ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1507

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.



Среди специальных конституционных принципов, определяющих основополагающие идеи развития и конкретизации в сфере статуса судьи:

1) принцип несменяемости судьи - одна из важнейших гарантий его независимости. В соответствии с ч. 2 ст. 121 Конституции РФ полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Исчерпывающий перечень оснований прекращения полномочий судьи закреплен в Законе о статусе судей.

Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Действие данного принципа призвано исключить зависимое и подчиненное положение судьи, что обеспечивается невозможностью его замены или смещения путем недобровольной отставки или перевода в другой суд в течение всего срока полномочий.

2) принцип неприкосновенности судьи закреплен в ч.1 ст. 122 Конституции, исходя из которого решаются конкретные вопросы ответственности судей.

В целом неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Неприкосновенность судьи как гарантия независимого правосудия не означает его безнаказанности.

Закон о статусе судей устанавливает, что судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при отправлении правосудия мнение или принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта.

Неприкосновенность судьи включает в себя: неприкосновенность личности судьи; неприкосновенность занимаемых судьей жилых и служебных транспортных средств; неприкосновенность принадлежащих судье документов, багажа и иного имущества; тайну переписки и иной корреспонденции судьи (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и оправляемых судьей сообщений).

Судья после прекращения его полномочий не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение. Исключением из данного правила являются случаи, когда вступившим в законную силу приговором суда установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта.


Основы конституционно-правового статуса судей в Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус судей - правовое положение судей как носителей судебной власти в соответствии с федеральным законом, включающее порядок наделения полномочиями, основания приостановления и прекращения полномочий, принципы деятельности, материальное обеспечение и меры социальной защиты.

Статус всех судей в Российской Федерации в принципе един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей (например, судей КС РФ, военных судов и т.п.).

Элементами конституционно-правового статуса судей являются:

-порядок наделения полномочиями (требования к кандидатам на должность судьи) и символы судебной власти;

-принципы статуса судьи;

-полномочия и компетенция;

-гарантии (правовые, организационные, материальное обеспечение, социальные);

-ответственность судьи (дисциплинарная, уголовная, административная).

Научная дискуссия

В научной литературе отмечается, что отождествлять статус судьи со статусом личности, безусловно, не следует. Судьи являются носителями судебной власти. Они фактически олицетворяют орган государственной власти - суд. Но и конструкцию правового статуса органа государственной власти использовать применительно к судье также не стоит. Судья представляет собой уникальное явление в силу своего особого положения, с одной стороны — в обществе как гражданина с особым статусом, с другой — в системе государственной службы как должностное лицо, находящееся одновременно в системе государственной власти и над ней.

Судебная практика

Как указал КС РФ в своем Постановлении от 19 февраля 2002 г. № 5-П, конституционный статус судьи является неличной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому предусмотренную в ст. 18 Конституции РФ действительную защиту его прав и свобод правосудием.

Согласно другому Постановлению КС РФ от 20 апреля 2010 г. № 9-П статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Специфика судебной деятельности и статуса судьи предполагает наличие у судьи не только высокого уровня профессионализма, но и особых морально-этических качеств.



Согласно ст. 102 Конституции РФ назначение на должность судей КС РФ, ВС РФ относится к ведению Совета Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом. Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу. Принесение судьей присяги является юридическим фактом, с которым связывается возникновение прав и обязанностей лица, наделяемого судейскими полномочиями. Согласно п. 5 ст. 11 Закона о статусе судей судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи. В ст. 2 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» установлено, что с момента принесения судьей присяги он становится членом судейского сообщества.

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ, федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

В зависимости от объема полномочий и компетенции есть и целый ряд существенных различий в правовом положении судей в зависимости оттого, в каком суде работает судья (общий суд, военный суд, арбитражный суд, конституционный суд, мировой судья, вышестоящий или нижестоящий суд), какова его должность (председатель, заместитель председателя, председатель судебной коллегии, судья), входит ли он в состав органов судейского сообщества (квалификационные коллегии, советы судей).
18. Конституционный Суд Российской Федерации как орган конституционного контроля в Российской Федерации. Порядок формирования, структура и организация деятельности, основные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. Акты Конституционного Суда Российской Федерации: виды, порядок принятия, юридическая сила.
Учебник Нудненко Л. А.  Конституционное право Российской Федерации, 2020 г.

Правовой статус Конституционного Суда РФ урегулирован Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее - Закон о Конституционном Суде РФ).

Цель Конституционного Суда РФ - защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России.


Правовая природа Конституционного Суда РФ определена в ст. 1 Закона о Конституционном Суде РФ, согласно которой Конституционный Суд - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В этом емком определении сформулированы: правовой статус Конституционного Суда РФ - судебный орган; функция - осуществление конституционного контроля; процессуальная форма деятельности — конституционное судопроизводство; главные принципы деятельности - самостоятельность и независимость при осуществлении судебной власти. Помимо главных принципов этот Закон закрепляет основные принципы деятельности Конституционного Суда РФ - коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

Закон о Конституционном Суде РФ определяет требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи. Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Некоторые требования прямо не названы в этом Законе, но они вытекают из специфики деятельности Конституционного Суда РФ. К их числу можно отнести запрет двойного гражданства, владение русским языком - государственным языком РФ.

Закон о Конституционном Суде РФ устанавливает единство правового статуса судей, которые пользуются равными правами, несут единые обязанности. На них распространяются одинаковые запреты.

Судья Конституционного Суда РФ не может быть
членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда РФ и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда РФ не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в печати, иных СМИ и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ либо изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.

Учебник Конюховой И. А.  Конституционное право Российской Федерации, 2019 г.

Основными принципами деятельности КС РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

К полномочиям КС РФ относятся:

1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;