Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1019

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
пациентом, последний быстро истощается и устает от беседы. Таким больным требуется дополнительный отдых после незначительных физических или умственных нагрузок. Поэтому сбор жалоб и анамнестических сведений у данных пациентов будет продуктивным при проведении его в несколько этапов.
Память – психический процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания.
Основные функции памяти:
1) запоминание – процесс запечатления информации, протекающий как в произвольной, так и в непроизвольной формах;
2) сохранение – процесс длительного удержания в памяти информации;
3) воспроизведение – процесс произвольного или непроизвольного восстановления в памяти полученной ранее информации;
4)
забывание
– процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения информации.
Считается, что забыванию в первую очередь, подвержена та информация,
которая не играет существенной роли в дальнейшей деятельности человека.
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности выделяют двигательную, образную (зрительную), словеснологическую
(слуховую) и эмоциональную память.
В зависимости от характера целей деятельности, участия воли в процессе запоминания выделяют произвольную и непроизвольную память.
По продолжительности сохранения и закрепления информации выделяют кратковременную, долговременную и оперативную память.
Влияние болезни на изменение памяти:Снижение способности к запоминанию новой информации может иметь место как при соматической патологии (чаще при наличии в структуре болезни астенического синдрома),
так и при банальном утомлении. Эти проявления обычно самостоятельно устраняются при выздоровлении или отдыхе, и не требуют специфической терапии. Необходимость в медикаментозной коррекции оправдана при наличии стойкого или прогрессирующего снижения памяти, обусловленного наличием органического заболевания головного мозга (церебральный атеросклероз, инсульт, тяжелая черепно-мозговая травма и др.) или нервно- психической патологии, где ведущим симптомом является нарушение мнестической сферы.
Мышление – психический процесс опосредованного и обобщенного познания окружающей действительности.
Мышление способствует возникновению новых знаний и творчеству.
Выделяют следующие виды мышления:
1) Наглядно-действенное – наиболее простое, элементарное мышление,
при котором познание реальности происходит в процессе взаимодействия человека с предметами. Например, ребенок, получив в подарок игрушку, не только рассматривает, ощупывает, пробует ее на вкус, но и спрашивает: „что это?”, и пытается произвести с ее помощью и при ее участии разнообразные действия. Извлекая опыт из данного взаимодействия, человек формирует представление о предмете (явлении) и может далее опосредованно и обобщенно познавать иные предметы и явления окружающего мира.
2)
Наглядно-образное
– процесс познания окружающей действительности происходит посредством преобразования образов восприятия в образы – представления.
И наглядно-действенное и наглядно-образное мышление относятся к
конкретному мышлению, связанному с конкретной ситуацией, не способному к широким обобщениям и отвлечениям.
3) Понятийное (абстрактное) - мышление, способное оперировать определенными отвлеченными, непосредственно не связанными с предметами или явлениями понятиями. Человек выполняет мыслительные операции в уме, используя приобретенные ранее понятия, суждения и умозаключения.
К основным операциям мышления относятся:
- анализ – операция по расчленению целого предмета, явления,

ситуации на части и выявление составляющих их элементов.
- синтез – восстановление разбитого анализом целого, вскрывая более или менее существенные связи и отношения, выделенные анализом. Таким образом, анализ расчленяет проблему, а синтез по новому объединяет данные для ее разрешения.
- сравнение – установление сходства и различия предметов и явлений,
позволяющих отнести объекты к одной группе.
- обобщение – способность выделить наиболее главное, существенное в познаваемом предмете или явлении.
- конкретизация – мыслительная операция, обратная обобщению: из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
- абстрагирование – операция выделения и фиксации устойчивых свойств предметов и явлений, которые в действительности не существуют;
проявляется в способности личности мыслись отвлеченными категориями.
- построение суждений и умозаключений – заключительный этап мыслительного процесса, приводящий к новому знанию.
Влияние болезни на изменение мышления:У пациентов пожилого возраста вследствие атеросклеротических изменений, а также у лиц,
имеющих достаточно серьезную органическую патологию головного мозга
(эпилепсия, тяжелая травма черепа, хроническая интоксикация алкоголем,
серия перенесенных инсультов) можно наблюдать замедление скорости ассоциативной деятельности, так называемая вязкость, тугоподвижность мышления. Для таких пациентов характерно чрезмерно подробное,
детальное, обстоятельное изложение жалоб и анамнестических данных, что требует от врача терпеливого, внимательного отношения, необходимого не только для правильной постановки диагноза, но и для установления доверительных взаимоотношений с больным в процессе лечения. Наиболее глубокую дезорганизацию ассоциативной деятельности можно наблюдать у больных шизофренией и расстройствами шизофренического спектра, что более подробно изложено в разделе „общей психопатологии”.
Речь – специфически человеческая форма психической деятельности,
использующая средства языка, находящаяся в единстве с мышлением и возникшая в процессе общественно-трудовой деятельности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Влияние нарушенной речи на лечебный процесс. Одним из видов дефекта речи является заикание, частым клиническим признаком которого становится страх речи (логофобия).Он нарушает коммуникативную сторону жизни человека, приводит к нежеланию общаться с окружающими. Такие больные отличаются некоторой застенчивостью, стараются избегать длительного общения. Еще одним нарушением речи является мутизм (mutus
– лат. молчание), который часто имеет место в детском и подростковом возрасте, и проявляется парализацией речевых центров в присутствии незнакомых людей, а во взрослом возрасте может являться одним из проявлений истерических расстройств.
Правильный психологический подход врача к данным пациентам,
включающий эмпатийное сопереживание, доброжелательность,
сдержанность, эмоциональную поддержку помогает установлению открытых, доверительных взаимоотношений в системе «врач-больной» и способствует более полному раскрытию больным своих жалоб, переживаний и ощущений. Это во многом определяет правильную оценку статуса больного, диагностику и лечение.
Интеллект (ум)не является частной функцией психической деятельности, а включает в себя совокупность всех познавательных процессов и является основой функционирования мышления. Психологи рассматривают интеллект, как совокупность врожденной скорости психических реакций и приобретенных знаний, умений, способность к логическому мышлению, оригинальности, находчивости.
Природа интеллекта неизвестна.
Влияние особенностей интеллекта на лечебный процесс.
Интеллектуальные особенности могут создавать трудности во взаимоотношении врача и больного. Наиболее значительные изменения
интеллекта проявляются в состояниях разной степени выраженности
олигофрении (врожденной интеллектуальной недостаточности) или деменции
(приобретенного слабоумия). Малые степени недостаточности интеллекта приводят к неполному, неглубокому осмысливанию обстоятельств медицинского обследования и лечения, к трудности усвоения абстрактных категорий, суждений и умозаключений. Массивные состояния слабоумия вызывают беспомощность в решении даже простейших, обыденных вопросов жизни, в том числе и обстоятельств медицинского вмешательства.
Больному со сниженным интеллектом необходимо умело и в доходчивой,
простой форме излагать вопросы, инструкции и рекомендации. Особым видом остановки развития личности на ювенильной ступени является
психический инфантилизм. Такие больные отличаются, в первую очередь,
незрелостью эмоций, неустойчивостью настроения, плохо контролируемыми влечениями, недостаточностью сознательной и целевой активности,
поверхностью суждений. Они легко попадают под чужое влияние, в силу своей психической незрелости склонны недооценивать тяжесть своего состояния, в связи с чем могут нарушать предписания врача, диету, общий внутрибольничный режим.
Эмоцииэто субъективное отношение человека к объективной действительности и к самому себе, удовлетворенность или неудовлетворенность собственными действиями.
По степени удовлетворения или неудовлетворения потребности эмоции делятся на положительные (радость, счастье) и отрицательные (гнев, страх,
злость).
По степени сложности различают эмоции биологические (низшие,
протопатические), исходящие из подкорковых образований, связанные с удовлетворением или неудовлетворением жизненно важных потребностей и формирующиеся на основе инстинктов
(пищевого, полового,
оборонительного) и высшие (корковые, эпикритические), присущие только человеку эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением духовных потребностей: интеллектуальных (любознательность, пытливость),
нравственных (чувство долга, совести, уважения, чести), эстетических
(восприятие чего-то прекрасного и безобразного, созерцание произведений искусства).
Выделяют эмоции возбуждающие, повышающие жизнедеятельность и активность, – стенические (гнев, ярость, бурная радость) и понижающие жизнедеятельность астенические эмоции (горе, тоска, скука).
По механизму возникновения эмоции могут быть реактивными, то есть возникающими в ответ на какой-либо внешний раздражитель, и витальными
– внутренне обусловленными, эндогенными.
По силе и длительности переживания эмоции делятся на
эмоциональные реакции (аффект) и эмоциональные состояния (настроение,
страсть).
Аффект – кратковременная и бурно протекающая эмоциональная реакция, сопровождающаяся двигательными и вегетативными проявлениями.
Кратковременность данной реакции обусловлена ее высокой интенсивностью, вследствие чего происходит достаточно быстрое истощение нейрогуморального звена регуляции функций. Выделяют два вида аффекта –
физиологический и патологический. Физиологический аффект адекватен ситуации, соизмерим с силой вызванного раздражителя, протекает на фоне ясного состояния сознания, вследствие чего эмоции и поведение полностью контролируются сознанием. Патологический аффект – протекает на фоне суженного состояния сознания, и поэтому неконтролируем с его стороны, он неадекватен самой ситуации и обстоятельствам, значительно интенсивнее,
чем вызвавший его раздражитель, возникает на болезненной «почве»,
поведение не поддается управлению со стороны человека, завершается значительным истощением нервной системы и амнезией происшедшего.
Настроение – относительно длительное эмоциональное состояние,
слабой или умеренной интенсивности. Ему присуща сравнительная устойчивость в течение довольно длительного периода времени.
Страсть – достаточно сильное и стойкое, длительное чувство,

доминирующее в сознании, захватывающее и владеющее человеком. Сюда можно отнести страсть к коллекционированию, к антиквариату, к деньгам, к азартным играм. Ради удовлетворения своей потребности человек может нарушить закон, пойти на кражу, убийство.
Проблема
неотреагированных
эмоций.
О задержанных
(неотреагированных) эмоциях говорят в том случае, когда в силу тех или иных причин (чаще социальных) человек вынужден их подавлять.
Многие люди по разным причинам отрицают те части своего «я»,
которые они не способны принять, особенно часто это касается отрицательных эмоций или тех переживаний, которые ставят под угрозу престиж и положение личности в обществе. Они контролируют свои эмоциональные проявления, такие как гнев, страх, обида, доверие, любовь –
и прибегают к другим заблокированным или неполным эмоциям, таким как озабоченность, уныние, смущение и др.
Некоторые психологи (К. Рождерс, Э. Шостром) призывают отказаться от манипулятивных паттернов поведения, честно и открыто проявлять свои чувства, отказаться от реагирования с позиции ожидания других людей.
Подобное умение обращаться со своими эмоциями обеспечивает конгруэнтность между бессознательными, сознательными и
коммуникативными процессами. Энергия неотреагированных эмоций на фоне несостоятельности психологической защиты может привести к перенапряжению, срыву адаптационных механизмов и вызвать психическое расстройство.
Влияние болезни на эмоциональное состояние человека.Эмоции могут существенно преображать облик больного и усложнять процедуру его взаимоотношений с медицинским работником. Некоторые соматические болезни сопровождаются состоянием депрессии – это одно из проявлений таких заболеваний как спастический и язвенный колиты. Эти больные часто подавлены, мрачны, малоактивны. Они испытывают тревогу в ранние предутренние часы, разбитость и слабость. Формируется пессимистический взгляд на обстоятельства жизни, чувство безысходности и нередко болезненно обостренная самокритика.
При подъеме настроения, которое выражается в эйфории (мнимое благополучие), все психические проявления больного приобретают более оживленный, ускоренный характер. На высоте таких состояний оценка больным обстановки оказывается поверхностной, фрагментарной.
Сопутствующее субъективное чувство приятного, радужного настроения приводит к тому, что представления о собственных болезненных переживаниях сглаживаются, больной недооценивает свое состояние,
критика к болезни понижается. В этом состоянии больные иногда нарушают режим приема медикаментов и общий режим отделения.
Наряду с такими растянутыми во времени состояниями измененной эмоциональности у отдельных больных приходится наблюдать аффекты
(бурно протекающие эмоциональные изменения). На высоте этих состояний сознание нередко сужается, результатом чего оказывается неполная,
несовершенная оценка ситуации, а в связи с этим – неправильные поступки и действия (патологический аффект).
При соматических заболеваниях, сопровождающихся изнурительным болевым синдромом, у пациентов могут отмечаться неврастеноподобные состояния, что проявляется раздражительной слабостью, лабильностью эмоций. В процессе беседы при утомлении больные могут дать реакцию раздражения, заплакать, отказаться от дальнейшей беседы. Иногда такое поведение может выглядеть неадекватным, так как беседа не носила эмоционально значимого характера для больного.
На фоне наличия соматического заболевания психическая деятельность пациентов может отреагировать появлением тревоги – то есть ожидания неопределенной опасности, неблагоприятного развития событий. Наиболее ярко выражена тревога у больных кардиального профиля.
Эти данные указывают на то, что лечебно-профилактические мероприятия соматических заболеваний должны включать не только этиопатогенетическое лечение основного заболевания, но и нормализацию

эмоционального фона, обусловленного соматическим состоянием в виде проведения психотерапевтических бесед (и других методов) и приема успокоительных, седативных средств.
Двигательно-волевая
активность
(поведение) человека детерминируется социальными и биологическими механизмами и складывается из отдельных действий: инстинктивных, волевых,
автоматизированных.
Инстинкт – целенаправленная приспособительная деятельность,
обусловленная врожденными механизмами и характеризующаяся постоянством ответных реакций на действие определенных раздражителей.
На основе инстинктов формируются влечения, обеспечивающие реализацию биологических потребностей. Влечения являются филогенетически более старой функцией, чем воля и возникают на базе пищевого, оборонительного и полового инстинктов.
Воля – это сознательная и целенаправленная психическая активность,
связанная с преодолением препятствий и регуляцией деятельности человека.
Волевое действие – всегда действие сознательное, целенаправленное,
посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняет свои движения, поступки сознательному контролю, изменяет окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Часто повторяясь, волевое действие превращается в автоматизированное.
Волевые процессы возникают при реализации какой-либо потребности,
стремления, нужды в чем-либо. Но одно дело – испытывать стремление, а другое – его осознавать. В зависимости от меры осознания потребность выражается в виде:
Влечения – это неосознанное и беспредметное, не связанное с представлением цели стремление, которое либо не развивается, угасает, либо,
становясь осознаваемым, реализуется в форме конкретного желания.
Желания – осознанная потребность, влечение, направленное на конкретный объект.
Э
ТАПЫ
ВОЛЕВОГО
ПРОЦЕССА
.
Выделяют простые и сложные волевые акты. В простом волевом акте побуждение к действию почти непосредственно переходит в действие.
Выделяют 4 основных этапа сложного волевого акта:
1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;
2) обсуждение и борьба мотивов;
3) принятие решения;
4) исполнение решения.
Волевые качества личности:
1) инициативность;
2) самостоятельность, независимость;
3) решительность (в принятии решения);
4) настойчивость в исполнении решения;
5) самоконтроль, выдержка, самообладание;
6) последовательность и принципиальность.
Эти личностные качества во многом определяют поведение больного в процессе диагностики и лечения, помогают в борьбе с заболеванием наряду с медикаментозными средствами. Такие пациенты способны трезво оценивать обстоятельства, касающиеся состояния здоровья; умеют принимать осознанные решения, получив исчерпывающую информацию от медицинских работников; их эмоциональные проявления адекватны ситуации; они не сидят, сложа руки, а приняв решение – незамедлительно приступают к его осуществлению, проявляя настойчивость при достижении цели; их действия последовательны и целенаправленны.
Сознание – высшая форма отражения человеком окружающей действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих носителю сознания ориентироваться в
действительности, времени и собственной личности. Оно включает самосознание и сознание окружающего. Ясное сознание возможно при полной или относительной сохранности всех психических процессов,