Файл: Учебное пособие Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 835

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

152
Анализ надсистемы продукции. К надсистеме, помимо всего прочего, относится и внешняя среда, в которой функционирует и с которой взаимодействует рассматриваемая продукция. Анализ надсистемы производится с помощью структурной и потоковой мо- дели продукции. При этом целесообразно воспользоваться эвристическими приемами, например, выяснить, можно ли выполнить функцию рассматриваемой продукции путем внесения изменений в смежные объекты надсистемы, какому смежному объекту надсис- темы можно частично или полностью передать выполнение некоторых функций рас- сматриваемой продукции, какие факторы мешают внесению необходимых изменений и нельзя ли их устранить.
Составление списка технических требований к продукции. Этот список должен базироваться на анализе требований потребителей. Для его составления целесообразно использовать приемы развертывания функций качества.
Построение функциональной модели продукции. Обычно функциональная модель продукции создается в виде функционально-логической схемы.
Анализ физических принципов действия для функций продукции. Выявление технических и физических противоречий для функций продукции. Такие противоречия возникают между техническими параметрами продукции при попытке одновременно удовлетворить нескольким требованиям потребителя.
Определение приемов разрешения противоречий и направлений совер-
шенствования продукции. Чтобы реализовать совокупность потребительских свойств объекта, отраженных в его функциональной модели, с помощью минимального числа элементов, модель преобразуется в функционально-идеальную. Для поиска вариантов технических решений часто используют морфологические таблицы.
Построение графиков, эквивалентных схем, математических моделей продукции.
Важно, чтобы модель была продуктивной, т.е. позволяла найти новые решения. Привет- ствуется всякая инициатива и творчество. Морфологическую таблицу целесообразно формировать, когда имеется несколько предлагаемых решений для различных функцио- нальных элементов продукции проекта.
Применение ФФА позволяет повысить качество проектных решений, создавать в ко- роткие сроки высокоэффективные образцы техники и технологий и таким образом обес- печивать конкурентное преимущество предприятия.
7.7. Методы определения показателей качества
Квалиметрия представляет собой науку об измерении качества товаров и услуг. Раз- личают инструментальные и экспертные методы определения показателей качества.
Инструментальные методы основаны на физических эффектах и использовании специальной аппаратуры. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы. Автоматизированные методы наиболее объективны и точны.
Экспертные методы используются там, где физическое явление не открыто или очень сложно для использования. Пример такого метода — оценка качества фигуристов.
Разновидностью экспертного метода является так называемый органолептический метод, основанный на использовании органов чувств человека.
Считается, что измерение — это сравнение одного продукта с другим. Если результат получен теоретическим путем, то это не измерение, а прогноз.
Методы сравнения. При сравнении можно пользоваться тремя шкалами или метода- ми: шкала уровней; шкала интервалов; шкала отношений.


153
При использовании шкалы уровнейс принятой величиной уровня Q сравниваются все остальные величины Q
i
по принципу:
Q
Q
Q
i



Например, температура таяния льда Q = 0°С, измеренная температура Q
i
=50°С, сле- довательно, температура объекта превышает заданный уровень.
При измерениях по шкале порядкарезультатом измерения является решение, напри- мер, в виде ранжированного ряда объектов сравнения:
6 5
4 3
2 1
Q
Q
Q
Q
Q
Q





Ряд является результатом оценок экспертов.
При измерениях по шкале отношений,которая обычно применяется для измерения физических величин, таких как масса, длина, мощность, величины сравнивают по прин- ципу:
q
Q
Q
i

/
, где
Q
I
измеренная величина; Q — эталонная величина.
7.8. Диаграммы Парето
В повседневной деятельности предприятия постоянно возникают различные пробле- мы, такие, как трудности с оборотом кредитных сумм, освоением новых правил принятия заказов, появлением брака. Поиски решения этих проблем начинают с их классификации по отдельным факторам (операциям) с целью выяснения основных, т.е. тех, которые свя- заны, например, с наибольшими затратами. Чтобы выявить основные факторы строят диаграммы Парето и затем производят их анализ.
При использовании диаграмм Парето составляющие, по которым производится ана- лиз, объединяются в три группы: А, В, С.
В первую группу объединяют три фактора, которые по своей величине превосходят все остальные и располагают их в порядке убывания.
Во вторую группу заносят три последующих фактора, каждый из которых в убываю- щем порядке непосредственно примыкает к группе Д.
В третью группу заносят все остальные факторы, выделяя в качестве последнего фак- тора группу «прочие факторы», т.е. те, которые не удалось разделить на составляющие.
Если производить стоимостный анализ, то считается, что на группу А приходится
70—80%всех затрат, а на группу С 5—10%.Промежуточная группа В характеризует-
ся 10—25% затрат, связанных с ошибками и дефектами в работе. Неравноценная стои- мость групп А, В, С наводит на мысль различного подхода к рациональным затратам на производство деталей, входящих в эти группы. Например, контроль деталей в группе А
должен быть наиболее жестким, а в группе Снаиболее упрощенным.
Пример. Допустим, что предприятие выпускает кровельное железо. В течение месяца было произведено 8020 бракованных листов и, естественно, была поставлена задача на уменьшение брака. Для анализа было решено построить диаграмму Парето. С этой целью:
1) собирают месячные данные, которые могут иметь отношение к браку, выявляют количество видов брака и подсчитывают сумму потерь, соответствующую каждому из видов;
2) располагают виды брака в порядке убывания суммы потерь так, чтобы в конце стоя- ли виды, соответствующие меньшим потерям, и виды, входящие в рубрику «Прочие»;
3) строится столбчатый график, где каждому виду брака соответствует свой прямо- угольник (столбик), вертикальная сторона которого соответствует величине потери от


154 этого вида брака (основания всех прямоугольников равны) и вычерчивают кривую куму- лятивной суммы, так называемую кривую Лоренца: на правой стороне графика откла- дывают значение кумулятивного процента; полученный график называется диаграммой
Парето;
4) по оси абсцисс откладывают виды брака, а по оси ординат — сумму потерь;
5) подсчитывают накопленную сумму, ее принимают за 100%;
6) на диаграмме Парето указывают ее название, период полученных данных, число данных, процент брака, итоговую сумму потерь.
Предположим, что служба качества предприятия собрала месячные данныепо браку кровельных листов, приведенные в табл. 7.1.
По данным табл. 7.1. построена диаграмма Парето (рис. 7.6).
Произведем ее анализ. Три вида брака: коробление, боковой изгиб, отклонение от перпендикулярности составляют соответственно 40,181%, 19,442%, 12,961% потерь, а в общей сумме так называемая группа Асоставляет 72,584%. На эту группу на первом эта- пе и нужно обратить особое внимание.
На втором этапе нужно проанализировать каждую из операций группы А,затем соста- вить график мероприятий, которые позволят снизить процент брака.
Рассуждения повседневной жизни при анализе различных ситуаций практически ни- чем не отличаются от принципов построения диаграммы Парето, но она является произ-
водственным документоми отвечает логике систем качества в стандартах ИСО — дей- ствия по улучшению качества должны документироваться.
Если диаграмма Парето строится в течение каждого месяца, то служба качества не- медленно определяет причину брака и намечает мероприятия по ее устранению.
Таблица 7.1
Данные о браке в производстве кровельных листов
Вид брака и количество некачественных изделий
Потери от брака в денежном выражении (в тыс. руб.)
Потери от брака в процент- ном выражении (в %)
1. Боковые трещины —140 5,4 3,449 2. Шелушение краски — 3400 3,7 2,397 3. Коробление — 900 62,0 40,181 4. Отклонение от перпендикулярности — 320 20,0 12,961 5. Грязная поверхность — 1320 4,5 2,91 6. Винтообразность— 1250 8,55,508 7. Трещины по поверхности — 820 10,0 6,488 8. Боковой изгиб — 420 30,0 19,442 9. Прочие причины — 600 10,2 6,660
Итого
154,3
100%

155
Рис. 7.6. Диаграмма Парето для анализа брака кровельных листов:
1 — боковые трещины; 2 — шелушение краски; 3 — коробление; 4 — отклонение от перпендикулярности; 5 — грязь на поверхности; 6 — винтообразность;
7 — трещины на поверхности; 8 — боковой изгиб; 9 — прочие причины.
ТЕСТЫ
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Наиболее полное и правильное определение понятия «качество» звучит сле-
дующим образом:
a) набор важных для потребителя характеристик продукции; b) система основных аспектов проекта, касающихся его разработки, реализации, ма- териально-технического обеспечения и эксплуатации; c) целостная характеристика продукции, касающаяся его способности обеспечивать достижение основных целей производителя; d) целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности; e) показатель бездефектности продукции.
2. Ключевыми аспектами (объектами) качества при управлении проектом яв-
ляются:
a) качество управления; b) качество разработки и планирования проекта; c) качество выполнения работ; d) качество коммуникаций; e) качество материально-технического обеспечения.
3. Современная концепция управления качеством обобщенно называется:
a) управление по целям; b) контроль качества в масштабе всей компании; c) постоянное совершенствование качества; d) всеобщее управление качеством.


156
4. Деятельность по текущему выполнению требований, предъявляемых к техно-
логическим рабочим процессам, это:
a) планирование качества; b) обеспечение качества; c) контроль качества; d) улучшение качества; e) разработка стандартов.
5. При реализации процессов планирования качества используются:
a) диаграмма Исикавы; b) диаграмма Парето; c) анализ затрат и доходов; d) функционально-физический анализ; e) сетевое моделирование.
6. Наиболее правильно сущность контроля качества отражает следующее опре-
деление:
a) контроль качества — это сбор и анализ данных, необходимых для принятия реше- ния по качеству произведенной продукции; b) контроль качества — это учет данных по качеству; c) контроль качества — это учет, анализ, прогнозирование и предупреждение откло- нений от требуемого качества; d) контроль качества — это выявление несоответствующей продукции и ее исправление; e) контроль качества — это планирование, обеспечение и проверка показателей качества.
7. Целью построения диаграммы Парето является:
a) статистический анализ ряда данных по качеству; b) определение приоритетов в области устранения несоответствующей продукции; c) функционально-стоимостной анализ.
8. Чаще всего используются диаграммы Парето:
a) по потребителям; b) по причинам брака; c) по последствиям брака; d) по результатам деятельности; e) по времени.

157
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Глава 8. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ В ПРОЕКТЕ
Риску подвержены в той или иной степени все проекты и большинство аспектов про- екта, такие, как: финансовый, технический, организационный (связанный с возможными нарушениями сроков), социально-политические и др. Управление риском применяется в тех случаях, когда степень риска в проекте достаточна велика.
Риск — это зафиксированная возможность возникновения потерь. Для конкретного проекта потери могут быть выражены в форме недостаточного качества конечного про- дукта, увеличения стоимости проекта, превышения сроков или полным провалом в дос- тижении целей проекта. Другими словами, риск — это проблема, готовая появиться.
Управление риском– это искусство и формальные методы прогнозирования, анализа, оценки, предупреждения возникновения рисковых событий; принятие мер по снижению степени риска на протяжении жизни проекта и распределения возможного ущерба от риска между участниками проекта.
8.1. Описание риска
Рассмотрим случай.
При разработке программного обеспечения функции «Разработчик» и «Тестера» объе- динены в рамках одного проекта и одной команды. В результате таких действий может быть выпущен программный продукт с большим количеством ошибок.
Для того, чтобы риском можно было управлять, он должен быть однозначно и деталь- но описан (рис. 8.1).
Рис 8.1. Описание риска
При описании риска команда должна рассматривать не только симптомы, но и резуль- таты его актуализации (следствия). Следовательно, описание должно описывать не толь- ко то, что вызывает ситуацию (условие), но и ожидаемый результат (следствие).
В классической теории риск подразделяют на две компоненты: вероятность риска и его последствия.
В мировой практике процедуры управления рисками активно применяются в качестве одной из важнейших составляющих проектного управления. К сожалению, в России и
СНГ культура управления рисками в нефинансовой среде еще недостаточно развита, хо- тя именно из-за низкой степени проработки рисков терпят неудачи самые масштабные проекты.
Проекты, которые реализуются более чем один-два года, имеют высокие риски изме- нения требований бизнеса, политики компании, законодательства и других факторов, внешних или внутренних [2,13]. С другой стороны, риском также является сжатый гра- фик выполнения проекта, поскольку чем меньше отведено времени на выполнение каж- дой из задач проекта, тем выше риски их некачественной проработки. Проекты, охваты- вающие множество областей деятельности предприятия, требуют более сложной органи-