Файл: Лекция Современное состояние организации производства подвижного состава и его ремонта в России.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17
Борис Богатырев, ранее также возглавивший АО «Рослокомотив». Акционеры планируют постепенную операционную интеграцию, в результате которой объ- единение должно превратиться в четвертую в мире по объемам выручки груп- пу, специализирующуюся в области создания, производства и обслуживания подвижного состава для рельсового транспорта
10
Кроме этого, сервисное обслуживание локомотивов ОАО «РЖД» осу- ществляет ООО «СТМ-Сервис», входящее дивизиональный холдинг ОАО «Си- нара-Транспортные Машины» (СТМ) в составе ЗАО «Группа Синара».
ЗАО «Группа Синара» – диверсифицированная компания, объединяющая предприятия различной отраслевой направленности. Приоритетными бизнес- направлениями Группы являются транспортное машиностроение, финансовые услуги, девелопмент
11
Транспортное машиностроение в составе ЗАО «Группа Синара» осу- ществляет дивизиональный холдинг ОАО «Синара–Транспортные Машины»
(СТМ), в структуру которого входят предприятия: ОАО «Людиновский тепло- возостроительный завод» (ЛТЗ, Калужская область), ООО «Уральский дизель- моторный завод» (г. Екатеринбург), ООО «Центр инновационного развития
СТМ» (г. Екатеринбург), ООО «Торговый дом СТМ», ОАО «Калужский завод путевых машин и гидроприводов», а так же ООО «Городские Транспортные
Решения» (Urban Transport Solutions, UTS) - совместное предприятие холдинга
«Синара-Транспортные Машины» и Группы компаний CAF (Испания).
В состав ОАО «Синара–Транспортные Машины» также входит
1 2 3 4 5
ООО «СТМ-Сервис», которое осуществляет сервисное обслуживание локомо- тивов ОАО «РЖД»: магистральных грузовых электровозов постоянного тока
2ЭС10, 2ЭС6, ВЛ10, ВЛ11; магистральных электровозов переменного тока
ВЛ60, ВЛ80; магистральных тепловозов М62, ТЭ10, 2ТЭ25КМ, ТЭ116, манев- ровых тепловозов ТЭМ7, ТЭМ14, ТГМ23, ТЭМ2, ТЭМ3, ТЭМ18, ЧМЭ3; пас- сажирских электровозов и тепловозов ЧС2, ЧС7, ЭП1, ЭП2К, ТЭП70.
Для организации сервисного обслуживания в компании создано 5 сервис- ных управлений (Московское, Куйбышевское, Свердловское, Южно-Уральское и Западно-Сибирское), в состав которых входят два сервисных центра и 27 сер- висных локомотивных депо, расположенных на территории 7 железных дорог – филиалов ОАО «РЖД», 25 субъектов РФ. В Екатеринбурге размещено сервис- ное локомотивное депо Свердловск, входящее в состав ООО «СТМ-Сервис».
В депо работает более 1100 работников, которые выполняют полный комплекс сервисных услуг по обслуживанию локомотивов, включая выполнение регла- ментных работ в объеме ТО-2, ТО-3, ТО-4, ТО-5а-г, ТР-1, а также ремонт и вос- становление узлов и агрегатов. Здесь ведутся подготовительные проектные и строительные работы по увеличению производственных мощностей депо для выполнения ремонтных работ в объеме ТР-3 и среднего ремонта.
10
http://www.locotech.ru/press-center/news/2432/
11
http://www.sinara-group.com/
– официальный сайт холдинга ЗАО Группа Синара
18
В настоящее время произошел полный перевод технического обслужива- ния и ремонта локомотивов инвентарного парка ОАО «РЖД» персоналом ООО
«Локотех-Сервис» и ООО «СТМ-Сервис».
Значительным резервом повышения качества ремонта и повышения надежности локомотивов в эксплуатации является перевод их на сервисное об- служивание в период жизненного цикла. В силу особенностей договоров «кон- тракта жизненного цикла», завод-изготовитель заинтересован в исправном со- стоянии локомотива на протяжении всего срока действия договора. Данный факт обусловлен распространением гарантии завода-изготовителя на весь срок службы локомотива. Переход на обслуживание локомотивов по контракту жиз- ненного цикла практически подтверждается более высоким коэффициентом го- товности данных локомотивов к эксплуатации, нежели локомотивов, находя- щихся на полном сервисном обслуживании
Предоставление услуг моторвагонного подвижного состава и органи-
зация его эксплуатации, содержания, технического обслуживания и ремон-
та по заказам перевозчиков осуществляет Центральная дирекция мото-
рвагонного подвижного состава – филиал ОАО «РЖД» (ЦДМВПС). Этот филиал планирует, организует и контролирует эксплуатацию, техническое об- служивание, текущий и капитальный ремонт, модернизацию моторвагонного подвижного состава. В составе ЦДМВПС 16 структурных подразделении – ре- гиональных дирекций моторвагонного подвижного состава. Капитальный ре- монт КР 1, КР 2 и модернизацию (КРП) электропоездов постоянного тока серий
ЭР2, ЭР2Р, ЭР2Т, ЭТ, ЭТ2М, ЭД2, ЭД4, ЭР200 производят ОАО «Московский локомотиворемонтный завод», ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод». Техническое обслуживание и ремонт электропоездов скоростного дви- жения производится в депо, входящих в состав Дирекции высокоскоростных магистралей – филиала ОАО «РЖД». Базовым для обслуживания и ремонта электропоездов Московского и Ладожского направлений, а также поездов ско- ростного движения – электропоездов Velaro (Сапсанов), «Ласточек» является реконструированное локомотивное депо – ТЧ-10 в поселке Металлострой Ле- нинградской области
ОАО «Уральские локомотивы» в г. Верхняя Пышма Свердловской обла- сти в 2015 году начали серийный выпуск электропоездов ЭС2Г – городской электрички «Ласточка» для РЖД
12
. Предприятию удалось стать центром совре- менного машиностроительного кластера, его системообразующим звеном. Уро- вень локализации производства здесь будет доведен до 80 процентов, что обес- печит устойчивую загрузку региональных компаний в долгосрочном периоде.
В настоящее время для вагонов выпускается тележка исключительно собственно- го производства – уральцы адаптировали австрийские разработки к отечествен- ным потребностям и наладили выпуск собственной продукции. Теперь в планах в сотрудничестве с другими свердловскими заводами наладить формирование колесной пары из отечественных комплектующих.
В планах
ОАО «РЖД», ком-
12
http://sdelanounas.ru/blogs/56263/
- сайт «сделано у нас»
19 пании «Группа Синара», ОАО «Уральские локомотивы» создание производ- ственного комплекса по выпуску высокоскоростных поездов на заводе «Ураль- ские локомотивы». По заявлению президента АО «Группа Синара» Д. А. Пум- пянского, в проект может быть инвестировано 10‒12млрд руб., а первый поезд должен быть изготовлен уже к 2023 г. После испытаний в 2025г. предусмотрена сертификация поезда, предназначенного для российского проекта ВСМ
13 2.3. Краткая характеристика современного состояния вагоностроения и вагоноремонтного производства
По состоянию на 2022 год в России действует около 20 вагоностроитель- ных заводов.
Лидером среди производителей грузовых вагонов являются Научно- производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» (НПК
ОВК). В производственный дивизион этой корпорации входят: Тихвинский ва- гоностроительный завод (выпуск подвижного состава); «ТихвинХимМаш» (вы- пуск вагонов-цистерн); «ТихвинСпецМаш» (выпуск специализированных ваго- нов); НПЦ «Пружина» (выпуск вагонокомплектов железнодорожных пружин);
Тихвинский сборочный завод «Титран-Экспресс» (ремонт (текущий, деповской, капитальный ремонт и модернизация подвижного состава). В 2020 на долю
НПК ОВК пришлось 29% общего выпуска грузовых вагонов в России.
В число наиболее крупных производителей вагонов входят АО «Концерн
«Уралвагонзавод» (НПК УВЗ), группа компаний РМ-РЕЙЛ (АО «Рузхиммаш»),
АО «Алтайвагон».
Производство грузовых вагонов в 2017 году практически догнало объемы списания и составило 58,3 тыс. вагонов. В 2018 году было выпущено 68,9 тыс. вагонов.
Железнодорожное машиностроение России по итогам 2019 года отмети- лось сразу двумя рекордами. Выпуск магистральных грузовых вагонов по стране составил 79,6 тыс. единиц, что превзошло как старый 2012 рекорд (71,7 тыс. единиц), так и совокупный объем выпуска грузовых вагонов в Советском
Союзе, который составил 72,4 тыс. единиц в 1974 году.
Производство грузовых вагонов в России в 2020 г. составило 57,1 тыс. единиц снизилось на 28%, по сравнению с 2019 годом.
Производство грузовых вагонов в РФ выросло в 2021 г. на 10,4% по срав- нению с годом ранее, составив 63,1 тыс. единиц
14
Производство грузовых вагонов широкой колеи в РФ по итогам января – июля 2022 года снизилось на 17,3% относительно аналогичного периода 2021- го, до 28,2 тыс. ед., сообщается в докладе Росстата о промышленном производ-
13
http://www.zdmira.com/news/oaorzdsinaraisiemensnamerenyinvestirovatvproizvodstvovysokoskorostnyhpoezdovdo1 2mlrdrublej?fbclid=IwAR2rNfxGzpZuCB__jm0viiUDJCHTECzsoLgXMxsXlNpiUzXkmM5NpneBkOc
14
https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=200507
20 стве в январе – июле 2022 года. Прогнозируется, что по итогам года выпуск ва- гонов не превысит 45 тыс. единиц.
Институт проблем естественных монополий прогнозирует, что к 2023 го- ду спрос на новые вагоны (при отсутствии стимулирующих мер) упадет при- мерно до 40 тыс. единиц, но в дальнейшем, как минимум в связи с необходимо- стью обновлять стареющий парк, спрос снова подрастет, и в течение 2025–2030 годов будет держаться в районе 60 тыс. единиц. ИПЕМ прогнозирует рост объ-
ёмов производства платформ на 71% до конца 2021года. Будет выпущено
23 тыс. единиц этого вида подвижного состава, причём 87% придётся на фи- тинговые платформы. Это связано с повышением объёмов контейнерных пере- возок, что привело к увеличению спроса на платформы
15
Основной объём зака- за платформ в 2021 году пришелся на «Алтайвагон», «Завод металлоконструк- ций», «Рославльский ВРЗ», «КАВАЗ»
16
и «РМ Рейл».
Мощности и возможности вагоностроителей в России ограничивает не- достаток вагонного литья, а также тем, что узловая сборка вагонов реализуется посредством импортных комплектующих, возникли серьезные проблемы с по- ставками кассетных подшипников. Крупногабаритное литье в РФ производят только 4 предприятия, но их объемов недостаточно для покрытия нужд россий- ского вагоностроения.
В сентябре 2019 г. В Федеральном агентстве железнодорожного транс- порта прошло заседание технического совета по вопросу «О применении кас- сетных подшипников на грузовых вагонах» с участием производителей кассет- ных подшипников, ОАО «РЖД», научных организаций, вагоностроителей, ва- гоноремонтных предприятий и операторов подвижного состава. Оно приняло категорическую резолюцию. Решение о переходе в ближайшие годы на под- шипники кассетного типа поддержано Министерством транспорта РФ, несмот- ря на не однозначность мнений специалистов, производителей, ремонтников и операторов подвижного состава. Но мощностей отечественных производителей кассетных подшипников пока не достаточно для обеспечения производства и ремонта вагонов. Подробнее см. подборку материалов СМИ в соответствую- щем разделе bb.usurt. Более детально эту проблему предлагается обсудить на практическом занятии.
По мнению специалистов [7], грузовой вагон XXI века должен отвечать следующим основным критериям:
- высокая эффективность в эксплуатации;
- меньшая стоимость жизненного цикла по сравнению с вагонами, выпус- каемыми в настоящее время;
- пониженное динамическое воздействие на железнодорожный путь (так называемый вагон, дружественный к пути) и, как следствие, меньшее шумовое воздействие на окружающую среду.
15
Белан А. В 2021 году прогнозируется рекорд по выпуску платформ в России –
https://gudok.ru/content/mechengineering/1579166/
16
Канашский вагоноремонтный завод ООО «КАВАЗ» - одно из ведущих предприятий Дивизиона железнодо- рожного литья и вагоностроения машиностроительного холдинга «Концерн «Тракторные заводы»
21
Пассажирские вагоны выпускают Тверской, Усть-Катавский вагоностро- ительные заводы, а также АО «Вагонмаш».
Основным производителем этого сегмента является Тверской вагоно- строительный завод. Он входит в группу производителей подвижного состава
АО «Трансмашхолдинг». Эта группа практически монополизировала выпуск электричек и выпускает до 90% вагонов для поездов дальнего следования.
На сегодняшний день назрела острая необходимость в обновлении и мо- дернизации пассажирского подвижного состава. Износ вагонного парка «РЖД» в области перевозки пассажиров составляет 65%. Немалое количество единиц было выпущено до 1991 года еще во времена Советского Союза. Большая часть предлагаемых заводами моделей вагонов морально устарела и нуждается в мо- дернизации в соответствии с изменившимися требованиями пассажиров и пере- возчиков. С 2017 года наблюдается перелом негативной тенденции. В первые полгода удалось увеличить общее производство в 2,5 раза, а изготовление пас- сажирского транспорта – на 20%. Всего удалось изготовить 101 единицу техни- ки, что позволило частично компенсировать дефицит и обновить вагонный парк. Предполагается, что тенденции к росту выпуска вагонов сохранятся в ближайшие 3-4 года. Предприятия выпускают обновленные единицы с повы- шенным уровнем комфорта. Они соответствуют стандартам качества, приня- тым в западных странах.
Программой структурной реформы железнодорожного транспорта были определены главные задачи реформирования вагонного комплекса ОАО
«РЖД»:
– оптимизация структуры управления вагонным комплексом;
– формирование условий для развития конкуренции в сфере ремонта гру- зовых вагонов;
– создание организационно-правовых условий для участия сторонних ин- весторов в развитии вагоноремонтных мощностей.
Для реализации этих задач в 2006 году проведена внутрикорпоративная реорганизация вагонного комплекса ОАО «РЖД», обеспечивающего эксплуа- тацию и ремонт грузового подвижного состава, путем организационного разде- ления на две части. Инфраструктурная (эксплуатационная) часть вагонного комплекса в составе 72 эксплуатационных вагонных депо вошла в статусе структурных подразделений в Центральную дирекцию инфраструктуры – фи- лиала ОАО «РЖД». Функциональные задачи эксплуатационной части вагонно- го комплекса: обеспечение бесперебойного перевозочного процесса; подготов- ка вагонов под погрузку.
Имущество 125 ремонтных вагонных депо было обособлено в составе
Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов – филиала ОАО «РЖД».
На базе имущества ЦДРВ в 2011 г. были созданы Вагоноремонтные компании
(ВРК 1, 2, 3) в форме открытых акционерных обществ – дочерние общества
ОАО «РЖД».
Эти компании взяли на себя функциональные задачи по восста- новлению ресурса грузовых вагонов в целях обеспечения перевозочного про-