ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1538

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.



в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешение дел по спорам о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов;

4) толкование Конституции РФ;

5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

5.1) проверка на соответствие Конституции РФ вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации и др.

КС РФ в заседаниях также:

1) принимает послания КС РФ;

2) принимает Регламент КС РФ и вносит в него изменения и дополнения;

3) принимает решения о представлении судьи КС РФ к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей КС РФ награды или иного знака отличия иностранного государства;

4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи КС РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя КС РФ.

КС РФ имеет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, право посланий Федеральному Собранию, участвует в процедуре принесения Президентом РФ присяги народу.

КС РФ решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

КС РФ не вправе самостоятельно начать процедуру судебного разбирательства, принимая к рассмотрению дела только по обращениям субъектов, имеющих на это право.

Основанием к рассмотрению дела является
обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Акты Конституционного Суда Российской Федерации

Учебник Авакьян С. А, Конституционное право Российской Федерации, 2014 г.

Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации. В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» понятием решения охватываются все виды актов Конституционного Суда.

Прежде, когда Суд делился на палаты, в ст. 71 Закона говорилось, что решением Конституционного Суда является решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Суда.

Закон называет (ст. 71) следующие виды решений Конституционного Суда: постановления, заключения, определения, решения.

Постановления — итоговые решения Конституционного Суда по существу любого из вопросов, перечисленных в п. 1—4 ч. 1 ст. 3 названного Закона (это конституционность актов и договоров, споры о компетенции, жалобы физических и юридических лиц и запросы судов, толкование Конституции). Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Заключения — итоговые решения Конституционного Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Определения — все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства.

В заседаниях Конституционного Суда принимаются также решения по вопросам организации его деятельности. Поскольку такие акты не отнесены к видам, обозначенным выше, остается считать, что они являются решениями как по сути, так и по форме.

Учебник Конюховой И. А.  Конституционное право Российской Федерации, 2019 г.

По результатам рассмотрения дела КС РФ принимает решение. Закон предусматривает несколько видов решений, важнейшим из которых является итоговое решение по существу вопросов

, содержащихся в обращениях в КС РФ.

Итоговые решения по делам о соответствии нормативных актов и договоров Конституции РФ, спорам о компетенции, жалобам граждан и запросам судов, по делам о толковании Конституции РФ именуются постановлениями и выносятся именем Российской Федерации.

Итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления называется заключением.

Другим видом решений являются определения - решения КС РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, но не содержащие разрешения дела по существу. В заседаниях КС РФ также принимаются решения по вопросам организации его деятельности. По вопросам своей внутренней деятельности КС РФ принимает Регламент КС РФ. Решение заседаний имеют одинаковую юридическую силу.

Итоговое решение подписывается всеми судьями, принимавшими участие в голосовании. Судья, не согласный с решением КС РФ. вправе письменно изложить свое особое мнение. Судья, голосовавший за принятое итоговое решение по существу рассматриваемого вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Особое мнение подлежит опубликованию вместе с решением КС РФ, а мнение о несогласии с большинством судей подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

*Дополнительно из статьи за 2020 год. О проблеме формирования конституционных (уставных судов) в субъектах РФ.

Опыт показывает, что эффективная деятельность региональных конституционных (уставных) судов возможна только в случае их востребованности со стороны законодательной и исполнительной ветвей власти, органов местного самоуправления, стремления органов власти региона сотрудничать в общей системе разделения властей, позволяя судам беспрепятственно осуществлять возложенные на них полномочия.

Противники создания в регионах конституционных (уставных) судов указывают на экономическую нецелесообразность их учреждения: при низкой результативности работы таких судов на их содержание требуются значительные денежные средства, которые могут быть потрачены на более насущные нужды. 

С. Э. Несмеянова весьма негативно отзывалась о нежелании региональных законодателей учреждать уставные суды, указывая, что
суды общей юрисдикции «не приспособлены для отправления конституционного правосудия». Соглашаясь с данным мнением, отметим, что для приведения законодательства в соответствие с нормами ст. 10 Конституции РФ, устанавливающими наличие самостоятельных ветвей власти, необходимо предусмотреть обязательное формирование на уровне субъектов РФ самостоятельных судебных органов. При этом возникает вопрос: что необходимо предпринять, чтобы, с одной стороны, соблюсти принцип разделения властей на уровне регионов, а с другой - минимизировать денежные средства, необходимые для содержания таких судов?

Для разрешения сложившейся ситуации можно обратиться к опыту Германии, которая является родоначальником конституционной юстиции и имеет устоявшуюся систему конституционных судов субъектов федерации. Ранее результативность работы этих судов тоже была низкой, и ставился вопрос об их расформировании, однако данная тенденция была преодолена, и в настоящее время собственные органы конституционной юстиции функционируют во всех субъектах Германии. Судьи данных судов осуществляют свою деятельность не на постоянной основе, а созываются при необходимости разрешения конкретных дел. Техническое обеспечение конституционных судов земель Германии осуществляется аппаратами федеральных судов.

По мнению А. П. Урбаевой, немецкая система конституционного контроля может быть взята на вооружение российскими учеными и практическими работниками. В целом соглашаясь с данным высказыванием, отметим, что региональный законодатель может воспользоваться опытом Германии именно в части формирования конституционных судов субъектов РФ как органов, которые не функционируют постоянно, а созываются в случае необходимости. Такая позиция не будет противоречить Закону о судебной системе, позволит сэкономить средства, выделяемые на содержание судов, и построить в регионах систему органов государственной власти, которая будет соответствовать принципу разделения властей, провозглашенному в ст. 10 Конституции РФ.
19. Общие начала конституционно-правового статуса и виды органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: виды, порядок формирования, структура, основные полномочия. Конституционно-правовой статус исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: наименование, порядок замещения должности, основные полномочия, правовые акты. Конституционно-правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Учебник Авакьян С. А, Конституционное право Российской Федерации, 2014 г.

Специальным федеральным актом, определяющим основы орга­низации государственной власти в субъектах РФ, является Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации".

В каждом субъекте РФ есть конституция, устав; они определяют особенности статуса, полномочий, структуры и организации работы органов государственной власти данного субъекта. В ряде субъектов есть законы о представительном органе государственной власти, о главе исполнительной власти субъекта и возглавляемом им коллеги­альном органе исполнительной власти (правительстве, администра­ции).

С учетом всего массива нормативных правовых актов и реальной практики вырисовывается следующая система законодательных (пред­ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъ­ектов РФ:

-законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

-высший коллегиальный исполнительный орган государствен­ной власти субъекта РФ — правительство, администрация:

-высшее должностное лицо субъекта РФ, возглавляющее указан­ный коллегиальный исполнительный орган, но вместе с тем имеющее самостоятельный статус и положение в системе государственных ор­ганов;

-отраслевые исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

У каждого субъекта РФ в обязательном порядке есть законодатель­ные и исполнительные органы государственной власти.

Согласно Закону "Об общих принципах организации органов вла­сти субъектов РФ" (ст. 1) деятельность органов государственной вла­сти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими прин­ципами:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, испол­нительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности пол­номочий и исключения сосредоточения всех полномочий или боль­шей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица:

с) разграничение предметов ведения и полномочии между органа­ми государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;