализ мочи, анализ мочи по Земницкому, КТ почек
E. Общий анализ крови, мочи, биохимический анализ крови, УЗИ органов малого таза и забрюшинного пространства
Задание №15. Больной 23 лет предъявляет жалобы на головную боль,
головокружение, тошноту, возникшие сразу после перенесенной черепно- мозговой травмы. Врач-терапевт во время объективного обследования не выявил патологии со стороны внутренних органов. АД 110/50 мм рт.ст.,
пульс 93 уд./мин. Врач назначил сдачу анализов крови и мочи,
предположил диагноз: сотрясение головного мозга – и назначил соответствующее лечение. Достаточно ли данных для постановки диагноза в данном случае?
A. Недостаточно. Необходимо провести рентгенографию черепа и назначить консультацию невропатолога в плановом порядке
B. Достаточно
C. Недостаточно. Необходимо провести УЗИ внутренних органов и исследовать внутричерепное давление
D. Недостаточно. Необходимы консультации невропатолога, травматолога и снятие ЭЭГ головного мозга
E. Недостаточно. Необходимы консультации невропатолога, окулиста,
хирурга, проведение КТ головного мозга для дифференциальной диагностики и выявления возможных осложнений
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:
1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. - К., 1996, стор.76-89.
2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. - М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000, 592с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Психическая деятельность человека включает психические свойства,
психические процессы и психические состояния. К психическим процессам,
позволяющим человеку познавать окружающую действительность относят:
ощущение, восприятие, мышление, память и внимание. Эти процессы называют познавательными. Кроме того, к психическим процессам относятся эмоции (чувства), мотивационно-волевая сфера, речь, интеллект (ум),
представление, воображение, сознание (Приложение 3).
Чувственное познание (сенсорно-перцептивная деятельность) включает два психических процесса: ощущение и восприятие, физиологической основой которых являются функции анализаторов, состоящих из периферического отдела (рецептор), проводящей части и центрального
(коркового отдела), а также функции коры головного мозга.
Ощущением называют форму непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной действительности. Это начальный, самый элементарный акт психической деятельности, результат воздействия информации на органы чувств.
Ощущения свойственны и животным, и человеку. Примеры ощущений:
красный, круглый, острый, гладкий, соленый, кислый и т.п.
По контакту с раздражителем выделяют дистантные ощущения
(обонятельные, зрительные, слуховые) и
контактные
ощущения
(кинестетические, вкусовые, тактильные).
По расположению рецептора выделяют: интероцептивные ощущения –
ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии организма;
проприоцептивные ощущения – сигнализируют о положении различных частей тела в пространстве; экстероцептивные ощущения – сигнализируют о различных характеристиках внешнего мира.
Влияние болезни на изменение ощущений: Необычные внутренние ощущения часто оказываются первыми сигналами о болезненных изменениях в организме, а описание их составляет большую часть жалоб больного. Качественные характеристики интероцептивных ощущений,
звучащие в жалобах больного (боль - ноющая, колющая, сжимающая, тупая;
жжение; зуд и т. п.), способствуют более глубокому пониманию врачом состояния пациента и во многом определяют диагностические моменты.
Изменения ощущений чрезвычайно многообразны и их следует учитывать во взаимоотношениях врача и больного. Так, у больных соматическими формами патологии (н-р инфекционных заболеваниях,
интоксикациях) часто отмечается обостренная чувствительность к раздражителям обычной силы (гиперестезия), когда больного начинают раздражать громкие разговоры, хлопанье двери, свет из оконного проема и т.п. Такие состояния, как депрессия, оглушение могут сопровождаться низкой чувствительностью к привычным раздражителям (гипестезия), когда окружающие предметы лишены красок, выглядят блекло, расплывчато. Такие изменения в сфере ощущений преображают индивидуальную манеру поведения больного, привносят видоизменения в его представления о болезни и могут служить основанием для недооценки или неточной оценки состояния больного врачом.
Восприятие – это отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира в целом, в совокупности всех их свойств при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Однако,
образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений. В каждое восприятие включаются функции мышления, эмоциональные компоненты,
прошлый опыт.
Основными свойствами восприятия являются:
1. Предметность – проявляется в том, что объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело.
2. Целостность – т.е. восприятие предмета в целом, в совокупности всех его свойств.
3. Константность – относительное постоянство величины, формы и цвета предмета при изменяющихся условиях его восприятия (например, при большем или меньшем удалении предмета от глаза).
4. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении
одних объектов по сравнению с другими.
5. Инвариантность – способность выделять постоянные, неизменные особенности объекта.
6. Осмысленность – осознание воспринимаемого предмета или явления,
тесно связанное с мышлением и пониманием сущности предмета.
7. Структурность – восприятие абстрагированной от простой суммы ощущений обобщенной структуры.
Осязание – вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений.
Эйдетизм – способность удержания исключительно четких и ярких образов виденных предметов.
Наблюдательность – способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные детали.
Влияние болезни на изменение восприятия: Болезненные изменения процессов восприятия, выступающие в форме иллюзий, галлюцинаций,
психосенсорных расстройств, своевременно не распознанные врачом, могут внести дополнительные, иногда очень значительные осложнения в мироощущения больного, а, следовательно, и во взаимопонимание между врачом и пациентом. Более того, сложные изменения и расстройства восприятия нередко становятся основанием для неадекватной оценки болезненных переживаний, для гротескно усиленных (гипернозогнозия) или необоснованно недооцениваемых (анозогнозия) представлений больным изменений, происходящих в организме.
Представление – воспроизведение в сознании образов предметов,
явлений, воспринятых когда-то в прошлом и в данный момент времени не действующих на на органы чувств. Восприятие на исчезает полностью, а оставляет в коре головного мозга определенные следовые реакции, которые служат основой для формирования представлений.
Воображение – создание новых образов предметов и явлений, с которыми раньше встречаться не приходилось, возникновение идей того, что еще только намечается к созданию на основе уже имеющихся образов путем их преобразования. Оно возможно при достаточно развитом мышлении и играет большую роль в творческой деятельности.
Внимание– направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или виде деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации,
поступающей через органы чувств при одновременном игнорировании другой.
Свойства внимания:
1) избирательность – возможность успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;
2) переключаемость – способность перевода сосредоточенности с одного объекта на другой без существенной потери свойства концентрации;
3) устойчивость – способность в течение длительного времени концентрировать внимание на каком-то объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание;
4) объем – количество информации, которая одновременно способна сохраняться в сфере внимания человека.
В зависимости от участия воли в процессе сосредоточения выделяют следующие виды внимания:
- активное (произвольное) – возбуждение в коре головного мозга происходит с участием волевого усилия, вызвано самим человеком.
-
пассивное
(непроизвольное)
– внимание сосредотачивается самопроизвольно, без дополнительного усилия со стороны человека;
источником внимания являются непосредственно действующие извне раздражители.
Влияние болезни на изменение внимания: При соматических заболеваниях, сопровождающихся интоксикацией, астенией, сильными болевыми ощущениями внимание больного становится истощаемым,
появляются трудности в длительной концентрации внимания, снижается объем внимания, появляется рассеянность. В процессе общения врача с
5. Инвариантность – способность выделять постоянные, неизменные особенности объекта.
6. Осмысленность – осознание воспринимаемого предмета или явления,
тесно связанное с мышлением и пониманием сущности предмета.
7. Структурность – восприятие абстрагированной от простой суммы ощущений обобщенной структуры.
Осязание – вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений.
Эйдетизм – способность удержания исключительно четких и ярких образов виденных предметов.
Наблюдательность – способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные детали.
Влияние болезни на изменение восприятия: Болезненные изменения процессов восприятия, выступающие в форме иллюзий, галлюцинаций,
психосенсорных расстройств, своевременно не распознанные врачом, могут внести дополнительные, иногда очень значительные осложнения в мироощущения больного, а, следовательно, и во взаимопонимание между врачом и пациентом. Более того, сложные изменения и расстройства восприятия нередко становятся основанием для неадекватной оценки болезненных переживаний, для гротескно усиленных (гипернозогнозия) или необоснованно недооцениваемых (анозогнозия) представлений больным изменений, происходящих в организме.
Представление – воспроизведение в сознании образов предметов,
явлений, воспринятых когда-то в прошлом и в данный момент времени не действующих на на органы чувств. Восприятие на исчезает полностью, а оставляет в коре головного мозга определенные следовые реакции, которые служат основой для формирования представлений.
Воображение – создание новых образов предметов и явлений, с которыми раньше встречаться не приходилось, возникновение идей того, что еще только намечается к созданию на основе уже имеющихся образов путем их преобразования. Оно возможно при достаточно развитом мышлении и играет большую роль в творческой деятельности.
Внимание– направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или виде деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации,
поступающей через органы чувств при одновременном игнорировании другой.
Свойства внимания:
1) избирательность – возможность успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;
2) переключаемость – способность перевода сосредоточенности с одного объекта на другой без существенной потери свойства концентрации;
3) устойчивость – способность в течение длительного времени концентрировать внимание на каком-то объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание;
4) объем – количество информации, которая одновременно способна сохраняться в сфере внимания человека.
В зависимости от участия воли в процессе сосредоточения выделяют следующие виды внимания:
- активное (произвольное) – возбуждение в коре головного мозга происходит с участием волевого усилия, вызвано самим человеком.
-
пассивное
(непроизвольное)
– внимание сосредотачивается самопроизвольно, без дополнительного усилия со стороны человека;
источником внимания являются непосредственно действующие извне раздражители.
Влияние болезни на изменение внимания: При соматических заболеваниях, сопровождающихся интоксикацией, астенией, сильными болевыми ощущениями внимание больного становится истощаемым,
появляются трудности в длительной концентрации внимания, снижается объем внимания, появляется рассеянность. В процессе общения врача с