Файл: Учебное пособие Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 837

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

137
Оценка стоимости.
Вариант 1.
Анализ (рис. 6.11а) показывает, что имеет место перерасход средств (CV<0). Темпы расходования средств меньше темпов выполнения работ, перерасход уменьшается. В точке R расходование средств будет соответствовать выполняемым работам. Если точка
R раньше конца проекта, то при сохранении существующих тенденций проект будет вы- полнен с экономией средств (CV>0). Если точка R позже конца проекта, то при сохране- нии существующих тенденций проект будет выполнен с перерасходом средств.
Анализ (рис. 6.11б) показывает, что имеет место экономия средств (CV>0). Темпы расходования средств выше темпов выполнения работ, экономия уменьшается. В точке R расходование средств будет соответствовать выполняемым работам. Если точка R рань- ше конца проекта, то при сохранении существующих тенденций проект будет выполнен с перерасходом средств (CV<0). Если точка R позже конца проекта, то при сохранении существующих тенденций проект будет выполнен с экономией средств.
а)
б)
Рис. 6.11. Тенденции оценки стоимости (Вариант 1)
Вариант 2.
Анализ (рис. 6.12а) показывает, что имеет место перерасход средств (CV<0). Темпы расходования средств равны темпам выполнения работ, перерасход постоянный. При со- хранении существующих тенденций проект будет выполнен с тем же перерасходом средств, какой есть сейчас.
Анализ (рис. 6.12б) показывает, что имеет место экономия средств (CV>0). Темпы расходования средств равны темпам выполнения работ, экономия постоянная. При со- хранении существующих тенденций проект будет выполнен с той же экономией средств, какая есть сейчас.
а)
б)
Рис. 6.12. Тенденции оценки стоимости (Вариант 2)

138
Вариант 3.
Анализ (рис. 6.13а) показывает, что имеет место перерасход средств (CV<0). Темпы расходования средств выше темпов выполнения работ, перерасход увеличивается. При сохранении существующих тенденций проект будет выполнен с большим перерасходом средств, чем есть сейчас.
Анализ (рис. 6.13б) показывает, что имеет место экономия средств (CV<0). Темпы расходования средств ниже темпов выполнения работ, экономия увеличивается. При со- хранении существующих тенденций проект будет выполнен с большей экономией средств, чем есть сейчас.
0
П2
время
П1
деньги
ACWP
BCWP
а)
б)
Рис. 6.13. Тенденции оценки стоимости (Вариант 3)
ТЕСТЫ
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. При использовании метода освоенного объема реализуются следующие виды
управленческой деятельности:
a) планирование; b) оганизация; c) координация; d) активизация.
2. В рамках метода освоенного объема затрагиваются такие подсистемы управ-
ления проектом, как:
a) управление качеством; b) управление продолжительностью; c) управление персоналом; d) управление стоимостью; e) управление материально-техническим обеспечением.
3. Метод освоенного объема применяется:
a) на стадии разработки проекта; b) на стадии реализации проекта; c) на стадии эксплуатации проекта; d) на всех стадиях.
4. Основой применения метода освоенного объема служит:
a) структура разбиения работ; b) структура основного капитала;


139 c) структура разбиения стоимости; d) дерево целей; e) структурная сетевая модель.
5. Основными документами метода освоенного объема являются:
a) технико-экономическое обоснование; b) календарный план; c) контрольный листок; d) график загрузки ресурсов; e) план освоения объемов.
6. Чем больше важность и неопределенность проекта, тем:
a) менее обязательно и строго следует использовать метод освоенного объема; b) последовательнее и строже должно быть использование метода освоенного объема; c) теснее должна быть интеграция между руководством проекта и рядовыми испол- нителями при реализации метода освоенного объема.
7. Последовательность и строгость использования метода освоенного объема ха-
рактеризуется:
a) детализацией контролируемых элементов; b) более четкой ответственностью; c) частотой контроля; d) использованием программных средств; e) количеством сотрудников.
8. К базовым показателям традиционного метода освоенного объемаможно от-
нести:
a) фактические затраты; b) прогнозные затраты; c) плановые объемы; d) освоенные объемы; e) плановая продолжительность.
9. Численное выражение объемов работ, запланированных к выполнению в соот-
ветствии с графиком на текущую дату, это:
a) фактические затраты; b) плановые объемы; c) освоенные объемы.
10. Аббревиатуре BCWS соответствует показатель:
a) фактических затрат; b) освоенных объемов; c) плановых объемов.
11. Показателю освоенных объемов соответствует аббревиатура:
a) BCWP: b) ACWP; c) BCWS.

140
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Глава 7. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТА
Управление качеством проекта это раздел проектного менеджмента, включающий процессы, необходимые для обеспечения удовлетворения тех потребностей, ради кото- рых проект предпринят. Состоит из планирования качества, подтверждения качества и управления качеством.
Система качества – это совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая общее руководство качеством. Это определение дано в международном стандарте ИСО (ISO) 8402.
Управление качеством во многом базируется на стандартизации.
Стандарт– это нормативно-технический документ, устанавливающий основные тре- бования к качеству продукции.
Немаловажная роль в управлении качеством принадлежит техническим условиям.
Технические условия – это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а при их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям продукции, а также приравниваемые к этому документу техническое описание, рецептура, образец-эталон
Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продук- ции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества.
7.1. Международные организации
по стандартизации и качеству продукции
Способность фирмы стабильно производить продукцию или выполнять проекты с не- обходимыми качественными характеристиками в течение всего времени действия кон- тракта оценивается наличием у фирмы-производителя системы качества, соответствую- щей международно-признанным стандартам.
Международная организация по стандартизации (International Standard Organization –
ISO или ИСО) создана в 1946 г. Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Стандарты ИСО являются добровольными к применению.
Однако их использование в национальной стандартизации связано с расширением экс- порта, рынка сбыта, поддержания конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Международная электротехническая комиссия (International electrotechnical com- mission – IEC или МЭК).Создана в 1906 г. в Лондоне. После создания ИСО присоедини- лась к ней на автономных правах, сохранив независимость в финансовых и организаци- онных вопросах. Занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. ИСО – во всех остальных отраслях.

Требования к качеству определены Международной организацией по стандартизации и содержатся в стандартах ИСО серии 9000:
1. ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества.
Руководящие указания по выбору и применению».
2. ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектирова- нии и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
3. ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».
4. ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончатель- ном контроле и испытаниях».

141
5. ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества.
Руководящие Указания».
ISO не является стандартом качества собственно продукта. ISO 9001 – это модель или схема организации процессов таким образом, чтобы обеспечить максимально высокое качество работы компании в любых сферах и, в том числе – управлении проектами.
Стандарт описывает требования к бизнес-процессам компании и охватывает все этапы создания продукта или услуги – от подписания контракта до внедрения и поддержки.
Стандарт универсален и применим к любым сферам деятельности. Многие предприятия в России внедряют системы качества (в том числе и для управления проектами) и серти- фицируют их на соответствие требованиям стандартов ISO 9000 [23].
7.2. Государственная система стандартизации
Российской Федерации в области качества
Основу Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС) со- ставляют пять стандартов.
1. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001–2001;
2. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9004–2001;
3. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 10011–1–93;
4. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 10011–2–93;
5. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 10011–3–93.
В Государственные стандарты Российской Федерации включены следующие положения:
1. Требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии.
2. Требования совместимости и взаимозаменяемости продукции.
3. Методы контроля требований к качеству продукции, работ и услуг, обеспечиваю- щих их безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, со- вместимость и взаимозаменяемость продукции.
4. Основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортировке и хранению, утилизации.
5. Положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, со- хранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и другие общетехнические правила и нормы.
ГОСТ Р ИСО 9001–2001 и ГОСТ Р ИСО 9004–2001 были разработаны как согласован- ная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные облас- ти применения, они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для их ис- пользования как согласованной пары.
ГОСТ Р ИСО 9001–2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сер- тификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы ме- неджмента качества при выполнении требований потребителей.
ГОСТ Р ИСО 9004–2001 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001–2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности.
ГОСТ Р ИСО 9004–2001 рекомендуется для организаций, высшее руководство которых,


142 преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требова- ний ГОСТ Р ИСО 9001–2001. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.
Условия подготовки систем качества к сертификации:
1. Наличие точно установленных процедур.
2. Незначительное число возвратов/отклонений.
3. Наличие испытательных лабораторий.
4. Высокая производительность.
5. Наличие на предприятиях менеджеров по качеству.
6. Применение статистических методов контроля процессов.
7. Наличие документально оформленных процедур.
8. Наличие организационно оформленных систем качества.
9. Наличие отдела качества.
10. Организация контроля качества продукции.
11. Точное определение ответственности.
12. Организация выявления дефектов.
Сертифицированная система менеджмента качества является гарантией высокой ста- бильности и устойчивости качества продукции и проектов, выпускаемых поставщиком.
Наличие сертификата на систему качества является необходимым условием для со- хранения конкурентных преимуществ на рынке.
1. Отсутствие проблем с управлением производством.
2. Мало претензий от заказчиков.
Варианты оценки заказчиком системы менеджмента качества поставщика:
1. Клиент удовлетворен утверждением о наличии у поставщика системы качества.
2. Клиент просит представить документы в подтверждении такого утверждения.
3. Клиент хочет проверить и оценить сам систему качества поставщика.
4. Клиент требует сертификации системы качества органом, которому он доверяет.
Отметим, что в России целостная в прошлом система контроля качества трансформи- ровалась сейчас в ряд независимых контрольных органов — как правило, на уровне предприятий или отраслей. Методическое руководство их деятельностью осуществляют
Госстандарт, Госстрой и Госгортехнадзор России.
7.3. Этапы развития систем качества
Для графической иллюстрации основных этапов развития системы качества исполь- зуют фигуру, хорошо знакомую российским производственникам: знак качества [23].
Контур этой фигуры, который, как известно, называется «Пентагон», заполняется пяти- конечной звездой (рис. 7.1).
Рис. 7.1. «Звезда качества»

143
В основании «звезды качества» используют ту или иную концепцию управления каче- ством. В рамках этой концепции система качества должна быть документирована и охва- тывать организационную структуру предприятия, систему управления предприятием, а также систему управления технологи процессами (например, АСУТП).
На «звезде качества», (рис. 7.1) две верхние границы – ее «крыша». Левая плоскость
«крыши» – это система мотивации качественной работы, правая – система обучения пер- сонала. Левая боковая грань изображает систему взаимоотношений с потребителями. В центре «звезды» показывают, какие цели преследуют и в случае успеха достигают созда- ваемые системы, а внизу указывается время, когда та или иная система была четко сфор- мулирована в документах и/или в книгах, статьях (для конкретной системы качества).
Современная философия управления качеством уделяет большое внимание как гори- зонтальным процессам управления качеством (рис. 7.2) (например, процессы, проходя- щие по линии «маркетолог-конструктор-технолог-производственник-испытатель-торго- вец»), так и вертикальным процессам, для которых характерно не только направление сверху вниз, но и снизу вверх.
Рис. 7.2. Интегрированный и межфункциональный процессы управления качеством
Примерами горизонтального управления являются кросс-функциональная командная работа (матричные структуры), статистическое управление процессами, построение ор- ганизационных структур из цепочек «потребитель-поставщик», структурирование функ- ции качества и т.п. (см. в гл. 1).
Организационные системы управления качеством, построенные на предприятиях, мо- гут в разной степени охватывать горизонтальное управление, в том числе управление процессами, и вертикальное управление снизу вверх.
Интенсивное развитие теории и практики организационного управления качеством началось на заре ХХ века с системы Тейлора (выделение функций и исполнительских звеньев, распределение функций по звеньям) и прошло много интересных этапов, к со- жалению, частично или полностью пропущенных российской промышленностью в со- ветское время.
Основу управления качеством на предприятии, в том числе и при управлении проек- тами составляет спроектированная и обязательно документированная система. В этом